Мои публикации
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 55»
г. Красноярск, 660122, ул. Павлова, 70, тел. 235-50-13, e-mail:
Конкурс: «Лучший педагогический проект» среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций г. Красноярска.
Номинация: «Лучший образовательный проект».
Название проекта: «Ты и я – мы друзья!».
- Контактная информация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 55» дошкольное структурное подразделение «Территория детства», тел. 235 – 50 – 39, e-mail: . Авторский коллектив: учитель – дефектолог Марусич Н.А., учитель – дефектолог Шульмина М.С., учитель – логопед Шашкова Л.В., педагог – психолог Иванова О.В.
Срок выполнения проекта: 2019 – 2020 учебный год
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность
В связи с тем, что в городе Красноярске в сентябре 2019 года впервые были открыты группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР), актуальными для нашего педагогического коллектива стали вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с учетом психологических особенностей и образовательных потребностей детей, посещающих данную группу в нашем образовательном учреждении.
В группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР поступили дошкольники 5 - 7 лет, посещавшие другие детские сады или находившиеся на домашнем воспитании. Так как ребята посещали другие сформировавшиеся детские коллективы и ранее были незнакомы друг с другом, то для каждого из них настал период адаптации к новым условиям: узнать новых сверстников и педагогов, познакомиться с укладом жизни группы. В данной ситуации основная задача — создать условия для организации общения детей с ЗПР в спокойной и дружеской обстановке, для усвоения уклада жизни, принятого в обществе, что особенно важно для ребят, впервые пришедших в детский сад. Конечно, в это время детям очень нужна помощь и поддержка педагогов сопровождения образовательного процесса: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
По результатам педагогического наблюдения за детьми, а также по итогам психолого – педагогической диагностики, можно говорить о ряде особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: ребятам сложно играть в совместные игры: они не могут удержать правило игры, забывают или путают игровые действия. Дети с ЗПР еще не владеют начальными навыками регуляции поведения, такими как слушать собеседника, ждать своей очереди, действовать по словесной или наглядной инструкции. Наша педагогическая практика показывает, что детям, имеющим задержку психического развития сложно узнавать и различать свои эмоциональные состояния и настроения окружающих, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией, вступать во взаимодействие с другими, договариваться и разрешать конфликты.
В связи с выявленными особенностями детей перед специалистами сопровождения встали вопросы о том, какие методы и приемы работы, формы организации детей будут содействовать формированию коммуникативных навыков и регуляции поведения у дошкольников с ЗПР. По нашему мнению, использование социоигровых подходов позволит комплексно развивать основные социально значимые навыки и психологические функции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель проекта – реализовать комплекс коррекционно – развивающих игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи проекта:
- Изучить теоретический материал по вопросам использования социоигровых подходов в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
- Отобрать, систематизировать и адаптировать материал с учетом особенностей данной группы детей.
- Привлечь к реализации проекта педагогов сопровождения.
- Способствовать развитию коммуникативных и регуляторных навыков каждого ребёнка посредством использования социоигровых подходов.
Ожидаемый результат:
- Реализован комплекс коррекционно – развивающих социоигровых занятий с детьми.
- Наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков и начальных навыков регуляции у детей с ЗПР в ходе совместной деятельности.
- Создана система взаимодействия специалистов сопровождения при реализации коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Субъективно новым моментом для специалистов сопровождения стала деятельность по планированию задач и содержания коррекционно – развивающей работы с учетом особенностей детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Нами была разработана примерная таблица постановки задач работы с учетом особенностей детей:
Особенность детей группы | Задача коррекционной работы | Примерное содержание игры или игрового задания |
Неустойчивое внимание, высокая отвлекаемость | Содействовать развитию произвольного внимания (зрительного, слухового, тактильного) | «Волшебный мешочек», «Разведчики», «Найди и назови», «Проследи глазами» и др. |
Преобладание возбуждения над торможением, повышенная двигательная активность. | Формировать начальные навыки контроля за своими движениями. Обучение навыкам релаксации. | «Море волнуется», «Замри!», «Совушка», «Волшебный сон», «Воздушные шарики». |
Слабый интерес к сверстнику как к объекту общения, несформированность начальных навыков общения. | Стимулирование интереса к совместной игре, общению со взрослыми и сверстниками. Формирование навыков общения с детьми и взрослыми. | «Передай улыбку», «Мяч по кругу», «Наши имена», «Ветер дует на тех, кто…». |
Низкий уровень сформированности игровых навыков: неумение принять и удерживать роль в игре, трудности принятия и соблюдения правил. | Целенаправленное формирование навыков регуляции поведения. | Игры с правилами (настольные, дидактические, подвижные, малой подвижности). |
Социоигровая педагогика это - педагогическая технология, позволяющая соединить движение, вариативность и работу в малых группах. Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
- дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
- у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
- дети овладеют начальными навыками регуляции поведения, смогут контролировать свои движения в игре.
В рамках реализации комплекса коррекционно – развивающих социоигровых занятий с детьми нами была выработана последовательность событий в жизни группы:
- Интегрированное социоигровое занятие с группой детей. Проводят занятие педагог – психолог и учитель – дефектолог или учитель – логопед (в зависимости от задач коррекционно – развивающей работы). В содержании занятия отражена тема комплексно – тематического планирования. Воспитатель группы наблюдает занятие, может принять участие в нем.
- В течение недели игры и игровые задания закрепляются специалистами сопровождения в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Воспитатели в течение недели организуют физминутки, динамические паузы, подгрупповую игру детей с элементами игровых заданий, которые были включены в интегрированное занятие.
- Дети самостоятельно играют в понравившиеся игры, творчески изменяют их в соответствии со своими игровыми интересами. Дети могут самостоятельно объединятся в пары или малые группы для игры и выполнения творческих дел.
Интеграция деятельности специалистов при использовании соцоигровых подходов с детьми ЗПР может быть отражена в таблице:
Название игры | Учитель - дефектолог | Учитель - логопед | Педагог - психолог |
«Рука к руке, голова к голове…» (дети в парах выполняют инструкцию ведущего – встать так, как он просит). | Закрепление знаний о частях лица и тела человека. Закрепление умения различать правую и левую сторону. | Закрепление и активизация в речи слов, обозначающих части лица и тела. | Закрепление умения слушать инструкцию. Развитие навыка общения со сверстником в ходе игры малой подвижности. |
«Передай улыбку соседу» (ведущий просит ребенка улыбнуться соседу справа и сказать: «Здравствуй, я дарю тебе свою улыбку»). | Закрепление умения ждать своей очереди, говорить фразы с опорой на речевой образец, обращаясь к конкретному ребенку. | Закрепление в речи форм вежливого приветствия. | Воспитание положительного отношения к сверстникам, формирование навыков социально приемлемого взаимодействия. |
«Волшебный мешочек» (ведущий просит ощупать предмет, которые лежит в мешочке и назвать его, потом достать и проверить, верно ли распознан предмет). | Развитие тактильного внимания, контроля за последовательностью своих действий (сначала назвать, что в мешочке, а только потом достать этот предмет). | Закрепление в речи названий (геометрических фигур, животных, овощей и др.). | Стимулирование познавательного интереса, создание ситуаций успеха для повышения уверенности в себе у детей. |
Описание ресурсов при реализации проекта: в образовательном учреждении созданы условия для реализации психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Работают педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог. Имеются кабинеты специалистов, которые оборудованы всем необходимым для организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ | Название этапа | Содержание работы | Пополнение и изменение предметно – пространственной среды группы | Формы организации совместной деятельности детей и взрослого |
1 | Начальный. | Педагоги изучают и систематизируют теоретический и практический материал по вопросам использования социоигровых подходов в работе с детьми с ЗПР. Организуют комплексное диагностическое обследование детей и педагогическое наблюдение за дошкольниками в ходе свободной и организованной деятельности. | Взрослые пополняют пространство группы предметами и игрушками многофункционального использования: мячи, веревочки, палочки, платки, клубочек и др. | Взрослые участвуют в режимных моментах и в свободной игре детей, организуют проблемные ситуации во время занятий и свободного общения с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. |
2 | Совместная работа специалистов сопровождения по реализации комплекса социоигровых занятий. | Здесь педагоги используют социоигры для реализации воспитательных и образовательных задач по направлениям развития дошкольника. В ходе игры педагоги содействуют развитию коммуникативных навыков детей и сплочению детского коллектива во время игр в парах, малых группах. | Пополнение центров самостоятельной сюжетно – ролевой игры; центра театрализованной деятельности. Настольные и дидактические игры. Серия тематических сюжетных картинок «Я и другие». Подборка произведений детской художественной литературы. | Здесь взрослые организуют различные формы совместной деятельности (в парах, в малых подгруппах, мальчик – девочка, фронтально). |
3 | Заключительный этап. Анализ результатов, подведение итогов работы. | Здесь педагоги подводят итоги работы по реализации комплекса коррекционно – развивающих социоигровых занятий с детьми. Обобщают педагогический опыт деятельности школы для родителей. Анализируют достигнутые результаты и возникшие трудности. | Обобщение и описание и результатов работы. Составление картотеки тематических социоигр для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработка рекомендаций по реализации комплекса игровых интегрированных занятий. |
Примеры игр и игровых заданий.
«Нетрадиционное приветствие».
Цель: стимулирование интереса к общению со сверстниками, создание положительного настроя у детей.
Методика проведения: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.
Инструкция педагога: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям), плечами, коленями, лбами».
Дидактическая игра «Игрушка».
Содержание: Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки - дается любая, которую он может представать как самую любимую. Как только владелец игрушки отдает ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.
«Слушай музыку».
Цель: развитие активного слухового внимания.
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.
Описание задания. Ведущий: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, можно бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, нужно остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».
«Бубен, колокольчик, дудочка».
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.
«Волшебные очки».
Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).
|
|
|
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результатов реализации проекта проводилась посредством педагогического наблюдения за взаимодействием детей в группе, опроса воспитателей и родителей. На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику в развитии коммуникативных навыков и навыков регуляции деятельности у детей с задержкой психического развития. Ребята стали проявлять интерес и положительное отношение к другим людям, начали активно использовать речь как средство общения. Дети смогли научиться договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга.
Реализован комплекс коррекционно – развивающих социоигровых занятий с детьми. Создана система взаимодействия специалистов сопровождения при реализации коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Трансляция полученного педагогического опыта в коллективе образовательного учреждения, в сети интернет. Новизна опыта заключается в подборе и систематизации практического материала, который может быть использован в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Негативные последствия | Способы коррекции |
Нежелание детей участвовать в совместной деятельности. | Подбор интересного материала, и игровых заданий. Возможность предоставления отдельным детям роли наблюдателя, постепенное вовлечение ребенка в игру. |
Стремление некоторых детей принимать на себя ведущую роль в ущерб интересам других. | Соблюдение договоренностей о смене ролей, введение правил в совместную игру. Включение индивидуальных и творческих заданий, где каждый может проявить себя. |
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА.
Бюджет проекта не предусмотрен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ
