Воспитатель года - 2024

Эней Ай-Кыс Александровна
Интернет-портфолио учителя-логопеда МБДОУ детский сад "Чечек" КВ

Я создала этот сайт для тех, кому интересен мир детства, для тех, кто шагая рядом с ребенком по дороге знаний и открытий, держа его руку в своей, вместе с ним заново открывает для себя этот мир.

 

Моё педагогическое кредо
Мое педагогическое кредо – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, зажечь интерес к новому и сделать все, чтобы этот интерес не угасал, научить уметь признавать ошибки и исправлять их, не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их.
Визитная карточка "Я - педагог"
Почему нравится работать в образовательной организации дошкольного образования
Мне нравится работать в детском саду, потому что здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь здесь «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим воспитанникам. Быть педагогом, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим воспитанникам.
Профессиональные и личностные ценности
Умение находить общий язык с детьми и родителями, доброжелательность, оптимизм, ответственность, отзывчивость, всегда готова помочь, открытость ко всему новому.
Работа с детьми 
 
  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме

 «Гласные звуки А, У, О»

Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Повторить и закрепить приобретенные знания, умения и навыки на материале изученных звуков и букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей различать звуки А, О, У, по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятие «гласный звук»;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

 -презентация;

- Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками);

- «Домик» (место звука в слове);

- мяч;

- картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Образовательные области:

- речевое развитие,

- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;

- разучивание пальчиковой гимнастики;

- разучивание физкультминуток (движение с речью);

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (картинки, показ артикуляции).

- Игровой (дидактические игры)

- Практический (упражнения).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуквия.  Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша. Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка?

  1. Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

  • [А] — Откройте шире рот,

           Как огромный бегемот!

           Подразнить его охота –

           Пошутим над бегемотом . («Окошко»)

  •  [У] — Надул капризно губки,

           Подними скорее руки!

           В гости к нам пришел слоненок –
          Удивительный ребенок.
          На слоненка посмотри –
          Губы хоботом тяни!
 («Трубочка»)

  •  [О] — округлив побольше губы,

            О, прикрыл немного зубы.

            На качелях О катался:

            Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы.

- Вспомните, что мы слышим и произносим?

- Что мы читаем и пишем? 

- Какие звуки мы называем гласными? 

- Каким цветом они обозначаются?

  1. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

п, а, с, о, к,  у, т.

  1. Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

- Давайте с вами поиграем. Сейчас я буду называть слова, а вы догадайтесь, какой звук выпал и как сказать правильно.

-Будет отвечать тот, кому я дам камешки.

                 -втобус

                -рбуз

                -тёнок

                -гурец

                -тюг

  1. Фонетический анализ и синтез слов.      

- На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем!

-Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок.

-На домике Пирата отметим красным цветом то окошечко, где слышится звук в данном слове.

Динамическая пауза.

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом.

- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать слово, начинающееся с этого звука.

III. Итог занятия.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуквия и вспомним чем мы сегодня занимались.

- Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Спасибо всем за занятие!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида с. Хандагайты

668130, Республика Тыва, Овюрский район, с.Хандагайты

                                                             

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия

«Домашние животные

и их детёныши»

                                                               Подготовила учитель-логопед

                                                                             Эней Ай-Кыс Александровна

2023

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

(в старшей логопедической группе)

Цели:

закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;

активизировать  активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;

закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем;

закрепить умение составлять простые распространенные предложения;

учить составлять рассказ-описание по плану-схеме;

развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.

Предварительная работа:

1.Повторение названий домашних животных.

2.Отгадывание и разучивание загадок о домашних животных.

3.Рассматривание картинок с изображением домашних животных (называние и показ частей тела, детенышей, где живут, чем питаются).

4.Рисование домашних животных.

Оборудование:

картинки с изображением домашних животных и их детенышей, дидактическая  игра «Кто где живёт?», мяч,  дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?», опорные схемы для сравнения домашних животных, схема для составления описательного рассказа, наборное полотно, указка.

1.Оргмомент

Л.: - К нам сегодня на занятие пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им

  .Игра – упражнение «Угадай животное»

- Сядет тот, кто угадает животное:

Лохматая, пятнистая, злая – собака.

Большая, спокойная, рогатая – корова.

Сильная, резвая, стройная – лошадь.

Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.

Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.

Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.

Рогатая, бородатая,  бодливая  - коза.

По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.

Л.: -Молодцы. Сядем правильно.

2. Постановка учебной цели

Л.: -  О ком были загадки?

Д.: -О домашних животных.

Л.:- Почему их называют «домашними»?

Д.: - Потому что они живут рядом с человеком,  который за ними ухаживает,  и  приносят ему пользу.  

Л.: - Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

3. Дидактическая игра «Назови ласково»

Л.: - Назовём домашних животных ласково. Корову мы  назовём – коровушкой, лошадь..

Д.: - Лошадь мы назовём лошадкой.

Козу мы назовём  – козочкой.

Свинью мы назовем – свинкой.

Собаку мы назовём - собачкой.

Кошку мы назовём – кошечкой.

Овцу мы назовём -  овечкой.

4. Дидактическая игра  «Кто, где живет?»

Л.: - Давайте вспомним, где живут домашние животные,  и расселим их по их домам.

Д.: - Корова живет в коровнике,  лошадь живет  в конюшне, овца и коза живут в хлеве, свинья живет  в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.

Л.: - Молодцы, вы правильно расселили всех  животных.

5. Дидактическая игра  «Чья мама, чьи детки?» 

Л.: - Ребята,  детеныши домашних животных потерялись. Поможем мамам  вернуть своих детей?

Д.: -Да.

( У детей на столах лежат картинки с изображением детёнышей домашних животных).

«Один, два, три

Картинку переверни».

Л.: - Егор, у тебя кто?

Д.: - Это поросёнок.

Л.: - Кто его ищет?

Д.: -Его ищет мама свинья.

Это козленок, ягнёнок, жеребенок, теленок, котенок, щенок. (Его ищет мама овца, коза, лошадь, корова, кошка, собака).

(Картинки с изображением детенышей выставляются на наборное полотно рядом с картинками с  изображением взрослых домашних животных).

Л.: - Мамы очень благодарны вам за своих детенышей.

6. Динамическая пауза

Л.: «Села кошка под кусточек,

       Сыра скушала кусочек,

       Встала кошка, потянулась,

       Её шерстка развернулась».

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)

Л.: - Займите свои места за столами.

7.  Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»

Л.: - Вспомним, как домашние животные помогают людям?

Л.: Кошка…

Д.: Кошка  ловит мышей, поднимает настроение.


Л.: Собака…

Д.: Собака сторожит дом и человека.

Л.: Лошадь …

Д.: Лошадь возит грузы.


Л.: -Овца и коза …

Д.: Овца и коза  дают шерсть.

Корова, коза, лошадь, овца…

Д.: - Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.


Л.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…

Д.: - Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.

-Молодцы, правильно ответили на вопросы.

8. Сравнение частей тела и выделение отличительных признаков («Что у кого?»).

Л.: - Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.

Д.: - Голова, уши, туловище, хвост, ноги.

Л.: - Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы, овцы (Дети выходят к доске, показывают  и выделяют отличительные признаки животных).

 Д.: - У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце.

У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.

У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта,  хвост крючком.

У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост.

У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.

У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.

У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта.

Л.: - Молодцы, ребята. Правильно рассказали.

9. «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему).

Л.: - Составим  о  домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме  (Логопед перечисляет схему).

Схема:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (Отличительные признаки)

Чем питается?

Как называют детёнышей?

Какую пользу приносит?

Л.: -Послушайте,  какой рассказ составлю я.

Это корова. Корова домашние животное. Корова живет  в сарае, в коровнике. У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и  мясо.

Л.: - Кто попробует составить рассказ о своем животном.

Д.: - Я расскажу о лошади.

1)  Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.

Д.: - Я расскажу о свинье.

2)  Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.

Д.: - Я расскажу о кошке.

3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме.  У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.

Д.: - Я расскажу о собаке.

4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.

Д.: - Я расскажу о козе.

5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом.  Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Д.: - Я расскажу об овце.

6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Молодцы, хорошие рассказы составили.

10. Итог занятия

Л.: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?

Д.: - О домашних животных.

Л.: - Почему их так называют?

Д.: - Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает,  и приносят ему пользу.

Л.: - Понравилась вам занятие?

Л.: - Что вам понравилось на занятии?

11. Оценка деятельности детей

Л.: -Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!

Д.: - Занятие окончено, тихо встаем. Давайте попрощаемся с гостями и скажем дружно: До свидания! Тихо идем за мной в группу.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Звуки (П — Пь), буква П»

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’]

Задачи:  учить давать характеристику звуку.

Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

Познакомить с буквой П.

Развивать мышление, произвольное внимание.

Развивать графические навыки.

Оборудование:

Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).

Предметные картинки на изучаемый звук.

Игрушки: паучок, пингвин

Cчетные палочки.

 

1. Организационный момент

Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

А теперь прижмем губами – па-па-па!

- Ну а сейчас повторим буквы, с которыми вы знакомы.

- Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно….. (Паучок).

- Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его? (Пингвин).

  

2. Сообщение темы

-Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК? (Звук П).

- Какой первый звук в имени ПИН? (Пь).

- Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки? (Звук П – твердый, звук Пь – мягкий).

- Что общего? (Звуки П и Пь согласные, глухие).

- Докажите, что звуки П и Пь согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы).

- Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

- Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

 

Развиваем фонематический слух

Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кружочки. У ПАКА – синий кружок, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кружок, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кружок, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

- Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь, когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

-ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

-Что у тебя? (У меня пуговица).

- Кому дашь?

- Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

И так далее.

- Молодцы! Все картинки разложили правильно.

 

Физкультминутка.

- ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Мы топаем ногами-

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

По кругу мы идем.

 

Развиваем фонематический синтез.

Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:

точка – почка речка — печка

карта – парта лесок — песок

тачка- пачка леченье — печенье

волк – полк зеленка — пеленка

щелка – полка лесенка — песенка

галка – палка лекарь – пекарь

  Игра «Загадки- отгадки»:

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Знакомство с буквой.

- Слышим звуки, а пишем, читаем? (Буквы).

П – похожа на пенек                         Подходящие ворота

Посиди на нем дружок.                    Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из счетных палачек.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

 

Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Ажык лого-кичээл.

Темазы: « С» деп унну слогтарга быжыглаары.

Сорулгалары: «С» деп уннун  артикуляциязы-биле таныштырары; « С» деп уннун шын адаарын янзы-буру оюннарнын  ,даалгаларнын дузазы-биле чоорту шын адаарын чедип алыры, угаан-медерелдин логиктиг боданыышкынын, кичээнгейлиг,тывынгыр болгаш чувени утпайн сактып алыр чоруун  сайзырадыр .Сос курлавырын сайзырадыр , байыдар.

Чараш , чаптанчыг аажы чанныг , эптиг- найыралдыг чорукка кижизидер.

Дерилгези : моноблок, ажылчын кыдырааштар, кижи бурузунге корунчуктер, демир- ужук , хун, булут.

        Кичээлдин чорудуу:

        а) Шын эде олурары.

-         б) Аалчылар- биле мендилежири.

- Бо хун бистин  кичээливисте  аалчылар келген, уруглар !        -    

Кайы – хире  кичээлдеп   турарывысты хынап коору – биле  аалчылар  келген . Ынчангаш аалчыларывыс башкылар-биле мендилежири-биле оожум туруп кээр. Олуруп алынар. Ам бот-боттарывыс-биле мендилежир бис ,уруглар. Баштай карактарывыс-биле бот-боттарынче коржуп алгаш хулумзуржур. Эр-хейлер!.

Кичээливис эгелээр-дир бис!.Эрткен кичээливисте чуу деп ужуктер ооренген ийик бис,уруглар?. Мээн аксымче кичээнгейлиг коор,мен силерге адавайн, чугле аксым,эрним дузазы-биле уннер адаар мен, силер ону тывар силер:А-А-А, О-О-О,Л-Л-Л, М-М-М, Р-Р-Р.

-Эр-хейлер!.

Бо хун бис кичээливисте «С» деп уннун ужуун  янзы-буру оюннарнын болгаш даалгаларнын дузазы-биле катаптавышаан ооренир бис, уруглар!.

-Ооренип олурар клазывыс иштин долгандыр коруп корээлинерем, «С» де  ун кирген чулер бар-дыр кичээнгейлиг топтап корунерем, уруглар.

( оореникчилер адаар: стол, сандай, самбыра, сонга.) Бо состерни чангыстап катап-катап ададыр мен. –Бо состерде чуу деп ун хой катап дынналып турар-дыр,уруглар?.

-«С» деп ужук-биле эгелээн бооп турар.

-Самбырада азып каан алфавиттен «С» деп ужукту тып эккелем, Начын!

-Эр-хей!

Слайд-1.

-Бо  чуруктарны адаар. _Бо чуу-дур, уруглар?

-Сонга, сандай, самолет, сыртык, стол.

-Самолет каяа ужарыл?- Агаарга. (Самолетка олурупкаш Москва баар.)

-Сыртыктын ажыы чуу чувел, уруглар?

-Хунзедир ооренип, ооренип , ойнап-ойнап алгаштын , кежээ дужерге  уштунгаш, сыртыкка бажывыс салгаш удуп , дыштанып чыдыптар бис.

(Бо состерни катап-катап ададыр мен).

        Слайд-3.

«С» деп уннун характеристиказы.

-Кажан бис «С» деп уннун ужуун адап турувуста эриннер хулумзурээн хевирлиг. Аас шала ажык. Дыл адаанын сииржигежи шимчевес. Окпеден ундур тынган агаарнын куштуг агымы аастан кызаа одугну таварты унер-дир, уруглар.( корунчуктерни улеп бээр, катап-катап шын адаарын чедип алыр).

-Слогтар-биле ажыл.

-Самбырада слогтарны номчуур.

-Са-саа   са-сы   саа-сыы    са-сы-са

-Саа-сыы-саа;

-Сы-сыы  сы-са   сыы-саа;

-Си-сии  си-се  сии-сээ  си-се-си;

-Сии-сээ-сии.

Сула шимчээшкин «Насос».

Сорулгазы: «Насосту оттунмушаан, «С» деп унну шын адалгазынче кичээнгейни угландырар.

Тайылбыры: -Бо чуу-дур, уруглар?

- Насос.

-Насос чуге херек чувел?- Чуу деп бодап тур силер?

- Дугуй урдуреринге херек. Ылангыя чолаачы кижи узун орук чоруурда машиназынын  артынга ыяап-ла насозун суп алыр. Орук ара дугуйу чарлып каап болур. Ынчангаштын  ырак чер чоруурунун  бетинде дугуйларын хынап коор.

- Дугуй урдурер насостан  агаар унуп турда, ол сылааш дааштыг болур. Шак мындыг:С-С-С-С-С-С

- Насостан унген агаарнын  сыылааш даажы кандыг-дыр, уруглар?

- С-С-С-С-С-С.

        Ун адаарынга чугула киржилгелиг органнарнын  шимченгирин сайзырадыр мергежилгелер.

        1)»Херимчигеш»;

        2) «Эжиктер»;

        3)»Хоолайжыгаш»;

        4) «Быжырган далган»;

        5) «Хымыш»;

        6) «Инежигеш»;

        7) «Чайганыыш»;

        8) «Аътчыгаш»;

(оореникчи бурузу корунчуктерлиг болур, корунчукту тудуп алгаш шын кылып турарын хынаар).

Кыды

Кыдыраашка ажыл.

Ай, хунун айтырар.

«С» деп уннун ужуун  бир одуругну чараш кылдыр  бижиир.

        Ун адаарынга чугула киржилгелиг органнарнын шимченгирин сайзырадыр оюн мергежилге.

 «С,З,Ц» деп уннерни адаарынга дылдын чогуур шимчээшкиннерин коргузер база агаарнын агымын шын угландырарынга ажыглаар мергежилге.

Сорулгазы: Окпеден унген агаарнын агымын шын  угландырары болгаш ону куштелдирери.

        -Чуу деп байырлал кел  чыдар ийик ,уруглар?

        -Чаа чыл.

Ам силерге кезип каан харжыгаштар улеп бээр мен, ону парта кырынга салып алгаш , баштай улуг киир тынгаш, оон харжыгашты урер силер.

( харжыгашты парта кырынга  салып алгаш урер).

-Эр-хейлер!

Быжыглаашкын:

-Бо кичээлде чуну билип алдынар, уруглар?

- Чуу деп уннун ужуун катаптадывыс?

-«С» де пун ажык бе? Ажык эвес бе?

-Ажык эвес.

-Оон ынай силерге чуу солун болду?

( уругларнын харыылары),

-Эр-Хейлер! Силер бо кичээлде шупту дыка эки демдек алган силер. Кичээл тонген . Байырлыг!.


Предварительный просмотр: