Картотеки

Игошина Наталья Алексеевна

        Работа с детьми это постоянный творческий процесс. В арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, чтобы структурировать процесс обучения и развития. Наличие разнообразных занимательных картотек по видам детской деятельности и образовательным областям  обогащает предметно-пространственную среду группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

игр по патриотическому воспитанию

для детей дошкольного возраста

(средняя группа)

Содержание:

№1. Д/и «Наш детский сад»

№2. Д/и «Как найти дорожку в детский сад?»

№3. Д/и «Моих родителей зовут…»

№4. Д/и «Расскажи о своей семье»

№5. Д/и «Мой адрес…»

№6. Д/и «История родного города»

№7. Д/и «Заколдованный город»

№8. Д/и «Путешествие по городу»

№9. Д/и «Загадки о городе»

№10. Д/и «Сложи герб из фрагментов»       

№11. Д/и «Города Липецкой области»

 №12. Д/и «Где находится памятник?»

№13. Д/и «Знаешь ли ты?»

№14. Д/и «Район, в котором мы живём»

№15. Д/и ««Кто знает, тот угадает!»

№16. Д/и «В нашем городе гости»

№17. Д/и «Герб города»

№18. Д/и «Продолжи пословицу»

№19. Д/и «Народные промыслы»

№20. Лото «Народные промыслы»

№21. Д/и «Птицы нашего города»

№22. Д/и «Нарисуй узор»

№23. Д/и «Одень куклу»

№24. Д/и «Сортируй узоры»

№25. Д/и «Собери узор»

№26. Д/и «У кого какой домик»

№27. Д/и «Страны и народы»

№28. Д/и «Богатства недр земли»

№29. Д/и «Назови кто»

№30. Д/и «Узнай флаг»

№31. Д/и «Узнай герб нашей страны»

№32. Д/и «Кто и в какой стране живёт

№1. Д/и «Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации   детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве

№2. Д/и «Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

№3. Д/и «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… 

Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. 

 «Узнай по описанию кто это»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

 Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. 

Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают

№4. Д/и «Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с   родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь

№5. Д/и «Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой   домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

№6. Д/и «История родного города»

Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

№7. Д/и «Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. 

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

№8. Д/и «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 №9. Д/и «Загадки о городе»

Цель: знакомить с родным городом

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

№10. Д/и «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Ход игры: Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

  №11. Д/и «Города Липецкой области»

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Липецкой области с отмеченными городами, таблички с названиями городов

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующим названиями.

  1. Д/и «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. 

                                 

№13. Д/и «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

№14. Д/и «Район, в котором мы живём»

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

 №15. Д/и «Кто знает, тот угадает!»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать память, речь; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец. 

№16. Д/и «В нашем городе гости»

Цель: закрепить знания о родном городе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города. 

№17. Д/и «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
  2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

№18. Д/и «Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

№19. Д/и «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

№20. Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты. Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре. Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить. Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

№21. Д/и «Птицы нашего города»

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

№22. Д/и «Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

№23. Д/и «Одень куклу»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

№24. Д/и «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

№25. Д/и «Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

№26. Д/и «У кого какой домик»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. 

Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло

№27. Д/и «Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

 Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

№28. Д/и «Богатства недр земли»

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

 Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 

№29. Д/и «Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми   РФ (Путин, Шойгу, Медведев)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

№30. Д/и «Узнай флаг»

 Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать внимание, память; воспитывать чувство патриотизма.

Ход игры: Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даёт детям задание найти Российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.

№31. Д/и «Узнай герб нашей страны»

Цель: закрепить знания детей о государственном гербе; научить узнавать герб среди других стран;

Развивать внимание, память;

Воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазла). Дети собирают флаг России.

№32. Д/и «Кто и в какой стране живёт?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс –ец

Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. 



Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

Картотека творческих и словесных игр

по патриотическому воспитанию

(средняя группа)

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада.

Задачи: знакомить детей с трудом работников детского сада. Вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход игры: Воспитатель: - Сегодня к нам в гости должна прийти кукла Алёна. Давайте подумаем, как мы ее будем встречать? Как вы встречаете гостей дома? (Накрываем на стол, угощаем). Ребята, а кто у нас в группе накрывает на стол? (Тамара Викторовна). А что еще делает Тамара Викторовна, какую работу выполняет в группе? (Ответы детей). Ребята давайте попросим Наталья Михайловна помочь нам накрыть на стол для куклы Алёны.

Помощник воспитателя помогает детям накрыть на стол для встречи куклы Алёны.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая чистая посуда. А кто моет так чисто наши тарелки? (Ответы детей). Она моет посуду, раскладывает ее, расстилает чистые выглаженные салфетки. Желает нам здоровья! А чем мы будем угощать нашу Алёнушку? (Ответы детей). Любят наши малыши вкусные булочки, пирожки, которые пекут нам повара детского сада. Ребята, а что еще готовят наши повара? (Ответы детей). А в чем они готовят и на чем? (В кастрюлях больших и маленьких, на большой плите). Ребята, давайте Алену угостим булочками. (На стол дети кладут тарелочку с «булочками»). Стук в дверь. Появляется кукла Алёна. Здоровается.

Воспитатель: - А вот и Алёнушка! Давайте ее пригласим за стол, угостим булочками и расскажем Алёне, кто нам помог накрывать на стол и готовить булочки в детском саду. (Рассказы детей). Ребята, давайте скажем нашей няне Тамаре Викторовне и поварам большое спасибо за их работу.

Воспитатель (берет куклу и, обращаясь к ней, спрашивает).

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Наша кукла Алёнушка испачкалась. Надо ей вымыть руки и лицо. Покажите, ребята, кукле, где мы умываемся. (Дети показывают кукле умывальную комнату). А откуда мы берем воду? (Из крана). Какая нам нужна вода? (Теплая)(Воспитатель моет кукле лицо и руки). Посмотрите, наша Алёнушка улыбается. Ей очень понравилось в нашем детском саду. Алёнушка прощается с ребятами.

Игра - ситуация «Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»

Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.

Ход игры.

Беседа по вопросам:

— Зачем нужно следить за чистотой в помещении?

— Кто наводит порядок в группе?

— Чем дети могут помочь помощнику воспитателя, воспитателю?

Детям предлагается игровая ситуация «Кто заметит беспорядок в групповой». Воспитатель отмечает самых внимательных детей и предлагает навести порядок в кукольном, книжном, строительном уголках. После работы обращает внимание на то, как в группе стало красиво, и это сделали сами дети. Подчёркивает: надо играть так, чтобы везде был порядок.

Педагог и дети вместе украшают групповую комнату осенними букетами.

Словесная игра «Если бы не было…»

Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

  • Если бы не было поваров в саду, то…
  • Если бы не было прачек в саду, то…
  • Если бы не было музыкального руководителя, то…
  • Если бы не было воспитателей, то…
  • Если бы не было дворников, то…
  • Если бы не было помощника воспитателя в саду, то…

Ситуация общения «Знаешь ли ты свой город?»

Цель. Развивать знания детей о родном городе.

Ход игры.

Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.

Игра – путешествие «Мой город»

Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живёшь.

Предварительная работа. Рассматривание открыток с видами родного города.

Словарь. Город, улица, автобус.

Оборудование. Макеты зданий города, «автобус», мультимедийное оборудование.

Ход игры.

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на автобусную экскурсию.

Дети садятся в «автобус», построенный из стульчиков, и «едут» на экскурсию. Звучит музыка. Экскурсия проводится с помощью мультимедийного оборудования (ноутбук, показываются фотографии известных мест города. «Автобус останавливается», дети выходят.

Воспитатель предлагает детям последовательно посмотреть макеты зданий.

Воспитатель: - Какое здание перед нами? (Наш детский сад). А для чего нужно нам это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д).

Аналогично рассматриваются остальные здания.

Воспитатель: - Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей). Нравится вам наш город?

Что вам в нем нравится? (Ответы детей).

Расскажите, что вы видите вокруг? (Дома, машины, людей).

Где стоят дома? (По краям улицы).

Какие дома? (Высокие, низкие, разноцветные, красивые).

Где едут машины? (По дороге).

Где ходят люди? (По тротуару; если дети затрудняются ответить, то воспитатель объясняет.)

Воспитатель: - (обобщая ответы детей, делает вывод). Дома, дорога, тротуары, деревья – все это называется улицей. Улица, по которой мы гуляем, называется улица Новостройка. На ней находится наш детский сад. Улица — это часть города. Город состоит из улиц. Как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей). Какие улицы в нашем городе вы еще знаете? Как называется наш город?

Подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад.

Дети садятся в «автобус» и «едут» обратно. По дороге в детский сад воспитатель задает вопросы детям.

Воспитатель: - Вам понравилась экскурсия? Что нового и интересного вы сегодня увидели и узнали? (Ответы детей). Вот мы приехали обратно.

Словесная игра «Где это находится?»

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.

Материал: фотографии (картинки) с изображением городских достопримечательностей, фишки (медальки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию и постараться назвать, что на ней изображено, и где это находится. Ребенок, который ответил, верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Игра-беседа «Маленький капитан»

Цель: Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства.

Предварительная работа: Разучивание стихотворения А. Барто «Капитан».

Словарь: Матрос, капитан, бескозырка.

Оборудование: Иллюстрация к стихотворению А. Барто «Капитан».

Ход игры.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к стихотворению А. Барто «Капитан»

- дети рассматривают.

Воспитатель: Кого вы видите на этой картине? (мальчика)

Ответы детей: …

Воспитатель: Что мальчик держит в руке? (верёвку)

Ответы детей: …

Воспитатель: Что он тянет по воде? (кораблик)

Ответы детей: …

Дети по желанию читают стихотворение «Капитан»

Матросская шапка,

Верёвка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

«Прокати капитан!»

Игра «Плавает – не плавает»

Игра на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет плавает - дети поднимают руки. Если не плавает - руки у детей опущены.

Для детей младшего возраста называются простые предметы (кораблик, камень, самолёт, стул и т.д.)

Воспитатель: Кто плавает на кораблях? (моряки, матросы)

Ответы детей: …

Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: У моряков головной убор называется – бескозырка.  Давайте повторим вместе.

Дети повторяют индивидуально и хором.

Воспитатель: Ребята, а кто самый главный на корабле? (капитан)

Ответы детей: …        

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать, отважным моряком?

Ответы детей: …

Воспитатель выслушивает рассуждения детей. Помогает сформулировать ответ.

Воспитатель: Мальчики, кем вы хотите стать, когда вырастите?

Ответы детей: …

Воспитатель: когда вы вырастите, будите защищать нашу Родину. Чтобы мамы гордились вами, нужно быть смелым, ловким, сильным, отважным.

Игра — развлечение «Кот Васька».

Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми.

Задачи: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: солнышко, игрушка кота.

Ход игры.

На экране появляется бабушка в русской избе. Вот и детушки мои пришли. Мои внучата пришли! Здравствуйте, мои любимые, здравствуйте, мои хорошие! Очень люблю, когда вы ко мне в гости приходите! Садитесь на лавочку да слушайте загадку:

Весь мохнатенький.

Сам усатенький, четыре лапки, а в лапках –

Цап-царапки. Кто это?

(Котик).

На экране появляется котик. Правильно, котик. Зовут его Васька. Как мы будем киску звать? (Кис-кис-кис).

Бабушка: - Посмотрите, ребята, какая у моего котика шубка? (Теплая, пушистая, мягкая). Какие у него глазки? (Зеленые, хитрые). А усы – удивительной красы! Я так люблю своего котика! Он мне песенки поет, любит слушать мои сказки, потешки. Но что-то мой котик глазки жмурит. Да ведь он спать хочет! Я осторожно положу котика, пусть он спит, а мы с вами пока поиграем.

Игра «Водят мыши хоровод»

Водят мыши хоровод, Дети водят вокруг кота хоровод.

В колыбельке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите. Приседают и грозят пальчиком.

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот, стучат ладошками по коленям.

Разобьет ваш хоровод.

Кот просыпается и сердито кричит: «Мяу! Кто меня разбудил? Поцарапаю!». Дети убегают от кола на лавочки.

Бабушка: - Не сердись, Васька! Ребята с тобой играли! Может, теперь поиграешь ты с ними?

Котик: - Не хочу! Я люблю на солнышке греться, а у вас оно спит.

Бабушка. Ребята, давайте позовем солнышко.

Дети исполняют песенку про солнышко. На слайде появляется солнышко.

Бабушка: - Вот и солнышко к нам пришло! Всем оно улыбнулось ласково: и детям, и котику, и гостям!

Котик: - Хорошо, что солнышко позвали! Мне так тепло стало, хорошо и весело! Мяу! Я даже с вами поиграть захотел! Повторяется игра «Водят мыши хоровод».

Бабушка: - Молодцы, ребята, ловко от котика убежали, никого не догнал! Вот какой котик живет у меня. Приходите к нам в гости, рады мы таким гостям. Я вас с остальными жильцами познакомлю. До свидания.



Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр

по патриотическому воспитанию

(средняя группа)

«МОРЯКИ»

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой.

2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей.

3. Воспитывать уважение к службе моряков.

4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их.

5. Знать, какую пользу приносит морская служба.

6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка.

7. Воспитывать умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью.

8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках.

2. Беседа о моряках:

Цель: уточнить и закрепить знания детей о моряках, их делах, особенностях службы.

3. Чтение книг, стихов на морскую тему.

4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны.

Атрибуты:

- бескозырки

- якорь

- штурвал

«ПОГРАНИЧНИКИ»

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«КОСМОНАВТЫ»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

«КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полёту. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристёгивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«МЧС» - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из-под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».

Ход игры: Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.

1. Определение места нахождения острова на карте.

2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.

4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)

5. Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные мероприятия: моряки ремонтируют «корабль»;

пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

строители строят новые дома; врачи оказывают медицинскую помощь.

8. Возвращение домой.

Игровой материал: -крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.

«ЛЁТЧИКИ»

Задачи: расширить знания детей о профессии «лётчик». Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о военных профессиях.
  2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, презентации.

3. Чтение художественной литературы о летчиках.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

Игровой материал:

Макет самолёта, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации:

Лётчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полётом.

Лётчики ведут самолеты, вертолёты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

«ТАНКИСТЫ»

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, макет танка, крупный строительный материал.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни танкистов, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Танкистов, Командиров, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ»

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о военных.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра «Военная техника».

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ.

7. Разучивание песен на военную тематику.

8. Изготовление подарков на праздники 23 февраля, 9 мая.

9. Изготовление атрибутов для военизированных игр

Роли: Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры

Игровой материал: Пилотки солдат (2-3 шт., шлем танкиста (2-3 шт., берет десантника (2шт, бинокли (2-3 шт., силуэты оружия (автоматы, пистолеты, карта, рация, планшет для командира.

Ход игры: солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.