Детям

Абрамова Анастасия Олеговна

Каждый ребенок занимается рисованием. Этот вид творчества обязателен в садике и в школе, но многие ребята подходят к нему с особым интересом. Поговорить с ребенком о его увлечении – что может быть лучше для любящих родителей! Эта статья поможет вам повысить самооценку ребенка, откроет ему дорогу к необъятным горизонтам творчества. Познакомьтесь сами и расскажите ребенку об искусстве или предложите ему прочесть статью самостоятельно.

Что такое живопись?

Возьми краски и листок бумаги, начни рисовать. Вот ты уже и художник-живописец. А все потому, что живописью называется создание зрительного образа красками на твердой или гибкой поверхности. Сложно? На самом деле – просто. Вот твоя картина  на гибком листе (ты же можешь согнуть его) создана при помощи красок. Ты ее видишь и можешь показать другим людям. Значит – это живопись. А если бы ты рисовал красками на стене (ой, только не  на обоях в комнате!) – это тоже была бы живопись, только на твердой поверхности. Такую живопись называют монументальной.  Произведение с места не сдвинешь, на выставку не отвезешь, люди к нему сами приходят и любуются.

Что такое графика?

Многие предпочитают рисовать карандашами. Что же такая работа уже и не живопись вовсе? Свой карандашный шедевр ты по праву можешь назвать графикой, а себя художником-графиком. Посмотри, из чего состоит карандашный рисунок: из линий, штрихов, точек. Они и являются главным отличительным признаком, по которому графика отличается от живописи. Графику ты можешь увидеть в книжках – это иллюстрации.    Открытки, календари, этикетки, плакаты и афиши – тоже графика.

Все начинается с рисунка

Впрочем, между живописью и графикой очень много общего. В их основе лежит рисунок. Именно с рисунка начинается изобразительное искусство. Он может быть самостоятельным произведением и основой для будущей графической или живописной работы. Наверное, ты уже пробовал сначала сделать рисунок карандашом, а потом уже раскрашивать его красками. Согласись, так получается лучше. Каждому  художнику необходимо освоить рисунок.

Чем рисовать?

Карандаш

Ты решил что-нибудь нарисовать. Скорее всего, сначала ты возьмешь в руку карандаш. Простой карандаш – деревянный, внутри его находится стержень из графита. Графит – это природный минерал, который добывают в горных породах. Из него делают не только карандаши, но множество нужных вещей для заводов. Но сам по себе графит очень хрупкий, поэтому при изготовлении стержней в него добавляют глину. Изменяя количество глины, получают карандаши разной твердости. Мягкий оставляет на бумаге толстую сочную линию, а твердый – тонкую, еле заметную. Для рисования подходят мягкие карандаши, на них пишут 3М, 4М, 5М, 6М. На карандашах изготовленных не в нашей стране вместо М пишут букву В.

Мел и уголь

В рисовании используют и другие природные материалы. Например, мел. Тот самый, которым ты можешь рисовать на асфальте. Удивительно, но мел получился из ракушек. За многие-многие годы ракушки накапливались в земле и превращались постепенно в камни. Вспомни, не попадался ли тебе когда-нибудь белый камешек, которым можно было рисовать, как мелом? Скорее всего, это был более распространенный известняк, но мел на него очень похож.

Еще бывает красный мел – сангина. Она состоит из глины и оксидов железа. За счет глины цвет у нее коричнево-красный. Самые знаменитые рисунки, выполненные сангиной, принадлежат великому художнику Леонардо да Винчи.

Этот природный материал для рисования найти просто. Там где разжигали костер, остаются угольки. Берешь остывший уголек и рисуй, как рисовали люди в самые давние времена, когда ни карандашей, ни красок не было. В магазинах для художников продают угольные карандаши или уголь в прямоугольных брусочках.

Цветные карандаши

Рисунки, выполненные сангиной и углем, красивы, но не долговечны. Они осыпаются, чтобы дольше любоваться произведением, его нужно поместить под стекло. Сангина и уголь рекомендуются опытным художникам. А вот цветные карандаши удобны и просты в применении, ими рисуют даже малыши.

Среди них есть недорогие школьные и специальные, предназначенные для художников. Понятно, что последние лучше. А еще бывают карандаши акварельные. Если провести по рисунку, мокрой кисточкой, штрихи размоются и станут похожи на акварель, словно ты рисовал красками.

Восковые мелки

Еще один, знакомый тебе инструмент для рисования, - восковые мелки. Они действительно сделаны из натурального пчелиного воска, в который добавляется краска. Пчелы вырабатывают воск для постройки сот, где эти насекомые живут и хранят мед. Вот такие интересные мелки, оказывается.

Пастель

В магазине ты можешь увидеть мелки, внешне похожие на восковые, называются они – пастель. Рисуют этими карандашиками по шероховатой бумаге. Во время работы художник растирает участки рисунка пальцами или ватными шариками. Пастель красивее выглядит не на белой бумаге, а на светло-желтой, голубой, бледно-коричневой.

Краски

Акварель

Водяные краски – так можно назвать акварель. Для рисования ей нужна вода. Краски получаются прозрачными

Гуашь

А вот гуашь, наоборот, совершенно не прозрачная. Поверх одного слоя этой краски можно наносить другой, цвета не сольются.

Масляные краски

Акварель и гуашь – самые подходящие материалы для детского творчества. С масляными красками работать сложнее. Их основу составляет масло, поэтому картины долго сохнут. Кисточки, испачканные маслом, не промоешь водой, нужен растворитель. Масляными красками рисуют на холсте, натянутом на подрамник.

Темпера

Рисовать темперой также не просто, как и маслом. Осваивать эту краску лучше на дереве, подойдет фанера. Темпера продается в тюбиках. Цвета можно смешивать.

Самые первые в истории человечества живописные картины были написаны темперой – краской, в основе которой яичный белок или желток. Темперой пишут иконы, а также изделия лаковой миниатюры, мастера которой живут в Палехе, Холуе и Мстере.

Акриловые краски

Акриловые краски самые молодые. Если акварелью и маслом художники пользовались многие столетия назад, то акрил появился в прошлом веке. Эта искусственная краска становится все более популярной. Ты вполне можешь попробовать работать с акрилом. Главное вовремя промывать кисточки водой, потому что если краска засохнет, то ее уже не вымоешь. Важное преимущество - акриловыми красками можно расписывать изделия из пластмассы.

Что рисовать?

Ты, как художник, должен разбираться в жанрах живописи. Что такое жанр? Если ты нарисовал человека – можно сказать, что это портрет. Если на картине лесная поляна, берег реки или другой уголок природы – значит это пейзаж. Есть и другие жанры, познакомься с ними на примерах знаменитых картин. Объясни название жанра, рассказав о том, что изображено на картине. Порассуждай вместе с родителями.

Мультики о ИЗО

мультик 1

мультик 2

мультик 3

Видеоуроки:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLbi9_JVi5cM...

Задания на выполнение:

Задание 1

image

Задание 2

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Как познакомить детей с творчеством художников

Изобразительное искусство — это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции.

Изобразительное искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, окружающие предметы, вызывает желание познать жизнь, вглядываясь в лица на портретах, желание делать жизнь более интересной, красивой.

Задачами образовательной области «Художественное творчество» являются:

1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

2. Развитие детского творчества;

3. Приобщение к изобразительному искусству.

Приобщение к изобразительному искусству начинается с ознакомления с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом.

 Начинается эта работа в средней группе с ознакомления с пейзажами Левитана, Шишкина, так как пейзаж – это один из основных жанров живописи, самый популярный и наиболее доступный для детского восприятия и понимания.

Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность»), но давно обрусело и стало органичной частью русского языка.

Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы.

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть.

Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи), уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции от увиденного.

Следующий жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т.д.

Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов.

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность ощутить себя то крестьянским мальчиком, заснувшем на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной, спешащей на маскарад дамой. Проживание и переживание многих жизней дают ребенку возможность развивать у себя умение сочувствовать другому и понимать его. Познавая другого, ребенок глубже познает себя; через опыт чувств и отношений других учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляется к ним доброжелательное отношение, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Особенности восприятия детьми живописи позволяют определить некоторые принципы отбора:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные по содержанию и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ на картине по содержанию и форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их переживаний.

На первом этапе работы с детьми по ознакомлению с жанрами живописи, необходимо познакомить с каждым жанром отдельно и показать их отличия друг от друга. На следующих этапах – знакомство со средствами выразительности, умение ребенка эмоционально откликаться на художественные образы, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

•          сообщение названия картины

•          сообщение фамилии художника

•          о чём написана картина

•          что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

•          как оно изображено (цвет, построение, расположение)

•          что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

•          что красивого показал своим произведение художник

•          о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

•          название картины

•          кто написал

•          о чём произведение

•          какими красками написано

•          какое в нём передано настроение

•          что особенно понравилось

•          какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Задачи:

•          развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

•          выделять выразительные средства,

•          формировать умения «читать» картины,

•          мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

•          О чём картина?

•          Почему думаете так, расскажите?

•          Как бы вы назвали картину?

•          Почему именно так?

•          Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

•          Как он изобразил это в картине?

•          Какое настроение вызывает картина?

•          Отчего возникает такое настроение?

•          Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

•          Что понравилось на картине?

•          Почему она понравилась?

•          Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

•          Формирование творческого восприятия картины.

•          Сравнение изображенного с личным опытом

•          Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

              Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие. Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию? «Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной. В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.

     С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С ИСКУССТВОМ?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет. Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования. Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра. К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком. Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов. Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

В КАКОЙ ФОРМЕ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.

Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования.

Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.

Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

                                                 КОГДА ПОЙТИ В МУЗЕЙ?

 Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …».  И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов. Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии. После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.

С КАКИХ СТИЛЕЙ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры. Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах. В статье «Что рассказать о картине» приведен пример беседы/занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь».

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как  авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках  кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности,загадочности.

      Модерн (Густав Климт,  Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

 «На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом  жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портрет+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках» изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» и «О чем расскажут старые картины»). Также книжки из серии Книги «Художники» изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега»   и «Ван Гог». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите ребёнка выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

 Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему ребёнок обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

            Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали?

Или какое время суток изображено?

Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

Начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.