Взаимодействие с родителями

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАИЕ

Наименование

Страницы

Паспорт программы

I.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы

6

II.

Содержательный раздел

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением работы клуба  

7

2.2.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

III.

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

10

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

11

3.3.

Учебный план

12

3.4.

 Объем образовательной нагрузки

12

 

Список литературы

Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

  Программа детско-родительского клуба «Домашнее тепло»

Направленность программы

 Духовно-нравственное развитие личности дошкольников

Составитель программы

Лысакова Светлана Сергеевна

Кулиш Юлия Геннадьевна

Название учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад №32 «Брусничка»

Адрес учреждения

628617, Ханты-Мансийский автономный округ Югра,  город Нижневартовск, улица Пермская, дом 1а         

Целевая группа

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Цель программы

приобщение дошкольников к духовной – нравственной культуре русского народа.

Сроки реализации

1 год

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года;
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. (далее  – программа «Детство»).
  • Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Социокультурные истоки»  И.А.Кузьмин, А.В.Камкина.

Заказчик Программы

Родители (законные представители) воспитанников

Система организации контроля за

исполнением программы

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Светлана Евгеньевна Касаткина

Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»  Инна Владимировна Дементьева

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. В настоящее время мы все чаще говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.

Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: зависимость молодежи от интернета, терроризм, возникновение разного рода конфликтов и т.п. Основы личности человека, духовность закладываются в дошкольном детстве. Детский сад является первым звеном системы непрерывного духовно – нравственного воспитания. Часто мы педагоги, да и родители тоже испытываем огромные трудности, когда сталкиваемся с такими качествами как грубость, невнимание, враждебность которые появляются на экранах телевизоров и на улице. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А. В. Панкратов, З. Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.


  1.  Цель программы:
  • первичное приобщение детей, их родителей, к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;
  • организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
  • формирование социальной активности детей дошкольного возраста и их родителей, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

 Задачи программы:

- первичное освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;

- знакомить с основами духовно-нравственных отечественных традиций и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой родного народа;

- формировать первоначальные представления о нравственных заповедях жизни человека;

- знакомить с традиционными культурными представлениями о красоте, добре и зле, формирование иерархии мотивов сообразно традициям отечественной культуры;

-  ознакомить с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;

- формировать представления о культуросообразном и целесообразном устройстве окружающей предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через элементарную трудовую деятельность, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность;

- развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

- прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).  

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Согласно ст. 44 родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, имея преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а мы - педагоги - выступаем в роли их профессиональных помощников.

Одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество с семьей для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, деятельность педагогов ДОУ направлена на повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развития их индивидуальных способностей.

Не каждая современная семья может предложить своему ребёнку эффективную систему социально - личностного развития готовности к школе. Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики. Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?

Я вижу решение этой проблемы в организации целенаправленной деятельности с родителями в форме родительского клуба, которая представляет собой современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе, позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ,

Основные функции клуба:

- Информационно - образовательная (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей);

- Организационно - коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);

- Социально-терапевтическая (профилактика стрессов, депрессий, поддержка в трудных жизненных ситуациях);

- Воспитательная.

1.3. Планируемые результаты реализации программы.

 

  Предполагаемый результат

Программа   духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников – Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).

Критерии оценки духовно – нравственного развития:

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.

Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

Программа является частью основной образовательной Программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, и рассчитана на один учебный год. Реализация Программы осуществляется во второй половине дня в совместной деятельности. Один раз в неделю.

Целевая аудитория - воспитанники подготовительной к школе группы 6 - 7 лет.

Сроки реализации парциальной образовательной Программы – 1 учебный год, в течение которого применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы дополнительного образования, использовании соответствующих образовательных технологий.

Занятия проводятся со всеми воспитанниками в группе  один раз в неделю, где дети осваивают  Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОУ;

- создание комфортной обстановки;

- нормы нагрузки на ребенка.

Программа дополнительного образования обеспечивает развитие личности по духовно – нравственному воспитанию.

              Духовно – нравственное - воспитание предполагает развитие качеств:

 - становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;

 - патриотизма;

 - толерантности;

 - товарищества;

 - активного отношения к действительности;

 - глубокого уважения к людям.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Недельная образовательная нагрузка ребёнка - не более 1 занятия в неделю.

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, можно прийти к выводу, что недостаточно формировать систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» решает следующие задачи:

  • Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
  • Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.

С этой целью проводятся совместные с родителями занятия по программе «Социокультурные истоки», организуется взаимодействие по книгам для развития.

Таким образом, грамотно сформированная воспитательная среда «Истоков» формирует у детей определенную модель мира, систему социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ защитника Отечества, человека-труженика, мастера своего дела, образ доброго мира и счастливой жизни). Постепенно социальные идеи и образы не просто усваиваются ребёнком на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.           

                            

Виды активных занятий:

1.  Работа в парах;

2.  Работа в четверках;

3.  Работа в микрогруппах;

4.  Работа в ресурсном круге.

Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого воспитанника, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в группе.

Методы и приёмы групповой работы:

  1. Присоединительное слово педагога. Эмоциональный заряд.  
  2. Использование визуального ряда и музыкального сопровождения (подборка репродукций картин отечественных художников-классиков, классической музыки и детских песен по темам).
  3. Разговор-диалог в круге.
  4. Совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др.
  5. Обсуждение выхода из проблемных ситуаций героев литературных произведений из книг для развития  и самих детей.
  6. Чтение детьми стихов, песенок, потешек наизусть по теме  занятия.
  7. Совместные размышления над пословицами и поговорками.
  8. Совместная игра. Игровая ситуация.  Игровое упражнение по теме занятия.
  9. Использование мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных и художественных фильмов.

В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу  для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.

Аспекты активных форм обучения и воспитания

Каждое занятие выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

  1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Социокультурные истоки»
  2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать  и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
  3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.
  4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.

5.  Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что воспитанники получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться в обществе.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением программы

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

1.

Сентябрь

«Любимое имя»

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Оформление страницы альбома «Любимое имя» (кн.1 «Доброе слово» стр. 19)  

2.

Октябрь

«Доброе слово»

Ресурсный круг «Доброе слово»

Оформление страницы альбома «Доброе Слово» (стр.23)

3.

Ноябрь

«Ласковая песня»

Ресурсный круг «Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен (кн.2 «Доброе слово» стр. 24)  

Оформление страницы альбома «Ласковая песня» (кн.2 «Доброе слово» стр. 27)  

4.

Декабрь

«Праздничная песня»

Ресурсный круг «Рождественская елочка»

Оформление страницы альбома «Праздничная песня» («Доброе слово» стр.31, часть четвертая)

5.

Январь

«Любимый образ»

Ресурсный круг «Мамочка моя»

Оформление страницы альбома «Солнышко для мамы» («Добрый мир» ч.1 стр.15)

6.

Февраль

«Образ света»

Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке («Добрый мир» ч.2 стр.16,18)

Оформление страницы альбома «Образ света» («Добрый мир» ч.2 стр.19)

7.

Март

«Добрый мир»

Ресурсный круг «Добрый мир»

Оформление страницы альбома «Добрый мир» (книга 2 «Добрый мир» часть 3стр.23) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

8.

Апрель

«Добрая книга»

Ресурсный круг «Добрая книга»

Оформление страницы альбома «Добрая книга» (кн.2 «Добрый мир» ч.3 стр.15)

9.

Май

«Любимая книга»

Ресурсный круг «Моя любимая книга».

Оформление страницы альбома «Любимая книга моего ребенка (стр.23)  

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

№ п/п

Дата

Тема

Содержание  

Сентябрь

«Дружная семья»

 

 Ресурсный круг «Дружная семья» (книга 1 «Дружная семья» стр.12-13);

Оформление альбома «Наша дружная семья» (стр.20).

Октябрь

«Домашнее тепло»

 Ресурсный круг «Добрая забота» (кн.3 «Добрая забота» стр.13).

«Истоковедение», том 5, стр.171-173.

Ноябрь

«Дороги добра»

Ресурсный круг «Домашнее  тепло» работа в парах «Дороги добра»   (кн.2 «В добрый путь» стр.13-14); («Истоковедение» том 5, стр.167-168);

Оформление страницы альбома «Дороги добра» (книга 2 «В добрый путь» стр.11).

 Сказочный  лес»

Ресурсный круг «Сказочный лес» (кн.2 «В добрый путь» стр.26-27);

Оформление страницы альбома «Сказочный лес» (кн.2 «В добрый путь» стр.22).

Январь

«Добрая забота» 

Ресурсный круг. «Добрая забота»  (кн.3 «Добрая забота» стр.13-14).«Истоковедение», том 5, стр.171-173.

Оформление страницы альбома стр.25

Февраль

«Добрая забота»

Ресурсный круг «Зачем детей нужно учить добру?» на основе рассказа К.Ушинского «На что тебе?» (кн.3 «Добрая забота» стр.26);

Оформление страницы альбома «Праведный  труд»

(кн.3 «Добрая забота» стр.27).

Март

«Любимая  сказка»

Ресурсный круг «Моя любимая сказка»,(кн.4 «Благодарное слово» стр11);«Истоковедение», том 5, стр.174 – 175;

Оформление страницы альбома «Любимая сказка»

(кн.4 «Благодарное слово» стр11);

Апрель

«Благодарное слово»

Ресурсный круг  « Благодарное слово»  (кн.4 «Благодарное слово» стр21);

Оформление страницы альбома «Благодарное слово»

(кн.4 «Благодарное слово» стр21).

Май

«Благодарное слово»

Ресурсный круг «Доброе слово березке» («Истоковедение», том 5, стр.176 – 177);

Оформление страницы альбома «Светлый праздник»

(кн.4 «Благодарное слово» стр31).

Подготовительный дошкольный возраст  от 6 лет до прекращения образовательных отношений

№ п/п

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

«Сказочное слово»

Ресурсный круг «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» (стр.30-31 кн.1 «Сказочное слово»).

Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка» (стр.29 кн.1 «Сказочное слово»)

Октябрь

«Доброе слово»

Ресурсный круг «Напутственное слово» (стр.18) Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная» (стр.15). предлагается выполнить детям дома вместе с родителями или на занятии ИЗО

Ноябрь

«Жизненный путь»

Ресурсный круг. «Жизненный путь».

Оформление страницы альбома «Кем хочу стать?» (стр.35)

Декабрь

«Светлый образ»

Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского»

Оформление страницы альбома «О преподобном Сергии Радонежском» (стр.14)

Январь

«Чудотворный образ»

Ресурсный круг «Светлый образ» (стр. 26-27 Книга 3 «Светлый образ» часть 2)

Февраль

«Мастера и рукодельницы»

Ресурсный круг «Мастера и Рукодельницы» (стр. 17-18 книга 4 «Мастера и рукодельницы» часть 1).

Оформление страницы альбома «Русские узоры» (стр.15 книга 4 «Мастера и рукодельницы» часть 1)  

Март

«Старание и терпение»

Ресурсный круг «Старание и терпение» стр.34-35 кн.4 «Мастера и рукодельницы» ч.1 )

Творческое задание «Иллюстрация к сказке» (стр.33 книга 4 «Мастера и рукодельницы» часть 1) выполняется детьми дома или на занятии по ИЗО

Апрель

«Семейные

традиции»

Ресурсный круг   «Семейные традиции» ч.1., сказа П.П. Бажова «Живинка в деле») (стр.6-11 кн.4 «Мастера и рукодельницы» часть 1 ),

Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» (стр. 15 кн.4 «Мастера и рукодельницы» ч.1)

Май

«Любимая книга»

Организация выставки  «Книга –праздник души» (серия книг для развития  детей 3-7 лет)

Ресурсный круг «Любимая книга»

Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» (стр15 кн.4 «Мастера и рукодельницы» ч.1)

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

  • Интерактивное оборудование
  • Документ-камера
  • Принтер
  • Компьютер
  • Тетради в крупную клетку
  • Бумага
  • Ручки, карандаши
  • Интерактивные игры и т.п.

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

  1. Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
  2. Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
  3. Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
  4. Сказочное слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 16 с.
  5. Сказочное слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 32 с.
  6. Напутственное слово. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 36 с.
  7. Светлый образ. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 28 с.
  8. Мастера и рукодельницы. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 36 с.
  9. Семейные традиции. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет).  Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 56 с.

  1. План по реализации Программы

 Программа детско-родительского клуба рассчитана  на 1 год. Численность родителей и детей на заседаниях клуба до 20  человек. Программа предполагает проведение девяти  заседаний в год во вторую половину дня в помещении МАДОУ. Продолжительность: 30-40 минут.  В конце учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления объема  полученных знаний. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями (законными представителями) может принести реальную пользу в деле воспитания и развития детей.

Список литературы:

  1. И.А.Кузьмин, Камкин программа «Социокультурные истоки» - М.: Просвещение, 2015.
  2. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.
  3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2015.
  4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  7. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  8.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982 г.
  9. Интернет-ресурсы

 

Протокол № _______

заседания /мероприятия детско-родительского клуба «Домашнее тепло»

от «_____» ________________ 20__ года

Присутствовали:  __________ человек

Повестка дня:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По вопросам повестки дня выступили:  

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По вопросам повестки дня решили:

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги голосования:  «За» -___ человек,  «Против» -___ человек,  «Воздержались» -___ человек.

Председатель клуба «_______________________________________»,  _____________________        

Ознакомлены:

Приложение № 1

к протоколу №____

от ____. ____. 201__ года

Регистрация участников

заседания / мероприятия детско-родительского клуба «Домашнее тепло»

родителей воспитанников ____________________________________ группы

п/п

Ф.И.О.  участников:

Социальный статус участников:

- воспитанники группы

- родители

- сотрудники

- приглашенные (независимые эксперты)

Подпись

Приложение № 2

к протоколу №____

от ____. ____. 201__ года

Отзыв

заседания / мероприятия детско-родительского клуба «Домашнее тепло»

родителей воспитанников ___________________________ группы

по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 3

к протоколу №____

от ____. ____. 201__ года

Фото-отчёт

заседания / мероприятия детско-родительского клуба «Домашнее тепло»

родителей воспитанников ___________________________ группы

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»



Предварительный просмотр:

Как сделать оберег «Зерновушку»

Обереговые куклы существуют с давних времен. Их очень много и все они разнообразны. Так куколка зерновушка является прекрасным оберегом для дома. Она дарует благосостояние его хозяевам. И мы в этом мастер-классе сделаем такую куколку своими руками.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/12-12.jpg

Для изготовления куколки нам понадобятся:

  • Ткань двух цветов;
  • Кружево или шитье;
  • Иголка;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Атласная лента;
  • Пряжа;
  • Крупа;
  • Синтепон;
  • Карандаш.

Для обережных кукол лучше выбирать ткани натуральные. Всего нам нужно два вида: один для головы, то есть телесного или белого цвета и один вид для платья, то есть цветного с рисунком. Лучше взять мелкий рисунок для такой куколки.

Сначала мы сошьем зерновушке платьице. Для этого возьмем цветную ткань и вырежем из нее круг. Его диаметр должен равняться шестнадцати с половиной сантиметрам.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/1-11.jpg

Теперь берем иголку и нитку и начинаем делать стежки по кругу. Нам нужно «собрать» деталь, чтобы потом ее можно было наполнить.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/2-11.jpg

После того, как мы пройдемся по всему кругу иголкой с ниткой, немножечко стягиваем и наполняем деталь крупой. Крупу для этого можно взять любую: гречку, рис, перловку и так далее. Наполнять нужно довольно плотно.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/3-11.jpg

И стягиваем теперь платьице так, чтобы отверстия не было. Делаем еще пару стежков и завязываем узелок. Нитку можно оборвать.

Одна деталь для куколки зерновушки у нас уже готова.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/4-11.jpg

Теперь возьмем ткань для головы.

И из нее нам также нужно будет вырезать круг. Его диаметр должен равняться восьми сантиметрам.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/5-11.jpg

Точно так же проходимся иголкой с ниткой по кругу. Присобираем деталь. Но ее мы будем наполнять синтепоном или ватой. Здесь крупа не подойдет, т.к. лицо должно быть ровным и гладким.

Стягиваем все. И завязываем узелок.

Голова для зерновушки тоже готова.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/6-11.jpghttp://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/7-11.jpg

Теперь мы аккуратно пришиваем голову к платью.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/8-11.jpg

И переходим к волосам. Их сделаем из пряжи. Можно взять любой цвет. Просто наматываем ее на стакан и снимаем.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/9-10.jpg

Пришиваем к голове посередине эту пряжу.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/10-11.jpg

Теперь мы сделаем для куколки воротничок. Его можно сделать из кружева или шитья. Отрезаем небольшой кусочек и тоже присобираем. Немножечко сосбориваем.

http://lady-master.ru/wp-content/uploads/2016/03/11-11.jpg

И пришиваем воротничок к платью.

Делаем куколке хвостики. Сначала завязываем их ниткой, а затем можно привязать атласную ленту. Она будет смотреться как бантики.

Рисуем куколке глазки черным лаком для ногтей или черной акриловой краской.

Вот такая куколка зерновушка получается!

кукла зерновушка своими руками, фото



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

родительского клуба

                  «Домашнее тепло» за период сентябрь 2020 – май 2021 г.

Воспитатели:                                            Лысакова С.С..,Кулиш Ю.Г.           

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

С сентября месяца совместно с   большая работа по духовно-нравственному воспитанию

- Совместное с родителями участие в праздниках: День победы, День защитников Отечества, ярмарки, Международный женский день.

- С целью расширения представления о семье,  семейных традициях, родственных связях были проведены занятия «Моя семья» (дети с родителями готовили рисунки и рассказывали о семейных традициях, «Мое имя».

- С целью воспитания любви к своей родине проводилось открытое занятие «Мой дом – Россия», дети ознакомились с символикой, столицей, природой, национальностями.

- Проведено открытое занятие «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном»», на котором  дети познакомились с предметами быта, народными традициями, обычаями гостеприимства

- Проведено мероприятие «Путешествие в древнюю Русь», где знакомились с жилищем наших предков, давались представление  о предметах быта, их назначении. Знакомились с национальными костюмами ближнего зарубежья.

-   На совместных встречах говорили о правилах здорового образа жизни, проводили этические беседы, читали литературных произведения, обыгрывали мини сценки о добре и зле.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий совместного с родителями развлечение для детей  дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Воспитатель: Лысакова С.С.

Сл. 1 Ход занятия: Стук в дверь. Входит Машенька?

Машенька: (грустная) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Машенька: Меня зовут Машенька. Я пришла к вам из волшебной страны Сказок. Много я путешествовала и потерялась, вы поможете мне найти дорогу домой?

Восп.: Ребята, вы согласны помочь Машеньке? И вы готовы преодолевать трудности, которые могут нас ожидать в пути? А вы любите сказки? (Ответы детей). Тогда, друзья, мы отправляемся с вами в путешествие по сказкам. Но сначала мы проведем разминку, поиграем.

Пальчиковая игра: «Любимые сказки»

Будем пальчики считать 1,2,3,4,5, будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку, нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем, репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!        

Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»

Ведущий : Вот мы и готовы отправится в чудесное путешествие. Но нам всем вместе  нужно произнести волшебные слова, без них в страну сказок не попадем: «Крибли, крабле, бумс»  

Сл.2 (на экране появляется картинка и сказочная музыка).

В какую же сказку мы попали? Я вам загадаю читать загадку, и вы поймете, про какую сказку я вам говорю.

.

 З 1Был у деда он, у бабы, стало скучно на окне

Покатил через ухабы, в лес дремучий вдалеке.

Сл.3 Ответ детей: Колобок

Ведущий : Ребята, а у меня есть сказочный колобок. Вставайте в круг и будем передавать друг другу колобок.

Игра «Передай колобок». Дети передают колобок под музыку по кругу и говорят ему приятные слова.

Машенька: Нет, это  не моя сказка!

 Восп.: Следующая загадка – сказка:

  З. 2 В этой сказке кошка, внучка, мышь и есть собачка Жучка, Дружно деду с бабой помогали, еле-еле из земли ее достали. Ребята что это за сказка?

Сл.4 (Репка) Правильно, ребята! Какие вы все молодцы! Все сказки знаете!

Вставайте в круг  и мы поиграем.

 Хороводная игра «Ай да репка хороша..»

Репка репонька  расти крепонька

Не мала не велика, до мышиного  хвоста

Машенька: Нет,  и это не моя сказка!

Вед: Все сказки вы знаете, все они вам знакомы. Но вот эту сказку - сейчас точно не

отгадаете!?

З.3 Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.  (Теремок)

Сл. 5.

Восп.: Я приготовила вам еще одну игру, которая называется «Теремок»! Приглашаю Вас поиграть! или Ребята, давайте вспомним героев сказки «Теремок». У меня есть волшебная палочка, с помощью нее я превращаю вас в герое сказки. Кто первый пришел? (мышка). Кто потом пришел к теремку? (лягушка) и т.п.

 Игра-имитация «Герои сказки» (мышки, лягушки, зайцы, лисички, волки, медведи)

Умнички! И с этой загадкой справились!

Давайте поиграем  в игру «Угадайте героя по реплике»

В ней будут участвовать 2 команды: «Колобок» и команда «Репка».

 На все вопросы нужно отвечать быстро.  Итак, начинаем.

Команде «Репка»   - «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»   - «… я от дедушки ушел…»  (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»   - «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»   «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»   - «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»   - «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»   - «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»   - «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

И нам надо отправляться дальше, для этого немножко разомнемся.

Дискотека Кукутики

З.4 Приступаем к следующей загадке.

 «Нам не страшен серый волк,

Серый волк — зубами щелк»

Эту песню пели звонко

Сл.6. Три веселых … . (Поросенка).

Музыкальная игра  «Три поросенка»

Воспитатель: Ребята, вы устали слушайте  внимательно последнюю загадку.

 З.4 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Сл.7

 

Воспитатель: Ребята, давайте поиграть в  игру с движениями.

Игра «Три медведя»

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются)

А малыш малютка просто. (Приседают)

Очень маленький он был, с погремушками ходил. (Изображают игру погремушками)

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил. (Изображают игру погремушками)

Машенька: А вот это – моя сказка

Воспитатель: Как здорово Машенька, что мы нашли твою сказку, но давай вместе с ребятами  подумаем и поговорим , почему ты заблудились.

Машенька: Я была непослушной.

Воспитатель: Давайте друзья поговорим о таком важном качестве ребенка как послушание.

 - Что такое послушание? ( Ответы детей)

  -Почему родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались.?( Ответы детей

 Воспитатель:   Слово «послушание» происходит от слов слушать, слышать. Послушный (слушающий, слышащий есть тот, кто исполняет то, о чём ему говорят, что от него требуют. Послушным детям не надо много раз повторять одно и тоже. Они с радостью повинуются родителям, потому что любят их. Но есть дети, которым нужно много раз повторять: «Будьте послушными»  . А от непослушания бывают огорчения, слёзы, боль, разочарование, наказание. Мама с папой огорчаются .

Конкурс музыкальный. Ну а теперь я хочу узнать все ли вы песни из сказок знаете?

Включается подборка песен .

Воспитатель.  - Вам понравилось путешествовать?  

 - А что вам понравилось больше всего?

- А в  какой стране вы побывали? («Страна сказок»)

- какие сказки мы  посетили?

 Машенька – Спасибо  вам ребята, вы помогали  мне ,  вернуться  в свою сказку.

 

 

 



Предварительный просмотр:

      Открытое занятие. Ресурсный круг с родителями «Куклы из бабушкиного сундучка» по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет на основе книги 5 «Семейные традиции».

                                                                                                      Воспитатель: Лысакова С.С.

       

C:\Users\hp\Desktop\VP91QIMHcc4.jpg

 

Задачи

1.Продолжать освоение социокультурной категории «Семейные традиции»;

2.Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций;                                                

3.Приобщить детей и родителей к народной культуре и формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;

4.Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому.

Предварительная работа.

  • Домашнее чтение О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
  • Провести с родителями и детьми мастер - класс «Кукла Зерновушка своими руками» (Приложение 1)
  • Мультимедийный просмотр «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)

Материалы к занятию:

2. Образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок (если нет мультимедийного оборудования).

3. Мультимедийное оборудование, презентация «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)

4.На отдельных карточках напечатаны ключевые слова: «Родительское благословление», «Трудолюбие и старание», «Имянаречение», «Сохранение семейных реликвий», «Гостеприимство», «Продолжение дела», «Милосердие».

5. Простой карандаш (все по количеству присутствующих)

6.Куклы Зерновушки, сделанные совместно с родителями и детьми; ленточки для кукол  (по количеству детей)

Ход занятия:

1.Присоединение к теме ( воспитатель и дети и родители  сидят в круге)

       Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим эти книги на полке, с которыми вы вместе росли, становились добрее и мудрее. Каждая из них вас знакомила с обычаями, традициями, творчеством нашего народа. В руках у меня книга  «Семейные традиции» и вы, догадались, что сегодня мы поговорим о традициях, которые передавались из поколения в поколение в семьях. Прекрасные традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушание и заботы о старших, традиции благодарения и милосердия всегда были присущи нашему русскому народу. Книга «Семейные традиции» раскрывает нам некоторые из них. К этому занятию мы с вами прочитали  замечательные произведения: О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Давайте вспомним о чем говорится в них и поразмышляем над важностью семейных традиций.

     -   Имянаречение детей связано с какой традицией? (смотрели в православный календарь и при крещении ребенка выбирали имя святого, который будет ему заступником и защитником на всю жизнь).

     - Назовите день своих именин и расскажите, как празднуются именины в вашей семье? (ответы детей)

     - О каких традициях говорится в сказе И.П.Бажова «Живинка в деле»?   (традиция передачи дела)

     - Какие традиции празднования Благовещения были раньше? (готовили праздничные постные блюда с рыбой, грибами, овощами)

     - Расскажите о традициях ваших семейных праздников (ответы детей).

    Вы хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем в игру. в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.

   Физминутка : игра «Баба и пирожок»

Баба шла, шла, шла       (Дети выполняют движения по тексту)

Пирожок нашла.

Села, поела

И опять пошла.

Стала баба на носок,

А потом на пятку.

Стала русского плясать,

А потом в присядку

2.Основной этап.

  Воспитатель. Мы с вами поговорили о некоторых семейных традициях, поиграли в старинную русскую игру.

     

  Вариант 1. (При наличии мультимедийного оборудования, воспитатель показывает слайды и рассказывает про кукол – оберегов (Приложение 2 слайды  1 – 17))

    Воспитатель. А теперь я хочу  познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов и их роли в жизни человека, семьи, рода (Просмотр слайдов)

  Вариант 2.  

    Воспитатель: А теперь я хочу  познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов, и их роли в жизни человека, семьи, рода .

        С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки. Ведь женщина - это мать. Мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага.  Большинство кукол на Руси были оберегами. Считалось, что куклы - обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Кукла была  берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня – от слова «беречь», «оберег».                                

   Воспитатель. Сейчас известно около   90 видов кукол оберегов  и  пришла пора   познакомиться с некоторыми из них, а наши девочки мне помогут. А пока они готовятся, давайте поиграем.                                                                                                                                    Игра «Заря» .                                                                                                                                                Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря -ходит сзади с лентой и говорит:                                                                                                                                                         «Заря-зареница, красная девица,                                                                                                                   По полю ходила, ключи обронила,                                                                                                                Ключи золотые, ленты голубые,                                                                                                                                    Кольца обвитые-за водой пошла!»

     С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй  

 (Появляется сундучок с куклами и девочки с лентами на голове садятся около него). 

  Воспитатель.                                                                                                                                  Собрались как-то девчушки                                                                                                                     Озорные хохотушки,                                                                                                                                         Посидеть и поболтать                                                                                                                                                В куклы вместе поиграть…                                                                                                                        Вдруг глядят - сундук стоит!                                                                                                                             Что же он в себе таит?                                                                                                                                   Не простые в нем игрушки!                                                                                                                      Обереги - наши куклы!                                                                                                                                    Чтобы их узнать поближе -                                                                                                                             Надо всем нам сесть потише  …                                                                                                                                 И прислушаться к девчушкам                                                                                                             Развеселым хохотушкам! (педагог открывает сундучок и достает поочередно кукол)                  

Девочка 1                                                                                                                                                             Эта кукла - не простая,                                                                                                                                        Про нее я много знаю                                                                                                                               Кубышка - Травница здоровье бережет,                                                                                                                       Защита-утешение от нее идет!                                                                                                       Наполнена душистою, целебною травой,                                                                                                          Несет она здоровье, несет она покой                                                                                           Девочка 2                                                                                                                                     Куколка Счастья – с длинной косой                                                                                                                   Счастье, здоровье несет нам с тобой!                                                                                                                        К солнышку ручки она протянула                                                                                                                              Успех и удачу к нам притянула!                                                                                                            Девочка 3                                                                                                                                               Кукла-Колокольчик – для добрых   вестей                                                                                                            Приносит в дом радость и море затей!                                                                                                                  У куклы три юбки, конечно, для счастья!                                                                                                                        Чтоб нас обходили любые напасти!                                                                                                    Девочка 4                                                                                                                                                                 Кукла - Куватка была первой, которую видел малыш                                                                                                Она оберегала его от зла и от бед

Воспитатель:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Воспитатель.  Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего  владельца, его дом. Оберег приносит  любовь и счастье, достаток в семью.

 И сегодня мы познакомимся и поговорим подробнее о таком обереге - кукле Зерновушке  или Крупенничке.

Девочка 5  

Она тоже не случайна

В ней большая скрыта тайна

Куклу Зерновушку

Отборным  зерном наполняют

И в красный угол ее сажают

В новом году богатый урожай ожидают

Воспитатель: (слайд 15-17Приложеие 2) Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов. Этот оберег еще называли Крупеничкой  или Зерновкой. Кукла делалась на богатство, достаток и благополучие в семье. Она изготавливалась из мешочка, наполненного отборным зерном. Вид зерен предполагал особое значение для оберега  - например:        

 Греча – символ здоровья. Особенно рекомендуется для наполнения оберегов тем, кто страдает от непонятных и частых болезней.                                                                                    Пшеница – королева зерновых. Это и символ богатства, и дух плодородия.                                Рожь – единство и мир в семье. Рожь убирает разногласия и усмиряет ссоры.

 Куколку , как вы убедились легко смастерить своими руками и использовать для украшения дома. А также как подарок друзьям и близким  в  любой праздник.

 

3.Заключительный этап.

Задание 1(воспитатель задает вопросы детям)

- Почему кукол называют оберегами,  берегинями (от слова «беречь», «оберегать»)

- Что общего у всех кукол-оберегов? (отсутствие лица)

- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина - это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).

Работа в паре «Семейные традиции»

Задание 2. Детям предлагается внимательно прочитать ключевые слова,  выслушать друг друга,  прийти к совместному решению и подчеркнуть традиции нашего  народа.

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ И СТАРАНИЕ

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ

ГОСТЕПРИИМСТВО

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЛА

МИЛОСЕРДИЕ

Обсуждение в группе. Экспертная оценка.

Одна из пар представляет результаты совместной оценки. Заслушивается мнение других пар детей. Педагог высказывает свое экспертное мнение .

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о важности соблюдения семейных традиций. Я желаю вам, чтоб в ваших семьях соблюдались старые и появлялись новые замечательные  традиции. А  теперь мысленно пожелайте своим близким благополучия и  повяжите ленточки на своих куколок Зерновушек. И пусть она станет добрым талисманом для вашей семьи, и  быть может началом новой  семейной традиции.  

C:\Users\hp\Desktop\Занятие на конкурс\DSCN2445.JPG

Используемый материал:

1.Книга 5 для развития детей 6 – 7 лет под общей редакцией профессора РАЕН. И.А.Кузьмина «Семейные традиции»

2.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

3.Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.                         -4.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.                                                                                           5.Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.                                                           6.Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.                                                                                                                          7.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz .                                                 8.Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.                       9.http://grimuar.ru/zashita/kukly/kubyishka-travnitsa.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска детский сад No32 «Брусничка»

Формы и методы работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников.

     Формы и методы работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

 В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:

Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Анкетирование «Семейные традиции»
  • Консультации в родительских уголках
  • Родительские собрания- в форме круглого стола; педагогической гостиной или музыкальных тренингов
  • Совместная деятельность детей и родителей:
  • Оформление рисунков «Мой любимый  город»
  • изготовление макетов с родителями
  • Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая  помощь родителей)
  • Совместные занятия родителей и детей;
  • Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
  • Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы - читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная  семья»
  • Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
  • Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости»«Чаепитие в русских традициях»

 «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты:  «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».

Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».

           

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Примерные темы маршрута выходного дня:

  1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :
  • «Памятные места героического прошлого города»
  • «Исторические достопримечательности        города»
  • «Любимый уголок»
  • «Гордись своим именем улица»
  • «Улицы города» - обзорные экскурсии        по улицам района,

познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

  1. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В.Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:

  • рост образования родителей;
  • повышение материального достатка молодых        семей;
  • мобильность современных родителей;
  • повышение коэффициента детско-родительского общения;
  • доступность информации и др.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования        информационно-коммуникационных        технологий

в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.)

Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной  презентации позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.                                               С 1 сентября 2019 года регион дал старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет соблюсти преемственную линию, ориентированную на выстраивание:

  • новых форм сотрудничества семьи и детского сада;
  • системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.

  Первая часть культурного дневника – это красочный альбом-путеводитель с рассказами о достопримечательностях Саратовской области.

 Вторая часть культурного дневника – это «Беседы с родителями»

Книга «Беседы с родителями» предназначена специально для родителей. «Беседы» представляют собой навигатор, позволяющий взрослым ориентироваться в пособии для детей, грамотно выстроить разговор с ребёнком, организовать совместную деятельность, обеспечить дружественную атмосферу в семье, создать традиции, которые ведут к сплочению семьи, создать условия для развития творческих способностей дошколят в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.

 

Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей.