Проект "Космосу-60!"

Школьный музей Возрождение

 

В 2021 году  в нашей стране был обозначен юбилей – 60-летие полета первого человека в Космос, перед нами, участниками Совета школьного музея «Возрождение» стала задача  довести информацию до обучающихся всей школы. Ведь наша страна – это первая страна в истории человечества, которая приоткрыла  завесу людям в космос. Именно нашей стране принадлежат многие открытия и достижения, связанные с освоением космоса.
  Актуальность.
Каждый ли современный человек должен знать историю развития своей страны в самых различных областях? Мы думаем да. Одной из важных, самой интересной и перспективной, на наш взгляд, является освоение космического пространства, так как с этим вопросом тесно связана повседневная жизнь каждого из нас: цифровое телевидение, метеорологические сведения, мобильная связь, интернет ГЛОНАСС, gps-навигация, и др.   Понимание значимости космоса  может сориентировать обучающихся в выборе  будущей профессии. Более того, освоение космоса нашим старшим поколением должно вызывать чувство гордости и уважения. Поэтому тему нашего проекта мы считаем актуальной.
Цель: расширение знаний и кругозора по истории освоения космоса в нашей стране в советский период
Задачи:
1.    Провести опрос среди обучающихся школы: что они знают о космонавтике;
2.    Собрать теоретический материал  по космонавтике и определить основные направления по содержанию экскурсий;
3.    Найти вещественный материал для создания экспозиции по заданной  теме;
4.     Составить текст по проведению экскурсии  по экспозиционным материалам;
5.    Создать видеоролики для проведения виртуальных экскурсий
6.    Провести экскурсии для обучающихся всей школы.
7.    Провести конкурс рисунков, посвященный космонавтике
8.    Воспитывать чувство гордости и патриотизма
Объект исследования – космос
Предмет исследования –  изучение развития космоса в нашей стране в советский период  
Гипотеза: знание истории космоса  -  это не только интересно, но это и дальнейший путь развития нашей цивилизации,  а так же развитие творческих способностей, возможный выбор профессии
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации; поиск материала для создания экспозиции  и экскурсии; опрос обучающихся школы;  анализ полученных данных; фотографирование
Новизна работы: в истории школы столь масштабное мероприятие – общешкольная экскурсия, посвященная истории  освоения космоса в нашей стране  проводится впервые. Впервые представлены виртуальные экскурсии по 9-ти направлениям, которые можно использовать для демонстрации всем желающим, в том числе в соцсетях.
Ожидаемые результаты:
Получение  более глубоких знаний по истории развития космоса в нашей стране в советский период; освоение навыков ораторского искусства, умения работать с аудиторией и на камеру; открытие нового потенциала в себе и содействие в выборе будущей профессии; осознание причастности к истории своей Родины,     воспитание  чувства гордости и патриотизма.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Обзорная экскурсия по космосу.

  1. Жили-были космонавты.

  1. Как космос пришел в наш быт.

  1. На самом деле первыми были.

  1. Нужен ли космос.

  1. Первые в космосе.

  1. Первый гражданин Вселенной.

  1. Первая женщина в космосе.

  1. Самый молодой космонавт.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ВОЛЖСК»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12» города Волжска Республики Марий Эл

Программа утверждена на заседании

педагогического совета
____________________

Протокол №12 от «31» мая 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ Т.В. Барсегян

«31» мая 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Наша Родина в истории освоения космоса»

Направленность программы: туристко-краеведческая

Уровень программы: стартовый

Категория и возраст обучающихся:7-11 лет

Срок освоения программы 2 недели

Объем часов: 8 часов

Разработчик программы:

Шевченко Роза Васильевна

зам.директора по УВР,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории;

Будреева Ольга Геннадьевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Волжск

2022 г.


РАЗДЕЛ 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка:

Направленность программы

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наша Родина в истории освоения космоса» имеет туристко-краеведческую направленность.

Актуальность программы

Космонавтика – это одна из тех областей науки и техники, куда могут безгранично вкладываться человеческие знания. Космонавтика связана почти со всеми отраслями человеческих знаний: от физической науки до кулинарных рецептов, от биологии и медицины, до кибернетических устройств.

Но задумывается ли об этом и что знает наши сверстники?

Космические исследования открыли для человечества космос со всеми его планетами, звездами и другими образованиями, который изменит в будущем судьбы человечества. Дальнейшее развитие космонавтики приведет к взлету интеллектуального и материального могущества. Почти в любой области науки и техники, решение каких – либо проблем и задач приводит к постановке новых задач и новых проблем

Каждый ли современный человек должен знать историю развития своей страны в самых различных областях? Одной из важных, самой интересной и перспективной является освоение космического пространства, так как с этим вопросом тесно связана повседневная жизнь каждого из нас: цифровое телевидение, метеорологические сведения, мобильная связь, интернет ГЛОНАСС, gps-навигация, и др. Понимание значимости космоса может сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии. Более того, освоение космоса нашим старшим поколением должно вызывать чувство гордости и уважения. Поэтому тему нашего проекта мы считаем актуальной.

Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению истории космоса как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и представляющие интересную информацию из истории страны. Это наиболее эффективный путь формирования гражданственности, патриотизма, чувства гордости за достижение в области космоса.

Программа представляет собой курс «История космоса в нашей стране». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как космос, космическое пространство, невесомость, полёт, первое животное в космосе, первый человек в космосе, ракета, станция «Байконур». В курсе рассказывается об истории освоения космоса советскими российскими космонавтами.

Изучение истории космоса способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе, развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия своей родины. Обучение путем открытий актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.

Отличительные особенности программы, новизна

Данная программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, включает в себя несколько направлений, которые объединены исторической тематикой, так как история, культура, быт, традиции родного города всегда интересны и актуальны.

Основные отличия программы определяются следующими пунктами:

  1. Использование технологий дифференцированного обучения (творческие проекты, карточки), игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.
  2. Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на житейский опыт учащихся.

Программа «Наша Родина в истории освоения космоса» - имеет стартовый уровень. После освоения данной программы, обучающиеся могут записаться на базовый уровень программы «История моего края».

Адресат программы - обучающиеся летнего лагеря отдыха в возрасте от 7 до 11 лет.

Форма обучения очная.

Уровень программы

Стартовый

Особенности организации образовательного процесса

Форма реализации образовательной программы: традиционная.

Организационные формы обучения: практические групповые, подгрупповые, посещение музеев и выставок.

Теоретические сведения даются в процессе просмотра специально подготовленных видеороликов по 10-ти направлениям с последующей беседой и обсуждением.

Форму занятий в зависимости от темы, цели, задач этапа обучения выбирает и устанавливает педагог.

Программа предусматривает работу по двум направлениям:

  • Изучение истории космоса;
  • Посещение экспозиций школьного музея «Возрождение»;

И предусматривает как теоретические, так и практические занятия. В ходе реализации программы большинство занятий проводится в стенах образовательного учреждения.

Режим занятий

Занятия в группах проходят:

  • 3 раза в неделю
  • общее количество часов в неделю – 3 часа. (3 раза по 1 часу);

Продолжительность одного академического часа - 35 минут

  1. Цель и задачи программы:

Цель программы - расширение знаний и кругозора по истории освоения космоса в нашей стране в советский период.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

Образовательные задачи:

Способствовать созданию у младших школьников устойчивых знаний; заинтересовать детей в получении необходимых знаний по изучению исторических дат, в подборе материала, для создания слайд - проектов; создание презентаций.

Развивающие задачи –

Развивать познавательный интерес к изучению истории освоения космоса.

Развивать навыки исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о космосе;

Активно принимать участие в конкурсах и конференциях;

Формировать потребность самореализации через участие в конкурсах, исследованиях.

Воспитательные задачи –

Формировать общественно - активную личность, прививать умения проектировать свое будущее;

Формировать навыки культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;

Формировать потребность в самообразовании и самореализации;

Прививать интерес к истории своей страны.

Объем программы, срок освоения

Программа краткосрочная рассчитана на 2 недели

Объем 8 часов.

Содержание программы:

  1. Наша Родина в истории освоения космоса
  2. Жили-были космонавты
  3. На самом деле первыми были
  4. Первый гражданин Вселенной
  5. Первая женщина, вышедшая в открытый космос
  6. Самый молодой космонавт
  7. Как космос пришёл в наш быт
  8. Нужен ли космос?

Содержание учебного плана

№ п/п

Дата

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Наша Родина в истории освоения космоса

ОУ

Устный опрос

2

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Жили-были космонавты

ОУ

Устный опрос

3

Виртуальная экскурсия, беседа

1

На самом деле первыми были

ОУ

Устный опрос

4

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Первый гражданин Вселенной

ОУ

Устный опрос

5

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Первая женщина, вышедшая в открытый космос

ОУ

Устный опрос

6

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Самый молодой космонавт

ОУ

Устный опрос

7

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Как космос пришёл в наш быт

ОУ

Устный опрос

8

Виртуальная экскурсия, беседа

1

Нужен ли космос?

ОУ

Устный опрос

Планируемые результаты

Реализация программы способствует получению следующих результатов:

Личностные результаты:

- положительное отношение к космосу;

- познавательный интерес к истории освоения космоса;

- уважительное отношение к людям, посвятившим себя космосу.

Метапредметные результаты

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к истории страны.

Предметные результаты:

- находить нужную информацию в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения об интересных выдающихся людях, их занятиях, интересах.

#1059;словия реализации программы

Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями

Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий – кабинет, актовый зал

Санитарно-гигиенические требования к помещению: (освещение, вентиляция, согласно нормам).

Оборудование учебных мест: учебные парты, стулья

Рабочее место педагога: стол

Основные материалы: бумага писчая, ватман, мел, фломастеры, карандаши

Иллюстративный материал: видеоролики, созданные активом школьного музея «Возрождение».

Методическое обеспечение программы

Основой реализации программы является использование материалов школьного музея «Возрождение»

Информационное обеспечение

Для реализации программы используется:

  • методическая литература, представленная ниже в списке литературы;
  • методики музейного дела;
  • методика определения эффективности реализации дополнительной образовательной программы.

Дидактическое обеспечение:

  • слайды, видео пособия;
  • специальная литература, фотографии;
  • иллюстрации.

Кадровое обеспечение

В реализации программы задействованы:

учитель истории и обществознания, имеющий высшее образование, специальность «История и обществознание»,

педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование.

Формы аттестации соответствуют формам, указанным в учебном плане.

Формы и методы отслеживания результативности реализации программы:

  • наблюдение;
  • устный опрос;
  • защита творческих проектов обучающихся.

Оценочные материалы (диагностики)

Для оценки и анализа качества усвоения курса образовательной программы используются:

  • мониторинг образовательной деятельности детей;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ.

Способы подведения итогов:

  • защита творческих проектов в конце обучения

Программа не предполагает выставления оценок по итогам обучения. Подведение итогов освоения программного материала происходит визуально на общих и итоговых занятиях, по результатам выполненных работ, количеству и результатах участия в дискуссиях и устных опросах.

Стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу, подбадривание, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда

Методические материалы (методы обучения; педагогические технологии; формы организации учебного занятия; алгоритм учебного занятия; дидактические материалы)

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстрационный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • продуктивный.

Методы воспитания:

Стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу убеждение, поощрение, стимулирование, подбадривание, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда

Педагогические технологии:

В образовательном процессе используется несколько педагогических технологий:

Здоровьесберегающие технологии. Для профилактики школьных заболеваний на занятиях используются: режим смены динамических поз, схемы зрительных траекторий, зрительно-пространственная активность детей.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Дополнительное образование всеохватно по содержанию и «является самым широким путем личности в культуру через творчество. Образовательные области и виды деятельности направлены на формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение самых различных их интересов.

Используется педагогика сотрудничества (Г.К. Селевко). Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:

  • превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
  • в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
  • гуманистическая ориентация образования;
  • развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
  • сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • учение без принуждения;
  • право на свою точку зрения;
  • право на ошибку;
  • успешность;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира. Цель дополнительного образования – разбудить внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:

  • сотрудничество, общение,
  • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
  • отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);

Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей, которая утверждает:

  • право ребенка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.;
  • право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения;
  • создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»);

Теоретическая часть - определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов, показа видеороликов с последующим обсуждением.

Практическая часть - включает в себя творческие работы (рисунки, сочинение, стихотворение, мини-проекты)

Программа основана на единых подходах и принципах:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (то есть программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции)

- использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании.

При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка ребёнка найти нестандартное решение или множество решений одного задания

- уважение личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационною сферу

-сотрудничество с детьми, предоставление им самостоятельности, право выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами

- формирование у ребёнка адекватной самооценки своей деятельности

- использование различных форм работы с семьёй: открытые занятия, посещение выставок, прогулки на природу

При разработке программы учтены педагогические принципы:

  • Принцип ориентированного воспитания, в основе которого лежит признание личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть. Отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке и о данном человеке в частности.
  • Принцип длительного подхода. Он состоит в понимании того, что ребёнок не готовится к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая.
  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и руководители – это субъекты воспитательной системы. Важнейшим условием здесь является объединение детей и взрослых в единый коллектив.
  • Принцип природосообразности предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей физиологии.
  • Культурологический подход дает возможность дальше приобщать детей к культуре, формировать эстетический вкус, выработать иммунитет против низкопробной духовной продукции.
  • Принцип нарастающей спирали-от простого к сложному

Формы учебных занятий:

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практические групповые, подгрупповые, посещение выставок, музеев, походы, фотографирование, видеофрагменты, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования и проекты.

по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Алгоритм учебного занятия: начало занятия, ТБ; основная тема занятия; практическая работа в микрогруппах или в целой группе; окончание занятия, рефлексия.

Краткое описание структуры занятия и его этапов

Время в минутах

Повторение пройденного материала, т/безопасности

3

Объяснение нового материала.

10

Практическое занятие.

20

Рефлексия

2

Общее время занятия

35

Дидактические материалы: плакаты, наглядные пособия, инструкционные задания и т.п.

Список литературы

Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. / Министерство культуры СССР. – М, 1984.

  1. Редин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа в школе. – М., 1991.
  2. Снегирёва А.И. Музейное дело. – М., 1987.
  3. Титов Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. – М., 1984.
  4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.
  5. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
  6. Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С.Борисова. - М., 1982.
  7. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Краеведческий музей в школе. «Народное образование», 1974, № 6.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  9. Кучеренко М.Е. Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. – М., 2004.
  10. Лярский П.А. Пособие по краеведению. Высшая школа, Минск, 2006
  11. Михайлова Т.Б. Проектирование музейной экспозиции (выставки): деловая игра / Свердл. обл. краевед. Музей. Науч.-метод. Центр; сост. Т.Б. Михайлова, С.К. Швецова. – Екатеринбург, 2005.
  12. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. – М., 1985.
  13. Простов М.П. Кружковая работа по истории и обществоведению. / Сост. М.П. Простов. – М., 1984.
  14. Резников П.Г. Использование музейной экспозиции в учебно-воспитательной работе школы. «Советская педагогика», 1969, № 2.

15. Уманский, С. П. Космонавтика сегодня и завтра [Текст] : кн. для учащихся / С. П. Уманский ; [рецензенты: канд. физ-мат. наук Е. К. Шеффер (Институт космических исследований) и проф., д. биол. наук А. М. Генин (Институт медико-биологических проблем)]. – М. : Просвещение, 1986. – 171, [5] с. : ил.

16. Электронные ресурсы по истории космоса


Предварительный просмотр: