Дополнительные образовательные программы

Байзулина Гульфия Вакиловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»

СОГЛАСОВАНА

на педагогическом совете № 01

от 30.08.2022 протокол  № 01

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ г.Нижневартовска

ДС №32 «Брусничка» ___________С.Е. КасаткинаC:\Users\User\Desktop\media\image2.jpeg

приказ от 30.08.2022 №603

Дополнительная общеобразовательная программа

по развитию художественных способностей для детей от 3 до 4 лет «Цветные ладошки»

                   Воспитатель:

                    Байзулина Г.В.

                   

        

г. Нижневартовск

  1. Содержание

Наименование

Страницы

1.

Содержание

2

2.

Паспорт программы

3

3.

Пояснительная записка

4

3.1.

Цели и задачи

5

3.2.

Планируемые результаты

5

3.3.

Объем образовательной нагрузки

5

4.

Содержание Программы

7

5.

Организационно-педагогические условия

19

5.1.

Учебный план

19

5.2.

Расписание занятий

19

5.3.

Календарный учебный график

20

5.4.

Программно-методическое обеспечение

21

5.5.

Материально - техническое обеспечение

22

6.

Мониторинг

23

7.

Список используемой литературы                                                                                

23


2.Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОПУ по развитию художественных способностей

«Цветные ладошки»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован Минюстом России 18.12.2020 № 61573) (далее – СП 2.4.3648-20);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

Программа «Цветные ладошки»

Заказчик Программы

Родители (законные представители)

Сроки реализации Программы

1 год

Разработчик Программы

Байзулина Г.В.

Цель Программы

 Формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру; развитие познавательных, конструктивных, художественно-творческих способностей в процессе создания образов, при использовании различных материалов и техник.

Задачи Программы

1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина, природного и бросового материалов, укреплять мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умения создания самостоятельных предметов и изображений, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3. Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, умение любоваться своими работами.

Система организации контроля за реализацией Программы

Способами определения результативности программы являются:

  • диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
  • выставки детских работ, организуемые в группах после проведённых занятия;
  • участие в городском и областном конкурсах, участие в городских выставках;
  • творческий отчёт руководителя на педсовете.

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

Светлана Евгеньевна Касаткина

Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

Инна Владимировна Дементьева

3.Пояснительная записка

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.

 Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение . Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда .

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому возникает необходимость применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Мы выбрали данное направление в работе с детьми, так как считаем его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

3.1 Цель Программы: Формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру; развитие познавательных, конструктивных, художественно-творческих способностей в процессе создания образов, при использовании различных материалов и техник.

 Задачи:  

1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина, природного и бросового материалов, укреплять мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умения создания самостоятельных предметов и изображений, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3. Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, умение любоваться своими работами.

3.2. В результате обучения по данной программе дети:

3.3 Объём образовательной нагрузки

Программа разработана для детей дошкольного возраста (3—4 лет)

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.

Группа включает 8 детей.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения очная.

Срок реализации программы 1 учебный год.


4. Содержание программы

 Календарно-тематическое планирование

№ и тема занятия

Техника рисования

Содержание

Материал

Сентябрь

1. "Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Пальчиковые краски (голубой цвет),

салфетки, альбомный лист (заготовка тучка)

2.«Солнышко»

Рисование ладошками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – печатание ладошками. Вызывать эстетические чувства к природе, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета, пальчиковые краски (жёлтый цвет).

3. «Компоты и варенье в баночках»

Отпечаток яблоками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – оттиск. Продолжать учить наносить ритмично отпечатка на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

 Лист бумаги, гуашь, половинки яблок (заготовка банка).

4. «Астры в вазе» (цветы)

тампонирование

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – тампонирование. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, гуашь розового и фиолетового цвета. Коктейльные трубочки, с одной стороны, разрезанные.

5.«Астры в вазе» (Ваза)

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги (заготовка ваза), пальчиковые краски.

6. «Осеннее дерево» (1 занятие)

Рисование ладошкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование ладошкой. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги. Пальчиковые краски (коричневый)

7. «Осеннее дерево» (2 занятие)

 

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчиками. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Предыдущая работа +. пальчиковые краски (жёлтый, коричневый, оранжевый, красный).

8. «Осенний лес»

Отпечаток листьев

Продолжать знакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь

Лист бумаги. Сухие листья. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

октябрь

1.«Подсолнух»

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий, используя точку и линию как средство выразительности.

Альбомный листы (заготовка подсолнух), пальчиковые краски  (черная, желтая), салфетки.

 

2.«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

 

Рисование пальчиками

 

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь красная, белая, салфетки.

3.«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Рисование пальчиками

 

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятия + сухие листья.

 

4.«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

Рисование пальчиками

 

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа (заготовка пенёк), пальчиковые краски (коричневая)

5.«Жёлтые листья летят».

Рисование по мокрому

 

Познакомить с техникой рисования – по мокрому. Развивать умение равномерно наносить краску на заготовку. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нанесением изображения листика восковым карандашом, гуашь жёлтая, красная.

6.«Осеннее дерево» (коллективная работа).

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Бумага А3. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

7. «Ягоды в корзине».

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы (заготовка корзинка), пальчиковые краски (красного цвета).

8. «Зонтик»

Рисование пальчиками

 Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость.

Заготовка с изображением зонтик, пальчиковые краски.

ноябрь

1.«Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

2.«Свитер для друзей».

 

Рисование ладошкой и пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить   составлять элементарный узор.

Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

3. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование вилкой

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая, вилка пластиковая.

4.«В гостях у жирафа»

 

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

изображение жирафа, пальчиковые краски

5.«Пятнистая черепаха».

Оттиск пузырчатой бумагой

Продолжать знакомство с техникой рисования – оттиск. Учить рисовать животных способом оттиск пузырчатой бумагой. Дорисовывать детали образа черепахи пальчиком.

Изображение черепахи. Пальчиковые краски. Пузырчатая бумага.

6.«Лиса»

Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение лисы, гуашь в мисочках, салфетки.

7. «Зайчик»

Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение зайца, гуашь в мисочках (серый цвет).

8. «Мишка»

Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение медведя, гуашь в мисочках, салфетки.

декабрь

  1. «Снеговик»

 

Рисование мятой бумагой.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Цветная бумага темных тонов, гуашь белого цвета. Старая бумага для скатывания.

  1. «Шишка»

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость.

Заготовка шишка, пальчиковые краски.

3.«Зимний лес»

(1 занятие)

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Бумага, пальчиковые краски (зелёный)

4.«Зимний лес» (2 занятие)

 

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

 Предыдущая работа + пальчиковые краски (голубой). Прорисовывание снежка.

5.«Красивые шары на еловой ветке»

(занятие 1)

 

Комбинированная

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги (заготовка новогодний шар), пальчиковые краски, салфетки.

 

6. «Красивые шары на еловой ветке»

(занятие 2)

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Предыдущая работа + пальчиковые краски (зелёная), прорисовывание еловой ветки.

7. «Украсим ёлочку» (занятие 1)

Комбинированнная

 Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Заготовка ёлочка, кисть, гуашь зелёного цвета

8.«Украсим ёлочку» (занятие 2).

 

Комбинированная

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).).

Заготовка ёлочка, пальчиковые краски, ватные палочки, губки.

январь

1. «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая

2. «Вот зима, кругом бело»

оттиск

Продолжать знакомство с новым способом рисования – оттиск. Учить рисовать деревья способом оттиск китайской капустой. Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист, капустный лист, гуашь.

3. «Снег кружится».

Комбинированная

Закреплять умение рисовать   пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик

Тонированный лист синего цвета, пальчиковые краски, ватные палочки.

4.«Деревья в снегу»

Восковые мелки + акварель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

5.«Мои рукавички»

Оттиск пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета

6. «Снежинки».

Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

7.«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

Комбинированная

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая

февраль

1.«Красивая салфеточка».

Рисование пальчиками.

 

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага размером 50*50. Пальчиковые краски.

2.«Весёлый снеговик»

 

Рисование пальчиками.

 

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

3. «Шарики воздушные, ветерку послушные...»

Рисование пальчиками.

 

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. 

4. «Кактус»

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

Бумага, пальчиковые краски.

5.«Автомобиль для папы».

Оттиск

 

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность.

Заготовка автомобиль, пальчиковые краски, салфетки.

 

6.«Кораблик для папы» (занятие 1-е).

оттиск

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, гуашь.

7.«Кораблик для папы» (занятие 2-е).

оттиск

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность

Салфетки, изображение кораблика, гуашь.

8.«Украшение чайного сервиза»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

март

1.«Цветы для мамы» (занятие 1)

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Пальчиковые краски, плотные цветные листы, салфетки.

2.«Цветы для мамы» (занятие 2).

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность

Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.

3. «Ветка мимозы»

Рисование пальчиками.

 

Упражнять в рисовании с помощью пальчиков. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

Листы с изображением ветки, пальчиковые краски, ветка мимозы.

4.«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета.

 

5. «Медуза».

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании с помощью пальчиков. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

Листы белой бумаги     размером 20*20. Восковые мелки. Пальчиковые краски разных цветов.

6. «Рыбки в аквариуме»

Тычками жесткой кистью. Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

7. Оформление коллажа «Подводное царство».

 комбинированная

Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. 

Ватман. Пальчиковые краски

8.«Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

апрель

1. «Клоун»

Рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма

Контур предмета, восковые мелки, белая бумага

2.«Ракета»

Рисование по мокрому

Продолжать учить выполнять рисунок в технике по мокрому.

Картон с изображением ракеты восковыми мелками, кисти, акварель.

3.«Ночь и звезды»

Рисование манкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Картон тёмного цвета с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа

4. «Закат»

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

5. «Жили у бабуси два веселых гуся»

рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей

6. «Мое любимое животное»

Тычок жёсткой кистью

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное.

Готовые формы животных

7. «Петушок-золотой гребешок»

 (коллективная работа)  

Рисование ладошками

Продолжать упражнять в рисовании ладошками.  Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Силуэт петушка, пальчиковые краски, салфетки.

8. «Яблоня в цвету»

оттиск

Продолжать закреплять умение наносить печать при помощи различных штампов. Развивать творческое воображение.

Лист с изображением ветки. Штампы (цветочки), гуашь розового цвета. Пальчиковые краски зелёного цвета.

май

1-2. «Салют»

Рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма

Плотный картон, восковые мелки, акварель.

3. «Бабочка»

 Рисование ватными пальчиками, тампонирование

 Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

4. «Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

5.«Травка»

комбинированная

Упражнять в технике печатанья ладошкой, печатания штампиками. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Листы белой бумаги, пальчиковые краски.

6. «Одуванчик»

Рисование пальчиком.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

 

7. «Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

8. «Сиреневый букет»

оттиск

Упражнять в работе данной техникой.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки скатывания бумаги.

Изображение ветки сирени, бумага для скатывания, гуашь.

Итого: 71 занятия в год.


5. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Наименование услуги

Количество часов в неделю,

возрастная группа

1.

Проведение занятий по развитию художественных способностей «Цветные ладошки»

 

Младший дошкольный возраст

2

5.2 Расписание занятий

Дни недели

Время

 Возраст

            Пн   /   Чт

    11.00 - 11.30ч

                              3 – 4 года


5.3 Календарный учебный план

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Рисование пальчиками

3

6

2

4

3

2

1

2

 Рисование ладошкой

2

1

1

1

2

1

Оттиск

2

4

1

1

1

Комбинированная

3

2

4

2

Тампонирование

1

Рисование восковыми мелками

1

1

Тычок жёсткой кистью

3

1

1

Рисование манкой

1

Рисование по мокрому

1

1

Рисование печатками

2

Свеча + акварель

2

Рисование мятой бумагой.

1

Оттиск пузырчатой бумагой

1

Открытое занятие

1

1

Итого занятий:

8

8

8

8

7

8

8

8

8

71 занятие 36 недель


5.4 Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем

утверждена, рекомендована

1

Проведение занятий по художественному развитию детей

Дополнительная

образовательная

программа по развитию художественных способностей детей «Цветные ладошки»

Программа «Цветные ладошки» Лыковой И.А. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

Принципы, лежащие в основе программы:

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

•        Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

•        Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

•        Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

•        Уважительного отношения к результатам детского творчества.

•        Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

•        Игровые упражнения

•        Игры дидактические

•        Показ

•        Беседы

•        Рассматривание

•        Упражнения

Используемые методы:

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Направления работы

Формы работы

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

Примерная структура занятий:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (20 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

5.5 Материально-техническое обеспечение

- Помещение для занятий: групповая комната.

- Технические средства: мультимедийные презентации, СD и аудио материалы.

- Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, мелки, гуашь, акварель, кисти     беличьи, щетинистые, зуб. щетки, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата, природный и бросовый материал, трафареты, ватные палочки и диски и т.п.

6 Мониторинг результатов освоения программы

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________________ Возраст____________

Вид и название детского объединения_______________ Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения__________

Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

7.Список литературы: