проект "Завалинка"
проект "Завалинка"
- Спасы: медовый, яблочный, ореховый.
- День рождения рябинки.
- Кузьминки.
- Кудесы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные календарно – обрядовые праздники
Введение
Знакомство с русским народным календарем - один из важнейших путей приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков.
Народный календарь охватывает весь годовой круг и различные события в жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Русский народный календарь дает нам «картину мира», как ее представляли наши предки. Он вобрал в себя различные стороны мироустройства, ежегодного обновления природы и включенности в нее человека.
Последние десятилетия интерес к народному календарю, к народному творчеству не был активным и массовым. Далеко не многие работающие с детьми обращались к народной педагогике. Архаично! Несовременно!
А ведь опыт лучших педагогов- мастеров доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы - а это определяет их физическое и духовное здоровье.
Актуальность
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!
Традиционная культура народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складывались мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Повседневная жизнь отсеивает все, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу.
В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.
Музыкальная, танцевальная, пластическая, интонационная, трудовая культура каждого народа - это не музейное, а живое творческое явление, которое должно включаться в современную жизнь подрастающих поколений.
Русский народный календарь донес до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты массовой культурой.
Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русское древнейшее народное творчество (прибаутки, песни, пословицы, сказки и т.д.) не только открывают звуковые красоты родного слова, расширяют словарный запас ребенка, но и координируют движения.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Народно-обрядовое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, подвижные народные игры - все благотворно влияет на психофизический статус ребенка.
Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев - формирование правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.
Народные праздники в детском саду помогают детям чувствовать себя частицей своего народа, узнать об обычаях и традициях.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, через календарно-обрядовые праздники.
Встречи и проводы времен года - новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая, встреча Рождества, посиделки на Покров, Пасхальные игры - содержание праздников в детском саду.
Необходимо приобщать детей к народному творчеству, накапливать и обогащать опыт в воспитании дошкольников на основе народной культуры, календарно-обрядовых праздников, поэтому мной был разработан проект «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: необходимости решать задачи нравственного эмоционального, духовного, физического развития детей дошкольного возраста с помощью фольклорных народных праздников и обрядов с учетом современных традиций.
Проект предполагает систематическую работу, игровую основу, творческое развитие действия каждого праздника, развлечения, юмор, шутки, пляски, широкую амплитуду настроений, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизни наших детей.
Календарно-обрядовые праздники в детском саду - необходимое средство духовного становления личности, ее творческого потенциала.
Цель проекта
Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи проекта
1.Формировать представления детей о народных календарно-обрядовых праздниках русского народа.
2. Формировать устойчивый интерес к фольклору.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
6. Расширять диапазон детского голоса, формировать умение петь в народной манере.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Назначение проекта
Проект рассчитан на детей 5-7 лет.
Разработчики проекта
Проект разработан музыкальным руководителем МБДОУ «Д/С №8 КВ» Николаевой Т. А.
Участники проекта
В реализации проекта заняты дети старших и подготовительных групп детского сада, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что к концу 2021-2022 учебного года у детей будет сформирована система знаний в традициях русского народа и умений исполнять и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал.
Дети проявят активный интерес к занятиям фольклором. У них будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности.
Педагоги и родители приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, музыкальных инструментов, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми.
Сроки реализации проекта
1. Подготовительный этап - август 2020 года.
2. Основной этап - август 2020 года - май 2022 года.
3. Заключительный этап – май-июнь 2022 года.
Обобщение результатов работы
Основной этап
Работа с детьми | ||
1. | Циклы занятий с элементами фольклора | Сроки проведения |
2. | Три спаса – три запаса | Август 2021г. |
3. | ОСЕНЬ. Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. День рождения рябинки | Сентябрь2021 |
4. | Кузьминки календарно-обрядовый праздник | Ноябрь 2021 |
5. | «Кудесы» | Февраль 2022г. |
6. | «Сороки» | Март 2022г. |
7. | «Красная горка» | Апрель 2022г. |
Заключительный этап
Диагностика | ||
| К концу учебного года | май 2022 г. |
1. | Дети должны выучить ряд русских народных песен, закличек, прибауток | май 2022 г. |
2. | Ценностно ориентироваться в календарно-обрядовых праздниках России. | май 2022 г. |




