Делюсь с коллегами

Захарова Наталья Владиславовна

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно –исследовательский проект

«Водные ресурсы Земли»

Цель проекта: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, какую пользу для человека и всего живого, имеет вода.

Задачи:

- рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов планеты Земля;

- познакомить детей с основными свойствами воды, через опытно-экспериментальную деятельность;

- формировать представления детей о воде, её значении для всего живого;

- формировать умение различать различные состояния воды (лёд – вода – пар);

- формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать, делать выводы;

-  развивать логическое мышление детей.

- развивать любознательность в процессе исследования и экспериментирования.

-  воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.

Актуальность темы: Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах планеты Земля и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.

Гипотеза: Если дети узнают больше о ресурсах воды, то у них появится бережное отношения к воде и природе.

Вид проекта: групповой (разновозрастная группа №2), краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – практический.

Возраст детей: 4 - 6 лет

Срок реализации: с 21 марта по 31 марта 2022 г.

Схема поэтапной реализации познавательно - практического

Проекта «Водные ресурсы Земли»

Реализация проекта в 3 этапа:

Подготовительный:

- подбор методического и дидактического материала, художественной литературы, загадок по теме проекта;

- подбори разработка презентаций об истории создания карандаша;

- разработка непрерывной образовательной деятельности по проекту;

- подбор мультипликационных фильмов по теме проекта;

- разработка консультации для родителей по теме проекта.

Основной этап:

- реализация проекта по составленному плану.

Заключительный этап:

- подведение итогов проекта.

План реализации познавательно –исследовательского

проекта «Водные ресурсы Земли»

Ежедневная работа с детьми:

- Создание макета «Круговорот воды в природе»;

- Консультация для родителей «Берегите воду!», «Правила поведения на водоемах».

Направления

развития

Виды

детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая

деятельность

  - Сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве».

- Труд в природе «Поливаем растения», «Укроем растения снегом».

- Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Польза и вред», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая

деятельность

-Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодка», «Медузы», «Волновалось сине море», «Рыбки», «Дождик».

-Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек»,«Удочка».

- Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «Теплоход», «Тихо плещется вода».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление

с окружающим миром

  - НОД «Секреты воды», «Море бывает в беде»;

- беседы: «Путешествие по глобусу», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека), «Что растет в воде».

  - просмотр презентаций «Водоемы родного края».

- просмотр мультфильма «Капитошка», «Мойдодыр», «Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды».

 - Опыты и эксперименты: Опыты «Веселые кораблики», «Водяная мельница», «Вода-невидимка», «Как растения пьют воду?», «Окрашивание воды», «Сушим полотенце», «Куда делась вода?».

Развитие речи и обучение    

 грамоте

- беседы:  «Кому нужна вода», «Водоемы родного края», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Откуда берется вода в водопроводном кране?», «Безопасность на воде»;

Приобщение к художественной литературе

- чтение пословиц и поговорок подходящей к теме проекта;

- чтение рассказа И. Урядова «Сказка о воде»,  Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки « Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде»  О.Н. Гаврилова.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

Создание альбома «Вода бесценный дар»;

Рисование «Водный транспорт»,  «Морской пейзаж».

Вывод

- Создание альбома «Вода бесценный дар»;

- Совместно с родителями создание видеоролика «Круговорот воды в природе»;

- Создание макета «Круговорот воды в природе».



Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит и экономическая культура личности дошкольника. Она характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость и смекалка, трудолюбие и умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Одним из аспектов финансовой сферы, являются деньги. Дети узнают о том, что деньги - это знаки, они бывают разные (в виде монет и купюр), имеют различный наминал (достоинство), деньги являются мерой стоимости при купле - продаже. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами еще в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем.

Успех работы по формированию финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие задачи ставит перед собой педагог, какими методами и приемами он пользуется, чтобы донести до детей определенное содержание материала.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Развивать способность понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развивать эмоциональную сферу детей, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развивать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Итак, вся деятельность была ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса: педагог - воспитанники – родители (законные представители ребенка) - социальный партнёр (отделение Саратов банк России).

На протяжении всего учебного года воспитанники посещали «Отделение Саратов банк России», где детей познакомили с экспонатами музейного фонда с акцентом на самые значимые и интересные предметы: сейф, письменный прибор, кованный сундук, счёты, копилка, форменная одежда работника банка. Далее рассказали, как и когда появились первые монеты и банкноты, как работает монетосчетная машина и машина для обработки банкнот.

Эту же работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников мы закрепляли и в детском саду. А именно постарались обогатить разные виды детской деятельности экономическим содержанием. Были организованы сюжетно - ролевые игры, такие как «Магазин», «Кафе», «В отделе тканей», которые помогли детям социализироваться в экономику.

Проводились экскурсии и беседы, с целью знакомства детей с различными профессиями, а также, с целью выявления насколько дошкольники усвоили материал.

Овладение экономическим содержанием осуществлялось и в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволили каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через математику, настольно печатные игры («Деловые хлопоты», «Конфетки и монетки»), словесные игры («кто как работает», «Товары и услуги». Викторина «Денежный вопрос»), рисование (рисуем деньги будущего), аппликацию.

Родители тоже не остались в стороне, общими силами нам удалось собрать коллекцию монет и создать лепбук «Финансовая грамотность».

Итогом работы по «Формированию основ финансовой культуры» стало музыкально-театрализованное представление «Приключение Копеечки» и игра-квест с элементами соревнования, с целью закрепления полученной информации. Все участники просветительской программы «Формирование основ финансовой культуры» получили в конце года сертификаты.

Опыт показывает, что насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Также уроки финансовой грамотности позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.



Предварительный просмотр:

Согласовано старший воспитатель                                        Сазонова Н.М.

Индивидуальный лан работы по самообразованию

на тему: «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной и речевой деятельности детей 5-6 лет»

Воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1 «Солнечный зайчик» г. Саратов Захаровой Натальи Владиславовны

Работа начата: 01.09.2022 г.

Предположительное окончание: 31.05.2023г.

Тема: «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной и речевой деятельности детей 5-6 лет»

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

1. Развивать нестандартное, широкоформатное, гибкое мышление, умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий.

2. Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой - либо среде и имеющему прошлое и будущее.

3. Формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи.

Этапы работы:

  1. Повышение уровня образования

Изучение нормативно-правовой литературы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. (редакция от 02.07.2021г.) №273 ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

- Конституция РФ, статьи 43, 72;

- Конвенция о правах ребенка (1989);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 373 от 31.07.2020 г.

Изучение методической литературы:

1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009;

2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003;

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991;

4. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995;

5. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.;

6. Дыбина О.В. «Что было до», М.: Творческий центр СФЕРА, 2004;

7. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006;

8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010;

9. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2018;

10. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2013;

11. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006;

12. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007;

13. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007;

14. Сидорчкук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г. Ульяновск, ООО «Вектор - С», 2014 г. – 124 с.

Посещение постоянно действующих, семинаров, семинаров-практикумов, психолого-педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других ДОУ

Дата

Название мероприятия

27.09.2022

Просветительная акция «Единый профсоюзный диктант».

9.10.2022

Консультация «Новая линия родительского роста»

С 15.10.2022 по 15.11.2022

Чемпионат России по фоновой ходьбе «Человек идущий» в категории «Команды организаций».

24.10.2022

Вебинар «Как сделать тестовое задание для детей доступным методом»

28.10.2022

Мастер-класс «Мнемотехника для детей 6-9 лет»

1.11.2022

Марафон «Поддержка и продвижение проектной деятельности в дошкольной организации, реализуемой в рамках ФГОС, через общероссийские проекты и конкурсы как первый шаг развития детской одаренности.

23.11.2022

Мастер- класс «Стресс от многозадачности у педагога»

03.12.2022

Образовательный курс «Юридические аспекты педагогической деятельности»

17.01.2023

Городская научно-методическая лаборатория, ФГБОУ «СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского»

20.04.2023

Международный форум «Гуманизация образовательного пространства», МБДОУ «ЦРР – детский сад №44»

21.04.2023

Региональный семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы воспитания», МАДОУ «Детский сад №18» ЭМР Саратовской области

19.05.2023

Научно-методическая лаборатория, вебинар «Сетевое взаимодействие и социальное партнёрство ДОУ, как условие для успешного развития дошкольника», МДОУ «ЦРР – детский сад №1»

  1. Планирование организации образовательной деятельности с детьми

Дата

Совместная образовательная деятельность с детьми, осуществляемая в процессе режимных моментов (НОД, игровая, коммуникативная, чтение)

Октябрь

Системный оператор: игра «Яблонька» (рассматривание задуманного объекта) - развивать умение описывать предмет/объект по системному оператору.

Анализ сказки «Заюшкина избушка» по системному оператору,

игра «Лиса» (описание внешнего вида животного) - развивать умение описывать предмет/объект по системному оператору.

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые».

Игра «Хорошо-плохо»
Цель: Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять - это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное - плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы - это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

ноябрь

Игра «Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них - увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
•Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
•Хочу увеличить выходные.
•Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
•Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
• Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

Игра «Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит - его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

Игра «Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
• Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
• Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
• У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки - иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

Игра «Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

декабрь

Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто я?»

Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – ромашка, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – апельсин, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – гриб, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – колосок, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игровое упражнение «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.

январь

Игра «Был. Есть. Будет»
Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: Огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет - солёный, мягкий, хрустящий.

Игровое упражнение «Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

февраль

Игра «Кто где живёт»
Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Необычный подарок»

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.

Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)

Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.

«Путаница».

Цель: Закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.

Ход игры. Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок.

Пр.: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло весящее.

Игра «Давай поменяемся».

Цель: Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни.

Ход игры. Воспитатель раздаёт 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчёлка, шуба, автомобиль и т.д.).

Выберите признак, типичный для объекта (пчёлка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту автомобиль летающий, пчёлка согревающая, шуба скоростная). Объясни, когда объект может быть таким.

Пр.: пчёлка согревающая, потому что она дает мёд, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если её быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто летит.

март

Игра «Отгадай секрет».

Цель: Учить детей строить гипотезы по отношению к объектам с необычными признаками.

Ход игры. Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит угадать и предложить варианты ( построить гипотезы).

Пр.: Мохнатая книга - признак мохнатости может быть взята от медведя, собаки.

Игра «Случайный выбор», объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

1) Объект «кастрюля».

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

3)Признаки случайных объектов:
Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля -кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.

Игра «Случайный выбор»

1) Совершенствуемый объект - фонарик.

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют.

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Рассказывание по картине Белка»

Цель: Учить определять состав картины

устанавливать связи и взаимодействия между основными объектами

сравнивать их по форме побуждать составлять рассказ из 3-4 предложений.

апрель

Игра «В круг выходят…»

Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.

«Мы в кругу стоим, на друг друга глядим.

Раз, два, три, в круг выходят те у кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.

Игра «Пинг-понг»

Цель: учить подбирать слова –антонимы.

Игра «Объяснялки».

Цель. Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни или фантастической ситуации.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря ребёнка.

Пр.: навязчивый, расторопный, невероятный, пронырливый и т.д..

Ребёнок берёт по одной карточки из каждой стопки, с помощью взрослого составляет словосочетание, объясняет, когда объект бывает таким.

Игра «Слон» (определение среды обитания и местонахождения)

- где слон живет? (в Африке, в Индии)

- а где он может находиться? (цирке, зоопарке)

май

Игра «Шифровка» (каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)

Босая собака (Кот в сапогах)

Кубик (Колобок)

Проснувшееся чудовище (Спящая красавица)

Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)

Сарай – Сараич (Терем – Теремок)

Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)

Собакина будка (Кошкин дом)

Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)

Подаренная луна (Краденное солнце)

Игра «Всё наоборот»

Цель: Познакомить детей с приёмом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путём использования антонимов; развивать чувство юмора и воображения.

Игра «Живое-неживое»

Цель: Побуждать детей анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя; формировать с воспитателем противоречия и решать их с помощью знакомых приёмов; формировать навыки сравнения живого и неживого; способствовать системному видению окружающих предметов.

Сочинение сказки

Цель: Учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;

развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник; закрепить умение детей описывать объект с помощью имен признаков;

воспитывать интерес к совместному со сверстниками сочинению сказок.

  1. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Сроки

Форма работы

Сентябрь

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

Октябрь

Наглядная агитация в папке-ширме «Что такое ТРИЗ?»

Ноябрь

Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»

Декабрь

Памятка «Факторы успешного речевого развития детей».

Январь

Консультация «Развитие способностей к творчеству у детей дошкольного возраста»

Февраль

Консультация «ТРИЗ - в повседневной жизни»

Март

Картотека игр по ТРИЗ

Апрель

Консультация «Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ»

Май

Консультация «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

  1. Взаимодействие с социальными партнёрами (театрами, спортивными и музыкальными школами, общеобразовательными учреждениями)

Сроки

Формы работы

сентябрь

Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина

октябрь

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

ноябрь

2-е Онлайн-встречи с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

декабрь

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

январь

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

февраль

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

март

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

апрель

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина, викторина «Юные экологи» (7.04.2023)

Саратовский планетарий «Полёты в космос» (11.04.2023)

Баскетбольная Лига Саратова

май

Онлайн-встреча с МБОУ «Прогимназия №131» г. Красноярска

Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина, игра-занятие посвященное «Дню Победы» (03.05.2023)

Саратовский театр кукол «Теремок», спектакль «Бармалей»; экскурсия по «Закулисью» (12.05.2023)

МБУДО «ДХШ им. М.В. Тельтевской» (15.05.2023)

  1. Создание развивающей среды

Для чего нужны игры по технологии ТРИЗ? Для развития у дошкольников речи, творческого воображения, а также такие качества мышлении, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. В группе создана открытая развивающая среда, которая соответствует требованиям программы, позволяет совершенствовать технологии. В старшей группе оборудован «Речевой центр», в котором находятся различные пособия и картотека дидактических игр по ТРИЗ.

Обновление данного игрового уголка происходит регулярно.

  1. Подведение итогов самообразования за 2022-2023 уч.г.

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по

какому признаку проводится сравнение. 

Ход:  На  доске  –  изображение  четырех  предметов.  Объяснить  детям,   что 

«лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. 

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

 Для того, чтобы понять, как это работает, стоит попробовать. Нестандартный подход ТРИЗ можно использовать в любой деятельности ребенка на протяжении всего времени пребывания в группе. Это и занятия, и игры, и режимные моменты. Такой подход намного эффективнее, чем стандартные двадцатиминутные занятия.

ТРИЗ не отвергает устоявшийся план образования. Вам не придется кардинально менять то, что было наработано годами. Вы постепенно, поэтапно добавляете в свое ежедневное общение с детьми элементы теории и замечаете результаты.

У детей формируется гармоничная модель мира. Они могут проводить аналогии и отслеживать взаимосвязи. Ребенок попадает в ситуацию успеха, не боится пробовать что-то новое и допускать ошибки. Дети слушают друг друга, выдают собственные идеи с опорой на ответы других ребятишек. Активно включается воображение, стимулируется развитие умственных способностей.

Огромный плюс применения методов ТРИЗ технологий в детском саду в том, что у каждого участника процесса появляется возможность в проявлении собственной индивидуальности, нет выравнивания под общепринятые стандарты. Дети учатся нестандартному мышлению и осознают, что в любой ситуации можно найти максимально удобное решение.

Например:  -  Вот  помидор.  Он  будет  лишним  среди  банана,  яблока,

апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). 

А теперь лишний  – банан. ПОЧЕМУ? (банан  – продолговатый, а остальные

круглые).  Лишний  – апельсин.  ПОЧЕМУ?  (его  можно  разделить  на  дольки

без  ножа).  Лишнее  –  яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко  хрустит,  когда  его

откусывают). 

Примечание:  сравнение  по  цвету,  весу,  размеру,  вкусу,  где  растет,

количеству букв и т.д

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по

какому признаку проводится сравнение. 

Ход:  На  доске  –  изображение  четырех  предметов.  Объяснить  детям,   что 

«лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например:  -  Вот  помидор.  Он  будет  лишним  среди  банана,  яблока,

апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). 

А теперь лишний  – банан. ПОЧЕМУ? (банан  – продолговатый, а остальные

круглые).  Лишний  – апельсин.  ПОЧЕМУ?  (его  можно  разделить  на  дольки

без  ножа).  Лишнее  –  яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко  хрустит,  когда  его

откусывают). 

Примечание:  сравнение  по  цвету,  весу,  размеру,  вкусу,  где  растет,

количеству букв и