Для педагогов

Материалы, представленные на страничке могут быть полезны коллегам. Терпение и творчество, упорство и победа - Вот главные этапы в работе логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Бурейский детский сад №50 «Теремок»

Консультация для педагогов

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Учитель-логопед

Егорова Анастасия Александровна

пгт Бурея, 2023 год


Консультация для педагогов на тему:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

  1. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда

Функции воспитателя

Развитие фонетического компонента языковой системы.

Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.

Формирование фонематических процессов.

Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Совершенствование состояния лексического компонента речи.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Формирование связной речи.

Формирование грамматического строя речи.

Закрепление графомоторных навыков.

Совершенствование связной речи.

Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.

Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

  1. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Бурейский детский сад №50 «Теремок»

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звуки [В], [Ф]»

Учитель-логопед

Егорова Анастасия Александровна

Пгт Бурея, 2024 год


Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста со звуками [В], [Ф] и буквами, которые их обозначают.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • закреплять умение давать характеристику согласным звукам;
  • познакомить с буквой В;
  • формировать процессы анализа и синтеза.

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать фонематический слух;
  • упражнять в образовании множественного числа имён существительных.

  1. Коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать у детей усидчивость, внимательность к ответам других;
  • формировать эстетическое восприятие.

Оборудование: схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки для звукового анализа, картинки для физминутки, карточки-буквы, слоговая таблица с буквами В-Ф, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши, фишки-эмоции, логопедическая медаль, степлер.

Ход деятельности.

  1. Организационный момент.

Сядьте тихо и неслышно

(садятся)

Будем мы сейчас трудиться

И задания нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

  1. Актуализация знаний

Учитель-логопед:

- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев, воздух не встерчает преград на своем пути, всегда с участием голоса)

- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки? (красным)

- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает преграды, состоят из шума и голоса или только из шума)

- Какими могут быть согласные звуки?(звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми)

- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие? (синим, зеленым)

  1. Изучение новой темы

Учитель-логопед:

- Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.

На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Фома и Варя.

- Как зовут мальчика? (Фома)

- Какой первый звук в его имени? Дайте характеристику этому звуку

[Ф] – согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом

Каждая характеристика проверяется педагогом и детьми

- Составьте звуковую модель имени Фома

Один ребенок составляет на доске, остальные в своих тетрадях

- Сколько слогов в имени Фома? (2 слога)

- Как зовут девочку? (Варя)

- Какой первый звук в её имени? Дайте характеристику этому звуку

[В] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом

Каждая характеристика проверяется педагогом и детьми

- Составьте звуковую модель имени Варя

Один ребенок составляет на доске, остальные в своих тетрадях

- Сколько слогов в имени Варя? (2 слога)

- Молодцы! Так о каких звуках мы сегодня с вами говорим на занятии? (о звуках [В], [Ф])

-Ребята, посмотрите, Фома принес нам какие-то карточки. Рассмотрите и скажите, что на них изображено? (девочка прыгает, мальчик приседает)

Фома предлагает нам тоже подвигаться и поиграть. Хотите?

  1. Физминутка

Учитель-логопед:

- Когда услышите звук [В] – приседаете, услышите [Ф] – подпрыгивайте

Уровень звука: [К] [С] [В] [М] [В’] [В] [З] [Б] [Ф] [В] [Ф] [Ф'] [В] [Ф]

Уровень слога: [СО] [АК] [АВ] [ФО] [ФЭ] [ВЭ] [АВ’]

Уровень слова: вилка, варежки, вьюга, филин, волк, виноград, ворона, Фунтик, снеговик, волосы, дверь, василёк, кофта.

Молодцы, ребята, садитесь!

  1. Работа с буквой

Учитель-логопед:

- Ребята, посмотрите, Варя тоже принесла нам карточки. Рассмотрите и скажите, что на них изображено? (буквы)

- Назовите их: А, И, О, У ,Ы, Э. Какие звуки они обозначают? (гласные звуки)

- На что похожа буква В? Ф?

-Ребята, Варя предлагает нам прочитать слоги с новыми буквами.

На доску вывешивается слоговая таблица. Чтение слогов хором, по очереди, по одному

ВА

ВО

ВЫ

ФА

ФО

ФЫ

ИВ

ВУ

АВ

ИФ

УФ

АФ

ОВ

УВ

ЫВ

ОФ

ФУ

ЫФ

  1. Закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

  1. Итог занятия

Учитель-логопед:

- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

- Дайте характеристику этих звуков

- Молодцы!