материалы для подготовки к итоговой аттестации

Золотарева Татьяна Анатольевна

Здесь размещены материалы открытого сегмента зданий для подготовки к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Blanks.doc905 КБ
Файл Probnyy_EGE_istoriya_Variant_8.docx37.85 КБ
Файл Probnyy_EGE_obshchest_Variant_8.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:





Предварительный просмотр:

Вариант 8

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 состоит из 32 заданий (А1 – А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 11 заданий (В1 – В11), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1 – С7).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А32) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1 Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1)начало Ливонской войны

2)введение урочных лет

3)созыв первого Земского собора

4)Куликовская битва

A2 С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия связано развитие

1)книгопечатания

2)зодчества

3)иконописи

4)летописания

A3 Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 – 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?

1)местничество

2)опричнина

3)нестяжательство

4)семибоярщина

A4  Принятие «Русской Правды» Ярослава Мудрого привело к

1)укреплению Древнерусского государства

2)введению правила «Юрьева дня»

3)замене «полюдья» «повозом»

4)ограничению власти князя

A5 В каком веке «из тьмы лесов, из топи блат» появилась новая столица Российской империи – Санкт-Петербург?

1)XVI в.

2)XVII в.

3)XVIII в.

4)XIX в.

A6 Известным русским поэтом конца XVIII в. был

1)Г.Р. Державин

2)Ф.С. Рокотов

3)Д.Г. Левицкий

4)Н.И. Новиков

A7 Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра?

А)В.В. Голицын

Б)Д.М. Пожарский

В)Ф.М. Апраксин

Г)Б.П. Шереметев

Д)А.Г. Орлов

Е)А.Д. Меншиков

Укажите верный ответ.

1)АВГ 2)БГД 3)ВГЕ 4)ГДЕ

A8 Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как

1)хованщина

2)бироновщина

3)правление верховников

4)аракчеевщина

A9Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

1)освобождение дворян от обязательной службы

2)введение денежного налога – подушной подати

3)ограничение дворянских прав и привилегий

4)ликвидация белых слобод

A10 Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, с какими событиями связаны имена названных военачальников и полководцев.

«Вглядываясь в Румянцевых и Суворовых, Спиридовых и Ушаковых, Потемкиных и Орловых, вслушиваясь в их речи, вчитываясь в их письма, начинаешь понимать, что помимо новых поместий с тысячами крепостных, помимо титулов, помимо звезд, лент через плечо и табакерок с портретом императрицы, усыпанных бриллиантами, у этих людей за душой было еще и нечто другое, призывающее их на исполненную тяжкими трудами, лишениями и грозными опасностями службу. "Нечто другое" – это проникнувшее в плоть и кровь сознание того, что "в службе – честь!", что помимо всяких наград, великое счастье в том, чтобы отдать России свои силы, ум, энергию, кровь и жизнь».

1)Крымскими походами конца XVII в.

2)Северной войной 1700 – 1721 гг.

3)Русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.

4)Отечественной войной 1812 г.

A11 Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1)1801 – 1811 гг.

2)1816 – 1826 гг.

3)1827 – 1828 гг.

4)1829 – 1830 гг.

A12Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1)С.Ю. Витте

2)К.П. Победоносцева

3)Д.А. Толстого

4)М.Н. Каткова

A13 В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1)Верховному Тайному совету

2)Сенату

3)императору

4)III отделению императорской канцелярии

A14Годы правления Александра I характеризуются

1)созданием теории официальной народности

2)отменой выкупных платежей

3)проведением реформы государственной деревни

4)изданием указа о «вольных хлебопашцах»

A15Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?

1)совместные военные действия армий России и Пруссии

2)значительные потери французской армии

3)нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4)значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны

A16 Какие из перечисленных мероприятий были проведены в ходе реформ

1860-х – 1870-х гг.?

А) введение всесословной воинской повинности

Б)  ликвидация помещичьего землевладения

В) введение временнообязанного состояния крестьян

Г) возвращение крестьянам отрезков

Д) учреждение суда присяжных заседателей

Е) учреждение Государственного Совета

Укажите верный ответ.

1)АБГ 2)АВД 3)БВЕ 4)ГДЕ

A17 Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и укажите, о какой категории крестьян идет речь.

 «Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери... Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям…? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1)государственных

2)удельных

3)посессионных

4)крепостных

A18 Переход от «военного коммунизма» к нэпу произошел в

1)1917 г.

2)1920 г.

3)1921 г.

4)1924 г.

A19 Выборный представительный орган, разогнанный большевиками в январе 1918 г., назывался

1)Государственной Думой

2)Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3)III Всероссийским съездом Советов

4)Учредительным собранием

A20 «Культурная революция» 1920 – 1930-х гг. характеризуется

1)введением обязательного десятилетнего образования

2)ликвидацией цензурных ограничений

3)борьбой за ликвидацию неграмотности

4)отказом от государственного и партийного руководства культурой

A21 Что из названного относится к последствиям победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?

1)утверждение внутрипартийной демократии

2)критика со стороны руководства ленинского наследия

3)раскол партии на большевиков и меньшевиков

4)установление в партии и стране культа личности

A22 Какие из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905 – 1907 гг.?

А) учреждение Совета Народных Комиссаров

Б) отречение Николая II

В) Всероссийская октябрьская политическая стачка

Г) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

Д) мятеж генерала Л.Г. Корнилова

Е) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

Укажите верный ответ.

1)АБЕ 2) АГД 3)БВГ 4)ВГЕ

A23 Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

 «Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1)Ф.И. Шаляпин

2)С.В. Рахманинов

3)С.П. Дягилев

4)С.И. Мамонтов

 A24 Какое из перечисленных ниже событий относится к 1942 г.?

1)пленение немецкого генерал-фельдмаршала Паулюса

2)издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»

3)создание Государственного Комитета Обороны

4)битва за Днепр

A25 Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию "Тайфун", вынужден был признать, что "немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения".

Что верно, то верно… Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».

1)Московской битве

2)прорыве блокады Ленинграда

3)Крымской операции

4)битве на Курской дуге

A26 Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

1)1961 г.

2)1975 г.

3)1987 г.

4)1991 г.

A27 Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?

1)открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

2)строительство Днепрогэса

3)осуществление первого полета человека в космос

4)строительство Магнитогорского металлургического комбината

A28 Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1)принятие новой Конституции СССР

2)падение в обществе интереса к публицистике

3)возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4)изгнание из страны представителей диссидентского движения

A29 Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?

1)отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

2)расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

3)создание Организации Варшавского договора

4)начало Корейской войны

A30 Какие из перечисленных событий, явлений научно-технического развития СССР относятся к периоду 1953 – 1964 гг.?

А)запуск первого искусственного спутника Земли

Б)широкий экспорт промышленной продукции СССР в страны Запада

В)развитие атомной энергетики

Г)запрет на развитие кибернетики

Д)выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Е)широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Укажите верный ответ.

1)АВД 2)БВГ 3)БГЕ 4)ГДЕ

A31Прочтите отрывок из воспоминаний участника описываемых событий и укажите период, когда происходили описанные события.

«Ощущение незащищенности особенно усилилось после Хиросимы и Нагасаки... Для всех, кто осознал реальности новой атомной эры, создание собственного атомного оружия, восстановления равновесия стало категорическим императивом...

Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства».

1)1941 – 1944 гг.

2)1945 – 1953 гг.

3)1953 – 1964 гг.

4)1965 – 1985 гг.

A32 Общественно-политическая жизнь в России в 1990-х гг. характеризовалась

1)борьбой за свободу выезда из страны

2)подпольным распространением запрещенных литературных произведений

3)проведением безальтернативных выборов

4)идеологическим плюрализмом

Часть 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1 Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А)патриарх Никон

Б)Г. Потемкин

В)Ф. Лефорт

Г) А. Курбский

1

2

3

4

B2 Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вотчина

Б) пожилое

В) приказ

Г) кормление

1) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

2) наследственное земельное владение

3) система содержания должностных лиц за счет местного населения

4) плата крестьян при уходе от землевладельца

5)обращение церковной собственности в светскую

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

B3 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

 «С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых...».

Ответ: ________________ .

B4 Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А)В.О. Ключевский

Б)И.И. Левитан

В)А.Д. Захаров

Г)П.М. Третьяков

1)художник

2)архитектор

3)коллекционер

4)создатель толкового словаря русского языка

5)историк

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

B5 Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как называлось направление общественной мысли, к которому принадлежали участники кружка.

«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины. … И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительницы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семеновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская… Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы…

Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия … единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы – очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».

Ответ: _______________ .

B6 Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.

«…Центральный пункт их программы – "социализация" земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. "центрального террора", осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».

Ответ: ____________________ .

B7 Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

А)1922 г.

Б)1934 г.

В)1936 г.

Г)1940 г.

1)образование СССР

2)принятие второй Конституции СССР

3)выход из СССР Литовской ССР

4)вступление СССР в Лигу Наций

5)образование Эстонской ССР

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

B8 Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

А)разрыв отношений с Югославией

Б)Карибский кризис

В)ввод советских войск в Афганистан

Г)прекращение гонки вооружений

1)М.С. Горбачев

2)Л.И. Брежнев

3)И.В. Сталин

4)Н.С. Хрущев

5)Б.Н. Ельцин

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

B9 Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию.

 «В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...»

Ответ: _______________ .

B10  Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали развитие экономики в 1945 – 1953 гг.? Обведите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности

2) сдача в аренду части промышленных предприятий

3)высокие темпы развития промышленности

4)низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

5)ликвидация ряда отраслевых министерств

6)передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры (не более трех цифр).

B11 Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, явления в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А)отмена крепостного права в России

Б)создание первых торгово-промышленных монополий

В)завершение строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва

Г)начало промышленного переворота

1

2

3

4

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <…> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

C1 Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

C2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

C3 Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4 Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.

C5 Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:

1. Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.

2. Политика П.А.Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. Однако в 1807 г. Александр I подписал с Наполеоном договор в Тильзите, который вызвал негативную реакцию со стороны российского дворянства и купечества.

Почему Александр I был вынужден пойти на подписание этого договора? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства и купечества к подписанию, условиям Тильзитского договора? (Укажите не менее двух причин).

C7 Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С. Хрущевым и М.С. Горбачевым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов

Общее

Различия



Предварительный просмотр:

Вариант 8

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1)динамичная система

2)весь материальный мир

3)формы и способы взаимодействия людей

4)этап исторического развития человечества

A2 Что из нижеприведенного является особенностью постиндустриального общества?

1)религиозный характер культуры

2)переход от натурального к товарному производству

3)завершение промышленного переворота

4)развитие информационных технологий

A3 Общим для научного и художественного творчества является

1)стремление к осмыслению действительности

2)обоснованность предположений

3)стремление к достоверности

4)формирование чувства прекрасного

A4 В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1)экономической и социальной

2)политической и экономической

3)социальной и духовной

4)экономической и духовной

A5 Верны ли следующие суждения о культуре?

А.Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б.Общество может существовать, не создавая культуру.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A6 Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?

1)антропология

2)социология

3)экономика

4)политология

A7 К социальным потребностям человека относится потребность в

1)отдыхе

2)общении

3)самосохранении

4)сохранении потомства

A8 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1)активный характер

2)целенаправленность

3)целесообразность

4)наличие партнера

A9 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1)прогностическую

2)социально-преобразовательную

3)материально-производственную

4)ценностно-ориентировочную

A10 Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А.Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б.Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A11 Функцией государства в рыночной экономике является

1)увеличение числа частных предприятий

2)поддержка стабильности рыночных цен

3)регулирование обмена

4)обеспечение защиты прав собственности

A12 Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

1)командной

2)рыночной

3)традиционной

4)смешанной

A13 Одним из условий повышения производительности труда работников является

1)платежеспособность населения

2)цикличность производства

3)разделение труда

4)снижение затрат производства

A14 Известный предприниматель и меценат П.М. Третьяков передал в дар г. Москве свою коллекцию картин. Пример иллюстрирует право собственника

1)владеть

2)пользоваться

3)распоряжаться

4)наследовать

A15Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А.Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б.Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A16 Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1)социальную мобильность

2)социальную стратификацию

3)социальное неравенство

4)социальную адаптацию

A17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1)опираются на силу общественного мнения

2)обеспечиваются силой государственного принуждения

3)поддерживаются моральным сознанием

4)осваиваются в процессе социализации

A18 Репродуктивная функция семьи проявляется в

1)организации потребления

2)моральной регламентации поведения

3)воспитании детей в традициях семьи

4)биологическом воспроизводстве

A19 В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

                                                          2004

2005

Определенно да/скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1)Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2)Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.

3)По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4)Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

A20 Верны ли следующие суждения об этносе?

А.Естественная предпосылка формирования того или иного этноса –общность территории.

Б.Cформировавшийся этнос сохраняет свою этническую идентичность и в случае проживания за пределами своей исторической территории.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A21 Что относится к институтам политической системы?

1)политические организации, главной из которых является государство

2)совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3)нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4)совокупность различных по своему содержанию политических идей

A22 Для какой системы взглядов характерна идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе?

1)консервативной

2)пацифистской

3)либеральной

4)социал-демократической

A23 Правовое государство отличает от других государств

1)взаимная ответственность государства и личности

2)верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3)принятие и исполнение законов одними и теми же органами

4)наличие органов местного самоуправления

A24 Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1)Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2)Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

3)Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.

4)Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

A25Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?

А.Основополагающей ценностью для идеологии консерватизма является уважение обычаев и традиций предков.

Б.Либеральная идеология признает ценность коллективизма и приоритет коллективного сознания над индивидуальным.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A26 Действующая Конституция РФ была принята

1)Советом Федерации

2)Государственной Думой

3)Государственным Советом

4)всенародным голосованием

A27 Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает только

1)Верховный Суд

2)Арбитражный Суд

3)Конституционный Суд

4)Верховный суд республики в составе РФ

A28 Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

1)Правительству

2)Администрации Президента

3)Верховному Суду

4)Федеральному Собранию

A29 Гражданка С. заказала в ателье себе свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье, и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не смогут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?

1)трудового

2)административного

3)финансового

4)гражданского

A30 Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А.Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б.Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

B1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

                                              Государственная власть в РФ

Президент РФ      Федеральное Собрание РФ         …………….. РФ              Суды РФ

Ответ: ______________________________________________

B2 Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены естественные потребности человека.

Первичные, биологические, социальные, органические, природные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда.

Ответ: _________________________ .

B3 Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ                                                             ВИДЫ НАЛОГОВ

А)подоходный налог                                                                     1)прямой налог

Б)налог с продаж                                                                           2) косвенный налог

В)акцизный сбор

Г)налог на наследство

Д)налог на имущество

Е)налог на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

Е

B4Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)общественно опасное деяние

2)неэтичное деяние

3)виновное деяние

4)безнравственное деяние

5)безрассудное деяние

6)противоправное деяние

Ответ: _________________________ .

B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль –это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную систему происходит легко и безболезненно.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

B6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)целостность

Б)система

В)общество

Г)социальные блага

Д)сфера

Е)производство

Ж)культура

З)социальные институты

И)деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Основное место среди общественных отношений, регулируемых гражданским правом, занимают имущественные отношения в товарно-денежной форме, связанные с обладанием и распоряжением имуществом. Под имуществом в гражданском праве понимаются не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имущественные права (например, вклад в банке есть не что иное, как право требования). Имущественные отношения всегда возникают и существуют или в связи с нахождением имущества у определенного лица (вещные отношения), или в связи с переходом имущества от одного лица к другому (обязательственные отношения). Вещные отношения опосредуют право на вещь в статике, т.е. связаны с принадлежностью, обладанием тем или иным имуществом, по поводу которого не был заключен договор. Обладатель вещи относится к ней как к своей, т.е. владеет, пользуется, распоряжается, а также несет бремя заботы, ухода за имуществом. С другой стороны, обладатель вещи имеет право устранять вмешательство других лиц в его имущественную деятельность, т.е. имеет абсолютную защиту, защищая свое вещное право против всех и каждого, в том числе против государства. /…/

Обязательственные отношения опосредуют только право на вещь в динамике, т.е. связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим, реализуют процесс обмена объектов гражданских прав. Обязательственные отношения могут возникать из разных оснований, важнейшим из которых является договор, а также односторонняя сделка. Обязательства могут возникать также из причинения вреда одним лицом другому, из неосновательного обогащения. Личные неимущественные отношения – это такие отношения, предметом которых являются нематериальные блага, /…/ неотделимые от личности. Личные неимущественные отношения могут быть подразделены на: непосредственно связанные с имущественными, т.е. такие отношения, вступление в которые может повлечь имущественные последствия для субъекта данных отношений /…/; к неимущественным отношениям также относятся и чисто личностные отношения.

(Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин)

C1 Что в гражданском праве понимается под имуществом? В какой форме существуют имущественные отношения?

C2 Опираясь на текст, укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «вещные отношения» и «обязательственные отношения».

C3 Укажите любые три основания возникновения обязательств, о которых говорится в тексте. Опишите в качестве примера одну любую ситуацию озникновения какого-либо из указанных вами обязательств.

C4 В тексте говорится о двух видах неимущественных отношений. Приведите по одному примеру каждого из них. На одном из примеров поясните, как неимущественные отношения могут быть связаны с мущественными.

C5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

C6 В стране А. происходит становление институтов гражданского общества. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

C7 Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

C8 Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

C8.1 Философия

«Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

C8.2 Социальная психология

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

C8.3 Экономика

«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»(Ф. Хайек).

C8.4 Социология

«Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).

C8.5 Политология

«Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит).

C8.6 Правоведение

«Чтобы избавиться от гнета силы, люди принуждены были подчиняться закону» (Л. Вовенарг).

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.