Мои выступления

Данцура Наталья Сергеевна

Выступления на педагогических советах, семинарах, школьных методических объединениях. Открытые занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

142033, Московская обл., г.о. Домодедово, д. Кутузово, территория «Кутузовская школа-интернат», стр. 1,

телефон 8-496-794-80-21, e – mail: shkolakutuzovo@yandex.ru

Доклад на тему:

Принципы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально-опасном положении.

                                                                   Подготовила: социальный педагог Данцура Н.С.

2024г.

Семьянаходящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Семьёйнаходящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.

Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.

К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

Этапы работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении:

1 этап.

        Раннее выявление семей, находящихся в СОП              

        Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап.

        Работа социального педагога по работе с семьёй СОП (ТЖС):

обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;

3 этап.

        Семья рассматривается на Совете профилактики

        Социальный педагог рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе, предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания.

4 этап.

        Постановка на профилактический учет семьи, уведомление различных служб района, занимающихся профилактической работой с семьями, и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. 

Для устранения неблагополучия в семье проводится целенаправленная работа с родителями. Основной  задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.

           На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;

- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций. 

В работе с семьями можно выделить основные направления работы : проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул.

В работе с семьейнаходящейся в СОП социальным педагогом, используется алгоритм:

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).

4. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

5. Изучение личностных особенностей членов семьи.

6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОМВД, КДН и ЗП).

7. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

8. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

  В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

        Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, контроль за посещаемостью воспитанником ОУ, консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка.

        Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

        Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком, формирование у ребенка нравственно-правовой культуры.

        Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

        Иной вид помощи: помощь в трудоустройстве родителей, посещение семьи по месту жительства, социальный патронаж семьи (школа, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних).

  При работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении, социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

  1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
  2. Акт обследования условий проживания семьи.
  3. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними.
  4. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
  5. Отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  6. Характеристика на несовершеннолетнего, табель посещаемости.
  7. Индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации и т.д.)
  8. Результаты исследования семьи (диагностики, анкеты, тесты и т. д.)

При работе с семьёйнаходящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром. 

Эффективность работы с семьей может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением,  семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

142033, Московская обл., г.о. Домодедово, д. Кутузово, территория «Кутузовская школа-интернат», стр. 1,

телефон 8-496-794-80-21, e – mail: shkolakutuzovo@yandex.ru

Доклад на тему:

Работа социального педагога по содействию процесса социализации и интеграции обучающихся, воспитанников в современном обществе.

                                                                   Подготовила: социальный педагог Данцура Н.С.

2024г.

Современное общество предъявляет высокие требования к процессу социализации и интеграции обучающихся. В условиях быстрого развития технологий, изменения социокультурной среды и разнообразия социальных групп необходимо обеспечить полноценное включение каждого индивида в общественную жизнь. Социальный педагог играет ключевую роль в этом процессе, осуществляя комплексную поддержку и содействие развитию социальных навыков и адаптации в обучающейся.

Деятельность социального педагога - важное звено в организации школьной жизни. Его деятельность помогает учителям и классным руководителям в работе как с учащимися, так и с родителями, у которых могут появиться недопонимания с ребёнком, а также непосредственно помочь самому ребёнку в различных ситуациях.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающим миром. 

В настоящее время одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

В чем состоит суть социализации?

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.

Социализация нужна для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Задача успешной социализации состоит в том чтобы создать адекватные условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:

в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;

в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема для нашей школы. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением.

Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества.

Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Обычно выделяют три сферы, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Общее, что характеризует эти сферы — расширение, умножение социальных связей личности с внешним миром.

Ведущую роль в социальном становлении ребенка играет деятельность, причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая деятельность, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт. Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т. д. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде процесс социализации представляется как становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» — это понимание себя, отношение к себе. Образ «Я» складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных факторов.

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей.

в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в современном обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Одной из основных задач социального педагога является формирование у обучающихся уверенности в себе и своих возможностях. Социальный педагог помогает учащимся справляться с эмоциональными и психологическими трудностями, которые могут влиять на их учебные достижения. Он проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает развивать навыки саморегуляции и управления эмоциями. Это достигается через работу над развитием самооценки, самопринятия и умения конструктивно взаимодействовать с окружающими. Специалист оказывает помощь в преодолении страхов и комплексов, поощряет проявление инициативы и самостоятельности. В своей работе социальный педагог использует разнообразные форма и методы: экскурсии, выставки, круглые столы, познавательные беседы, тематические недели, праздники, конкурсы, игры, спортивные мероприятия. 

Важным аспектом работы социального педагога является организация условий для успешной адаптации обучающихся в образовательной среде. Это включает в себя помощь в преодолении трудностей в учебной деятельности, развитие навыков коммуникации и взаимодействия в коллективе, а также поддержку в разрешении конфликтов. Социальный педагог способствует формированию позитивного отношения к учебе и школьной жизни, что важно для успешного прохождения образовательного пути.

Кроме того, социальный педагог оказывает помощь обучающимся в освоении навыков саморегуляции и управления своим поведением. Это включает в себя работу над развитием эмоционального интеллекта, умениями решать конфликты мирным путем, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Такой подход способствует формированию у обучающихся ответственного отношения к собственным поступкам и поведению в обществе. Не менее важной задачей социального педагога является работа с различными социальными группами и культурными сообществами. Это позволяет обеспечить интеграцию разноплановых обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Социальный педагог стимулирует взаимопонимание и толерантность, преодолевает стереотипы и предубеждения, создавая условия для гармоничного сосуществования в разнообразной образовательной среде.

Таким образом, работа социального педагога по содействию процессу социализации и интеграции обучающихся в современном обществе является многогранной и ответственной. Специалист ориентируется на индивидуальные потребности каждого обучающегося, создавая условия для их успешного развития и включения в общественную жизнь.