Мои публикации
На этой странице публикуются статьи инструктора по физической культуре .
Скачать:

Предварительный просмотр:
Формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Сегодня мы все чаще слышим слово “гиподинамия”, что означает “недостаток движения”. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к дошкольнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям дошкольника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда дошкольник понимает субъективную ответственность за их реализацию.
Формирование у дошкольника потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создать благоприятные условия.
Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы.
Проблема детей с ОВЗ – отсутствие или низкий интерес ук занятиям физической культурой, что обусловлено сниженной познавательной активностью и плохим уровнем мотивации к саморазвитию.
Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить эту проблему, так как: не учитывает конкретных условий в учебном учреждении, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем, недостаточно реализует потребности детей в движении, не формирует устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Целью моей работы является - определить и обосновать эффективные средства формирования интереса к занятиям физической культурой у дошкольников с ОВЗ.
Перед собой я поставила задачи :
1. Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ.
2. Разработать практические рекомендации по формированию интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ.
3. Проверить эффективность форм и средств, способствующих формированию интереса к занятиям физической культурой.
Развитие двигательных способностей мы осуществляем с учетом индивидуальных способностей ребёнка с ОВЗ. Для функционирования организационной - педагогической системы используем основные принципы реализация которых не обходима для эффективного развития физической культуры воспитанников : принцип непрерывности и целостности развития, личностно -ориентированный характер системы развития физической культуры воспитанников и перевод ее в режим самоорганизации и саморазвития. В процессе работы были разработаны практические рекомендации для родителей по формированию интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ с целью развивать у воспитанников потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни.; комплексы упражнений с музыкальным сопровождением; комплексы подвижных игр для детей с ОВЗ, комплексы упражнений с фитбол мячами, проведено анкетирование родителей и детей.
Результаты исследования показали, что предложенные нами формы и методы организации работы по формированию интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ эффективны .
В заключении хочется отметить что проблема формирования интереса к занятиям физической культурой может быть успешно решена при использовании комплекса методов и приёмов. Дети с ОВЗ нуждаются в гармоничном развитии духовного и физического начал чему и способствуют занятия физической культурой.
Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на открытом воздухе как средство приобщения к здоровому образу жизни.
Приобщение дошкольников к здоровому образу через подвижные игры на открытом воздухе создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Целью здоровье сберегающей деятельности в детском саду является создание дошкольников постоянной мотивации и энтузиазма в удержании и сбережении своего здоровья .
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Сегодня мы все чаще понимаем , что ритм жизни высокий но двигательная активность низкая . В детский сад детей привозят на машинах, санках и мало играют в подвижные , а также гуляют и тем самым создают недостаток движения. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к дошкольнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям дошкольника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда дошкольник понимает субъективную ответственность за их реализацию.
Формирование у дошкольника потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создать благоприятные условия.
Одной из составляющих здоровья является движение. Движение и в частности подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям, оказывают положительное воздействие на детскую нервную систему. Подвижные игры на свежем воздухе очень важны Для достижения успеха в игре надо обладать быстротой реакции. В течение игры часто происходит смена одних движений на другие, поэтому нет опасности быстрого утомления. Подвижные игры являются способом воспитания выдержки, что особенно важно, т.к. процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В подвижной игре дети учатся регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности, т. е. чередовать движения с отдыхом. Увлечённые игрой, дети могут выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости, а это развивает выносливость. Так же подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после умственной работы, формируют умение ориентировки в пространстве. Таким образом, активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. Значение подвижной игры в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни трудно переоценить. Это прекрасное средство развития и совершенствования движения детей, укрепление и закаливание их организма.
Подвижные игры на свежем воздухе , как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада.
Ребенок-дошкольник более восприимчив к игровому виду деятельности, получает удовольствие, легче приобретает навыки. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. В процессе проведения подвижных игр у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
При подготовке к проведению подвижной игры необходимо учитывать:
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Место и время проведения, сезонность.
Необходимое оборудование, инвентарь.
Дозирование нагрузки.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма. Целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
В результате с помощью подвижных игр на свежем воздухе дети развиваются не только физически, но и что немало важно интеллектуально. Подвижные игры на улице оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении.
В заключение хочется отметить, что подвижные игры на свежем воздухе являются эффективным и увлекательным методом, направленным на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. Интеграция таких игр в повседневную практику воспитания и обучения дает возможность создать зону комфорта, развития и здоровья, что является залогом успешной социализации и гармоничного развития детей в будущем.