Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Космос".

Татьяна Юрьевна Фищева

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассказы о космосе детям27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Космос»

Сказочник Сказоландия

«Сказка о том, как планеты искали самую лучшую»

В далёкой темно-синей вселенной, полной мерцающих звёзд, больших и маленьких планет, гигантских астероидов и летающих комет с огненными хвостами, однажды встретились планеты и решили узнать, кто из них самый лучший.

Первым заговорил Меркурий: «Я самая маленькая планета в солнечной системе и похожа на красивый изящный шар. У меня много равнин и небольших гор». Тотчас Венера ответила: «Вокруг меня так много пушистых белых облаков, покрывающих мои горы и равнины чудесным белым одеялом. Издали мои тучи напоминают ворота и колонны сказочного замка».

Огромная планета Юпитер возразила: «Вы малыши по сравнению со мной. Я больше и умнее Вас. Вокруг меня кружится много ярких лун, я сама похожа на целую вселенную. Ни у кого нет таких верных и надежных спутников, как у меня!»

Планета Марс разгневанно сообщила:»У кого из вас ещё есть красноватый оттенок? Я выгляжу из далекого космоса словно алое пятно. На моей поверхности стоит огромная гора, ни у одной планеты нет такой величественности. Какие чудесные долины и равнины, кратеры и каньоны у меня!»

В самый разгар спора планет вышло им навстречу яркое солнышко. Оно очень удивилось, почему в его владениях поднялся такой сильный шум, завыл космический ветер, набежали тучи. «Минуточку внимания, дорогие планеты! Вот вы тут спорите совершенно напрасно. Скажите мне, у кого из вас живут люди, растения, птицы, рыбы и разные звери? У кого из вас есть голубые озёра с пресной водой, длинные глубоководные реки, похожие на ниточки, синие моря, обширные океаны ,полные причудливых водорослей, рифов и плавающих обитателей? А множество изумрудных лесов, песчаных равнин, золотых степей с колосящейся рожью и пшеницей? Все эти чудесные богатства есть на планете Земля. Но она не спорит здесь с Вами. У планеты Земля так много дел: сохранять кислород, благодаря которому дышат её жители, вращаться вокруг Солнца, чтобы все жители чувствовали себя комфортно и радовались тёплым весенним дням, летним душистым цветам, новогодним елкам, украшенным разноцветными огоньками, желто-красным осенним листьям…»

Все планеты сразу же поняли, как непригодна для жизни их поверхность: ядовитые газы вместо чистого воздуха, потоки огненной лавы, лютая стужа, сильная жара, каменистые серые ущелья, вечная темнота, слои льда. С тех пор они больше никогда не спорили, а каждая из них вращалась вокруг солнышка, занимая своё почётное место на просторах необъятной вселенной.

«Сказка про находчивую девочку и щедрое Солнце» (И.Ревю)

Жила-была планета Земля. Её освещало Солнышко. Оно было большое, золотое, доброе. Солнышко вставало утром и начинало свою работу. Его тёплые лучи освещали Землю и согревали всё живое. Люди, звери, птицы – все были довольны. Но когда Солнышко ложилось спать, на Земле наступала такая темнота, что и рассказать нельзя.
Но вот однажды одна маленькая девочка сказала Солнышку:
- Спасибо, Солнце, за то, что ты светишь днём. Хорошо, если бы кто-то светил и ночью. А то я так боюсь темноты.
Солнышко нахмурило свой прекрасный лобик, подумало и решило:
- С помощью своих лучей я совершу волшебство: мои лучики подарят Луне свет, а она будет посылать свет на Землю.
Так и случилось. Теперь ночи на Земле не были такими тёмными. Кроме того, вызвались освещать Землю ночью и звезды.
Люди были очень довольны. А маленькая девочка теперь спокойно спала ночью. Ей снились сны про Землю, Луну, звезды и, конечно же, про Солнце.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

- Как красиво в космосе – удивление!

- Встретили инопланетянина – испугались, потом удивились, потом с ним подружились.

- Начался метеоритный дождь – испугались.

  • Артикуляционная гимнастика

Проверяем исправность двигателя (артикуляционные упр. «Лошадка скачет по дорожке», «Сердитый индюк»). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (упр. «Накажи непослушный язык»); Проверяем двигатель повторно (упр. «Барабан»). Ор-ор-ор – завели мотор!

  • Развитие мелкой моторики (Су-Джок).

По порядку все планеты

Четыре — Марс.

Он восьмым идёт по счёту.

Назовёт любой из нас:

Пять — Юпитер,

А за ним уже, потом,

Раз — Меркурий,

Шесть — Сатурн,

И девятая планета

Два — Венера,

Семь — Уран,

Под названием Плутон.

Три — Земля,

За ним — Нептун.

  • Развитие общей моторики

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты, На какую захотим, Но в игре один секрет:

Для прогулок по планетам. На такую полетим! Опоздавшим места нет! (разбегаются по своим местам)

«Косморядка»

Лексика

существительные: космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита;

прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, орбитальный, межзвездный, межпланетный.

глаголы: осваивать, запускать, лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуниться, отражать;

наречия: далеко – близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло, тесно – свободно;

антонимы: улететь – прилететь, взлететь – приземлиться

По произведению Сказочник (Сказоландия) «Сказка о том, как планеты искали самую лучшую»: Меркурий, Венера, Юпитер, Земля, гигантские астероиды, летающие кометы, огненные хвосты, солнечная система, изящный шар, пушистые белые облака, чудесное белое одеяло, колонны сказочного замка, необъятная вселенная, красноватый оттенок, величественности, чудесные долины, равнины, кратеры, рифы, каньоны, кислород, завыл космический ветер, голубые озёра, глубоководные реки, обширные океаны, причудливые водоросли, изумрудные леса, песчаные равнины, золотые степи, колосящаяся рожь, ядовитые газы, чистый воздух, потоки огненной лавы, лютая стужа, сильная жара, каменистые серые ущелья, вечная темнота, слои льда.

По произведению сказка «Про находчивую девочку и щедрое Солнце» Ирис Ревю: темнота, тёплые лучи, согревали, прекрасный лобик, совершу волшебство, золотое, доброе, подумало, нахмурило.

Грамматический строй речи

1. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

#1057;огласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Один гигантский астероид…

3. Образование существительных мн. ч. И. и Р. п. Планета – планеты – планет…

4. Образование прилагательных от существительных. Земной, солнечный.

5. Употребление предлогов за, перед, из-за, из-под, над, под, между, через, союзов чтобы, потому что, когда, как.

6. Образование сложных слов. Глубоководный, разноцветные, желто-красный.

7.Назови слова, родственные слову «космос». (Космонавт, космический, космодром, космонавтика.)

8. Составление сложносочинённые предложения с противопоставительным союзом «а»; Сначала я увидел(а) одну звезду (планету, ракету, летающую тарелку), а потом много звёзд (планет, ракет, летающих тарелок).

Связная речь

Сказочник (Сказоландия) «Сказка о том, как планеты искали самую лучшую»

Беседа по сказке

Составление плана рассказа с помощью опорных картинок

Пересказ по картинному плану (плану-схеме)

Пересказ по ролям.

Сказка «Про находчивую девочку и щедрое Солнце» Ирис Ревю

Беседа по сказке

Пересказ сказки по картинному плану

Инсценировка сказки

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

"Марсиане и инопланетяне»

Марсианин пытается поймать инопланетян. Инопланетяне прячутся от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидят там, пока не убедятся в том, что марсианин ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Инопланетян надо постепенно побуждать к тому, чтобы они не просто прятались, а придумывали, как им защитить свое жилище.

«Космические прятки»

В этой игре прячутся не дети, а космические герои. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, некоторые в тёмном. За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемнённой комнате на видном месте.

Развитие психологической базы речи

«Запомни и повтори» (слухоречевая память)

Дети должны внимательно послушать слоговые ряды или ряд несуществующих слов (язык юпитерианцев) и повторить без ошибки.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Релаксация «Невесомость»

Дети под расслабляющую «космическую» музыку медленно двигаются, совершая плавные движения руками и ногами. Имитируют состояние невесомости в космосе.

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с творчеством И.Ревю.

Чтение и беседа по произведениям - Ирис Ревю Сказка «Про находчивую девочку и щедрое Солнце» и " Сказка о том, как планеты искали самую лучшую".

Комплекс утренней зарядки «Космические мотивы»

Наблюдение за солнцем. Опыт на прогулке " Солнце высушивает предметы".

Дидактические загадки на тему «Космос».

Дидактические игры " Путешествие по Солнечной Системе", «Сложи ракету».

Конструирование из бумаги «Ракета».

Рисование «Звездное небо».

Работа с трафаретом «Космос».

Совместное придумывание сказки «Волшебная звезда».

Знакомство с профессией «космонавт» (рассматривание иллюстраций). Обсуждение «Особенности защиты человека в космосе»

Эксперимент «День, ночь».

Сюжетно-ролевые игры «Космическое путешествие», «Полет на Луну»,

Подвижные игры «Быстрее ветра», «Кто смелее?», " Солнце и планеты".

Пластилинография " Планеты".

Строительная игра «Космодром».

Чтение стихов на тему: «Космос».
Развлечение «На ракете в космос я с друзьями полечу»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«Утреннее настроение» Эдвард Григ

«Наша земля» сл. и муз. Егора и Натальи Лансере

Пение

«Светит солнышко для всех» муз. А.Ермолов, сл.В.Орлов

«Дружат дети всей земли» муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова

Флешмоб

«Мы - дети солнца» муз. Е.Крылатов, сл.Ю.Энтин

Игра «Солнце-Луна»

Дети сидят на корточках свободно по залу. На первую часть музыки (отрывок из Оркестровой сюиты №2 М.Равеля они поднимаются, начинают активно двигаться. На вторую часть музыки (отрывок из альбома «Музыка космоса» А.Рыбникова) дети замирают и плавно присаживаются на корточки.

Распевка «Острова»

1,2 Острова

3,4 Мы приплыли

5,6 Сходим здесь

7,8 Сколько сосен

9, 10 Мы в пути, досчитал до десяти

Игра «Лес шумит - вода течет»

Звучит в записи шум порывистого ветра. Дети поднимают руки вверх, изображают деревья, которые гнуться от ветра в разные стороны. Вторая часть музыки – шум горной реки. Дети собираются, берутся за руки и двигаются змейкой по залу.

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение сказки «Про находчивую девочку и щедрое Солнце» Ирис Ревю, «Сказка о том, как планеты искали самую лучшую»

Рекомендации: рассмотреть с ребенком иллюстрации, видеофильмы, понаблюдать в вечернее или ночное время за звёздным небом.

Экскурсия в планетарий.

Привлечение родителей к распечатке раскрасок на тему «Космос». Предложение сходить с ребенком на экскурсию в омский планетарий.

Конкурс поделок на тему " Космос"

Оформление информационного стенда по лексической теме.

Цифровые образовательные ресурсы

«Сказка про находчивую девочку и щедрое солнце»

Изучаем космос от Земли до Марса. Космические мультики. ;t=9s

Познавательный видеоролик «Наш дом – Солнечная система»