Педагогическая копилка

Корнеева Юлия Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 5 Класс

Тема: Деление на десятичную дробь

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Разработать алгоритм деления на десятичную дробь

Задачи урока:

  • Повторить правило нахождения площади прямоугольника и его сторон, алгоритм деления на натуральное число
  • Сформулировать правило  деления на десятичную дробь. Развивать математическую речь.
  • Решить примеры на деление десятичных дробей
  • Научиться применять правило и алгоритм деления десятичной дроби на десятичную дробь

Форма урока: комбинированная

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Этап мотивационно-целевой

Дает практикоориентированную задачу на нахождение стороны прямоугольника по заданной площади и длине второй стороны

Фронтальная

Предлагают решение задачи

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышение уровня математической грамотности через практическую деятельность

выявлять математические закономерности

понимать и правильно употреблять термины, связанные с десятичными дробями

Этап актуализации знаний

Индивидуальная

Решают задачу

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (регулятивные)

выполнять арифметические действия с десятичными дробями

Постановка учебной задачи

Предлагает формулировать правило деления на десятичную дробь, записать алгоритм

Фронтальная

Формулируют

умение формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях

интерпретировать информацию о десятичных дробях

понимать и правильно употреблять термины, связанные с десятичными дробями

Предлагает решить упражнение № __, №___

Вызывает 2 чел к доске

Индивидуальная

Выполняют деление дет дробь на нат число

повышение уровня математической грамотности через практическую деятельность

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации о числовых данных задачи

выполнять арифметические действия с десятичными дробями

выполнять проверку, прикидку результата вычислений

Этап рефлексии

Предлагает ученикам оценить работу на уроке, сообщает критерии оценивания

индивидуальная

Заполняют оценочные листы или поднимают руки

оценивают надежность информации по критериям, предложенным учителем

Постановка домашнего задания

Предлагает 3 варианта домашнего задания

фронтальная

Выбирают свой вариант

выбирают информацию о десятичных дробях, числовых данных задачи, представленную в различных вариантах

Решил правильно

Решил с ошибкой

Не понял, как решать

6

3

2

Критерии оценивания



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 7 класс

Тема: Уравнение и его корни

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Разработать алгоритм решения уравнений

Задачи урока:

  • Сформулировать свойство переноса слагаемого из одной части уравнения в другую
  • Решить простейшие уравнения используя сформулированное свойство
  • Научиться применять данное свойство на сложных уравнениях

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Этап мотивационно-целевой

Дает практикоориентированную задачу на решение простейшего уравнения

Фронтальная

Предлагают решение уравнения

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышение уровня математической грамотности через практическую деятельность

выявлять математические закономерности

понимать и правильно употреблять термины, связанные компонентами уравнений

Этап актуализации знаний

Индивидуальная

Решают уравнение

самостоятельно составлять план, алгоритм решения простейшего уравнения (регулятивные)

выполнять арифметические действия

Постановка учебной задачи

Предлагает формулировать свойство переноса слагаемого из одной части уравнения в другую

Фронтальная

Формулируют

умение формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях

интерпретировать информацию о решении уравнения

понимать и правильно употреблять термины, связанные с решение уравнений

Предлагает решить упражнение № __, №___

Вызывает 3 чел к доске

Индивидуальная

Решают простейшее уравнение применяя свойство переноса слагаемого

повышение уровня математической грамотности через практическую деятельность

самостоятельно составлять план, алгоритм решения уравнения, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации о числовых данных

выполнять арифметические действия, записывать уравнения в столбик, записывать ответ

Этап рефлексии

Предлагает ученикам оценить работу на уроке, сообщает критерии оценивания

индивидуальная

Заполняют оценочный лист

оценивают надежность информации по критериям, предложенным учителем

Постановка домашнего задания

Предлагает 2 варианта домашнего задания

- простейшее уравнение и задача

- простейшее и сложное уравнение

фронтальная

Выбирают свой вариант

выбирают информацию исходя из полученных знаний

Критерии оценивания

Решил правильно

Решил с ошибкой

Не понял, как решать

5

3

2



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Юлия Геннадьевна Корнеева, учитель математики МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Предмет: математика            

Класс: 5                  

Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2022г.

Уроки 12-14. Меньше или больше

Цели деятельности

учителя

Главная дидактическая цель: формировать умение сравнивать числа и координаты точек; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формирование УДД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета  характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: понимать, что значит «сравнить числа»; уметь правильно выполнять сравнение чисел, различных единиц измерения; понимать, что означает выражение «точка на координатном луче лежит правее или левее заданной точки»; уметь составлять числовые неравенства, в том числе и двойные; правильно читать записи неравенств.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные: регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета  характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

  коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; использовать речь для регуляции своего действия; проводить коррекцию и оценку своих действий;

познавательные- умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия

Обозначение натуральных чисел

Ресурсы

-Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

-Презентация «Меньше или больше»

-Тесты к школьному курсу. Математика. 5 класс: справ. пособие/ В.И.Комарова.- М.: АСТ-ПРЕСС,1999

- Дидактические материалы по математике: 5 класс:практикум/ А.С.Чесноков, Н.И.Нешков- М.: Академкнига,2011

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Урок 10. Меньше или больше

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приводит к достижению

запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: -актуализировать требования к учебнику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Устанавливает тематические рамки

Слайды 1-5 (презентация №1)

-Выберите правильный вариант ответа.

Работа проводится в форме: учащиеся выполняют задание письменно, а затем идет взаимопроверка

  1. б
  2. б
  3. б
  4. а
  5. в

Уметь определять цену деления шкалы, переводить одни единицы измерения в другие; определять координаты точек, расположенных на координатном луче

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися

индивидуального затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявляет места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных  знаний

- Какие числа называются натуральными?

- Какое натуральное число самое маленькое?

- Что  значит «расположить числа в порядке возрастания»? «в порядке убывания»?

- какое действие мы при этом осуществляем

Отвечают на вопросы. (числа которые используют для счета предметов; 1; от меньшего к большему, от большего к меньшему; сравнение)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

- уточнить индивидуальные цели будущих действий;

-составить план достижения цели

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Проводит физкультминутку: называет число, а затем числа меньше или больше него.

Слайды 6-11.  (презентация №1)

Работа с учебником:  

№    (с помощью презентации №2)

Результат записывают в тетрадь

(физкультминутка)

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя

Учащиеся встают вдоль парт, руки в стороны,

если число больше 45, то руки поднимают вверх, если число меньше , то вниз. 

Знать правила сравнения натуральных чисел. Уметь сравнивать числа с помощью координатного луча.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

 -зафиксировать новое знание в речах и знаках;

- организовать обсуждение тестовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднения

Работа с учебником: 

№    выполняют письменно

-перед решением примеров мы с вами проговорим правила сравнения натуральных чисел

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя. ( три способа сравнения чисел) Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Уметь сравнивать натуральные числа и записывать числовые неравенства, отмечать на координатном луче  все натуральные числа, соответствующие условию

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Работа с тестом (на листочках)

- Подведем итог работы на уроке.

- Назовите тему урока.

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке

Домашнее задание. Слайд 1 (презентация №1)    №    , №    

Выполняют тест (ответы записываются  в тетради, после проверяются соседом по парте)

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Уметь правильно читать неравенства

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Урок 11 Меньше или больше

Тип урока: закрепление новых знаний при решении задач

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приводит к достижению

запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Слайд №2-7 . Презентация №3

Выполняют устные упражнения

  1. а
  2. а
  3. б
  4. с

Уметь читать и сравнивать натуральные числа

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли  в устной форме

II. Закрепление новых знаний при решении задач при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цели:

 - закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать  преодоление возникшего ранее затруднения

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Учитель называет числа (однозначные, двухзначные, трехзначные)

Задает вопросы к задаче.

Что требуется узнать в задаче?

Что нужно знать для того, чтобы узнать производительность каждого рабочего?

Можно ли узнать время работы?

Что можно узнать, зная всю работу и время?

Задания №1,№2 Слайды №8-10

Презентация №3

Работа с учебником:

Физкультминутка 1 мин.

№     решают у доски с комментированием

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Встают вдоль парт, называются числа. Если число трехзначное, то подпрыгивают 3 раза и т.д. Составляют  план задачи и решают ее.

Уметь решать различные виды задач, анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, объяснять выбор действий

Познавательные: уметь добывать новые знания     (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь  работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует  фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- подведем итог работы на уроке.

- назовите тему урока.

- расскажите, чему вы научились .

- оцените свою деятельность, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание:

№      устно, №  письменно

(слайд № 1, презентация №3)

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

        

Урок 12 Меньше или больше

Тип урока: подготовка к контрольной работе

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приводит к достижению

запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней  потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- проверить уровень знаний

Разбор задания

№ ___

Пример на скорость

(829 -  239) · 75 =  590 · 75 = 44250

Взаимная проверка

Решаю на скорость, первый получает оценку

Читать записывать натуральные числа; уметь располагать натуральные числа в порядке убывания (возрастания)

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли  в устной форме

Дисциплинирует и включает в работу

II. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

 - закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать  преодоление возникшего ранее затруднения

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Работа с учебником:

Работа над задачей:

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Составляют  план задачи и решают ее.

Сравнивать длины отрезков, работать с координатным лучом, уметь находить ошибки в примерах, уметь решать различные виды задач, анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, объяснять выбор действий

Познавательные: уметь добывать новые знания     (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь  работать по  плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует  фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- подведем итог работы на уроке.

- назовите тему урока.

- расскажите, чему вы научились .

- оцените свою деятельность, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание:

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

1. Начертите отрезок АВ  и отметьте на нём точку С. Измерьте отрезки АВ  и ВС.

2. Постройте отрезок KL = 7 см 4 мм и отметьте на нём точки G и P так, чтобы точка P лежала между точками G и L.

3. Отметьте точки F и N и проведите прямую FN. Начертите луч АВ, пересекающий эту прямую, и луч OC, не пересекающий её.

4. На координатном луче, единичный отрезок которого равен длине одной клетки тетради, отметьте точки С(7), D(15). На этом же луче отметьте точку N, если её координата – натуральное число, которое больше 11, но меньше 13.



Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по математике

«Современному человеку нужно знать математику»

Учитель математики: Корнеева Юлия Геннадьевна МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»

Цели:

- показать межпредметные связи, повысить интерес к изучению математики;

- способствовать развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, критического мышления;

- формировать у учащихся навыки поиска и обработки информации, умение определять стратегию спора, вести дискуссию;

- воспитывать терпение, чувство такта, умение выслушивать собеседника, работать в команде.

Порядок проведения

Внеклассное мероприятие проводится в форме дебатов. Используется классический формат Карла Поппера. В неполитических дебатах участвуют две команды из трех человек. Они обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис, а другая его опровергает.  

Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры.

(У — утверждение тезиса, О — отрицание тезиса)

СПИКЕР ВРЕМЯ

РОЛЬ 1 У1 6 мин.

Представляет команду, показывает актуальность темы, дает определения ключевым понятиям темы, представляет все аргументы команды в организованной форме.

2 О3→У1 3 мин.

О3 задает перекрестные вопросы У1

3 О1 6 мин.

Принимает определения утверждающей команды, за исключением случаев, когда определения У1 является полностью неправильным.  Дебаты по определениям не допускаются!  Опровергает аргументы    У1 и выдвигает все

возможные аргументы отрицающей команды.

4 У3→О1 3 мин.

У3 задает перекрестные вопросы О1

5 У2 5 мин.

Опровергает аргументы О1, восстанавливает аргументы утверждающей команды, представляет доказательства, поддерживающие утверждающую линию. Новые аргументы не приводятся.

6 О1→У2 3 мин.

О1 задает вопросы У2

7 О2 5 мин.

Опровергает аргументы утверждающей команды, усиливает отрицающую линию и представляет доказательства в ее поддержку. Новые аргументы не приводятся.

8 У1→О2 3 мин.

У1 задает вопросы О2

9 У3 5 мин.

Выявляет области столкновения команд, делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы утверждающей команды более убедительны.

10 О3 5 мин.

Выявляет области столкновения команд, делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы отрицающей команды более убедительны. Команды имеют право на 8 минутный перерыв (таймаут) для консультаций друг с другом между выступлениями, который они могут использовать полностью или частями.

Помимо спикеров имеются также судьи.

Выигрывает команда, которая, по мнению судейской коллегии, была более убедительна в аргументации и доказательстве своей позиции.

Ход мероприятия

Учитель:

«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять

земельные участки»

А для чего изучаем математику мы?

И есть ли в жизни современного человека место математике?

Или в наше время компьютерных технологий можно обойтись и без нее?

Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы в ходе дискуссии.

Тезис, который мы будем обсуждать, записан на доске:

«Современному человеку нужно знать математику».

Прошу спикеров команд утверждения и опровержения занять свои места»

Далее начинаются дебаты.

(Предполагается, что учащиеся заранее готовились к своему выступлению, т.е. искали информацию в защиту своей точки зрения.)

Примерные слова спикеров.

У1 Мы – команда утверждения.

Я –1-ый спикер ..., 2-ой спикер -..., 3-ий спикер -....

Мы утверждаем, что математика нужна современному человеку, и будем доказывать свою точку зрения.

Бытует мнение, что математику нужно знать только для того, чтобы сдать школьный экзамен. А в жизни она совершенно не пригодится. Так ли это на самом деле? На сегодняшний день существует множество сфер жизнедеятельности человека, где нужна математика.

Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно

изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк. Поэтому каждый из нас должен знать эту величайшую из вех наук.

Математика проникает во все сферы деятельности человека и неразрывно

связана с ними.

"Математика – гимнастика ума"

– говорил великий полководец Александр Васильевич Суворов, "Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться

математикой" – утверждал всемирно известный политик и философ Карл Маркс. Итак, для чего конкретно современному человеку нужна математика?

Для расчетов в магазине нужны    базовые математические    операции,

для ремонта в квартире - базовые знания геометрии, логика вообще всегда нужна, при поиске самой выгодной покупки используют матрицы, пропорции используют при приготовлении еды. И это все – только в быту и при поверхностном просмотре!

Мобильник работает благодаря сжатию потока с помощью преобразования Фурье.

JPEG и MP3 созданы при помощи функциональных рядов Фурье.

Все, что мобильник творит с приемом-передачей сигнала -тоже чистой воды математика. Музыку слушаем? Так, весь звук сегодня цифровой, вся обработка звука сегодня -математика. И любая электроника -плод математики. Все транзисторы/полупроводники основаны на квантовой механике, а она -

на теории групп. Да и вся электротехника — это математика, а именно, -дифференциальное и интегральное исчисление, комплексные числа. Главное предназначение математики -развитие мышления! Мышление –высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный

психический процесс, свойственный только человеку. Мышление расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно

позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют.  Мышление перерабатывает информацию, которая  

окружениях и восприятии, а результаты мысленной работы проверяются, и применяются на практике.  Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Как раз на уроках математики в процессе решения задач и происходит поэтапное формирование простейших мыслительных операций. Таким образом, современному человеку для успешной жизнедеятельности математика просто необходима!

О3→У1

О3 задает перекрестные вопросы У1.

О 1

Точка зрения утверждающей стороны понятна.

Мы –команда опровержения.

Я –1-ый спикер ..., 2-ой спикер -..., 3-ий спикер -....

Мы опровергаем предложение, что математика нужна современному человеку, и будем доказывать обратное.

Я считаю, что сторона утверждения сильно преувеличивает значение математики в жизни современного человека. Человек может спокойно жить и работать без всякой математики. Есть ведь пословица «Не Боги горшки обжигают».

Послушайте, пожалуйста, отрывки из детских сочинений. Все это внушают детям, чтобы те учились.

1.

«Моя бабушка любит заниматься садоводством, и ей нужно знать, сколько

семян посадить на квадратный метр, сколько удобрений внести, сколько раз в

неделю поливать растения, чтобы получить хороший урожай».

Не понятно, причем тут математика? В справочниках для садоводов все написано (что и как сажать). Или бабушка должна сначала повторить теорему Пифагора, а потом идти на огород?

2.

«Мой дедушка занимается уходом за коровой.  И если бы он не знал математику, то не смог бы заготовить необходимое количество сена, соломы,

зерна, чтобы наша Буренка была накормлена и давала много молока».Ну,

конечно, без математики дедушка не накормит Буренку! Сначала надо научиться решать уравнения, а уже потом сено заготавливать!

3.

«Мой папа работает строителем, и если бы он не выучил математику, то его не взяли бы на работу. Так как ему нужно измерять площадь потолка и стен, чтобы знать, сколько требуется строительного материала».

Но мы-то знаем, что работодатели не проверяют знания алгебры и геометрии.  

4.

«Моя мама работает бухгалтером.  Это одна из тех профессий, где не обойтись без математики. Маме нужно уметь делить, умножать, складывать и вычитать, начисляя заработную плату, правильно перечислять средства в налоговую службу и пенсионный фонд, чтобы в будущем люди не страдали».

Это все неправда! Современному бухгалтеру не надо знать математику, потому что есть специальные компьютерные программы, которые сами все считают.

Бухгалтеру нужно всего лишь своевременно вносить данные в систему и заполнять бумаги, отчеты писать.

Исходя из всего сказанного, математика современному человеку не нужна.

У3→О1

У3 задает перекрестные вопросы О1.

У2

Сторона утверждения не считает ваши доводы убедительными.

Факт остается фактом. А именно: уровень интеллектуального развития тесно связан с аналитическими математическими способностями.

Интересен ваш пример про бухгалтера. Как раз из-за таких горе-работников, которые полностью полагаются на компьютерные программы, люди несвоевременно получают зарплату. Бывают случаи, когда зарплата приходит> или <настоящей суммы. А если в программе произойдет сбой? Компьютер – это хорошо, но своей головой тоже думать нужно.

Так что математику нужно знать.

В современном мире математика и математики востребованы, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы. Даже реклама и маркетинг в наше время невозможны без математического анализа.

Математическим алгоритмам находят применение в таких областях, где раньше о них и подумать не могли. Мир входит в новую эпоху —эпоху цифр.

Неудивительно, что сейчас не только крупные корпорации вроде IBM занимаются внедрением математических методов анализа в самых различных сферах, но появляются новые фирмы, которые специализируются на этом. Например, разработана оригинальная технология для сбора и анализа новостей из тысяч источников в интернете. Математические алгоритмы здесь используются для анализа и классификации информации. Алгебра и геометрия определяют, какие темы являются близкими друг другу, какие могут заинтересовать того или иного читателя. С помощью математики можно анализировать тексты, извлекать информацию и находить смысл. На протяжении последних десятилетий математика уже совершила не одно достижение в различных сферах бизнеса. Но сейчас она добралась до рекламы, новостей, биологии и другие областей, которые всегда считались гуманитарными и далекими от математики. Что же будет дальше, если все больше личной информации хранится в цифровом виде и всю эту информацию можно анализировать?

Математика используется не только в бизнесе, но и в юриспруденции, журналистике и даже уголовном розыске.

О1→У2

О1 задает вопросы У2.О2

Мы не согласны с позицией утверждения. Можно отлично прожить в современном мире без математики.  Если надо что-то посчитать, современный человек достает мобильный телефон и считает. Можно использовать калькулятор или компьютер для этой цели.  Так что не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы быть успешным человеком. На дворе 21 век, и никто не ходит в магазин с блокнотом, чтобы сложить или вычесть цены, проценты посчитать.

Вот пришел человек в магазин, выбрал товар за 2435 рублей, подошел к кассе, дал продавцу карту скидок (5%). Что делает продавец? Высчитывает проценты на бумаге? Или покупатель вычисляет?  Нет, конечно.  Карточка считывается специальным устройством, и покупателю говорят цену уже со скидкой. Все очень просто, и математика тут не нужна. Тогда зачем мозги сушить?

У1→О2

У1 задает вопросы О2.

У3

Мы считаем, что    аргументы команды утверждения очень весомые.  Нам уда

лось привести множество конкретных фактов и примеров в пользу своей точки зрения.

...

Таким образом, позиция команды опровержения не доказана. Значит, современному человеку нужно знать математику в обязательном порядке!

О3

...

Таким образом, аргументы команды опровержения достаточно убедительные. Значит, современному человеку не нужно знать математику!

Выступление судейской коллегии

Судьи внимательно слушали выступления обеих команд, сторону утверждения и сторону опровержения.

Команда ... выдвинула больше аргументов, чем команда ...

Зато аргументы стороны ... гораздо серьезнее...

Примеры, которые привели спикеры команды..., были очень яркие.

Некоторые спикеры ... заметно нервничали, что портило их выступление.

Логика построения речи лучше прослеживалась команды ...

Культурой общения больше отличилась сторона ...

По мнению судейской коллегии более убедительна в аргументации и доказательстве своей позиции была команда ...

Судейская коллегия считает, что лучшим спикером команды утверждения был(а) ..., т.к. ...

Лучшим спикером стороны опровержения был(а)..., потому что ...

Учитель:

«Итак, мы с вами рассуждали о том, нужно ли современному человеку знать математику.

Думаю, сегодня каждый из вас задумался над этим вопросом. Я закончу урок словами гениального Михаила Васильевича Ломоносова:

«Математику только затем учить надо, что

она ум в порядок приводит»



Предварительный просмотр:

Викторина   по   ПДД «Светофор» (по   ПДД) для   5-6   классов

Учитель: Корнеева Юлия Геннадьевна МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

Цели: систематизация и контроль знаний учащихся по   ПДД, развитие у школьников познавательных процессов и навыков самостоятельного мышления.

Место проведения: кабинет, актовый зал.

Время проведения: 40 минут.

Участвуют 3 команды (можно провести на параллель).

Содержание викторины:

1. «Название».

Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины (до 3 баллов).

2. «Конверты».

Каждая команда получает по конверту со знаками дорожного движения. В каждом – 5 знаков. Отгадать названия дорожных знаков (по 1 баллу за знак).

3. «Кто быстрее».

Команды поднимают руку – если знают ответ (2 балла).

Красный, желтый, зеленый? (Светофор)

Денежное наказание нарушителя ПДД? (Штраф)

Двухколесное средство передвижения? (Велосипед)

Пешеходный … (переход).

Автобусная … (остановка).

4. «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда   получает 1   балл.   Если   команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая знает ответ. Вопросы, задаются командам по очереди:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди)

1. Кого называют водителем? (человека, управляющего каким-либо ТС)

2. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах)

3.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (с 14 лет)

4. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади)

1. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (пристегиваться ремнями безопасности)

2. Что такое ж/д переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной)

3. В каком возрасте можно получить водительское удостоверение? (В 18 лет)

4. На какой свет светофора надо переходить улицу (На зеленый).

5. «Новый знак».

За 3 мин придумать и нарисовать новый знак, которого не хватает на дорогах (до 3 баллов).

6. «Загадки».

Отвечает команда, которая первая подняла руку (по 2 балла)

1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса. (Велосипед)

2. Что за чудо – красный дом,

Пассажиров много в нем.

Обувь носит из резины,

А питается бензином. (Автобус)

3. Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет!

Без лопаты, а копает! (Экскаватор)

4. Ходит скалка по дороге,

грузная, огромная.

И теперь у нас дорога,

Как линейка ровная. (Дорожный каток)

5. К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот. (Экскаватор, трактор)

6. Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться,

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

7. Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

8. Там\, где строят новый дом,

ходит воин со щитом,

где пройдет он, станет гладко,

будет равная площадка. (Бульдозер)

7. «Фабрика пословиц»

Есть пословица «Тише едешь – дальше будешь». Ваша задача за 2 мин придумать свое правило, свою пословицу для пешеходов (до 3 баллов).

8. «Автомобиль будущего»

За 3 мин придумать и нарисовать «автомобиль будущего» и потом защитить свой проект. Чем он хорош? (до 3 баллов)

Подведение итогов, вручение дипломов.