Дидактическое обеспечение

Потанина Надежда Геннадьевна

Карточки, задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_situatsii.pptx2.52 МБ
Файл istoriya.pptx243.08 КБ
PDF icon figury.pdf1.35 МБ
PDF icon shahmatnye_hody.pdf769.18 КБ
Файл shahmaty.pptx1.09 МБ
Файл testovye_zadaniya.docx271.37 КБ
Файл igry.docx2.2 МБ
Файл test_eshche.docx13.24 КБ
Файл test.docx14.37 КБ
Файл testovye_zadaniya_po_fizicheskoy_kulture.docx24.2 КБ
Файл testy.docx90.63 КБ
Microsoft Office document icon shahmaty.doc63.5 КБ
PDF icon 30_zadaniy.pdf1.85 МБ
PDF icon igry_compressed.pdf2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников» ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Слайд 2

Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления». ( Г.Клаус )

Слайд 3

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные. Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний. «Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей»

Слайд 4

ИГРА В ШАХМАТЫ РЕШАЕТ ЗАДАЧИ 1)Расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать. Развивает изобретательность и логическое мышление. 2)Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3)Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Слайд 5

Фигуры и пешки В этой стране - Король с королевой живут без корон Ладья без весел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки А рядовые - не человечки .

Слайд 6

Парад шахматных фигур Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят .

Слайд 7

Парад шахматных фигур .

Слайд 8

Парад шахматных фигур Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. .

Слайд 9

Парад шахматных фигур Продвигается на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо.

Слайд 10

Парад шахматных фигур . Меж коней заключены Наши славные слоны.

Слайд 11

Парад шахматных фигур . Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

Слайд 12

Парад шахматных фигур И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. Запомните : белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».

Слайд 13

Парад шахматных фигур . Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Слайд 14

Парад шахматных фигур Король – самая главная фигура в королевстве .

Слайд 15

Парад шахматных фигур А теперь без спешки Идут на место пешки.

Слайд 16

Парад шахматных фигур Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

Слайд 17

Парад шахматных фигур Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия

Слайд 18

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Слайд 19

Физкультминутка _______________________ - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разомнём. (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, На места мы вновь спешим. (садятся на стулья)

Слайд 20

Игра «Волшебный мешочек» .

Слайд 21

Игра «Чьи следы?»

Слайд 22

Игра «Чьи следы?»

Слайд 23

Игра «Найди пару» На черно-белом крылечке сидели: Король, Королева, Два офицера, У них— два Коня, по углам— две Ладьи, И строй солдат, что стоит впереди. Пару скорее свою ты найди!

Слайд 24

Игра «Приведение» В праздник Хэллоуин шахматный Слон облачился в привидение, чтобы испугать своих знакомых: Профессора, Алису, Юру, Правдиша и Вруниша . Правила: 1. Слон не может наступать на елки и перепрыгивать через них. 2. Слон не может стать на клетки, где его может сбить Ладья. 3. Чтобы испугать героя, Слон должен наступить на клетку с его изображением. Укажи, какое наименьшее количество ходов Слону нужно сделать, чтобы испугать всех персонажей, до которых он может «дотянуться».

Слайд 25

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Слайд 26

Шахматная шкатулка

Слайд 27

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШАХМАТЫ

Слайд 2

На квадратиках доски Короли свели полки, Но для боя у полков Нет ни пушек ни штыков. Что это?

Слайд 3

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Были изобретёны они в Индии в V - VI веке и распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Слайд 4

Зовется Шахматной страной Двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой – Двухцветная война Там обе армии смелы, Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, В другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой Тот, кто решительней, умней, Вот там закон какой!

Слайд 5

ПЕШКА Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем? Как решить вопрос такой, Мы потом поймем.

Слайд 6

ЛАДЬЯ Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!

Слайд 7

КОНЬ Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле — прямо, поле — вбок. Замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок!

Слайд 8

СЛОН Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), он другой не хочет доли — знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны цвету одному верны.

Слайд 9

ФЕРЗЬ Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить , как ладья и как слон — и прямо и наискосок. Направо, налево, вперед и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше вниманья ферзю удели.

Слайд 10

КОРОЛЬ Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!

Слайд 11

Здравствуйте, мои друзья, угадайте: кто же я! Есть тихий спорта вид - Спортсмен всегда сидит, Соперник перед ним Безмолвный, словно мим. Слова им не нужны, Раздумья здесь важны. Умы воюют тут. Часы идут, идут. Нет хуже для ребят Двух слов, чем «шах» и «мат». Шахматы На шахматной доске - Сильнейший он. «Плывёт», ну, как ладья, И «топает», как слон. Ферзь Их на поле всего два, Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку - Прекращается игра. Король Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это – пешки Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным… конём.

Слайд 12

В презентации использовались материалы https://www.google.ru/imghp?newwindow=1&hl=ru&biw=1920&bih=955&tbm=isch&btnG = http://www.supertosty.ru/stihi/stih_819.html http://fenix64.com/stix-pro-peshku/ http://www.dityachi-zagadky.org.ua/ Е . Ильин ,Стихи «Приключения пешки» Инна Весела, Иржи Веселы, « Стихи о шахматных фигурах»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШАХМАТЫ МОЕЙ ЖИЗНИ Потанина Надежда Геннадьевна

Слайд 3

Древняя индийская легенда приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Слайд 4

В Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга . Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница ( ладья ), конь , слон , король ) и по четыре пешки . Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Слайд 5

Арабы преобразовали чатурангу: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата , а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля.

Слайд 6

Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси , придя либо прямо из Персии , либо от среднеазиатских народов. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат». Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X—XI веках из Италии . К XV веку шахматы приобрели современный облик.

Слайд 7

Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных , умение играть в них было обычным среди дипломатов . В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья . При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Слайд 8

К XV — XVI векам шахматные правила в основном устоялись, началось развитие систематической шахматной теории . В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены этапы партии — дебют , миттельшпиль и эндшпиль . Он же впервые описал характерный вид дебюта — « гамбит », в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Слайд 9

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор . Он развил позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору , это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора , «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой .

Слайд 10

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. Затем появились национальные турниры в большинстве европейских стран, стали проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого) .

Слайд 11

Адольф Андерсен стал неофициальным «шахматным королём», его считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США). Первым чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц . Новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ) , первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

Слайд 12

Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году , победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник .

Слайд 13

Огромную роль в истории шахмат сыграла советская шахматная школа . Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. С конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах.

Слайд 14

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось важным событием — появились компьютерные шахматы. В 1996 году знаменитый шахматист Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию.

Слайд 15

Теперь компьютер может подсказывать шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Поэтому на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок. Прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.

Слайд 16

Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия). В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд .



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки ХМАО-Югры

Тестовые задания по шахматам

курса «Шахматы - школе»

Педагог допобразования Потанина Н.Г.

МАУДО «ЦДТ», Лянтор

2018

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» за второй год обучения

I полугодие

Вариант 1

1. Какая страна родина шахмат?

А) Россия; В) Индия;

Б) Китай; Г) Тува.

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 48; В) 50;

Б) 64; Г) 16.

3. Что такое диаграмма?

А) Начальная позиция; В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь; В) Слон;

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А) Король; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

8. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король; В) Конь;

Б) Ферзь; Г) Слон.

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция; В) Нотация;

Б) Дневник; Г) Запись.

11. Нападение на короля называется:

А) Мат; В) Пат;

Б) Ничья; Г) Шах.

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат; В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие; Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

А) Ничья; В) Пат;

Б) Рокировка; Г) Мат.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка; В) Ладья;

Б) Ферзь; Г) Конь.

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню; В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам; Г) Пяти пешкам.

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» . Второй год обучения

(I полугодие)

Вариант 2

1. Какая страна родина шахмат?

А) Россия; В) Индия;

Б) Китай; Г) Монголия.

2. Сколько горизонталей на шахматной доске?

А) 16; В) 8;

Б) 64; Г) 32.

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?

А) Вертикали; В) Диаграммы;

Б) Горизонтали; Г) Диагонали.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь; В) Слон;

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?

А) Король; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

7. Фигура, которая может прерватиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия.

10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:

А) Рокировка; В) Связка;

Б) Мат; Г) Стратегия.

11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:

А) Мат; В) Пат;

Б) Ничья; Г) Вечный шах.

12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение.

13. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка; В) Вилка;

Б) Крышка; Г) Тарелка.

14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?

А) Двойной шах; В) Открытый шах;

Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура:

А) Стратегия; В) Гамбит;

Б) Дебют; Г) Комбинация.

16. Самая ценная фигура в шахматном войске:

А) Ферзь; В) Король;

Б) Ладья; Г) Пешка.

Литература

1) Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: Просвещение 1991г.

Ответы на вопросы «Тестовые задания по программе «Шахматы-школе». Второй год обучения (I полугодие)

Вариант I

1) В

2) Б

3) Г

4) В

5) В

6) В

7) Б

8) Б

9) В

10) В

11) Г

12) А, В,Г

13) Г

14) А

15) Г

16) В

Критерии оценок:

15-16 баллов—«5»

14-12 баллов—«4»

11-8 баллов—«3»

7 и меньше—«2»

Вариант II

1)В

2)В

3)Г

4)В

5)В

6)А

7)Г

8)В

9)Б

10)В

11)В

12)Б

13)В

14)В

15)В

16)В

Критерии оценок:

15-16 баллов—«5»

14-12 баллов—«4»

11-8 баллов—«3»

7 и меньше—«2»

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе».

Второй год обучения.(II-е полугодие)

1. Нынешний чемпион мира по шахматам:

а) Ананд Вишванатан б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен г) Владимир Бузыкаев

2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными:

а) Жертва б) Отвлечение

в) Атака г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

а) Ладья б) Слон

в) Пешка г) Конь

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника б) За ладью

в) За короля г) За голову

5. Запись шахматной партии называется:

а) Запись б) Нотация

в) Игра в) Дневник

6. Как оценивается ценность шахматных фигур:

а) В рублях б) В пешках

в) В долларах г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

а) Шах б) Пат

в) Цугцванг в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый б) Линейный

в) Двойной г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат:

а) 1 июня б) 9 мая

в) 20 июля г) 1 сентября

10. Чемпион Республики Тыва по шахматам среди женщин:

а) Монгуш Айлаана б) Ондар Дусия

в) Манзырычы Херелмаа г)Ойдуп Арсения

11. Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль б) Дебют

в) Миттельшпиль г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка б) Шах

в) Мат г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит б) Дебют

в) Эндшпиль г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Отставание в развитии

15. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат б) «Вечный шах»

в) Мат г) Ничья

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии:

а) Слоном б) Конём

в) Ферзём г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов:

а) Тренер б) Судья

в) Композитор г) Претендент

Литература

1)Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.

5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.

6) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г.

Ответы на вопросы тестовых заданий по программе «Шахматы-школе»

Второй год обучения

1) А

2) Г

3) Г

4) В

5) Б

6) Б

7) В

8) Б

9) В

10) А

11) В

12) В

13) А

14) Б

15) Г

16) В

17) Б

18) В

Критерии оценок:

17-18 баллов—«5»

12-16 баллов—«4»

11-7 баллов—«3»

6 и меньше баллов—«2»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест

Вариант №1

(в каждом вопросе выберите один правильный ответ)

1. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль:

а) с1 б) h1 в) a1 г) g1

2. Какая диагональ самая длинная:

а) a8 – h1 б) b1 – h7 в) d1 – h7 г) f1 – h3

3. Как ходит ладья:

а) по вертикали б) по горизонтали

в) по диагонали г) по вертикали и горизонтали

4. Позиция, при которой королю ходить некуда, но он не находится под
шахом:

а) мат б) пат в) блокировка г) цугцванг

5. Какую фигуру лучше срубить ферзю:

а) слона б) ладью в) коня г) пешку

6. На какой диаграмме пешка, превращаясь в коня, делает позицию
выигрышной:

а) б) в) г)

7. Кто не может поставить мат королю в один ход:

а) ферзь б) ладья в) конь г) слон

8. Нападение одной фигуры на несколько фигур или пешек противника:

а) связка б) рентген в) двойной удар г) вскрытый шах

9. В испанской партии белые делают первый ход:

а) е2 – е3 б) d2 – d4 в) е2 – е4 г) а2 – а4

10. Какая пара фигур не может заматовать короля:

а) К и Кр б) Ф и Кр в) Л и Кр г) Л и Л

Тест

Вариант №2

(в каждом вопросе выберите один правильный ответ)

1. С какого шахматного поля начинается крайняя правая вертикаль:

а) b1 б) h1 в) е1 г) a1

2. Какая диагональ самая короткая:

а) a4 – е8 б) а2 – g8 в) a6 – c8 г) a7 – b8

3. Слон ходит:

а) буквой «Г» б) по горизонтали

в) по диагонали г) по диагонали и горизонтали

4. Позиция, при которой ходить королю некуда и он находится под шахом:

а) пат б) блокировка в) мат г) цугцванг

5. На какой диаграмме с помощью двойного шаха ставится мат черному
королю в два хода:

а) б) в) г)

6. Какую фигуру лучше срубить белому коню для получения материального
преимущества:

а) ферзя б) слона в) пешку г) ладью

7. Хорошо продуманная серия ходов с жертвой фигуры или пешки:

а) партия б) этюд в) позиция г) комбинация

8. На какой диаграмме белый слон может поставить мат в один ход черному
королю:

а) б) в) г)

9. Какая пара фигур неверна по ценности фигур:

а) Л < Ф б) С < Л в) К > Л г) Ф > С

10. В закрытом дебюте + английское начало ход черных:

а) Kg8 – f6 б) е7 – е5 в) с7 – с5 г) d7 – d5

Ответы:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант № 1

в

а

г

б

б

г

г

в

в

а

Вариант № 2

б

г

в

в

в

а

г

б

в

б



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «ШАХМАТЫ»

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. Какая страна большинством исследователей считается родиной шахмат?

Индия

Китай

Япония

2. Сколько клеток на шахматной доске?

32

64

128

3. Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?

Шах умер

Шах взят в плен

Шах, потерявший шанс

4. Как звучит классическая шахматная задача «Задача о восьми ферзях»?

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не был ближе к другому, чем на 3 клетки»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы каждый из них заканчивал игру в три хода»

5. Каковы размеры стандартной шахматной доски?

16х16 клеток

10х10 клеток

8х8 клеток

6. Чему равна материальная ценность ферзя?

Примерно девяти пешкам

Примерно половине короля

Двум ладьям и двум коням

7. Сколько пешек присутствует в начале игры на стандартной шахматной доске?

Восемь

Шестнадцать

Двадцать

8. Как по правилам может двигаться Ладья?

На любое число полей по горизонтали или по вертикали, при условии, что на её пути нет фигур

На любое число свободных полей в любом направлении по прямой

На любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур

9. Соответствует ли правилам игры утверждение «Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали»?

Да

Нет

10. Сколько раз в течение партии можно произвести Рокировку, согласно правилам?

Один

Два

Три

11. Какого вида мата не существует?

Линейный

Взрослый

Детский

12. Как называется «ничья» в шахматах?

Бат

Кат

Пат



Предварительный просмотр:

«Тестовые задания по физической культуре».

«Шахматы школе»

Инструкция по выполнению теоретических заданий

3 класс «Шахматы школе»

Вам предлагаются 15 вопросов, соответствующих требованиям к минимуму знаний учащихся 3 классов основной школы по предмету «Физическая культура» Шахматы школе

К каждому вопросу предложено 4 варианта ответа. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные ответы, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса.

Внимательно читайте вопросы и предлагаемые варианты ответов. Ваша задача заключается в выборе одного из четырех вариантов ответа, который, по Вашему мнению, является правильным. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.

Выбранные Вами ответы отмечайте в соответствующих квадратах бланка ответов любым знаком, позволяющим получить однозначное представление о сделанном Вами выборе.

Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество, номер школы и класс, в котором Вы учитесь.

Желаем успеха!

Максимальный балл– 15

Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Тест используется для актуализации знаний, полученных ранее, создания проблемных ситуаций, определения уровня понимания и усвоения нового материала.

  1. Как переводятся слово "шахматы"?

а) Властитель умер

б) Спасти короля

в) Король умер

г) Береги короля

#1063;ерез сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?

а) 3

б) 3

в) 2

г) 8

#1050;акой шахматной фигуры не существует?

а) Король

б) Слон

в) Пешка

г) Дама

#1057;огласен ли ты что каждое шахматное поле квадратное?

а) да

б) нет

в) наверное

г) круглое

#1057;колько всего полей в центре?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 4

#1057;колько белых полей в любой черной диагонали?

а) 6

б) 4

в) 2

г) 0

#1057;колько на шахматной доске горизонталей?

а) 9

б) 4

в) 6

г) 8

#1057;колько всего фигур и пешек имеется у каждого игрока в начале партии?

а) 32

б) 64

в) 16

г) 24

#1057;колько клеток на шахматной доске?

а) 128

б) 325

в) 32

г) 64

#1050;акая шахматная фигура ходит буквой «Г»?

а) пешка

б) слон

в) король

г) конь

#1050;акая фигура в шахматах самая сильная?

а) слон

б) король

в) конь

г) ферзь

#1050;акой из этих спортивных терминов относится к шахматам?

а) рашпиль

б) гамбит

в) дебют

г) эндшпиль

#1050;акое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) лопатка

б) вилка

в) нож

г) ложка

#1050;ак называется середина шахматной партии?

а) миттельшпиль

б) гамбит

в) цугцванг

г) мед-тайм

#1057;колько белых полей в горизонтали?

а) 8

б) 6

в) 2

г) 4

Ответы

№ вопроса

Вариант ответа

1

а

2

в

3

г

4

а

5

г

6

г

7

г

8

в

9

г

10

г

11

г

12

в

13

б

14

а

15

г



Предварительный просмотр:

ШАХМАТНЫЙ ТЕСТ

Шахматный тест это отличная возможность проверить свои знание и определить в какую силу вы играете. Меня часто спрашивают мои ученики: «в какую силу я играю? Какой у меня разряд?». Данный шахматный тест поможет шахматисту самостоятельно ответить на эти вопросы, а заодно повысить его игровой уровень. Проанализировав результаты теста можно сделать вывод о своей силе и знаниях. Любо необходимо поработать над дебютом, либо есть непонимание в позиционной игре, эндшпиле или миттельшпиле и т.д. Данный шахматный тест неокончательный и будет еще дополнен новыми вопросами и оценкой конечного результата.

1. Важно ли как можно быстрее развивать свои фигуры?

Нет

Да

2. Рокировку надо делать в дебюте как можно раньше?

Да

Нет

3. Король и конь не могут заматовать одинокого короля?

Да

Нет

4. Спертый мат может получится на первом ходу?

Нет

Да

5. Король и пешка не могут выиграть против одинокого короля без проведения пешки с ее превращением в ферзя или ладью?

Нет

Да

6. Как правило, в дебюте полезно создавать взаимодействие между своими ладьями?

Нет

Да

7. Легкие фигуры должны быть развиты до начала миттельшпиля?

Нет

Да

8. Может ли игра закончится в дебюте?

Нет

Да

9. Хорошо ли ходить в дебюте одной и той же фигурой больше, чем один раз?

Нет

Да

10. Король и пешка всегда способны выиграть против короля?

Нет

Да

11. Какое преимущество есть в шахматах?

Материальное

Двойной удар

Рокировка

12. Что вы должны делать, в первую очередь, когда наступает стадия миттельшпиля?

Немедленно начинать атаку

Продумать свою стратегию

Продвигать вперед свои пешки

Надеяться на то, что соперник допустит грубую ошибку

13. Какие из названных ниже фигур или их сочетаний могут дать мат одинокому королю?

Слон и конь

Конь

2 коня

Слон

14. Король и слон не могут заматовать одинокого короля?

Да

Нет

15. Король и ладья не могут заматовать одинокого короля?

Нет

Да

16. Какой фигуре освобождают диагональ?

Слон

Ладья

Конь

17. Наиболее важной в общем и целом частью шахматной доски является?

Центр

Королевский фланг

Ферзевый фланг

18. Два слона могут заматовать одинокого короля только в углу доски?

Нет

Да

19. Легче ли дать мат одинокому королю ферзем, чем слоном и конем?

Да

Нет

20. Чего вы должны избегать, стараясь дать мат одинокому неприятельскому королю?

Пата

Взятия на проходе

Шахов королю

21. Миттельшпилю предшествует дебют?

Нет

Да

22. Эндшпиль это - ….?

Конец миттельшпиля

Конец хода

Конец дебюта

Конец партии

23. Ферзь и один может заматовать неприятельского одинокого короля, помощь короля при этом ферзю не нужна?

Да

Нет

24. Миттельшпиль это - ?

Середина игры

Конец игры

Начало игры

25. Мат возможен в....?

Миттельшпиле

Дебюте

Эндшпиле

Во всех указанных выше стадиях партии

26. Неприятельского короля легче заматовать, когда он находится в центре доски?

Нет

Да

27. Король и ферзь не могут заматовать одинокого короля?

Нет

Да

28. Пешки считаются сильнее, когда они связаны?

Да

Нет

29. "Вилка" - это тактический удар, включающий в себя:

Защиту одной фигуры

Нападение на одну фигуру

Защиту двух фигур

Нападение на две фигуры

30. Какая из указанных ниже стратегий не самая лучшая, чтобы следовать ей в дебюте?

Оставить короля в опасности вместо рокировки

Открыть диагональ для своих слонов

Максимально быстро развить фигуры

Контроль над центральными полями



Предварительный просмотр:

«Тестовые задания».

«Шахматы»

Инструкция по выполнению теоретических заданий

3 класс «Шахматы»

Вам предлагаются 15 вопросов, соответствующих требованиям к минимуму знаний учащихся 3 классов основной школы по предмету «Физическая культура» Шахматы школе

К каждому вопросу предложено 4 варианта ответа. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные ответы, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса.

Внимательно читайте вопросы и предлагаемые варианты ответов. Ваша задача заключается в выборе одного из четырех вариантов ответа, который, по Вашему мнению, является правильным. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.

Выбранные Вами ответы отмечайте в соответствующих квадратах бланка ответов любым знаком, позволяющим получить однозначное представление о сделанном Вами выборе.

Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество, номер школы и класс, в котором Вы учитесь.

Желаем успеха!

Максимальный балл– 15

Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Тест используется для актуализации знаний, полученных ранее, создания проблемных ситуаций, определения уровня понимания и усвоения нового материала.

  1. Как переводятся слово "шахматы"?

а) Властитель умер

б)Спасти короля

в) Король умер

г)Береги короля

#1063;ерез сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?

а) 3

б) 3

в) 2

г) 8

#1050;акой шахматной фигуры не существует?

а) Король

б) Слон

в) Пешка

г) Дама

#1057;огласен ли ты что каждое шахматное поле квадратное?

а) да

б) нет

в) наверное

г) круглое

#1057;колько всего полей в центре?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 4

#1057;колько белых полей в любой черной диагонали?

а) 6

б) 4

в) 2

г) 0

#1057;колько на шахматной доске горизонталей?

а) 9

б) 4

в) 6

г) 8

#1057;колько всего фигур и пешек имеется у каждого игрока в начале партии?

а) 32

б) 64

в) 16

г) 24

#1057;колько клеток на шахматной доске?

а) 128

б) 325

в) 32

г) 64

#1050;акая шахматная фигура ходит буквой «Г»?

а) пешка

б) слон

в) король

г) конь

#1050;акая фигура в шахматах самая сильная?

а) слон

б) король

в) конь

г) ферзь

#1050;акой из этих спортивных терминов относится к шахматам?

а) рашпиль

б) гамбит

в) дебют

г) эндшпиль

#1050;акое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) лопатка

б) вилка

в) нож

г) ложка

#1050;ак называется середина шахматной партии?

а) миттельшпиль

б) гамбит

в) цугцванг

г) мед-тайм

#1057;колько белых полей в горизонтали?

а) 8

б) 6

в) 2

г) 4

Ответы

№ вопроса

Вариант ответа

1

а

2

в

3

г

4

а

5

г

6

г

7

г

8

в

9

г

10

г

11

г

12

в

13

б

14

а

15

г


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: