Мандрыка Ирина Анатольевна

Доклад: «Театр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Подготовила воспитатель МБДОУ ДС № 5: Мандрыка Ирина Анатольевна Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации. На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Театр в развитии речи детей». Я опираюсь на программу «Театр – Творчество - Дети» Н.Ф. Сорокиной и считаю ее очень актуальной. Она ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное - значит достаточное по объёму языкового материала и осуществляющееся в полную силу его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции нервной системы именно в период их естественного формирования легко подаются тренировке. Без тренировки развития этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. И чтобы это не произошло к нам на помощь приходят куклы. Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректирует их поведение. И для этого у нас созданы в детском саду различные виды театров, такие как: -пальчиковый -конусный -вязаный -театр на стаканчиках - теневой - театр масок - настольный театр - театр – на перчатке - театр – топотушки. ЗАДАЧИ.  Побуждать интерес детей к театральной деятельности.  Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.  Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память мышление детей.  Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной руке.  Поощрять участие детей в этом виде деятельности, создавать необходимые условия для её проведения.  Постоянно пополнять развивающую среду, разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров способствующей развитию театрально - игровой деятельности, связной речи детей младшего дошкольного возраста. Театр - один из самых демократических и доступный вид искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя выразительные средства и источниками соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтоб его все понимали. Главную роль играет воспитатель, ведь именно он образец для подражания. Воспитателю необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, сказки, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театральной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, театрализованные игры способствуют элементам речевого общения (мимике, жестам, позам, модуляции голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Основу игр – драматизации составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно, что ребёнок при игре в сказку может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать роль между добром и злом. Педагог постепенно расширяет игровой опыт засчёт разновидностей игры драматизации, что достигается последовательными сюжетами игровых заданий, в которые включается ребёнок. Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся процесс просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых стихов и сказок. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать быть готовым к любым превращениям. Одним из главных условий искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога-образец для подражания. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Фиксация эмоциональных состояний Ребекка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становится и актёром и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Актёры и актрисы в и игре «театр» должны быть яркими, мягкими, доступными в упражнениях. А главное, что различные виды театра можно сделать своими руками. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива. Так, например: Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимании, памяти, формирует пространственное представление, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движения, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключаться в том, чтобы ребёнок переодевал на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту) стимулировать кончики пальцев, в том числе и знание многих поколений, но и иследования, которые доказали что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют мозг ребёнка. Поэтому развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Театр картинок (фланелеграф) - такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получают ещё больше удовольствие. Есть различные виды театра, которые способствуют развитию мелкой моторики руки. Вязанной театр - развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. Конусный театр - помогает учитывать координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредствам мимики и речи. Театр - топатушки- помогает расширить словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счёта. Театр на перчатке - кукла перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний или страха путём расширения конфликтной ситуации в игре с куклой на пречатке. Куклотерапия даёт очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, нервозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши, увидев в кукле отражение своих переживаний, будут успокаиваться. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересней и содержательной, наполняемее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания развития и обучения детей. Детям очень маленьким Трудно жить без чуда, Пусть же в каждом празднике Чудо будет всюду: В тёплом солнца лучике, В лужице и в капельке. Он умеет чувствовать, Хоть пока и маленький, Умный и смышленый, добрый человек Все мы воспитатели за него в ответе. Чтобы смог и взрослым Чуду удивляться, нужно педагогам, очень постараться. Подарите праздник, Встречу с доброй сказкой, Верьте, что старания будут не напрасны Если дети в детстве добротой согреты, Вырастут достойные, граждане планеты!!! Доклад «Театр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС № 5: Мандрыка Ирина Анатольевна Театрализованная деятельность. Воспитателя детского сада «одуванчик» пос.Бейсуг. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ «КУРОЧКА РЯБА» Предшествующая работа: Наблюдение за куринной «семьёй» (петух, курица, цыплята.)Наблюдение за дедушкой, бабушкой дома. Беседа о домашних жителях в доме и на хоздворе. Рассматривание книг, иллюстраций, просмотр сказки на телеэкране. Чтение сказки, беседа о ней. ИЗО: рисование полосатый коврик для бабушки, травка для курочки рябы,зёрнышки,наполним корытце свежей водитцей,(дождик), ЛЕПКА: яйца в корзинке, заборчик для курочки. АППЛИКАЦИЯ: одуванчики на лужайке, яичко в тарелочке. ПСИХОГИМНАСТИКА: Мимика- улубка, слёзы, огорчение, сочувствие. Пантомимика-дедушка, бабушка, курочка, мышка. Музыкальное восприятие: «петушок» рус.нар. прибаутка. «утро»-«цыплята», «хохлятки», «мыши и кот». Атрибуты: сказочный домик,стол,скамейка,заваленка, на столе стоит самовар с баранками и цветы. Игрушки: курочка, петушок, цыплята,яйцо, ложки, скалка. Костюмы: для деда-рубашка, фуражка, жилет Для бабы –сарафан ,платок Для сказочницы – сарафан, платок. Музыкальное сопровождение: «утро», игра «наседка и циплята» Словарная работа: 1. Связано и последовательно рассказывать сказку. 2. Слова: курочка ряба, мышка-нарушка, яичко, сжарить,яичница. Последующая работа: самостоятельная игра в сказку. Цель: 1.доставить радость детям при самостоятельном исполнении роли деда и бабы. 2. воспитывать любовь к народному фольклору. 3.воспитывать в детях умение быть не закомплексованными. Ход представления. Сказочница в красивом сарафане и в платке приглошает детей в зал на стулья. Показывает книги сказки, которые пришли с ней в гости к деткам. Сказочница:дети я сказочница и сомной пришли сказки.А вы знаете сказки? Дети-да. Сказочница-показывает сказку-книгу: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Коза и семеро козлят», «Курочка ряба».Дети называют их. Сказочница:-А хотите поиграть в сказку? Дети-Да. Сказочница надевает выбранным детям «бабке»- сарафан и платок, деду- рубашку, желет и фуражку.приглашает их поселится в домике. Звучит музыкальное произведение «утро» Сказачница- Жили-были, дед да баба, у них была курочка «ряба». Снесла курочка яичко, не простое , а золотое. Дед-Сжарь мне бабка яичницы. Баба-Сейчас.Взяла ложку , скалку и стала бить яйцо.Била- била не разбила. Дед-Дай я.Бил-бил, не разбил.Положили яичко на стол.Мышка бежала хвостиком махнула , яичко упало и разбилось. Дед плачет , бабка плачет , а курочка с петушком успокаивают. - не плачь дед , не плачь баба я снесу вам яичко не золотое, а простое,выведу цыпляток и вам будет очень весело. Сказочница ложет курочку на гнёздышко в котором были яички. Курочка посидела ,посидела и вывела цыпляток : много,много. Сказочница:- Ой, сколько много у нас цыплят.(раздать всем детям малень-ких цыплят). А играть вы хотите? Дети: -Да. Сказачница- давайте поиграем «наседка и цыплята» играют все дети,дед,баба и т.д. Музыкальное произведение «наседка и цыплята» Вышла курочка гулять, свежей правки пошипать А за ней ребятки, жёлтые цыплятки Ко-ко-ко,ко-ко-ко, Не ходите далеко лапки берегите Зёрнышки ишите Сьели толстого жука, дождевого червяка Выпили водитцы полное корытце. Вокруг бегает лиса и догоняет цыплят. Сказочница:ловкие цыплятки- ребятки у бабушки с дедушкой. Ну- что, дедушка и бабушка, вы развеселились, рады, что у вас такие цыплята, курочка, петушок. Дед,баба: Да. Сказочница: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!!!! МАНДРЫКА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА « 2012г.»

Добавить запись

Защита от спам-роботов