Для педагогов

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы по внеурочным занятиям, урокам, воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«Россия в мире»

Составили студентки321группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4бкаб. № 19

Дата проведения занятия: 13.02.2023

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

        (Подпись учителя)                     

Цельклассного часа:познакомить обучающихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; привить любовь к Отчизне и чувство гордости за свою страну.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные:Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.Может создавать устные и письменные высказывания.У ребенка развита рефлексия

Оборудование:

У учителя:проектор, компьютер, колонки

У учащихся:

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, спортсменов, воинов и людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. Именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче. 

- А знаете ли вы, в чём заключается уникальность нашей страны?

- Хорошо. А тема классного часа – «Россия в мире». Как думаете, о чем мы узнаем сегодня?

- Да, мы дополним знания об особенностях природного и культурного богатства России, узнаем интересные исторические факты и научные открытия, вспомним самые яркие победы наших спортсменов.

Слушают гимн стоя

- Россия является самым большим государством мира. На территории России проживает много народов; наша страна славится красотой природы.

- О природе, истории, творчестве, науке.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания. У ребенка развита рефлексия.

Основной

Уникальные объекты России.

- Одна из особенностей нашей страны – это уникальные места, которые стали победителями конкурса «7 чудес России» в 2007 году.

Вам предстоит узнать название чуда России по его изображению:

1)(изображение озеро Байкал): Верно, это озеро Байкал – самое глубокое и пресноводное озеро мира. Его особенность в том, что каждый год оно расширяется на 2 сантиметра.

2)(изображение Долины гейзеров): Правильно, это Долина гейзеров. Она располагается на Камчатке, в долине находится примерно 20 крупных гейзеров, которые выбрасывают фонтаны кипящей воды или горячего пара.

3)(изображение вулкана Эльбрус): Да, третье чудо – Эльбрус – вулкан находится на Кавказе России, его называют высочайшей европейской горной вершиной.

4)(изображение Столбов выветривания– Маньпупунер): Конечно, это Столбы выветривания – Маньпупунер, которые находятся в Республике Коми на территории Печоро-Илычского заповедника. Маньпупунер переводится как «малая гора идолов». Ученые утверждают, что прежде на их месте были высокие горы.

5) (изображение Собор Василия Блаженного): Это Собор Василия Блаженного. Как вы думаете, где он расположен?

- Верно, собор расположен в Москве. Он был построен Иваном Грозным в знак победы над Казанским ханством.

6)(изображение Петергофа): Шестое чудо – это Петергоф, расположенный в Санкт-Петербурге. Посмотрите внимательно на название и предположите, какой император мог основать Петергоф?

- Да, Петр I был основателем. Главная особенность этого чуда – это его фонтаны, так как они работают самотеком, без единого насоса.

7) (изображение Мамаев курган«Родина – Мать зовет!»): Седьмое чудо России - Мамаев курган и Родина-Мать, находящиеся в Волгограде. Предположите, каким событиям посвящена скульптура «Родина- Мать зовёт!».

- Верно, в районе Мамаева кургана велись ожесточённые бои. Поэтому Мамаев курган – это памятник «Героям Сталинградской битвы», а монументом кургана является «Родина-Мать зовет!» Эта скульптура занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая.

- Молодцы, вот мы и узнали все 7 чудес России, двигаемся дальше!

- Ребята, вспомните наше занятие, которое было связано с изучением Арктики. Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?

-Верно, а слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс?

- Давайте же узнаем о бесстрашии наших летчиков, которые проложили нам путь в небе.

Демонстрация видео «Северный авиапуть» (дикторский текст).

В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не

было во всём мире. И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и

Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из

Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт

длился 63 с половиной часа.

Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не

замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля.

Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.

А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой

рекорд – летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный

полюс.

Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные

пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.

Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея

Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.

И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» –

создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли

современной авиации.

Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/

- Теперь проверим вашу внимательность. Возникли ли сложности у наших лётчиков при перелёте через Северный полюс? С какими именно трудностями столкнулись летчики?

- Правильно, а какие качества они проявили во время этого экстремального полёта?

-Верно, они поступили очень храбро, совершили настоящий героический поступок, внесли большой вклад в развитие нашей страны!

- А кто-то из вас хотел бы стать летчиком-испытателем или же летчиком пассажирского самолета?

- Хорошо, учитесь и у вас обязательно всё получится! А мы идём дальше.

- Теперь поговорим об особенностях культуры нашей страны.

- Вы наверняка знаете о фольклоре, давайте вспомним, что же это такое?

- Да, фольклор - это устное народное творчество: обычаи, обряды, песни, танцы, стишки и другие явления быта народов. Он зародился до появления письменности и сохранился до наших дней. Как же это получилось?

- Конечно, фольклор не читают, а поют, танцуют, исполняют устно. Фольклор - это духовная культура, мудрость народа, которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество сопровождало человека на протяжении всей его жизни: в детстве он засыпал под нежное пение колыбельной, в молодости ярко праздновал свадьбу с различными обрядами, а в старости пел былины и рассказывал сказки внукам, передавая накопленный опыт будущему поколению.

- А много ли песен, народных сказок вы знаете? О чем они?

- Хорошо. А сейчас мы это и проверим – сыграем в игру. Мы зачитаем вам фрагмент сказки, былины, включим песню, если знаете слова – не стесняйтесь подпевать. А ваша задача – вспомнить название.

1. «Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом».

2. Фрагмент песни «Ах вы сени, мои сени».

3. «Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам»

4. Фрагмент песни «Камаринская».

5.  «В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка

Со родителем со матушкою

На работушку на крестьянскую»

6.  «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди».

7. Фрагмент песни «Коробейники».

- А сейчас мы с вами разомнемся и поиграем в народную игру «Пол, нос, потолок». Когда звучит «пол», нужно потянуться к носкам, когда звучит «нос» - дотронуться до кончика носа, когда звучит «потолок» потянуться вверх.

- А теперь найдем в классе обладателя самого высокого в мире носа.

- А у кого самый высокий пол? Самый низкий потолок?

- Молодцы, продолжаем.

- Каких героев русского фольклора вы знаете?
- Да, у каждого народа есть свои герои. У русского народа богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Садко, Никита Кожемяка, которые славятся своими подвигами и силой. Злые духи: Кикимора, Леший, Кощей, Русалка, Баба-Яга. Часто персонажами сказок являются животные: лиса, заяц, козел, коза, волк, петух, медведь. Но животные рассказывают не о своей жизни в лесу, а о характере человека, его пороках и подвигах.
 

- Мы вспомнили еще одну особенность культуры нашей страны. Продолжаем!

- Подумайте, какими качествами обладает русский человек?

- Да, к основным чертам русского характера относят стойкость, твердость духа, стремление, способность к подвигу, умение не сдаваться, а еще русские молодцы издавна славятся своей выносливостью и великой силой. Именно эти качества помогают российским спортсменам добиваться успехов и показывать высокие результаты на мировых соревнованиях.

- Особое развитие спорт обрел при Петре I, в 19 веке: в школах появилась физическая культура, открылись спортивные гимназии, спорт стал доступным для студентов и простых служащих.

- Алексей Дмитриевич Бутовский был отправлен в Грецию для подготовки проведения Олимпиады, был награжден Орденом Спасителя — высшей государственной наградой Греческой Республики.

В то время наиболее популярным спортом была борьба. На весь мир прославился Иван Поддубный, сочетавший во время поединков приемы разных видов. Он первым в истории получил титул «чемпиона чемпионов».

Самым первым олимпийским чемпионом из нашей страны стал Николай Панин-Коломенкин – фигурист. На олимпиаде в Лондоне он установил мировой рекорд и одержал победу.

- В Советском Союзе, раньше так называлась наша страна, спортом занимался почти каждый. На олимпиадах советские спортсмены показывали блестящие результаты:

- Абсолютная рекордсменка по количеству выигранных медалей за участие в Олимпийских играх по спортивной гимнастике – Лариса Латынина. Спортсменка установила рекорд, продержавшийся почти 50 лет. На Чемпионате Европы по спортивной гимнастике она завоевала все золотые медали.

- Легендарная гимнастка Ольга Корбут– исполнительница сложнейшего запрещенного спортивного элемента «петля Корбут». Посмотрите, с какой легкостью она исполняет этот элемент.

- Лев Иванович Яшин - знаменитый русский футболист, носит титул «Лучший вратарь двадцатого века», единственный вратарь, который за всю историю получил«Золотой мяч».

- А вы увлекаетесь каким-либо спортом?

- Вы большие молодцы, а каких спортсменов Республики Коми вы знаете?

- Среди спортсменов Республики Коми много лыжников: Раиса Сметанина, Николай Бажуков, Василий Павлович Рочев и Василий Васильевич Рочев, Мария Иовлева. Они являются победители олимпийских игр, призерами, мастерами спорта. Как вы думаете, почему у нас столько лыжников?

- На самом деле, с древних лет основным средством передвижения коми народа были лыжи. Охотники с легкостью преодолевали большие расстояния по снегу. Даже создали новый вид лыж –лямпы, которые гораздо шире и обшиты оленьим мехом. 

- в Национальном музее РК находится фрагмент лыжи со скульптурным изображением в виде головы лося, которому более 8 тыс. лет. А не так давно, в 2019 Александр Митрофанович Клоков запатентовал лыжи для хождения по болоту.

- В Сыктывкаре есть «Музей олимпийской чемпионки Раисы Сметаниной», в нем хранятся все награды чемпионки. При желании посетите экскурсию!

- Вот такой уникальный коми народ живет в нашей стране.

- К сожалению, мы не можем изучить за такое короткое время все особенности России, но сейчас же век технологий и Интернета, где можно найти много полезной информации и даже посетить все уголки нашей страны, не выходя из дома.

- Озеро Байкал

- Долина гейзеров

- вулкан Эльбрус

- Столбы выветривания

- В Москве!

- Петр I

- Эта скульптура посвящена событиям Великой Отечественной войны.

- Северный морской путь!

- Нет

Смотрят видеоролик

- Да, из-за низкой температуры на борту при перелете наши летчики чуть не замерзли.

- Они проявилимужество, стойкость, силу воли. Они совершили настоящий героический поступок.

Размышления детей

- Фольклор – это устное народное творчество

- Потому что фольклор передавался из уст в уста, из поколения в поколение

- Народное творчество рассказывает нам о добре и зле, о горе и радости.

- «Гуси-Лебеди

- «Ах вы сени, мои сени»

- «Илья Муромец и Соловей разбойник»

- «Камаринская»

- «Исцеление Ильи Муромца»

«Царевна-лягушка»

- «Коробейники»

Выполняют физминутку

Дети размышляют

- Сила, храбрость, стойкость, выносливость, ум, смекалка.

Смотрят видеоролик

Ответы детей

- Потому что живем на Севере, зима – самое длительное время года.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания. У ребенка развита рефлексия

Заключительный

- Пришло время подвести итоги.

- О особенностях каких сфер России мы говорили?

- Что вам показалось наиболее интересным? А может, что-то показалось скучным?

- А в завершение классного часа послушаем песню Виктора Дорина «Эта наша Россия»

- Классный час подошел к концу. Спасибо за работу, до свидания! 

- Об особенностях природы, культуры, истории, науки, спорта.

Оценка детей

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.
Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;
Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Может создавать устные и письменные высказывания.



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

ТЕМА «Мы разные, мы вместе»

Составили студентки 321 группы

Игнатькова Анна Александровна и Гарбуз Снежана Евгеньевна

МАОУ СОШ № 38, класс 4бкаб. № 19

Дата проведения занятия: 14.11.22

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

        (Подпись учителя)           

Цель классного часа: показать обучающимся многообразие и единство народов Российской Федерации, формировать потребность знакомиться с особенностями разных регионов нашей страны, подвести к осознанию, что узнавать новое о своей Родине, путешествовать по России очень интересно и увлекательно.

Задачи

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование:

У учителя: компьютер, проектор, колонки, шаблон цветка

У учащихся: ручка, цветные карандаши

Образовательный ресурс: https://razgovor.edsoo.ru/, https://www.youtube.com/watch?v=cG1cYmP6TaU 

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Играет гимн

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Снежана Евгеньевна, а меня – Анна Александровна.

- Чтобы узнать, о чём мы поговорим сегодня, давайте посмотрим небольшой видеоролик.

-  О чём был видеоролик?

- Верно, тема нашего классного часа «Мы разные, но мы вместе»!

Слушают гимн стоя

Смотрят видеоролик на тему «Мы вместе».

- О том, что все мы разные, но это не мешает нам общаться, дружить, помогать друг другу.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Основной

- А как вы думаете, какими качествами должен обладать каждый из нас?

- Правильно, человек должен быть милосердным, доброжелательным, чутким, относиться ко всем с уважением, принимать других людей такими, какие они есть, способным к сотрудничеству, сострадательным, умеющим прощать.

- А если человек обладает всеми этими качествами, как его называют?  

- Правильно, его называют толерантным, а отмечают день терпимости (толерантности) 16 ноября. А как вы думаете, терпимость нужно проявлять ко всем поступкам?

- А к совершению каких поступков нельзя быть равнодушным?

- Да, это преступность, хулиганство, хамство. Терпимым нужно быть к тому, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям. Именно такая черта человека, как толерантность помогает нам быть едиными, несмотря на наши различия.

- В нашей стране проживает много народов. Какие вы можете назвать?

- Верно, наш список можно продолжать еще очень долго. А сейчас мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие и узнать интересные традиции других народов. А наша отправная точка – Республика Коми.

- Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специальных домах – «замшевых избах». Обратите внимание, на слайде изображен чертеж завода по производства замши, который открылся в 1855 году. В Сысольской и Нижневычегодской областях большое распространение получила выделка валенок. Из традиционной пищи можно выделить рыбные блюда: рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. На огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель. Для выпечки использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи, блины из ячменной муки. На слайде изображены традиционные коми шаньги из ржаной муки с картофелем и редька в квасе – аналог русской окрошки.

Родильные обряды были направлены на благополучное появление ребенка. Новорожденных называли «чурка». Слово это происходит от «пращур» - отдалённый предок - коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков.  Коми-зыряне объясняли детям: «Ребенок появляется из дупла дерева», «Ребенка находят между дров в поленнице». Дерево представлялось как связующее звено между мирами, а ребенок, как выходец из другого мира. У коми существовало три вида заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Похоронные ритуалы отличались особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

- Отправляемся в Республику Башкортостан – регион мусульманского народа. Традиционное башкирское блюдо бешбармак готовят из вареного мяса и салмы (разновидности лапши), присыпанных травами, приправленных луком и небольшим количеством сухого сыра. Примечательная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты. Наверняка вы слышали слово «сабантуй», знаете его значение?

- Сабантуй – это не просто гуляние, а традиционный праздник Башкирии по окончании полевых работ.

- Можете предположить когда он отмечается?

- Верно, праздник отмечается в первую субботу по окончании весеннего сева и сопровождается скачками, соревнованиями, состязаниями в силе и трапезой в конце.

-  Следующий регион – Чеченская Республика. Интересно, что чеченский язык уникален для Кавказского региона, так как не связан ни с какими языками за его пределами. Чеченский народ обладает богатой фольклорной традицией. Традиционные сказки похожи на сказки Кавказа и повествуют о героизме, трудностях и жертвах, храбрости, личной и семейной чести.

- А в Астраханской области проживают ногайцы и карагаши. Первые сорок дней после рождения считаются важным этапом в жизни человека. Чтобы младенец скорее стал крепче и сильнее, нужно каждый день купать его в подсоленной воде. По древнему поверью, это помогало телу ребенка «затвердеть».

- Видим, вы подустали. Сейчас мы разомнемся, все дружно встает из-за парт.

Физминутка:

Давайте поиграем. Мы будем зачитывать загадки, если загадка о добре и вежливости, то в ответ на нее хором надо сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если загадка о том, что делать нельзя, то нужно промолчать и потопать. Только в полголоса, потому что в соседнем кабинете тоже идет классный час.

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холе?

Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пять плюс пять, кто мне может подсказать?

Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

- Завершаем наше путешествие в Воронежской области.  Карнавальное шествие в следующее после православного праздника Троицы воскресенье устраивают в селе Оськино Воронежской области. Фигуру коня-русалки, сделанную из жердей и конопляного волокна и украшенную разноцветными лентами, участники шествия проводят по улицам и собирают подаяние со всех дворов, прохожих и проезжающих машин. Ряженый конь-русалка символизирует окончание весны и наступление лета, а подарки нужны, чтобы его задобрить и обеспечить благополучие и хороший урожай. Во время шествия поют традиционные народные песни, а в конце праздника русалку выводят за пределы села и разбирают, после этого жители собираются на праздничную трапезу.

- Удивительно как на территории одной страны проживает так много народов. А все благодаря тому, что каждый толерантно относится к традициям не только своего народа, но и других. К сожалению, побывать во всех регионах нам не удалось, но мы продолжим наше путешествие на следующих классных часах.

- Быть сильным духом, отзывчивым, добрым, милосердным, чутким…

- Затрудняются ответить/ толерантным (терпимым)

- Нет.

- Преступность, хулиганство, хамство.

- Коми, русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, удмурты…

- Праздник, гуляние/затруднение

- Весна или осень.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Заключительный

- Пора подвести итоги. Давайте поиграем в «ассоциации». Мы будем называть определения, а вы отвечать относятся ли они к понятию «толерантность» или нет.

Терпимость, бессердечность, сострадание, доверие, равнодушие, чуткость, ложь, желание создавать что- то вместе, уважение, зависть, непонимание, прощение, милосердие, агрессивность, доброжелательность.

- Какое качество помогает быть людям вместе, не смотря на то, что мы такие разные?

- И творческое задание на сегодня: создать цветок толерантности, который послужит вам памяткой.

- Сейчас мы раздадим вам шаблоны цветка, на лепестках нужно написать те качества, которые вы считаете наиболее важными именно для себя, обрести которые вы стремитесь

- В чем заключалась суть творческого задания?

- Всем спасибо и хорошего дня! До свидания!

Отвечают да или нет

- Толерантность

- В создании цветка толерантности, который будет служить нам памяткой, чтобы стать толерантными

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

        



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения »

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 13.03.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель  классного часа: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова,  развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;Ученик способен к волевому усилию.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;  Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; 

Оборудование

У учителя: проектор, компьютер, колонки, рабочие листы, распечатки отрывков из стихотворения

У учащихся: ручка

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! В марте отмечается очередной юбилей известного советского поэта, военного журналиста, писателя и общественного деятеля. На протяжении всей своей жизни он писал детские книги и придумывал сценарии для мультипликационных и художественных фильмов. А чтобы узнать о ком идёт речь, послушайте отрывки из его произведений и определите их названия:

1) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

-Кто вспомнил название стихотворения?

-Верно, это стихотворение «Дядя Стёпа». Следующий отрывок:

2) Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

-А кто вспомнил название этого отрывка?

-Да, верно, это стихотворение называется «А что у вас?» или «Дело было вечером»

- Ребята, а кто же автор этих стихотворений? О ком мы сегодня будем вести речь?

- Да, автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. И сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

Слушают гимн стоя

- Дядя Стёпа

-А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)

- Это Сергей Михалков

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные:У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Основной

- Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена! Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни. И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.

Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи.

-Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович?

-Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести.

- А вот вы увидели Сергея Михалкова в молодости, каким он вам показался?

- Конечно, Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. Посмотрите, с каким восхищением ребята смотрят на автора, как внимательно его слушают. «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове.

-Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента. Давайте посмотрим:

Демонстрация видео «С.В. Михалков – военный корреспондент» (дикторский текст): В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ. По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР. В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика: «…Но никогда такой народ, Как русский наш народ, Не упадёт и не умрёт И в рабство не пойдёт!..» После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

-Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины.

-Давайте прочитаем выразительно несколько отрывков из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей». Мы дадим вам минутку на подготовку. Кто желает? Раздаем распечатки

-Пока вы готовитесь, я начну:

Эту быль пишу я детям…

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Ученик 1:

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Всё – на фронт»! – Москва сказала,

«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.

Ученик 2: «Будет каждый верный воин

И накормлен, и напоен,

Всей страной обут, одет».

 – «Всё – на фронт!» – Москва сказала.

 «Всё!» – страна ей отвечала.

– «Всё – для будущих побед!» …

Ученик 3: Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ

Ученик 4: Слава нашим генералам,

 Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым

– Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закалённым!

 Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

- Сейчас мы познакомились с произведением «Быль для детей». Для кого оно написано? Каким чувством пропитано?

- Конечно, они написаны для подрастающего поколения и призывают знать историю, гордиться своими предками, которые сражались за нашу страну.

- Ребята, а еще по многим произведениям С.В. Михалкова созданы мультфильмы. Давайте посмотрим мультфильм «Как старик корову продавал» по мотивам стихотворения С.В. Михалкова

Мультфильм «Как старик корову продавал»
- Ребята, каких героев мультфильма вы можете назвать?
- Да, в мультфильме главными героями являются старик, скоморох, корова, барин. Что происходит в мультфильме?

- Действительно, несчастная корова перестала приносить хозяину доход, стала обузой. С утра стоит на базаре старичок, делает безуспешные попытки избавиться от животинки, но желающих купить корову всё не находилось. А позже появляется озорной скоморох, который может продать любой товар.
- Он говорит: «Не выдоишь за день – устанет рука». Как можно понять эти слова?

- Как вы думаете, что хотел сказать автор?


- Конечно. М.С. Михалков учит нас не доверять продавцам, проверять товары перед покупкой. Пишет о том, что можно продать даже самую ненужную вещь, правильно подав ее достоинства. А еще учит ответственно и бережно относиться к домашним животным.
- А какие чувства возникли у вас?
- Хорошо, а у меня возникают такие чувства: с одной стороны, жалость вызывает несчастное домашнее животное: корова прожила жизнь, принося пользу хозяину, и на исходе лет оказалась никому не нужной – молока не дает, выглядит болезненно. А еще жалость вызывает и сам старичок, потому что корова приносит одни убытки, и чтобы принести хоть какой-то доход, старичок хочет продать ее.  

-А теперь давайте немного отдохнем, все выходим из-за парт и повторяем за нами:

Как живешь?

-Вот так! (Показывают большие пальцы.)

-Как идешь?

-Вот так! (Шагают на месте)

-Как бежишь?

-Вот так! (Бег на месте.)

-Ночью спишь?

-Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

-А грозишь?

-Вот так! (Грозят пальцем)

-Как скачешь?

-Вот так! (Прыгают на месте)

-А плачешь?

-Вот так! (Трут глаза кулачками)

-Топаешь?

-Вот так! (Топают)

-Хлопаешь?

-Вот так! (Хлопают)

-Молодцы, садитесь. Продолжаем работать.

-Ребята, поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах и мультфильмах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

- Конечно, мы слушаем гимн России, а С. Михалков – автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу – советскому композитору, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.

- А как нужно слушать гимн, напомните нам пожалуйста?

- Верно, гимн нужно слушать стоя, при чем нужно стоять ровно, желательно молча или подпевая гимн, тем самым показывая уважение и любовь к своей Родине. В следующий понедельник, мы понаблюдаем, как вы запомнили данные правила.

- А еще у нас приготовлено творческое задание. Сейчас мы раздадим вам рабочие листы.

- Итак, в задании 1. среди представленных произведений нужно выбеать книги С.В. Михалкова, а в ответ выписать номера этих книг.

1 - Дядя Стёпа

2 – Важный совет

3 – Три поросенка

4 - Новогодняя быль

5 – Гуси-Лебеди

- Ребята, какие книги вы поставите на полку, посвященную С. Михалкову?

- Почему книга 5 не подходит?

- Молодцы, продолжаем! В задании 2 нужно решить кроссворд. Посмотрите на слайд, на нем прописаны вопросы. У вас есть несколько минут для решения кроссворда.

1. Произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей (басня)

2. Что случилось с елочкой в канун Нового года? (нарядили)

3. Время суток, когда делать нечего. (вечер)

4. Одна из профессий С.В. Михалкова: человек. который освещает события в газетах и журналах (корреспондент)

5. Вставьте пропущенное слово:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная … народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (мудрость)

6. Решите загадку С.В. Михалкова:

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг

Угадайте – кто?.. (индюк)

7. Вдруг

Какой-то лапой дверь,

Прыгаем через порог…

Кто же это? (щенок)

8. Кем был Дядя Стёпа? (милиционер)

9.  Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же ... ? (солнце)

10. Главная заслуга С.В. Михалкова (гимн)

- Ребята, что у вас получилось? Давайте проверим

- В задании 3 нужно угадать героя по его описанию. Также даем вам несколько минут на выполнение.

1. Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Стёпа)

2.  Да так ли! Уж выглядит больно худой!

— Не очень жирна, но хороший удой. (корова)

3.  Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела. (щенок)

4.  Отыскал на кухне угол —

С головой забрался в уголь,

Вылез чёрный — не узнать. (ТрезОр)

- Ребята, давайте проверим.

- Молодцы! Переходим к следующему заданию:

В каком произведении поются эти строки?

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?» (Три поросенка)

- Сегодня мы упомянули, что в душе С.В. Михалков оставался ребёнком. В каком стихотворении он признается в страхе темноты? (Сила воли)

- А что же такое сила воли? (такая сила, которая не даёт нам бросить дело, когда мы сталкиваемся с трудностями)

- Молодцы, справились со всеми заданиями. Ребята, не выбрасывайте рабочий лист. Посмотрите, на нем написано важное высказывание С.В. Михалкова, кто готов прочитать?

«Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

- Действительно, книги – это огромный мир знаний, откройте его для себя! Книги здорово развивают нашу фантазию и мышление, помогают приобрести жизненный опыт. Всегда при чтении я представляю внешность героев, все их действия, и создается ощущение, что я смотрю фильм.

Смотрят видеоролик

- Из произведения Дядя Стёпа

Ответы детей

Смотрят видеоролик

Выразительное чтение

- Для детей

- Патриотизм

Смотрят мультфильм

-Старик, скоморох, корова, барин

-Старик пытается продать свою старенькую корову

- Понимание двоякое: корова дает так много молока, что руки устают её доить и корова совсем не дает молока, поэтому выдоить хоть что-то из нее очень сложно

-Перед покупкой товары нужно проверять, нельзя полностью доверять продавцам, бережно относиться к животным, не бросать их

Ответы детей

- Он написал гимн России

- Гимн нужно слушать стоя, мужчины без головных уборов

Выполняют работу на рабочих листах

- 1, 2, 3, 4

- «Гуси-лебеди» - это народная сказка

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

Регулятивные: Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.Ученик способен к волевому усилию

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;  

Заключительный

- Пришло время подвести итоги. Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова

-Почему мы сегодня говорили именно о С.В. Михалкове?

- Верно, что нового вы о нём узнали? Какие произведения вспомнили?  С какими новыми произведениями познакомились? Какие его произведения еще можете назвать?

- Что показалось вам самым интересным? А может, что-то оказалось скучным?

-А наш классный час подошел к концу, спасибо за работу! До свидания!

- Сегодня, 13 марта, 110 лет со дня его рождения.

- «Новогодняя быль», «Трезор», «Щенок», «Дядя Стёпа», «Три поросёнка», «Сила воли», «Как старик корову продавал»

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«Традиционные семейные ценности»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 27.02.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель  классного часа: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные:Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;У ученика сформирован внутренний план действий;Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование

У учителя: проектор, компьютер, колонки, черновики, альбомные листы

У учащихся: простой карандаш, альбомный лист, цветные карандаши

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

На перемене: ребята готовят цветные карандаши, альбом

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята!Посмотрите на картины на слайде, кто на них изображен? Как можно назвать этих людей одним словом?

- Молодцы, как вы это определили?

- Что вы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько

поколений семьи встретилось за столом?

- Хорошо, семья – это начало и продолжение любого человека. От каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья – это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Конечно, не все семьи одинаковы, у каждой есть своя история и традиции. А тема классного часа – традиционные семейные ценности.

Слушают гимн стоя

- На картине изображены родственники, семья,

- Все сидят за одним столом, изображены люди разного возраста, на картинах добрая, уютная обстановка

- Семьи на картинах большие, дружные.

Изображены дети, родители, бабушки и дедушки. За столом 3 поколения

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Основной

-Ребята, как вы считаете, важна ли семья для человека? Почему?

- Да, семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, любовь и семейные традиции. Ребята, а все ли знают, что такое традиция?

- Хорошо, слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиция – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от страшных к младшим. Благодаря традициям мудрость старших передаётся молодым.

- А какие традиции есть в ваших семьях? Поделитесь.

- Но традиции есть не только у каждой семьи. Семейные традиции есть в каждой стране, и их соблюдают в каждой семье.

- Например, в Германии есть такие традиции, как тщательная уборка дома всем семейством, откладывание сбережений для крупной покупки или путешествия.

- В Англии знаменитая традиция пить чай всей семьёй в 5 часов, чтобы обсудить события дня, поделиться эмоциями и планами на будущее.

-Во Франции особое внимание уделяется приготовлению пищи, часто французы делают это всей семьёй.

- Ещё одна страна, которая свято чтит свои традиции – это Индия. Особое значение имеет свадебная традиция. К выбору будущего спутника жизни подходят очень ответственно, привлекая помощь всех родственников. В большинстве случаев родители сами решают, за кого стоит выходить замуж и на ком жениться их детям, как и где организовать свадьбу. Свадьбы в Индии отмечают с особым размахом, что своего рода также является традицией. Большое влияние на поведение супругов оказывают религия. Согласно им мужчина должен быть верен своей жене, уважать ее, содержать семью, обучать детей полезным навыкам, а в будущем решать их судьбу относительно брака. Что касается женщины, то ее роль состоит в рождении и воспитании детей, исполнении домашних обязанностей. Также она должна быть верной, понимающей и мягкой, помогать мужу и уважать его.

- А теперь остановимся на России. Одна из традиций России – это семейное чтение. Вспомните, наверняка родители или бабушки, дедушки читали вам сказки перед сном, пели колыбельные песни, может, даже вы читали их вместе.

-Ещё одна традиция – это совместная работа на огороде, на даче. Например, я со своей семьёй каждый год вместе привожу двор в порядок: убираем  старые листья, мусор, сажаем цветы.

- Очень важны семейные обеды или ужины, которые обычно устраивают по воскресеньям, когда вся семья в сборе за одним большим столом. Во время обеда можно обсудить семейные дела, события недели, планы на будущее. Например, моя семья собирается за ужином, чтобы поделиться друг с другом как прошёл день, обсудить общий досуг.

- А самая распространённая традиция – это вместе отмечать праздники, приглашать родственников и близких друзей. Издавна русские ответственно готовились к приходу гостей: загодя наводили порядок во дворе, доме, готовили лучшие угощения. Любопытно, что для таких празднований использовалась отдельная красивая посуда и скатерть. Хоть это и старинная традиция, ее отголоски можно наблюдать и сейчас. Как вы готовитесь к празднованиям? Какие праздники отмечаете все вместе?

- Ещё одна добрая традиция – это семейные походы, поездки. Как приятно выбраться всей семьёй в лес, на пляж, в разные места для отдыха. Например, В Сыктывкаре есть база отдыха «Еляты». Может, кто-то там бывал и хочет поделиться своими впечатлениями?

-Да, туда можно ездить всей семьёй круглый год. Зимой, чтобы покататься на ватрушках, на коньках, а летом, чтобы посмотреть животных, покататься на лодках.

- Ребята, что вы заметили общего?

- Конечно, по всему миру из покон веков принято заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга,вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- А как все перечисленное можно связать с понятием «ценность»? Что же такое «ценность»?

- Конечно, ценность – это что-то важное, значимое, полезное для человека, то, что он бережет. А мы, согласитесь, уважаем своих родных, оберегаем дом, в котором живем, соблюдаем традиции своей семьи. Это и есть семейные ценности, а традиционные они, потому что передаются из поколение в поколение и есть в каждой семье.

- Поэтому есть в нашей стране и особый праздник, посвященный семье. Может, кто-то знает?

- Да, это День семьи, любви и верности, который отмечается – 8 июля. Давайте узнаем об истории этого праздника.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Было это много лет назад. В древнем русском городе Муроме, которым правил князь Павел, случилась беда – появился змей крылатый. Пётр, младший брат Муромского князя, придумал, как побороть чудище. Он нашёл чудесный меч и убил змея. Вот только капли крови крылатого существа попали на юношу, и он тяжело заболел. Никто из местных лекарей не мог вылечить Петра. И вот однажды он увидел во сне, что живёт на Рязанской земле – в селе Ласково – добрая, красивая и мудрая девушка Феврония, которая знает необычные свойства трав и умеет лечить разные болезни.

Отправился Пётр к Февронии. Вылечила девушка будущего князя,полюбили они друг друга, стали мужем и женой и начали жить в мире и согласии. Но впереди их ждали новые испытания. Когда после кончины брата, княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставить Февронию и выбрать себе богатую и знатную жену. Но князь добровольно отказался от власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром.

Плохо стало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Пётр и Феврония вернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Их союз выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности друг другу. Пётр и Феврония учат, как понимать и поддерживать друг друга, сохранить мир в семье и не предать её ради власти и денег, прийти на помощь близким, уступать друг другу.

- Ребята, а какие качества проявили Пётр и Феврония?

- Действительно, союз Петра и Февронии выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности. Они помогали, понимали и поддерживали друг друга, хранили семейный очаг.

- Что вы можете рассказать об их семье, какие слова подберёте, чтобы ответить на вопрос «Какая это была семья?»

- Да, семью Петра и Февронии можно назвать крепкой, любящей, благополучной, заботливой, сплоченной, счастливой. И в память об этом удивительном союзе во многих городах нашей страны установлены памятники. А в День семьи, любви и верности семьям, которые долгими годами доказали прочность своей любви (прожили не менее 25 лет вместе), воспитали достойных детей, вручается медаль «За верность и любовь». Рассмотрите её. Что и кто на ней изображён?

- Да, с одной стороны медали изображена ромашка. Как думаете, что она обозначает?

- Ромашка – символ любви и чистоты на Руси. С другой стороны – изображены Пётр и Феврония со словами: «За любовь и верность. Семья – единство помыслов и дел». Что значат эти слова?

- Хорошо. А теперь перейдём к творческому заданию. Во многих странах принято знать историю своей семьи, родословную, а на Руси, человека, который не знал своего рода называл «Иван не помнящий родства». И сейчас каждый из вас попробует восстановить свою родословную и сделать семейное древо.

- Прежде чем начать рисовать нам нужно:

  1. Определиться, как будет выглядеть древо;
  2. Вспомнить и выписать схематично на черновике своих родственников;
  3. Оформить семейное древо;

- Давайте вместе разбираться, каким же будет наше дерево.

- Есть два типа восходящее и нисходящее древо. Мы с вами будем рисовать восходящее – ваша родословная будет начинаться именно с вас, вам так будет проще вспоминать родственников (на доске рисуем дерево и показываем как будет располагаться родословная)

- Теперь разбираемся со 2 шагом – вспомнить и написать на черновике своих родственников. Сейчас каждый на черновике пишет родственников, которых вы помните (показываем на доске, записываем)

- Не переживайте.Если кого- то вы не можете вспомнить, спросите у родителей и допишите.

Пройтись и посмотреть, что у детей получилось

- Переходим к оформлению:

  1. Кладем альбомный лист в горизонтальном положении, оставьте немного места сверху, чтобы подписать ваше древо: Например, «Моя семья»
  2. Берём простой карандаш и рисуем ствол и крону дерева, главное, чтобы на нашей кроне поместилась родословная.
  3. Далее оформляем простым карандашом свою родословную. Помните, что мы начинаем с себя, затем ваши родители, затем родители у папы, потом у мамы – ваши бабушки и дедушки. Затем, если вы знаете родителей бабушек - ваших прабабушек и прадедушек, вписываем, а если нет, то рисуем окошечко и оставляем пустым, чтобы потом вместе с родителями вспомнить и вписать. Всех участников соединяем стрелочками.
  4. Оформляем работу в цвете.

- Важна, потому что семья – самое близкое окружение человека

- То, что переходит из поколение в поколение, обычай.

Ответы детей

-Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения, 8 марта, 23 февраля

Ответы детей

- В разных странах принято заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга, вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- Ценность – это важное, ценное для человека

- День семьи, любви и верности

- Любовь, уважение и преданность, доброта, верность, понимание, взаимовыручка

- Крепкая, любящая.  благополучная, заботливая,сплоченная, счастливая.

- На медали изображены Петр и Феврония, написано «За любовь и верность. Семья – единство помыслов и дел», ромашка.

Ответы детей

- Слова обозначают, что в семье все делают вместе, помогают и уважают друг друга заботятся.

Выполняют задания

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

Регулятивные: У ученика сформирован внутренний план действий; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Заключительный

- А нам пора подвести итоги. О чем мы сегодня говорили?

- - Какие традиционные семейные ценности вы можете назвать?

- Какой праздник, посвященный семье, существует в России? С какими людьми он связан?

- Какое творческое задание вам нужно будет завершить дома?

-Да, а в следующий понедельник мы посмотрим ваши замечательные работы, лучшие работы получат небольшое награду.

- Молодцы, хорошо поработали. Наш классный час подошел к концу, до свидания!

- О традиционных семейных ценностях


-Заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга, вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- День семьи, любви и верности связан с Петром и Февронией.

-Доделать родословную

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.



Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «Учитель жизни: Л.Н. Толстой»

Составили студентки 321 группы

Игнатькова Анна Александровна и Гарбуз Снежана Евгеньевна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 03.10.22

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                             _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель классного часа: воспитание у обучающихся уважительного отношения к профессии учителя, интереса к его деятельности, формирование понимания важности образования в жизни каждого человека.

Задачи

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. У ребенка развита рефлексия.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Ребенок умеет слушать и слышать.

Ученик умеет вступать в диалог.

Ребёнок может интегрироваться в группу сверстников.

Оборудование:

У учителя: компьютер, проектор, наклейки, колонки, распечатки ролей,

У учащихся:

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/8/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

- Здравствуйте, ребята! Начнем наше первое занятие со знакомства. Меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна. Мы будем проводить у вас классные часы.

- Давайте сразу обговорим правила на наших классных часах:

на слайде:

1. Будь внимательным!

2. Будь активным!

3. Не нарушай дисциплину!

- Те ребята, которые будут внимательно нас слушать, активно работать на классном часе и не нарушать дисциплину, получат наклейки. Переходим к нашему занятию.

- А знаете ли вы какой приближается праздник?

- Да, вы правы! А теперь внимательно прочитайте высказывание Льва Николаевича Толстого: «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

На слайде:

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой)

- О чем это высказывание?

- А как вы думаете, как Лев Толстой связан с образованием и праздником День учителя?

- Чтобы узнать об этом, давайте посмотрим видеоролик.

- День учителя!

- Об образовании!

- Мы не знаем… ИЛИ он был учителем!

Коммуникативные: ребёнок умеет слушать и слышать

Личностные: у ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Основной

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Многие передовые люди России понимали, что образование важно не только для самого человека, но и для процветания страны – развития ее экономики, науки и культуры. К таким гражданам России относился и писатель Лев Николаевич Толстой, живший в XIX веке. Толстой часто повторял народную мудрость: «Азбука – к мудрости ступенька». Лев Николаевич хотел, чтобы в школе учились все дети: не только из богатых и знатных семей, но и простые крестьянские дети. Познакомьтесь с одной историей! Рядом с домом Толстого в его имении Ясная Поляна в Тульской губернии рос огромный вяз. Около него каждое утро собирались простые люди: крестьяне, проходившие мимо усадьбы странники и нищие. Все они обращались к Льву Николаевичу за помощью. Это дерево домочадцы прозвали «деревом бедных». Каждый день наблюдал Толстой жизнь крестьянских детей и очень хотел, чтобы они росли умными и грамотными. Однажды Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Это была необычная школа. В классе ученики рассаживались, как хотели: на лавках, на подоконниках, даже на полу. Дети изучали письмо, чтение, счёт. Были уроки истории, пения, рисования. Любой ученик мог спросить учителя о чём угодно и услышать его ответ, поэтому часто уроки превращались в беседы обо всём на свете. Сам Лев Николаевич тоже работал в школе учителем. Во время перемен Толстой увлекал ребят интересными историями, затевал подвижные игры. После уроков он читал ребятам книги, совершал прогулки по окрестным местам. Учитель не просто профессия, это призвание!

https://razgovor.edsoo.ru/video/397/

- Видим, что вы немножко подустали. Сейчас все встаем из-за парт и повторяем за нами.

Физминутка:

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок!

Еще попрыгай: раз-два-три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

И за парту вновь садись!

- Продолжаем работу! А вы помните про наши правила?

- Давайте проверим вашу внимательность!

На слайде:

1. Кем был Лев Николаевич?

2. Какой вклад внес Л.Н. Толстой в образование?

3. Хотели бы вы учиться в Яснополянской школе?

- Кем был Лев Николаевич?

- А каким учителем он был?

- Правильно! Молодцы! Каждый день Л.Н. Толстой видел крестьянских детей и хотел, чтобы все они были грамотными и умными.

- А что же он для этого сделал?

- Верно! Похожа ли наша школа на Яснополянскую школу?

- Да, все было совсем иначе: ученики рассаживались как хотели: на лавках, на подоконниках, даже на полу. Уроки проходили в виде беседы, а на переменах дети с учителем играли в подвижные игры. Но были и сходства: ученики так же изучали письмо, чтение, счёт. Были уроки истории, пения, рисования.

- Хотели бы вы учиться в Яснополянской школе? И почему?

- Сейчас мы узнали, что Л.Н. Толстой был учителем. А кем еще был Лев Николаевич?

- Правильно! Еще он был талантливым писателем.

На слайде: изображение обложек Азбуки Л.Н. Толстого

- Обратите внимание на слайд, что вы видите?

- Верно. Давайте сделаем вывод: он основал школу в Ясной Поляне, где сам обучал крестьян и писал для них книги!

- А давайте «откроем» эту азбуку и посмотрим, что же изучали крестьянские дети! Для каждой колонки мы подобрали фрагменты сказок, которые предлагаем вам обыграть. (Снежана Евгеньевна раздает ученикам роли и их реплики, помогает подготовиться) Даем вам немного времени на подготовку.

1 колонка – фрагмент сказки «Три медведя»

Ученик 1. Медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

Ученик 2. — Кто хлебал в моей чашке?

Ученик 1. Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: Ученик 3. — Кто хлебал в моей чашке?

Ученик 1. А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: Ученик 4. — Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?

2 колонка – фрагмент были «Филипок»

Ученик 1. – Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

Ученик 2. – Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Ученик 3. Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ученик 2. – Ну-ка, сложи свое имя.

Ученик 3. Филипок сказал:

Ученик 4: –  Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Ученик 3. Все засмеялись.

Ученик 2. – Молодец!

Ученик 3. Сказал учитель.

Колонка 3 – фрагмент сказки «Павлин и журавль»

Ученик 1. Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

Ученик 2. – Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

Ученик 1. Журавль говорит:

Ученик 3. - Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

- Время на подготовку закончилось. Начинаем с первой колонки.

На слайде: иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя»

- Молодцы! У вас отлично получилось! Присаживайтесь! Вторая колонка, мы вас ждём!

На слайде: иллюстрация к были Л.Н. Толстого «Филипок»

- Хорошее выступление! И третья колонка!

На слайде: иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Павлин и журавль»

- Умницы! Завершаем наше путешествие в мир азбуки Л.Н. Толстого. Все молодцы!

Делают физминутку

- Да!

- Учителем!

- Отзывчивым, добрым, мудрым.

- Он открыл школу!

- Нет!

Дети размышляют        

- Писателем!

- Азбуку Льва Толстого!

- Давайте!

 

Выступления детей

Коммуникативные: ребёнок умеет слушать и слышать

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, Ученик умеет вступать в диалог.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: ребёнок может интегрироваться в группу сверстников

Заключительный

- Пора подвести итоги. Какому празднику был посвящен наш классный час?

- О каком человеке мы сегодня беседовали?

- Что нового мы о нем узнали? Чего он хотел добиться?

- Все верно! А теперь покажите пальчик вверх, кому понравилось занятие.

- Напомните нам правила проведения наших классных часов, которые мы обговаривали вначале!

- Молодцы! Все правильно! Давайте придерживаться их всегда! А кто хорошо поработал сегодня – получает наклейку! (раздаем наклейки)

- Классный час подошел к концу. Спасибо вам! До свидания!

- Дню учителя!

- Лев Николаевич Толстой!

- Он был учителем, основателем крестьянской школы, создателем азбуки. Чтобы все могли получить образование!

Оценивают классный час

- Быть внимательными, активными, не нарушать дисциплину.

- До свидания!

Регулятивные: у ребёнка развита рефлексия