Сопровождение семей участников СВО
В данной подборке представлены материалы, посвященные теоретическим и практическим проблемам психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тренинг для жен ветеранов боевых действий
«Преодоление жизненных трудностей»
Цель: развитие навыков преодоления жизненных трудностей и их принятие.
Задачи:
- осмысление того, что реальная жизнь без трудностей невозможна;
- развитие навыков жизнестойкости, формирование умений конструктивного решения проблем;
- осознание значимости поддержки социального окружения в трудных жизненных ситуациях.
Добрый день, нам приятно, что многие из Вас смогли найти время и посетить данное мероприятие, с тематикой мероприятия вы уже знакомы. С тематикой нашей с вами работы я вас сейчас ознакомлю «Преодоление жизненных трудностей и их принятие».
На сегодняшний день мы знаем, что происходит у нас в стране и за ее пределами, мы знаем ход специальной военной операции и чувствуем как она отразилась на нашей жизни. Я вас призываю сохранять благоразумие и не списывать все жизненные трудности на специальную военную операцию, так как, если посмотреть и проанализировать многие моменты своей жизни, то можно сказать, что трудности были всегда, это неотъемлемая часть нашей жизни. И то как мы с вами подойдем к их преодолению и принятию, будет зависеть наше самочувствие, позиция и отношение к жизни.
Наша с вами работа будет проходить в форме тренинга, на котором мы постарается осмыслить то, что реальная жизнь без трудностей невозможна; развить навыки жизнестойкости и умения конструктивного решения проблем; осознать значимость поддержки социального окружения в трудных жизненных ситуациях.
Каждый тренинг начинается с того, что озвучиваются правила, которые призываем соблюдать:
1. Правило активности
Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
2. Здесь и сейчас
Во время работы обсуждаются только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее.
3. Правило круга
Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Я также обещаю, что не буду озвучивать информацию о каком-либо участнике.
4. Один микрофон
Это правило напоминает нам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
5. Я-высказывания
Это правило призывает высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
6. Принцип доброжелательности
Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
Ход тренинга
I. Приветствие
1. Упражнение «Увереннно-неуверенно»
Каждому участнику предлагается выполнить действие сначала неуверенно, затем уверенно:
- Спросить: «Как поживаешь?»
- Спросить: «Как твои дела?»
- Улыбнуться
II. Основная часть
1. Притча «О трудностях»
Ведущий предлагает прослушать притчу «О трудностях»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно, проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
1. Понравилась ли вам притча? Чем?
2. Понятен ли Вам смысл притчи?
3. Охарактеризуйте действия человека.
4. Как вы думаете для чего приходят трудности в нашу жизнь?
2. Игра «Удары судьбы»
Участники игры становятся в два ряда друг напротив друга на расстоянии нескольких метров. Один из участников должен пробежать/пройти между двумя рядами, а остальные участники во время его движения не останавливаясь, быстро кидают друг другу мячики, изображая удары судьбы, которые поджидают его в жизни. Задача игрока – добежать до цели (конца рядов), старательно уклоняясь от «ударов судьбы» или адекватно, спокойно на них реагируя. Под «удары судьбы» должны попасть все.
Вопросы после игры:
• Какие трудности были при выполнении этого задания?
• Какие чувства возникали в процессе игры?
(продемонстрировать падение мяча и глины)Человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а должен реагировать как резиновый мяч. Глина при ударе сплющивается, а мяч, ударяясь, отскакивает и остается таким же. Так же и неприятности должны не «сплющивать» нас, а лишь делать сильнее и выносливее.
3. Прогрессивная мышечная релаксация Эдмунд Джекобсон
Для мышечной релаксации вам надо занять удобное положение на стуле, кто-то может сесть на мат/коврик для йоги. Я буду озвучивать действия, а вы будете повторять.
- Закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот (повторить 3 раза.)
- Напрягите пальцы ног, (удерживая напряжение 5-7 секунд).
Медленно расслабьте, концентрируясь на разнице ощущений.
- Продолжайте процесс с другими группами мышц, двигаясь вверх по телу:
- Стопы
- Икры
- Бедра
- Ягодицы
- Живот
- Грудь
- Кисти рук
- Предплечья
- Плечи
- Шея
- Лицо
- После всех упражнений посидите спокойно, наслаждаясь состоянием расслабления.
- Медленно откройте глаза и вернитесь в активное состояние.
Такую технику расслабления вы можете практиковать дома, когда сильно напряжены или встревожены. Немного расслабившись мы готовы идти дальше.
4. Игра «Решаем проблемы»
Участникам надо встать в круг и выбрать одного ведущего. Ведущий - в центре - бросает мяч участнику и формулирует ситуацию жизненной проблемы. Задача участника дать ответ в позитивной форме на эту ситуацию (находит позитивный способ решения проблемы).
Вопросы:
-Из всех ли проблем удалось вычленить положительный момент?
-Это было легко?
- Что мешало или препятствовало поиску?
-Какой мы можем сделать вывод?
Значимость (сила) проблемы кроется в нашем сознании, если мы скажем или подумает, что проблема без выходная, то она такой и останется, а если мы будем настроены на ее решение, то в результате получим хороший жизненный урок/опыт и сохраненные моральные ресурсы и сохраним отношения с близкими, родственниками.
III. Рефлексия
Наша с вами работа подходит к концу, хочу ее завершить небольшой викториной. На экране будет отображаться фрагмент Китайской мудрости, но он будет не закончен, нам с вами нужно будет постараться ее закончить, я дам вам небольшую подсказку «Жизнь не исполняет «хотелки», а дает возможность получить их собственными усилиями», начнем:
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, о которых я мог заботится.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
В завершении нашего тренинга хочу поделиться полезными рекомендациями о том как выстраивать взаимоотношения в семье, когда кто-то из родственников или близких ушел выполнять долг перед Родиной и небольшую памятку-путеводитель.
