Главные вкладки
Мои выступления
Выступления на педагогических советах, семинарах, школьных методических объединениях. Открытые занятия.
Скачать:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/07/25/img_20240725_225413_853.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/07/25/img_20240725_225439_52.jpg)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
142033, Московская обл., г.о. Домодедово, д. Кутузово, территория «Кутузовская школа-интернат», стр. 1,
телефон 8-496-794-80-21, e – mail: shkolakutuzovo@yandex.ru
Доклад на тему:
Принципы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально-опасном положении.
Подготовила: социальный педагог Данцура Н.С.
2024г.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.
Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.
К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Этапы работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении:
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП
Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.
Работа социального педагога по работе с семьёй СОП (ТЖС):
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
3 этап.
Семья рассматривается на Совете профилактики
Социальный педагог рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе, предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания.
4 этап.
Постановка на профилактический учет семьи, уведомление различных служб района, занимающихся профилактической работой с семьями, и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Для устранения неблагополучия в семье проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы : проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом, используется алгоритм:
1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
4. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
5. Изучение личностных особенностей членов семьи.
6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОМВД, КДН и ЗП).
7. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
8. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:
Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, контроль за посещаемостью воспитанником ОУ, консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка.
Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком, формирование у ребенка нравственно-правовой культуры.
Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Иной вид помощи: помощь в трудоустройстве родителей, посещение семьи по месту жительства, социальный патронаж семьи (школа, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних).
При работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении, социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
- Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
- Акт обследования условий проживания семьи.
- Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними.
- Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
- Отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
- Характеристика на несовершеннолетнего, табель посещаемости.
- Индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации и т.д.)
- Результаты исследования семьи (диагностики, анкеты, тесты и т. д.)
При работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Эффективность работы с семьей может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
142033, Московская обл., г.о. Домодедово, д. Кутузово, территория «Кутузовская школа-интернат», стр. 1,
телефон 8-496-794-80-21, e – mail: shkolakutuzovo@yandex.ru
Доклад на тему:
Работа социального педагога по содействию процесса социализации и интеграции обучающихся, воспитанников в современном обществе.
Подготовила: социальный педагог Данцура Н.С.
2024г.
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу социализации и интеграции обучающихся. В условиях быстрого развития технологий, изменения социокультурной среды и разнообразия социальных групп необходимо обеспечить полноценное включение каждого индивида в общественную жизнь. Социальный педагог играет ключевую роль в этом процессе, осуществляя комплексную поддержку и содействие развитию социальных навыков и адаптации в обучающейся.
Деятельность социального педагога - важное звено в организации школьной жизни. Его деятельность помогает учителям и классным руководителям в работе как с учащимися, так и с родителями, у которых могут появиться недопонимания с ребёнком, а также непосредственно помочь самому ребёнку в различных ситуациях.
Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающим миром.
В настоящее время одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».
В чем состоит суть социализации?
Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.
Социализация нужна для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Задача успешной социализации состоит в том чтобы создать адекватные условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями.
Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема для нашей школы. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
- активное участие в этом процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества.
Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Обычно выделяют три сферы, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Общее, что характеризует эти сферы — расширение, умножение социальных связей личности с внешним миром.
Ведущую роль в социальном становлении ребенка играет деятельность, причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая деятельность, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт. Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т. д. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде процесс социализации представляется как становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» — это понимание себя, отношение к себе. Образ «Я» складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных факторов.
Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей.
в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в современном обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Одной из основных задач социального педагога является формирование у обучающихся уверенности в себе и своих возможностях. Социальный педагог помогает учащимся справляться с эмоциональными и психологическими трудностями, которые могут влиять на их учебные достижения. Он проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает развивать навыки саморегуляции и управления эмоциями. Это достигается через работу над развитием самооценки, самопринятия и умения конструктивно взаимодействовать с окружающими. Специалист оказывает помощь в преодолении страхов и комплексов, поощряет проявление инициативы и самостоятельности. В своей работе социальный педагог использует разнообразные форма и методы: экскурсии, выставки, круглые столы, познавательные беседы, тематические недели, праздники, конкурсы, игры, спортивные мероприятия.
Важным аспектом работы социального педагога является организация условий для успешной адаптации обучающихся в образовательной среде. Это включает в себя помощь в преодолении трудностей в учебной деятельности, развитие навыков коммуникации и взаимодействия в коллективе, а также поддержку в разрешении конфликтов. Социальный педагог способствует формированию позитивного отношения к учебе и школьной жизни, что важно для успешного прохождения образовательного пути.
Кроме того, социальный педагог оказывает помощь обучающимся в освоении навыков саморегуляции и управления своим поведением. Это включает в себя работу над развитием эмоционального интеллекта, умениями решать конфликты мирным путем, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Такой подход способствует формированию у обучающихся ответственного отношения к собственным поступкам и поведению в обществе. Не менее важной задачей социального педагога является работа с различными социальными группами и культурными сообществами. Это позволяет обеспечить интеграцию разноплановых обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Социальный педагог стимулирует взаимопонимание и толерантность, преодолевает стереотипы и предубеждения, создавая условия для гармоничного сосуществования в разнообразной образовательной среде.
Таким образом, работа социального педагога по содействию процессу социализации и интеграции обучающихся в современном обществе является многогранной и ответственной. Специалист ориентируется на индивидуальные потребности каждого обучающегося, создавая условия для их успешного развития и включения в общественную жизнь.