проект "Завалинка"

проект "Завалинка"

- Спасы: медовый, яблочный, ореховый.

- День рождения рябинки.

- Кузьминки.

- Кудесы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные календарно – обрядовые праздники

Введение

Знакомство с русским народным календарем - один из важнейших путей приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков.

Народный календарь охватывает весь годовой круг и различные события в жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Русский народный календарь дает нам «картину мира», как ее представляли наши предки. Он вобрал в себя различные стороны мироустройства, ежегодного обновления природы и включенности в нее человека.

Последние десятилетия интерес к народному календарю, к народному творчеству не был активным и массовым. Далеко не многие работающие с детьми обращались к народной педагогике. Архаично! Несовременно!

А ведь опыт лучших педагогов- мастеров доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы - а это определяет их физическое и духовное здоровье.

Актуальность

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!

Традиционная культура народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складывались мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Повседневная жизнь отсеивает все, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу.

В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.

Музыкальная, танцевальная, пластическая, интонационная, трудовая культура каждого народа - это не музейное, а живое творческое явление, которое должно включаться в современную жизнь подрастающих поколений.

Русский народный календарь донес до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты массовой культурой.

Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русское древнейшее народное творчество (прибаутки, песни, пословицы, сказки и т.д.) не только открывают звуковые красоты родного слова, расширяют словарный запас ребенка, но и координируют движения.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Народно-обрядовое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, подвижные народные игры - все благотворно влияет на психофизический статус ребенка.

Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев - формирование правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.

Народные праздники в детском саду помогают детям чувствовать себя частицей своего народа, узнать об обычаях и традициях.

Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, через календарно-обрядовые праздники.

Встречи и проводы времен года - новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая, встреча Рождества, посиделки на Покров, Пасхальные игры - содержание праздников в детском саду.

Необходимо приобщать детей к народному творчеству, накапливать и обогащать опыт в воспитании дошкольников на основе народной культуры, календарно-обрядовых праздников, поэтому мной был разработан проект «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: необходимости решать задачи нравственного эмоционального, духовного, физического развития детей дошкольного возраста с помощью фольклорных народных праздников и обрядов с учетом современных традиций.

Проект предполагает систематическую работу, игровую основу, творческое развитие действия каждого праздника, развлечения, юмор, шутки, пляски, широкую амплитуду настроений, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизни наших детей.

Календарно-обрядовые праздники в детском саду - необходимое средство духовного становления личности, ее творческого потенциала.

Цель проекта

Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи проекта

1.Формировать представления детей о народных календарно-обрядовых праздниках русского народа.

2. Формировать устойчивый интерес к фольклору.

3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах деятельности.

4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом народных инструментов.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

6. Расширять диапазон детского голоса, формировать умение петь в народной манере.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Назначение проекта

Проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Разработчики проекта

Проект разработан музыкальным руководителем МБДОУ «Д/С №8 КВ» Николаевой Т. А.

Участники проекта

В реализации проекта заняты дети старших и подготовительных групп детского сада, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что к концу 2021-2022 учебного года у детей будет сформирована система знаний в традициях русского народа и умений исполнять и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал.

Дети проявят активный интерес к занятиям фольклором. У них будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности.

Педагоги и родители приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, музыкальных инструментов, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми.

Сроки реализации проекта

1. Подготовительный этап - август 2020 года.

2. Основной этап - август 2020 года - май 2022 года.

3. Заключительный этап – май-июнь 2022 года.

Обобщение результатов работы

Основной этап

Работа с детьми

1.

Циклы занятий с элементами фольклора

Сроки проведения

2.

Три спаса – три запаса

Август 2021г.

3.

ОСЕНЬ. Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

День рождения рябинки

Сентябрь2021

4.

Кузьминки календарно-обрядовый праздник

Ноябрь 2021

5.

«Кудесы»

Февраль 2022г.

6.

«Сороки»

Март 2022г.

7.

«Красная горка»

Апрель 2022г.

Заключительный этап

Диагностика

 

К концу учебного года

май 2022 г.

1.

Дети должны выучить ряд русских народных песен, закличек, прибауток

май 2022 г.

2.

Ценностно ориентироваться в календарно-обрядовых праздниках России.

май 2022 г.