Коллегам

Мирошниченко Вероника Денисовна

Предварительный просмотр:

Планирование уроков

№ п/п урока

Тема и содержание

3 класс

Урок № 1, 2

«Художник в цирке»

Цель: расширение представлений детей о круге синтетических зрелищных искусств и о роли в них трёх Братьев-Мастеров.

Задачи:

  • понимать и объяснять роль художника в цирке;
  • учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы: индивидуальная, в паре, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Цирк – образ яркого, радостного, волшебного, развлекательного зрелища. Элементы циркового оформления: занавес, ковер арены, веревочные лестницы, костюмы артистов и животных, реквизит (цветные тумбы, булавы, мячи, кольца), спецэффекты освещения (круги света, выхватывающие из темноты артистов). Композиционный центр, цветовые контрасты, выделение главного с помощью тонового контраста.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год, Стихотворение С.В. Михалкова о цирке «Медведи», Исаак Дунаевский — Цирковой марш (ОСТ из мультфильма "Ну, погоди!")

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами, таблица «Цвета цирка», «Цветовой круг».

Задание: изображение отдельного циркового номера, где главный актер – медведь.

Материалы: белая бумага, гуашь.

Урок № 3, 4

«Художник в театре»

Цель: Расширение представления учащихся о связях деятельности художника с театром, актерской игрой.

Задачи:

  • ознакомиться с производственной структурой театра (труппа актеров, театральный художник-постановщик, цеха: столярный, малярно-художественный, мебельный, гримерный и др.)
  • объяснять, для чего нужно художественно-декоративное оформление спектакля;
  • анализировать из каких элементов оно состоит.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, в паре, фронтальная.

Методы обучения: эвристический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия, термины: Истоки театрального искусства (карнавалы, народные празднества). Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Участие трех Братьев-Мастеров в создании спектакля. Погружение в сказку. Выбор сказки под руководством учителя. Деление спектакля на сцены. Работа цехов.

Режиссер, художник-постановщик, художники-декораторы, художники-мебельщики.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: видео подборка двух сказок: русской народной «Машенька и медведь», С. Михалкова «Как медведь трубку нашел».  Зрительный ряд к двум сказкам, презентация «В театре».

Задание: Создание задников и декораций к спектаклю.

Материалы: цветная бумага, картон,  коробочки из-под зубной пасты и кремов, клей, ножницы, ватман, гуашь.

Урок № 5, 6

«Театр кукол»

Цель: Углубление представления  о роли художника в  зрелищных искусствах.

Задачи:

  • иметь представление о разных видах кукол;
  • придумать и создать выразительную куклу;
  • применять в работе разные материалы.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: работа в паре, фронтальная.

Методы обучения: словесные (рассказ); наглядные (наблюдение, демонстрация иллюстраций); практические (создание игрушки на основе картонной коробки)

Основное содержание темы, понятия, термины: истоки развития кукольного театра: обрядовые куклы, куклы-обереги, игровые, кукольный театр на ярмарках, народных гуляньях. Анализ и сравнение театральных кукол русского Петрушки и английского Панча. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Работа художника над куклой. Разработка эскиза. Образ куклы, ее конструкция. Олицетворение животных в образе куклы. Стилизация – упрощение, обобщение, подчеркивание характерных деталей.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год, загадки про Петрушку

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Театр кукол», иллюстрации художников к сказке, авторское пособие – приемы стилизации образа театрального персонажа, образцы кукол.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю (работа в парах и малых группах).

Материалы: цветная бумага, картонные коробочки, клей, ножницы и пр.

Урок № 7, 8

«Маски»

Цель: Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи:

  • объяснять роль маски в театре и на празднике;
  • научиться отмечать характер, настроение, выраженные в ней;
  • конструировать и декорировать выразительную маску для театрального представления.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные (рассказ); наглядные (наблюдение, презентация); практические (создание выразительной маски)

Основное содержание темы, понятия, термины: Лицедейство и маска. Маски пещерных людей, нарисованные на лицах для удачной охоты, африканские ритуальные, маски разных народов, карнавальные, маски ряженых на Масленицу. Античные маски смеха и печали. Передача эмоционального состояния (сощуренные глаза и приподнятые уголки рта – смех, опущенные уголки глаз и рта, приподнятые брови – грусть, сморщенный лоб - злость). Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме, маски античные, народов Востока, Африки, рисунки лиц (в виде схем), выражающие эмоциональное состояние, характер персонажа; различные образцы изделия, работы учащихся.

Задание: конструирование маски из плотной бумаги с использованием бросовых материалов.

Материалы: плотная бумага, гуашь, мех, перья, верёвки, бусинки, пуговицы, ленты и блёстки.

Урок № 9

«Афиша и плакат»

Цель: Знакомство с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.

Задачи:

  • иметь представление о театральной афише;
  • уметь определять в афише изображение, украшение и постройку;
  • выполнить афишу к спектаклю;
  • провести защиту групповых творческих работ.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы обучения: кейс-метод, интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, наглядные.

Основное содержание темы, понятия, термины: Значение театральной афиши и плаката. Выражение в афише образа спектакля. Особенности: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство текста и изображения.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал:

Задание: создание афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага и ватман, гуашь, заготовки со шрифтом, ножницы, клей.

        Урок № 10

«Праздник в школе»

Цель: Создание праздничного облика помещения (класса).

Задачи:

  • понимать и объяснять какими средствами художник передает атмосферу праздника в своих произведениях;
  • фантазировать о том, как можно украсить класс к театральному празднику;
  • придумать и создать элементы праздничного украшения.

Тип урока: урок –творческая мастерская.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы обучения: проблемный.

Основное содержание темы, понятия, термины: Роль художника в создании праздничного облика школы. Элементы праздничного украшения: флаги, фонари, шары, гирлянды и др. Роль контрастов и звонких цветов в создании яркого образа праздника.

Образовательные ресурсы:учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: Репродукции художника Б.М. Кустодиева, зрительный ряд по теме, плакат «Цветовой круг».

Задание: Создание элементов украшения класса.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Урок № 11

«Школьный карнавал»

Цель: Организация кукольного спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, рисунков, декораций.

Задачи:

  • празднично оформить класс;
  • участвовать в спектакле в роли актера или зрителя;
  • овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Тип урока: Урок рефлексии по ФГОС (форма – урок-фантазия: сказка, спектакль).

Формы работы: фронтальная.

Методы обучения: ирговые

Основное содержание темы, понятия, термины: Организация праздника. Школьный кукольный спектакль.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: Работы с предыдущих уроков.

8 класс

        Урок № 1

«Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»

Цель: расширение представлений учащихся о культуре современного мира искусства зримых образов, об изображении в театре и кино.

Задачи:

  • понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране;
  • получить представление о синтетической природе и коллективности творчества в театре;
  • узнать о жанровом многообразии театрального искусства;
  • получить представление о классификации видов искусства.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: Историческое развитие искусства зримых образов. Специфика  изображения в театре и кино. Визуально-пластический облик и игровой характер спектакля. Его жанровое разнообразие. Роль художника в содружестве с драматургом, режиссером, актерами в спектакле. Коллективность творчества. Классификация видов искусств. Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение»2017 год.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, учебная таблица «Виды искусства».

Задание: на уроке: упражнения на воплощение в статичной позе образно-пластической выразительности «Живая скульптура» на темы «Прощание», «Раздумье», «Свободу!», «Мечта» и  выполнение набросков с целью создания облика спектакля на тему «Как это изобразить на сцене»; на дом: учебно-исследовательская работа на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» в форме сообщения.

Материалы: бумага, карандаш, компьютер.

Урок № 2

«Правда и магия театра»

Цель: формирование понятия, что актер – это основа театрального искусства, носитель его специфики  и         получение представления об истории развития искусства театра.

Задачи:

  • понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля;
  • представлять значение актера в создании визуального  облика спектакля;
  • получить представление об истории развития  искусства театра, устройстве сцены.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: Анализ домашних учебно-исследовательских работ на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?». Актёр — основа театрального искусства. Сценография — визуально важный, но лишь один из элементов единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами разных видов подмакетников.

Задание: на уроке: разработка подмакетника, фантазирование на темы возможных театральных постановок. Эскизы по планировке сцены; на дом: учебно-исследовательская работа на тему «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира» (презентация из 6 слайдов).

Материалы: белая бумага, карандаш, картон или коробка из под обуви, ножницы, клей, компьютер.

Урок № 3

«Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества»

Цель: формирование понятия, что сценография – это особый вид художественного творчества, технология и производство.

Задачи:

  • понимать и объяснять различия в творчестве  между сценографом и художником-живописцем;
  • приобретать представление о типах декорационного оформления;
  • оформить задник подмакетника для выбранной сцены из спектакля.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: выборочный просмотр и анализ учебно-исследовательских презентаций на тему «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира». Отличия работы театрального художника от работы живописца или графика. Отличие бытовой среды от сценической. Типы декорационного оформления  спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, натуралистически-бытовое, условно-метафорическое, проекционное и др. Создание игровой среды при помощи мягких и жёстких декораций, способы их изменений при помощи сценического круга, штанкетов.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение»2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами оформления сцены к спектаклю.

Задание: оформление задника подмакетника для выбранной сцены из спектакля.

Материалы: белая бумага, любые художественные материалы.

Урок № 4

«Сценография  —  искусство  и  производство»

Цель: формирование представлений о этапах и формах  работы театрального художника..

Задачи:

  • получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.);
  • расширять знания о театральных службах и цехах;
  • уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании конструктивных декораций в подмакетнике.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Этапы и формы работы театрального художника от эскиза и макета до их сценического воплощения. Театральные службы и цеха.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

Задание: пространственно-образное решение сцены спектакля – создание игровой среды с помощью конструктивных декораций в подмакетнике.

Материалы: по выбору учащихся.

Урок № 5

«Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

Цель: формирование умений в эскизах передавать образность и условность театрального костюма.

Задачи:

  • представлять значение  костюма в создании образа персонажа;
  • объяснять отличия бытового и театрального костюма;
  • понимать роль детали в создании образа;
  • в эскизах добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля.

Тип урока: Комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, аналитический, частично-поисковый.

Основное содержание темы, понятия, термины:  Внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Костюм, грим и маска, как средства внешнего перевоплощения. Средства, характеризующие персонажа. Отличие бытового костюма от театрального. Роль детали в создании образа. Технологические особенности создания театрального костюма. Грим, парик, накладки (усы, бороды, бакенбарды) – еще одно активное средство внешней выразительности.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: зрительный ряд по теме, таблица «Пропорции человека», карточки с заданиями.

Задание: на урокев парах: карточки с заданием – с помощью 3-4 деталей воплотить образ конкретного героя (мушкетер, Кармен, Кот в сапогах, Дон Кихот, Мэри Поппинс и др.); на уроке индивидуально: эскиз театрального костюма персонажа из сцены спектакля, воплощаемой в макете; на дом: учебно-исследовательское заданиена тему «Сценический костюм в реалистическом спектакле и на эстраде» или «Театральный костюм вчера и сегодня»

Материалы: по выбору учащихся, компьютер.

Урок № 6-7

«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол»

Цель: осознание роли художника в кукольном театре.

Задачи:

  • углубить знания о театральном искусстве и кукольном театре;
  • систематизация знаний о видах кукол;
  • развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и творческой активности при создании куклы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: выборочные выступления с домашним заданием. Художник кукольного театра – соавтор режиссера и актера в создании образа персонажа. Разнообразие кукол (тростевые, марионетки, перчаточные, пальчиковые, куклы театра теней, ростовые) и способы работы с ними.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, театральные куклы, выполненные учениками прошлых лет.

Задание: на уроке: создание театральной куклы для сцены спектакля, воплощаемой в макете (от эскиза до воплощения); на дом на 6 уроке  аналитическое задание – найти самую простую технологию изготовления кукол; на дом на 7 уроке продумать и отрепетировать диалог или монолог куклы из данной сцены спектакля.

Материалы: по выбору учащихся, компьютер.

Урок № 8

«Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

Цель: анализ этапов создания театральной постановки и презентация своего труда.

Задачи:

  • осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас;
  • уметь анализировать этапы создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры;
  • представить продукт своего труда в театрализованно-выставочной форме;
  • совместно проанализировать работы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, аналитические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Итоговый просмотр.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: работы учащихся.

Задание: представить свое визуально-пластическое решение сцены спектакля с помощью изготовленного подмакетника и театральной куклы. Разыграть возможный диалог или монолог куклы из представленной сцены.

Материалы: свои работы.


Комментарии

Азиева Юлия Андреевна

треш.. ник, ты как всегда..