Для вас,родители

Романова Екатерина Сергеевна

Уважаемые родители приглашаю посетить мой мини - сайт. Надеюсь, вы найдете полезную информацию.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Всестороннее развитие правильной речи"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.

Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.

Словарь

Сколько слов должен знать ваш ребенок?

Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли какие-то границы, количественные показатели для каждого возрастного этапа жизни человека? Такие пределы существуют.

Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:

• до 1 года 6 месяцев - 10-15 слов;

• в конце 2 года - 300 слов;

• в конце 3 года - 1000 слов;

• в 4 года - 2 500 слов;

• в 5 лет - 3 500 слов;

• в 6 лет - 4 000 слов;

• в 7 лет - 4 500 слов.

У взрослого человека словарь насчитывает 6 - 8 тысяч слов.

Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы - 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто.Ребенок в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.

Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости.

Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы,

явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов.

Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.

Таблица усвоения детьми звуков речи

Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе "Возрастные особенности речевого развития ребенка". Помните, что каждый ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет С, Ц

От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет Л, Р

Возрастные особенности речевого развития

ребенка

Пятый год жизни.

Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый - "зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").

Шестой год жизни.

К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи - монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.

Нарушения речи у детей 6 - летнего возраста

Речь ребенка должна быть сформированным до пяти лет.

Но часто встречаются нарушения: заикания, неправильное произношение звуков, шепелявость. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.

Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш]), но в словах пропускает его или заменяет. (Шапка - тяпка).

Иногда ребенок не может произносить звуки [ш, ж, ч, щ, г], потому что у нее «пришита подъязычная уздечка», вялый язык и не может его поднять вверх. Чтобы проверить это - попросите ребенка облизать верхнюю губу.

Проблемой является и заикание.

Поэтому, уважаемые родители, не перегружайте детей в букварный период. Будьте терпеливы, не нервничайте и не подгоняйте детей. Постоянно следите за правильностью речи детей.

Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.

Что нужно знать родителям?

ЯЗЫК - неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К.Д. Ушинский образно назвал родной язык народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются чувства, восприятия, обогащаются знания об окружающем мире.

Важная роль в формировании личности ребенка, в частности развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей-матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.

Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в школе.

Малышей нужно учить правильно произносить звуки в словах, ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно дышать во время речи.

Дошкольников учат согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падежах, правильно строить предложения.

У детей дошкольного возраста нужно воспитывать и общую культуру речи: умение слушать обращенную к ним речь, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

Родители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными к речевым недмостатка своих детей.

В кругу своей семьи взрослые понимают ребенка с полуслова и он чувствует себя уверенно. Но с возрастом расширяется языковой круг общения ребенка и речевые недостатки препятствуют быстрой установке контактов со сверстниками, возникают различные осложнения, психологические проблемы. Недостаточно развита речь, бедность словарного запаса, проблемы в произношении звуков, отрицательно влияют на общее умственное развитие ребенка.

Уважаемые родители! Вы должны ориентироваться в возрастных нормах развития всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов), чтобы вовремя помочь своему ребенку и в случае необходимости обратиться к логопеду еще до обучения ребенка в школе.

Что должны знать дети

У ребенка 5-го года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простые связи и точно воспроизводить их в речи.

Их речь становится более разнообразной, точнее и богаче по содержанию. Дети обращают больше внимания на речь взрослых, стараются ей подражать. Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов, создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее выражать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для определения признаков и качеств предметов. Свои высказывания дети строят из 2-3 и более простых распространенных предложений.

Дети 5-го года жизни начинают овладевать монологической речью. В их языке впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными. У детей резко увеличивается интерес к звуковому оформлению слов. Прислушиваясь к словам, которые произносит взрослый, ребенок пытается установить сходство в их звучании. Соответственно, значительно улучшается их звукопроизношение. Полностью исчезает смягчение согласных и реже бывают случаи пропусков звуков, слогов.

Большинство детей до 5-ти лет усваивают и правильно произносят свистящие [С, С, Ц, ДЗ], шипящие [Ш, Ж, Ч, Щ, ИП], сонорные [Л, ЛЬ, Р, РЬ] звуки. Правильно говорят многосложные слова, точно сохраняя в них составную структуру. Чаще верно употребляют в словах ударение, следуя литературной нормы произношения слов. На 5-м году жизни ребенок способен определить на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, подмечать ускорения и замедления темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности речи.

Итак, до 5-лет у детей заканчивается процесс овладения звуковой стороной речи. Язык в целом становится чище и выразительней. Повышается речевая активность и дети все чаще задают вопросы.

Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли развивается звуковая сторона речи у вашего ребенка!

Речь взрослых - образец для подражания

Речь взрослых - пример для детей. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Малыш учится говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает бистрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышыт вокруг себя правильный, литературный язык.

Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, громкое звучание радио, телевизор, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Лесовичок»

КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Воспитатель: Е.С. Романова

Тасеево, 2024г.



Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (46).jpg

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (47).jpg

МБДОУ детский сад №9 «Лесовичок»

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (45).jpg

Хорошую речь -

хорошо слушать.

Воспитатель: Е.С. Романова

Тасеево, 2024г.

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (48).jpg

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (50).jpg

C:\Users\admin\Desktop\Новая папка\image (51).jpg



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей «Речь и мяч»

Старший дошкольный возраст

Тасеево, 2024г

Цель: обучение родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития речи, а так же общей и мелкой моторики;

Задачи:

- развивать речевое дыхание;

- развивать пространственную ориентировку;

-расширять словарный запас детей и родителей;

-развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).

Материалы:

Ход:

Теоретическая часть.

Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут использоваться на занятиях независимо от лексическй темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.

Игры

  1. Вратарь
  2. Мячик прыгает по мне, по груди и по спине.
  3. Попади в ворота.
  4. Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг.
  5. Справа, слева, впереди в обруч точно попади.
  6. Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец.
  7. Прыгает и скачет по сиденью мячик.
  8. Справа, слева я стучу, перепутать не хочу.
  9. Кошечки с мячиком.

Упражнения направленные, на развитие мелкой моторики.

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук тревожат расположенные вблизи речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

В играх и упражнениях используются небольшие мячики, шарики, массажные шарики-ежики или разноцветные каучуковые шарики которые легко помещаются в ладошках детей. Все упражнения проводятся сидя за столом.

Игры

  1. Листок 14. Спираль
  2. Огород 15. Фокусник
  3. Сад 16. Веселый алфавит
  4. По грибы по ягоды
  5. Птички-невелички
  6. Два козленка
  7. Поможем маме
  8. Каблучок
  9. Снежинка
  10. Помоги Маше
  11. Елочка
  12. Портняжка
  13. Дождик

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года дети знакомятся с гласными звуками, являющимися фундаментом, на котором базируется работа логопеда по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над звуками закрепляется в играх с мячом которые построены так, что длительность прокатывания мяча соотносится с длительностью пропевания гласных звуков. Таким образом, игры с мячом способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

В логопедической работе можно наблюдать, что у детей нарушены просодические компоненты речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезных для этих детей.

К. С. Станистлавский, характеризуя звучание русского языка образно говорил, что гласные – это река, а согласные – берега, и без них наша речь – болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей учитель-логопед укрепляет эти «берега» и «реку».

В играх данного раздела используются мячи разного цвета для анализа и синтеза слогов и слов.

В играх с мячом дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги, отрабатывается автоматизация и дифференциация звуков. Во время игр развиваются внимание и быстрота мышления ребенка. Игры могут использоваться независимо от лексических тем и автономно.

Игры

  1. Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук.
  2. Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.
  3. Звуки гласные поем, мы с мячом моим вдвоем.
  4. Мяч передавай, со звуком [О] – овощи называй.
  5. Мяч поймай, звук поменяй.
  6. Тихо-громко.
  7. Сто вопросов - сто ответов.
  8. Встречу слово на дороге, разобью его на слоги.
  9. Разноцветные мячики.
  10. Умный мячик.
  11. Дразнилка.
  12. Мяч лови – чистоговорки произноси.
  13. Повторяй, не зевай.
  14. Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Для многих детей с ФФН, а тем более с ОНР характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимая ребенком значений слов и искажении их звука-слоговой структуры.

Словарь дошкольника обогащается в преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

Дети с ОНР часто допускают ошибки в образовании множественного числа и имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день – дни). Играя в мяч и слова (звуки) одновременно, ребенок усваивает категории рода, числа, падежа, учится употреблять существительные в именительном и родительном падежах и применять в речи простые и сложные предлоги. Данные игры помогут ребенку избежать трудности в употреблении глагольных форм, ребенок будет уметь изменять и образовывать новые слова. Целью игр является развитие памяти и внимание.

Игры

  1. Мяч бросай, волшебные слова называй.
  2. Назови ласково.
  3. Один – много.
  4. Скажи со словом «осенний»
  5. Назови какая погода
  6. Какой сук
  7. Какое варенье
  8. Четвертый лишний.
  9. Собираем грибы
  10. Скажи наоборот
  11. Скажи одним словом
  12. Животные и их детеныши
  13. Что кому принадлежит
  14. Кто где живет
  15. Скажи правильно
  16. Кто что делает
  17. Кто чем занимается
  18. Посчитай
  19. Кто что умеет
  20. Закончи правильно предложение
  21. Подбери слово.
  22. В нашем огороде.
  23. Составь предложение.
  24. Кто как говорит.
  25. Кто как передвигается.
  26. Что бывает круглым.
  27. Где лежит мяч.
  28. Вчера сегодня завтра.
  29. Утро, день, вечер, ночь.
  30. Дни недели называй.
  31. Месяцы и их последовательность.
  32. Кто кем был.

Практическая часть.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Перед вами лежат альбомные листы. Какую геометрическую фигуру вы видите (Круг). Возьмите карандаши и превратите круги в яркие и красочные (дети закрашивают круги). Какие разноцветные круги у вас получились.

А сейчас мы круги превратим в мячики. Возьмём ножницы и вместе с мамой вырежем мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки. Сколько мячиков у вас получилось? А давайте с ними поиграем. Подуем на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги (мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребёнка, дети дуют).

Наши мамы нам сейчас сделают футбольный мячик, его будем забивать в ворота. (мамы делают из фольги маленький мячик, а дети его загоняют в ворота)

Пальчиковая гимнастика.

Будем мячики считать

(дети сжимают и разжимают все пальчики)

Этот мяч - он из резины

(загибают пальчики, начиная с большого)

Этот мячик синий- синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,

(выполняют круговые движения между ладонями)

Будем с ним мы играть.

Логопед показывает большой мяч с ручками и предлагает детям с ним поиграть.

Цель игры: развитие общей моторики, координации речи с движением. (Мамы помогают детям сесть на мячи). Дети произносят слова и выполняют движения по тексту.

Раз, два- прыгай мячик,

Раз, два- и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Логопед: Ой, ребята, а у меня для вас сюрприз.

(показывает шкатулку, ребёнок опускает руку и достаёт массажные мячики)

Логопед: А теперь поиграем:

1. Возьмите массажный мячик в правую руку (левую руку), обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Покатайте мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мяч сжимайте и разжимайте.

3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите.

4. Возьмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя рук.

5. Возьмите мяч по одному в каждую руку. Сожмите и разожмите их. Опустите руки вниз с мячами и встряхните ими.

А сейчас спрячем мячик за спину. Где мячик? (за спиной). Положите мяч под стол. Где спрятался мячик? (под столом). Положите мяч в шкатулку. Где мячик? (в шкатулке).

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед: Ребята, а у меня есть огромная корзина и в ней, что - то лежит (потряхивает корзину, мячики стучат об её стенки).

Логопед: Давайте прислушаемся, кто это стучит в корзине? Неожиданно резким движением выбрасывает мячи из корзины (мячи большие и маленькие). Просит детей собрать мячи сначала большие, затем маленькие.

Логопед: А сейчас мы будем передавать мячи друг другу. (ребята и мамы садятся в круг)

У кого окажется мяч, должен ответить на вопросы: Назови приметы зимы? Чем покрыто тело кошки» …

Дидактическая игра «Кто это? Что это? »

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребёнку и называет предмет. Ребёнок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол - мебель, чашка - посуда…

Дидактическая игра «Поймай - скажи»

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет действие этого животного. Например: корова - что делает? Мычит. Кошка-…

Логопед: Мячики захотели поиграть с нами в прятки. Посмотрите на мячики, запомните их. Закройте глазки, а потом откройте. Какой мячик спрятался от вас?

Логопед: Ребятки, какие вы молодцы, как здорово играли. А теперь все станем в круг (раздает детям воздушные шары)

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы!

Получайте- ка призы!