Портфолио классного руководителя

Попова Ольга Ивановна

Из опыта  работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио классного руководителя197.95 КБ

Предварительный просмотр:

участника муниципального конкурса профессионального мастерства

«Педагог года Мучкапского района-2024» в номинации

«Воспитать человека»

классного руководителя 9 класса Сергиевского филиала

МБОУ Мучкапской СОШ

           Поповой Ольги Ивановны

2024 г.

Содержание

  1. Введение.
  1. Общие сведения о конкурсанте.
  2. Портрет классного руководителя глазами коллег.
  3. Портрет классного руководителя глазами родителей.
  4. Портрет классного руководителя глазами детей.
  1. Степень организации классного коллектива.
  1. Структура и организация класса.
  2. Социальный паспорт класс.
  1. Использование современных педагогических технологий в воспитании ученика начальной школы.
  2. Опыт воспитательной работы.
  1. Из опыта воспитательной работы.
  2. Результативность опыта.
  1. Планы и перспективы.
  2. Приложения.
  1. Внеклассные мероприятия.
  1. Внеклассное        мероприятие «Этикет и мы»                               https://nsportal.ru/node/6394032

  1. Внеклассное мероприятие «Моя семья и я»» 
  2. https://nsportal.ru/node/6389818

  1. Ток-шоу «ЗДОРОВЬЕ-ЭТО ЗДОРОВО»

               https://nsportal.ru/node/6398591

  1. Работы детей.
  1. Исследовательская работа-презентация: «Горячие сердца»

                          https://nsportal.ru/node/6388571

  1. Творческий проект «Совушка»

https://nsportal.ru/node/6398559

  1. Исследовательская работа: «Герои среди нас»

                        https://nsportal.ru/node/6394288

  1. Творческий проект: «Едем на парад»

https://nsportal.ru/node/6390025

  1. Работа с родителями
  1. Родительское собрание: «Как научиться быть ответственным за свои поступки. 

https://nsportal.ru/node/6389991

  1. Родительское собрание: «Как помочь своему ребенку выбрать профессию»

                       https://nsportal.ru/node/6394123

  1. Диагностический материал по ПДД «Водитель велосипеда»

https://nsportal.ru/node/6399318

         Анкета для учащихся

https://nsportal.ru/shkola/konsultatsii/library/2024/01/28/anketa-dlya-uchashchihsya-po-prof-opredeleniyu

                                         

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам»

https://nsportal.ru/node/6394083

  1. Введение

Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. И какие бы методы, средства и формы работы с детьми не открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс, главным, вечным и низменным в школе остаётся УЧИТЕЛЬ…

Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога, но такого рецепта, к сожалению,  не существует. Но можно найти составляющие такого рецепта, для меня это – доброта, справедливость, профессионализм и искренность.

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна:

  • это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе;
  • это самовоспитание и перевоспитание;
  • это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самоуправления.

Дети, приходя в школу, все хотят учиться. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе? Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя и классного руководителя.

Диагностические исследования показывают, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Поэтому, я стараюсь сделать досуговую деятельность школьников составной частью целого воспитательного процесса.

  1. Общие сведения о конкурсанте

Ф.И.О. Попова Ольга Ивановна

Дата рождения: 06.07.1982 г.

Место работы и должность: Сергиевский филиал МБОУ Мучкапская СОШ; технологии, ИЗО, ОБЖ.

Сведения об образовании: окончила Тамбовское педагогическое училище №2 -22 июня 2001 года, присвоена квалификация – 0309-«Труд»

Стаж педагогической работы

Дата

Общий

трудовой

Педагогический

В данном учебном

заведении

02.09.2001 г.

22

22

Сведения о повышении квалификации

Год, месяц

Проблематика курсов

Кол-во

часов

Учебное

заведение

6 июня-2018г.

«Особенности предметного содержания, методического и материально-технического обеспечения области «Технология» в условиях перехода на ФГОС»

72

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

19 июня- 2020 г.

«Организация и содержание образовательной деятельности учителя ОБЖ в соответствии с новой концепцией преподавания предмета ОБЖ»

72

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

19 июня- 2020 г.

«Особенности содержания и методики преподавания изобразительного искусства в условиях реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в школах Российской Федерации

72

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

22 июня

 2021 г.

«Проектирование современного содержания технологического образования в контексте задач федерального проекта «Современная школа»

72

ТОГОАУ ДПО

«ИПКРО

13 октября 2021 г.

«Обработка персональных данных»

20

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

9 июня

2023 г.

«Организация и содержания образовательной деятельности обучающихся по предмету ОБЖ в соответствии с требования обновленных ФГОС ООО, СОО и ФООП»

72

ТОГОАУ ДПО

«ИПКРО

ноябрь

2023 год?

«Разговоры о важном»: система работы классного руководителя (куратора)

Цифровая система

ДПО

Квалификационная категория

Дата

Квалификационная категория

№ приказа

-

-

-

Информация о награждении

Год

Награда

2010

Грамота-лауреата районного фестиваля народных ремесел-

«Город мастеров»

2016

Грамота- за подготовку победителя регионального конкурса одаренных детей системы дополнительного образования детей

 «Звездочки Тамбовщины».

2020

Сертификат участника-Зеленая Весна-2020

2020

Диплом I степени-участника Диктанта по общественному питанию.

2021

Свидетельство- об окончании Региональной межведомственной школы профессионального мастерства работников системы дополнительного образования

2023

Сертификат курса по работе учителя (классного руководителя) в Дневник.ру

Достижения учащихся

Дата

Мероприятие

Уровень

Кол-во

уч-ся

Результат

2018

Конкурс

 «Палитра ремесел» в номинации: «Художественные ремесла» в возрастной категории 14-16 лет

муниципальный

1

Почётная грамота,

1 место

2021

Конкурс

 «Палитра ремесел» в номинации: «Художественные ремесла»

муниципальный

1

Почётная грамота,

2 место

2022 г.

Конкурс

 «Палитра ремесел» в номинации: «Изобразительное искусство: живопись»

муниципальный

1

Почётная грамота,

2 место

Конкурс «Неопалимая купина» в номинации «Декоративно-прикладного творчества»

Муниципальный

1

Почётная грамота,

2 место

2023

Конкурс

 «Палитра ремесел» в номинации: «Художественные ремесла»

Муниципальный

2

Почётная грамота,

3 место

Конкурс

 «Палитра ремесел» в номинации: «Художественные ремесла»

Муниципальный

1

Почётная грамота,

2 место

Конкурс «Дорога глазами детей» в номинации: «Волшебная кисть», «Умелые руки»

Школьный

4

Почётная грамота,

1 место

Конкурс «Дорога глазами детей» в номинации: «Волшебная кисть», «Умелые руки»

Муниципальный

2

Почётная грамота,

1 место

Ведение факультативов, элективных курсов, кружков

Год

Наименование

Кол-во уч-ся

2020-2021

Кружки внеурочной деятельности:

  «Клубочек»

«Дизайн шаг за шагом»

10 (5-7 классы)

2021-2022

Кружки внеурочной деятельности:

 «Мукосолька»,

«Юные инспектора движения»,

«Светофор»

15 (2-8 классы)

2022-2023

Кружки внеурочной деятельности:

«Мукосолька»,

«Юные инспектора движения»,

«Светофор»

«Волшебная кисточка»

14 (3-8 класс)

  1. Портрет классного руководителя глазами коллег

Ольга Ивановна увлечена профессией педагога-воспитателя.

Любовь к детям и гуманное отношение к ним – основная потребность в работе. Она всегда терпелива, тактична в работе с детьми и членами коллектива. Знает методы работы с родителями. Умеет организовать коллектив и умело управляет им в разных ситуациях. Располагает к себе учащихся, родителей, находит нужные формы общения. Критически оценивает свой опыт, результаты своей деятельности. Совершенствует свое педагогическое мастерство, занимается самообразованием. Ольга Ивановна   использует в своей работе педагогические исследования. Она может заинтересовать, вдохновить учащихся на какой-либо вид деятельности. Владеет культурой речи, мимикой, жестами.

У классного руководителя творчески-практический склад мышления. Она обладает самокритичностью, наблюдательностью, оптимизмом. Умеет осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом возрастных особенностей, развивает их активность.

Домашенко В.М., учитель географии

Главная цель труда Ольги Ивановны – воспитать грамотного, доброго, отзывчивого человека, патриота. Многолетний опыт подсказал учителю наиболее оптимальный путь решения этих задач. Для того, чтобы ребенок охотно трудился – надо знать его возможности, надо любить и уважать в нем личность. Быть классным руководителем - это призвание Ольги Ивановны. В каждое дело она вкладывает максимум усилий, стараясь увлечь ребят интересной работой.

Ольга Ивановка – хороший психолог. Она умеет находить у ребенка ростки положительных качеств. Она хорошо знает своих учеников, их семью. Умеет создать в своем классе теплую атмосферу доверия,

раскованности, уверенности, искренности. Много делает она для сплочения классного коллектива, в котором каждый ребенок ощущает себя его

частицей. Ее        выпускников        отличают сплоченность и товарищеские отношения. Её воспитанники уверены в себе, ведут активный образ жизни. Их работа становится все заметнее не только в классной, но и в школьной жизни.

Пушкова В.В., учитель английского языка

  1. Портрет классного руководителя глазами родителей

Моя дочь учится у Ольги Ивановны третий год. Могу сказать, что это грамотный, знающий свое дело учитель. Она умело находит подходы к детям. Это я могу судить по своему ребенку. Она очень энергичная, активная, организовывает совместные с родителями праздники, где всегда бывает познавательно и весело.

Пищулина С.Н., родитель

  1. Портрет классного руководителя глазами детей

Ольга Ивановна - мой классный руководитель. Она добрая, справедливая, многому хорошему меня научила, и за это я ей очень благодарна. Я люблю свою учительницу.

Кулькова Дарья, ученица 9 класса

                     

  1. Степень организации классного коллектива

  1. Структура и организация класса

В 9 классе 1 ученик: девочка. Даша обучается в нашей школе с 7 класса. Адаптация в школе проходила сложно, девочка была замкнутой, не общительной. Обладает средними способностями в обучении, учится, в основном, на «3» и «4». Школу посещала регулярно, пропусков по неуважительной причине не было. Требования учителей на уроке выполняет. Даша дисциплинированная, на уроках ведет себя спокойно. Поведение на переменах сдержанное, без лишней активности. 

Воспитывается в неполной семье. Взаимоотношения в семье уважительные, теплые и дружеские. Нужного внимания со стороны мамы дети (у Дарьи есть младшие 3   сестры) не имеют.  Круг её обязанностей ограничивается тем, чтобы накормить, одеть и обуть детей. Мама регулярно посещает родительские собрания, активно поддерживает контакт с классным руководителем.

Узнав Дашу получше, я увидела ряд проблем, ее закрытость, неуверенность в себе -самая большая проблема, которые надо было решать.

В течении учебного года Даша активно принимала участие в общешкольных мероприятиях, в различных акциях и движениях.

-Дарья проводила самостоятельно мероприятия по финансовой грамотности с ребятами младших классов.

-Участвовала в акции: «Герои среди нас» Всероссийского движении «Сделаем вместе»: записала видеоролик о земляке-герое, подготовила презентацию о нём.  Даша пыталась организовать свою деятельность. Пока это у неё получается только под руководством учителя. Подготовка к мероприятиям воспитывала чувство ответственности, что необходимо для становления будущей личности.

Дарья посещает кружок по теннису, получает горячее питание в школьной столовой.

В этом году она заканчивает обучение в нашей школе, впереди новое испытание-экзамены.

  1. Социальный паспорт класса

Социальный паспорт        9 класса

Кол - во

детей

Девочек

Мальчиков

Занятость в кружках и секциях

В

школе

Школа искусств

РДК

ДДТ

«Калейдоскоп»

ДЮСШ

1

1

-

1

-

-

-

-

Дополнительные сведения

Дети - инвалиды

Дети на

домашнем обучении

Дети из семей

Дети с

асоциальными проявлениями

-

-

Беженцев- переселенцев

Цыгане

СОП

--

-

-

-

Сведения о родителях

Всего родителе

й

Образование

1

Высшее

Средне-спец

Среднее

Неполное среднее

0

-

-

-

Возраст

Инвалиды

До 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51 и старше

Один родитель

Оба родителя

-

1

-

-

-

-

Малообе спеченн ые

Неполн ые семьи

Многодет ные

Сироты

На опеке

Воспиты вает один отец(оди ночка)

Дети с ОВЗ

-

-

1

-

-

-

-

  1. Использование современных педагогических технологий в воспитании ученика основного общего звена.

В современной педагогике существует множество технологий обучения и воспитания. Я же хочу рассказать о воспитательных технологиях, которые использую в своей работе.

Здоровьесберегающая технология.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы моего класса занимает это направление.

Здесь я провожу мероприятия по воспитанию санитарно- гигиенических норм, веселые старты, спортивные праздники, Дни здоровья, походы и экскурсии. На классных часах изучаем правила дорожного движения, провожу беседы с приглашением фельдшера ФАП, направленные на пропаганду ЗОЖ.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности

«информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Сегодня стало возможным использование информационно- компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий для детей и родителей. Презентации, видеозаписи, музыка прочно вошли в жизнь класса. Дети и взрослые легче идут на контакт, если видят в классном руководителе грамотного современного человека. Так в работу по подготовке и проведению   родительских   собраний   вошли   новые   активные   формы. С участием родителей обучающихся были проведены собрания в форме дискуссии «Компьютер и дети», «Поощрение и наказание детей в семье», круглого стола  «Дети и деньги».

Я считаю, что грамотное, системное использование ИКТ технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса, использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии

«Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.

Использование портфолио позволяет мне как классному руководителю и родителям проследить индивидуальный прогресс ребенка, помогает ученику осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Современные технологии позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.

  1. Обобщение опыта

  1. Из опыта воспитательной работы

Дети, сидящие сегодня за партами, уже не те, что были   20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно- нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.

Как классный руководитель, я выполняю три взаимосвязанные функции: организую разнообразную деятельность в классе, забочусь о развитии каждого ребенка, помогаю детям в решении возникающих проблем. Классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.

Воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.

Были проведены следующие мероприятия по направлениям воспитательной работы:

Патриотическое направление:

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Важнейшей педагогической задачей является воспитание высоконравственного, компетентного гражданина России. Постоянно ведется работа по воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, к пожилым людям. Проведены классные часы, видео лекции на тему «День Конституции», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Блокада Ленинграда», «День солидарности в борьбе с терроризмом».

Гражданско-правовое направление:

Классные часы: «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?», «Права и обязанности школьника». Беседы: «Что значит быть настоящим гражданином?», «Основы финансовой грамотности».

Нравственно-эстетическое направление: 

На классных часах много времени я отвожу нравственно – эстетическому воспитанию учащихся. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Дети делятся своими мыслями о доброте, милосердии, дружбе, товариществе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками.

Классные часы: «Научись быть счастливым», «Мое хобби». Беседы: «Правила поведения в школе». Праздники: «Новый год», «23 февраля и 8 марта».

ЗОЖ:

Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. Классные часы: «Мы за здоровый образ жизни», «Умеем ли мы говорить «нет»?», «Вредные привычки и здоровье человека», «Личная безопасность». Беседы: «Экзамены без стресса», «Ситуация успеха».

Экологическое направление:

Я стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе. Воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

 Проводились классные часы на тему: «Удивительное рядом». Викторина о растениях и животных нашего края.

Профессионально-ориентировочная работа:

Имеется дополнительная воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8-9 классе. Правильный выбор профессии-один из значимых факторов успешности в жизни человека. Цель-формирование у школьников психологической готовности к выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Классные часы: «Профессиональные склонности», «Я в мире профессий», «Моя образовательная траектория: планы на будущее».

Подготовка к ОГЭ:

-Диагностическое тестирование в течении года.

-Организация работы с учащимися с низкой успеваемостью.

- Обеспечение информационным материалом по организации и проведению ОГЭ.

-Организация психологического сопровождения учащихся.

-Проведены родительские собрания по подготовке учащихся к ОГЭ.

Проведены классные часы: «Экзамены без стресса», «Учеба и мои возможности», «Как подготовить себя к будущим экзаменам?»

Годы работы в школе убедили меня в том, что только искренность и неподдельная любовь - основа моих взаимоотношений с детьми. Уважение личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками - залог успеха в воспитательной деятельности.

Воспитательную работу стараюсь строить в форме открытых  диалогов. Пытаюсь создать тёплую, искреннюю обстановку, которая располагала бы детей к открытому диалогу. Дети с удовольствием принимают такую форму и с нетерпением ждут очередного классного часа.

Я твердо убеждена, что выпускник школы обязательно должен быть добрым. Добрый, светлый человек может совершить столько блага, сколько никогда не смогут совершить умные знающие, но черствые люди. Я воспитываю в себе и в детях доброе, искреннее и сострадательное сердце, сердце, излучающее свет любви и добра.

Я не случайно уделяю такое большое внимание классному часу, так как считаю эту форму работы очень важной для учеников и учителя. Ученики нуждаются во встречах и разговорах с взрослыми, с учителями. Для успеха таких занятий учитель должен проявить искреннюю заинтересованность, завоевать симпатию детей. В подготовке к тематическому классному часу я широко использую анкетирование, что привлекает детей к работе над выбранной темой. Не претендуя на полную объективность и точность, анкетирование даёт человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе.

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты

увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

На своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных. Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла, что, не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета. Я решила пересмотреть свои подходы к подготовке родительских собраний. Хотелось сделать их такими, где не поучают и не ругают, а предлагают задуматься о судьбе детей, их счастье и благополучии.

Чтобы общение проходило в форме диалога, использую разные формы работы: круглые столы, обучающие тренинги, обмен мнениями. Из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий. Родители моего класса знают, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Конечно, работу с родителями нельзя сводить только к родительским собраниям. Мне очень хотелось, чтобы эти люди, объединённые общей целью, постепенно образовали коллектив единомышленников. Для этого я использую такую форму взаимодействия как проведение семейных праздников.

Для родителей готовлю памятки, размещаю полезную информацию на страничке сайта. Ближе познакомиться с родителями мне помогает проведение анкетирования.

  1. Результативность опыта

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

 

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком совете он хочет работать, затем в каком совете мог бы работать его одноклассник. Обязанности были строго распределены. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

 Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Всегда совместно оформляем классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но  есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Девятиклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями.

 

    Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.

    Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся внеклассные мероприятия с ребятами, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

 

  На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: «Групповая оценка» и другие.. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:

 «Учимся сотрудничать» ·

«Этикет на каждый день»; ·

«Жить в мире с собой и другими»; ·

«Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты; · ·

 «На чём основано взаимопонимание» · ·

«Толерантность»; ·

 «Мои жесты»; ·

«Трудности взаимоотношений в подростковом возрасте»; ·

 «Как научиться быть ответственным за свои поступки»; ·

 «Мои учебные успехи».

   Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

 

     «Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

     

 Для меня мой класс, как и для каждого  классного руководителя, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

    Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

 

В своей работе классного руководителя, я использую различные методы педагогической диагностики учащихся для получения данных для корректировки процесса воспитания; предсказания изменений в развитии учащихся; возможности оказывать воспитательные воздействия на учеников. Многие данные диагностики я сообщаю ученикам и обсуждаю их с ними, и на анализе уже строю воспитательную работу.

Необходимо выбирать методики простые, нетрудные, интересные для учеников и надёжные.

Определяя приоритеты учащихся и их ориентиры в жизни, я использовала методику неоконченного предложения. Учащиеся по моей просьбе дописали предложение « В окружающей меня жизни я больше всего ценю….». Давая такое задание, я специально не ограничивала учащихся сферой ценностей, предоставляя им полную свободу в определении самого ценного в жизни. Тем самым создалась «открытость» для проявления потребностей, переживаний - важнейшего компонента ценностных ориентаций личности.

Анализ содержания ценностных ориентаций позволил мне выявить следующие основные группы ценностей:

Приоритеты и ориентиры учащихся  в жизни.

1

Родители

82%

2

Честность и справедливость

82%

3

Друзья и товарищи

80%

4

Жизнь и семья

79%

5

Образование

79%

6

Долг и ответственность

78%

7

Дисциплинированность

76%

8

Общественная активность

75%

9

Доброта и отзывчивость

75%

10

Природа

74%

11

Целеустремленность

74%

12

Свободное время

74%

13

Гордость и самоуважение

70%

14

Гражданственность

65%

15

Деньги

64%

16

Простота и скромность

Разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с детства погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. Поэтому в мониторинге воспитанности особое место занимает наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

5.        Планы и перспективы

Проанализировав свой опыт работы, я что-то оставлю, а что-то поменяю. Конечно же, на моём пути еще много нерешенных задач, проблем, планов. Но, уже сейчас работая на перспективу, я точно знаю, на что мне нужно обратить особое внимание, над чем серьёзно задуматься, как усовершенствовать то, что уже достигнуто.

Продолжу работу по сплочению классного коллектива.

  • Постараюсь поддерживать положительный микроклимат в классе, формируя и регулируя межличностные отношения учащихся.
  •         Постараюсь        создать все условия для развития   познавательных интересов и для расширения кругозора учащихся.
  • Буду стремиться к тому, чтобы круг наших общих дел с родителями значительно расширился.
  • Формировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края.
  • Сохранять и развивать   чувства гордости за свою страну, край, школу, семью.