Деятельность в области воспитания

Зосимова Оксана Юрьевна

Из практики воспитания детей известно, что труд может иметь очень сильное и разно­стороннее воспитывающее влияние на развитие личности.

Часто воспитание смешивают с обучением. Личность формируется и тогда, когда человек не обучается.

Задачи воспитания, решаемые на уроках технологии, можно  сформулировать следующим образом:

1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.

2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.

3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав  и обязанностей; овладение этическими нормами поведения человека в обществе.

4. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.

5. Экономическое воспитание учащихся.

Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами своих сверстников, существующими нормами правилами

Нам нужно как можно раньше научить ребенка умению анализировать свои действия,  так как нравственность – середина личности.

Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. Уроки технологии  позволяют соединить теорию с практикой, соотнести возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.

Задача учителя технологии – дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученики могут попробовать себя в роли различных специалистов. Через общение детей к делу происходит выявление интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала

Нам необходимо помнить, что воспитательный эффект  уроков во многом зависит от того, как полученные учащимися знания и  умения могут быть использованы в жизни. Но, в то же время нельзя  превращать эти уроки в ремесленнический предмет, сводя к обучению элементарным работам  в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! Работа учителя  должна быть  ориентирована  на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Эстетические чувства – это, прежде всего чувства цвета, звука и ритма, которые оказывают огромное влияние на психику человека. Поэтому изучение свойства цвета я выделила в отдельную тему, которую назвала «основы цветоведения». В каждом классе (5-8) отвожу 1-2 занятия для изучения свойств цвета, которые рассматривают в трёх аспектах; физические свойства цвета, эмоционально – психологические и символические; а также гармоничные сочетания цветов,  цвет в композиции одежды, зрительные иллюзии цвета и другие. Изучение каждой темы проходит с выполнением практической работы, которые посвящены изучению спектральных цветов и их сочетаниям в 5-х классах, равно ступенчатому цветовому кругу и сочетаниям сложных цветов в 6-7 классах; подбору названий всех цветовых оттенков гаммы любимого цвета, подбору цветов одежды (образцы тканей) для своего типа внешности 8 классе. Для этой работы я  беру часы «отведённые в программе на темы» «Интерьер» прежде всего, связаны с чувством композиции цвета, которые в 6кл - 4 часа и в 7кл - 2 часа. Но понятие  «Интерьер», прежде всего, связано с чувством композиции и цвета, которое в 5-7 классах  ещё не сформированы. А после изучения свойств цвета и гармонии цветовых сочетаний девочки более осмысленно подбирают цвета ниток для вышивания или образцы тканей для изделий в технике лоскутного шитья.

На занятиях учитель ставит перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, на уроках кулинарии ставлю задачу не только приготовить вкусное блюдо, но и умело украсить, дать название, красиво сервировать стол. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируя трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.

Занятия целесообразно начинать,  я считаю, с организации рабочего места, особенно на уроках кулинарии, и обязанностей каждого члена бригады. Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с пятого класса. Нам, учителям, необходимо неуклонно и систематически добиваться  выполнения своих требований.  Это работа не одного года. К 7 классу девочки привыкают к педагогическим требованиям учителя, видят их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей  сил и с хорошим качеством, умения уважать свой труд и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Например, на уроках кулинарии, девочки ведут специальные учётные карточки, которые вычерчивают в тетради на первом занятии, а во время проведения практической работы заполняют. Такая организация работы помогает быстрее и качественнее достигать поставленной цели, чётче выполнять все этапы работы, так как каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний выполняет всё, что положено.

Занятия по рукоделию и шитью также начинаю с организации рабочего места, напоминаю, что должно находиться  на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце урока, они обязательно получат оценку. Некачественная работа не оценивается – её нужно переделать. Если  ученица  забыла дома материалы или инструменты, ей всё равно не придётся бездельничать; я даю ей всё необходимое. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок,  уборка рабочих мест и кабинета.

При выполнении практических заданий желательно не навязывать детям готового решения, а предложить найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, нужно обязательно похвалить эту ученицу. Похвала будет стимулировать дальнейшее творческое развитие ребенка.

Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, предлагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на урок, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, разговаривать  вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к учителю и своим одноклассницам, не мешать им и не отвлекать от работы и др. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать определенные нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают человека корректировать свои поступки без непременного понукания свыше. Но подлинную дисциплину позволяет построить лишь подлинный авторитет.

Учитель должен восприниматься  ребенком как человек достойный уважения, подражания, у которого есть чему поучиться, с которым можно посоветоваться, к которому просто приятно приходить на уроки.

В воспитательной работе по формированию взглядов и убеждений  велика роль личности учителя, его взаимоотношений с детьми. Учитель может стать воспитателем только тогда, когда он хорошо понимает нужды детей, является образцом и примером во всем, авторитетным и уважаемым человеком. Он должен сочетать в своей работе уважение к учащимся с требовательностью к ним. Если мы, учителя, учитываем интересы ребенка, считаемся с его потребностями, с точкой зрения, признаем за ним права, то и ученик  принимает требования учителя как справедливые, прислушивается к ним.

В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения прививать навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.

В настоящее время, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о  благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.

Уроки технологии предоставляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, для изготовления учебных изделий нужно покупать недорогую ткань, можно использовать вещи б/у; при раскрое не забывать об экономной раскладки выкроек на ткани, а выпады использовать для изготовления изделий в лоскутной технике; экономно использовать нитки; спарывать фурнитуру для повторного использования; научить девочек ремонтировать одежду и ухаживать за ней, чтобы продлить срок носки.  При проведении уроков кулинарии объясняю, как экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, организовать рациональное питание в семье. А при проведении практических работ нужно тщательно подбирать рецепты блюд, чтобы в них входили доступные недорогие продукты, следить, чтобы дети приносили продукты не больше, чем требуется по норме и т.д.

Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках