Внеурочная деятельность.

Елена Павловна Ламасова

imageОткрыть изображениеОткрыть изображение

1.Программа внеурочной деятельности по географии 5-6 классы.

2.Игра-путешествие:Великие путешественники.

3.Викторина:Части света.

4.Викторина: Нижегородский край.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Афонинская СШ»

                                                                                УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Саулин И.П.

Приказ №274 от «24» августа   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Карта – второй язык географии»

5-6 класс

на 2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету «География», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии» отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии» определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения картографии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАРТА - ВТООРОЙ  ЯЗЫК  ГЕОГРАФИИ»

Картография в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»  в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАРТА - ВТООРОЙ  ЯЗЫК  ГЕОГРАФИИ»

Изучение курса по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»   в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования курс по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»  признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение курса по внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»  отводится по одному часу в неделю в 5 и 6 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс. 34 часа

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

Тема 5. Географическая карта. (11 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах»

Содержание программы.

6 класс. 34часа.

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (14 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

  1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.
  2. Определение географических координат.
  3. Составление географического описания по карте.
  4. Проект “Использование географических карт”.

Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

  1. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа
  2. Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Практикум на местности  (7 часов)

Особенности погоды своей местности (календарь погоды).Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам.Измерение высоты местности с помощью нивелира.Составление плана местности методом маршрутной съемки.Воды своей местности. Экскурсия на озеро. Растительность своей местности (сборка гербария).

Тема 4. Страны мира. (5 часов)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

  1. Проект "Сказочная карта Европы".

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты

Обучающийся  5 класса научится:

объяснять:

  • для чего изучают географию;
  • специфику географии как науки;
  • специфики методов географических исследований;
  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.
  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства плана местности и космических снимков;
  • географические следствия вращения Земли.
  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «топографическая карта»;
  • свойства топографической карты.

определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления (стороны горизонта) на топографической карте, плане и местности;
  • с помощью компаса сторон горизонта.

уметь:

  • строить простые планы местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Обучающиеся  6 класса научатся:

 объяснять:

  • особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;
  • значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;
  • приводить примеры географических карт.
  • особенности рельефа суши;
  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;
  • объяснять значение карт различного содержания.

 определять:

  • географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;
  • определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.
  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях  непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • распознавать и показывать географические объекты на географических картах (простое чтение географических карт).
  • называть объекты культурного наследия;
  • приводить примеры сказок;
  • показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;
  • наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;
  • составлять простые картосхемы;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

География как наука. Источники географической информации. Д/игра.

1

Вводное занятие.

Картография. Значение карт.

1

Д/Игра. Диспут.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли.

1

Занятие с использование ИКТ

Форма, размеры и движение Земли. Глобус.

1

Аудиторное занятие.  Использование ИКТ

План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

Защита проектов « Первые карты Эратосфена». «Изобретение компаса». «Космические снимки»

1

Практикум

План местности. Значение планов местности.

1

Постановка и решение проблемных вопросов.

Топографическая карта. Условные знаки.

1

Занятие с использованием ИКТ

Игра «Условные знаки»

1

Игра

Масштаб. Игра «Кто уедет дальше от Клина»

1

Практикум

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам.

1

Практикум

Защита проекта «Компас»

1

Практикум

Изображение неровностей земной поверхности.

1

Практикум

Игра «Путешествие по топографической карте»

1

Игра

Путешествие первобытного человека

1

Занятие с использованием ИКТ

Как люди изучали и открывали Землю.

1

Аудиторное. ИКТ.

Карты первых путешественников.

1

Видеофильмы.

Составление атласа несуществующих земель и загадочных карт.

1

Занятие – практикум.

Накопление знаний о Земле. Защита проектов.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Защита проектов.

1

Практикум

Современные экспедиции и исследования.

1

Практикум

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования»

1

Практикум

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования»

1

Практикум

Многообразие географических карт.

1

Занятие с использование ИКТ

Физическая карта полушарий.

1

Практикум

Карта природных зон мира. Природные зоны.

1

Интерактивное занятие.

Арктические пустыни.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Тайга. Смешанный лес.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Игра – экскурсия «Путешествие по степи»

1

Ролевая игра

Викторина «Обитатели пустыни»

1

Диагностическая метапредметная викторина

Загадочные джунгли.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Природные зоны в мультфильмах

1

Занятие с использованием ИКТ.

Природные зоны в мультфильмах

1

Занятие с использованием ИКТ.

Диагностическая работа

1

Диагностическая работа


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

Многообразие геоизображений

1

Вводное занятие.

Многообразие географических карт

1

Занятие с использованием ИКТ.

Особенности изображения земной поверхности на географических картах

1

Занятие с использованием ИКТ.

Практическая работа «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, островов, полуостровов»

1

Практикум

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Игра «В поисках капитана Гранта»

1

Игра

Географические координаты- географическая широта.

1

Практикум

Географические координаты – географическая долгота.

1

Практикум

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

1

Практикум

Игра «Найди свой клад»

1

Игра

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

Практикум

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

Практикум

Использование геоизображений.

1

Практикум

Защита проектов «Использование географических карт»

1

Практикум

Карты  материков и океанов, разнообразие их содержания.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Анализ и сопоставление карт разной тематики. Практическая работа.

1

Практикум

Карта «Строение земной коры». Землетрясение.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Вулканы Земли.

1

Просмотр видеофильма.

Что такое гейзер?

1

Занятие с использованием ИКТ.

Фотоколлаж «Вулканы Земли. Защита  мини-проектов.

1

Практикум

Проект «Создаем конструктор литосферных  плит»

1

Практикум

Проект «Создаем конструктор литосферных  плит»

1

Практикум

Особенности погоды своей местности (календарь погоды)

1

Практикум

Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам.

1

Изучение теоретического материала

Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам.

1

Практикум

 Измерение высоты местности с помощью нивелира.

1

Практикум

 Составление плана местности методом маршрутной съемки.

1

Практикум

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

1

Практикум

Воды своей местности. Экскурсия на озеро.

1

Экскурсия

Сколько стран на Земле.

1

Занятие с использованием ИКТ.

Страны Европы.

1

Практикум

Подготовка проекта « Сказочная карта Европы»

1

Практикум

Защита проекта «Сказочная карта Европы»

1

Защита проекта

Диагностическая работа

1

Диагностическая работа


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru
 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметников http://window.edu.ru
 3. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/
 4. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
 5. Модель эволюционной школы (ЭВОЛШ). Все предметы – в тематических кейсах. Знания – в контексте!: https://sites.google.com/view/evolsch/evolsch?authuser=0;
 6. Моя школа в online: https://cifra.school/
 7. Образовательная платформа «LECTA» образовательная платформа, содержащая электронные продукты для учителей / Электронные формы учебников: https://lecta.rosuchebnik.ru/
 8. Образовательные викторины: https://quizizz.com
 9. Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://education.yandex.ru/home/
 10. Образовательный центр «Сириус»: https://edu.sirius.online/
 11. Онлайн школа «Фоксфорд«: https://foxford.ru/
 12. Онлайн-платформа: https://codewards.ru/
 13. Онлайн-платформа «Мои достижения«: https://myskills.ru/
 14. Онлайн-платформа «Олимпиум«: https://olimpium.ru/
 15. Онлайн-платформа «Открытая школа»: https://2035school.ru/login
 16. Онлайн-школа »Skyeng«: https://skyeng.ru/
 17. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР http://www.openclass.ru
 18. Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/
 19. Портал «ЯКласс«: https://www.yaklass.ru/
 20. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки http://pedsovet.org/m
 21. Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru
 22. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
 23. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
 24. Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/
 25. Цифровые ресурсы для учебы: https://www.все.онлайн/
 26. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/
 27. ЦОС «Мобильное Электронное Образование»: https://edu.mob- edu.ru/ui/#/login
 28. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru
 29. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view
 30. Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/
 31. Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «Директ- Медиа»: https://biblioschool.ru/
 32. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru
 33. Образовательная платформа: http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
 34. Образовательная платформа: http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
 35. Образовательная платформа: http://rgo.ru. – География сети.
 36. Образовательная платформа: ru.wikipedia.org›wiki/Ханты-Мансийский…Югра;
 37. Образовательная платформа: ecoguild.ru›regions/hmao/index.htm

38.  Атласы по географии 5-6; 7классы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЧАС ТИ СВЕ ТА» .

Слайд 2

I тур разминка « Угадай , кто это , что это ?»

Слайд 3

1 . Назовите древнегреческого ученого, который дал название науке географии.

Слайд 4

Правильный ответ: Эратосфен Древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III - II вв. до н.э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематический труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что означало «землеописание».

Слайд 5

2. Вспомните, кто первый совершил кругосветное плавание?

Слайд 6

Правильный ответ: Фернан Магеллан В 1519 – 1522 гг. флотилия из 5 кораблей под руководством Ф. Магеллана совершила первое кругосветное плавание. Три года длилось путешествие отважных моряков. Лишь один корабль вернулся в Испанию. Сам Ф. Магеллан погиб.

Слайд 7

Карта 17 в. Магелланова пролива

Слайд 8

Получил название в честь церкви, в которой португальский мореплаватель Фернан Магеллан принес присягу на верность испанскому королю Карлу I. После его гибели Магеллана руководство экспедицией принял на себя Себастьян Элькано . Каракка « Виктория» — первый корабль в истории, обогнувший Земной шар.

Слайд 9

3. Где на земном шаре день равен ночи круглый год?

Слайд 10

Правильный ответ: День всегда равен ночи на Экваторе. Граница освещения делит экватор на две равные половины при всяком положении земного шара.

Слайд 11

4 . Какой материк открыли позже других?

Слайд 12

Правильный ответ: Антарктиду

Слайд 13

II тур « Части света »

Слайд 14

ВОПРОС - ОТВЕТ 1. Часть света, целиком расположенная в западном полушарии. Америка 2. Назовите материк, пересекаемый экватором и нулевым меридианом. Африка 3. Какой самый холодный материк? Антарктида

Слайд 15

ВОПРОС - ОТВЕТ 4. Какой самый маленький и сухой материк? Австралия 5. Какой самый влажный материк? Южная Америка 6. Назовите часть света, расположенная в северном полушарии, пересекаемая нулевым меридианом? Европа

Слайд 16

ВОПРОС - ОТВЕТ 7. Часть света, омываемая с юга Индийским и с востока – Тихим океанами? Азия 8. Назовите точки на Земле, для определения положения которых достаточно указать только их широту. Северный и Южный полюса

Слайд 17

III тур « Занимательная география »

Слайд 18

Вдумайтесь: всё, о чем люди знают сейчас, когда-то им не было известно. Любознательные становились путешественниками и первооткрывателями. Сначала «открыли» Старый Свет. Какие части света относятся к Старому Свету? Европа, Азия, Африка

Слайд 19

Интересные факты. Легенда о Европе Легенда рассказывает: у финикийского царя была дочь по имени Европа. Всемогущий Зевс полюбил девушку. Он переправил её на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор стала носить её имя. В течение многих веков менялись границы Европы. Лишь в 18 веке окончательно договорились о том, как и где, будет проходить граница.

Слайд 20

2 . Какие горы на территории России разделяют две части света: Европу и Азию? Уральские горы ВОПРОС - ОТВЕТ

Слайд 21

В далёкие времена в Европу из Азии ввозили разнообразные товары: драгоценные камни, тончайшие ткани, пряности, чай, экзотические фрукты и овощи, и многое другое. В Европе особенно дорого ценились пряности с Востока. И сегодня смесь сухих или свежих пряных трав используют для приготовления мясных, рыбных и овощных блюд .

Слайд 22

ВОПРОС - ОТВЕТ 3. Назовите путешественников, которые искали обходной путь в Индию. Бартоломео Диаш , Васко да Гама, Христофор Колумб 4. Как называется часть света, которую открыл Х. Колумб? Америка

Слайд 23

Маршруты плаваний Колумба ХРИСТОФОР КОЛУМБ, портрет неизвестного художника 16 в.

Слайд 24

«ПИНТА», «НИНЬЯ» И «САНТА-МАРИЯ» – суда, на которых Христофор Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки

Слайд 25

Интересные факты: Х. Колумб совершил 4 плавания к берегам Америки. Открыл много островов, вступил на материк, обследовал неизвестные европейцам земли. Но первое описание новых земель, растительного и животного мира, народностей населяющих данные территории, составил другой любознательный и наблюдательный человек - Америго Веспучи , именем которого была названа часть Нового Света – Америка .

Слайд 26

ВОПРОС - ОТВЕТ 5 . Благодаря зёрнам какого растения известна Бразилия? Кофе 6. Назовите овощи, которые известны каждому жителю, дикие представители которых произрастали на территории современной Мексики и предгорий Анд в Южной Америке. Перец, томат, картофель, кукуруза

Слайд 27

ВОПРОС - ОТВЕТ 7. Назовите одну из величайших пустынь мира. Сахара 8. Назовите горы Африки которые имеют название тематического собрания географических карт, объединенных общей программой географии. горы Атлас

Слайд 28

ВОПРОС - ОТВЕТ 9. Кто знает о знаменитом африканском чуде, которое местные жители называют «гремящий дым»? водопад Виктория на реке Замбези

Слайд 29

Интересные факты Водопад Виктория расположен на реке Замбези в Южной Африке, на границе двух государств - Замбии и Зимбабве. Ширина водопада — примерно 1800 метров, высота — 128м. Падающая вода создаёт мощные гремучие потоки и брызги, которые видны на сорок километров в высоту. Шотландский исследователь Дэвид Ливингстон стал первым европейцем, который открыл для мира водопад в 1855 году и назвал его в честь королевы Виктории. Ранее водопад был известен среди местного населения как «Гремящий дым», в брызгах этого водопада играют множество радуг.

Слайд 30

ВОПРОС - ОТВЕТ 10. Какой путешественник, высадившись в 1770г. на восточном побережье Австралии увидел «странных тварей» величиной с косулю, прыгавших как лягушка, да ещё с какими-то сумками? Это животное впоследствии назвали кенгуру. Джеймс Кук

Слайд 31

Джеймс Кук (1560-1614гг.) Являлся руководителем экспедиции, организованной Британией к Новой Голландии за жемчужинами. В ходе экспедиции в 1770г. открыл восточное побережье Австралии, установил, что Тасмания и Новая Зеландия – острова. На берегу воткнул Британский флаг и провозгласил открытую землю частью Британской империи.

Слайд 32

ВОПРОС - ОТВЕТ 11. Назовите самых знаменитых представителей животного мира Австралии. Кенгуру, коала - сумчатый медведь, утконос, ехидна, страус эму, тасманский дьявол – сумчатый хищник, вомбат – сурок, лирохвост, какаду и др.

Слайд 33

IV тур « Весёлые стихи на внимание »

Слайд 34

СТИХ - ОТВЕТ 1. Высокие сосны слева и справа, Семья их лесная зовётся дубрава. Не дубрава, а бор. 2 . Со времён далёких и поныне Льют дожди, как из ведра, в пустыне. Не в пустыне, а в тропиках 3 . Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает. Не впадает, а вытекает

Слайд 35

СТИХ - ОТВЕТ 4. Слышу подсказку Вити-дружка, Что Эверест - большая река. Не река, а гора 5. На пруду есть развлечение: На спине плыть по течению. Не на пруду, а на реке, ведь течение только там 6. Есть отличная примета: Выпал снег - встречайте лето. Не лето, зиму

Слайд 36

Подведём итоги… МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ВСЕМ!



Предварительный просмотр:

Викторина по истории Нижегородского края

  1. В каком году, кем и с какой целью был основан г.Нижний Новгород?

                                                 (Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар.)

  1. Какое животное изображено на гербе Нижнего Новгорода?

                                                                                          (Олень)

  1. Почему на гербе Нижнего Новгорода изображён олень?

(Согласно одной из легенд в одно утро, когда ничего не предвещало ни бед, ни трагедий, когда нижегородцы занимались своими повседневными делами, к воротам города прибежал олень. Жители города сразу подумали о том, что появление оленя не принесёт ничего хорошего. Очевидно оленя что-то сильно испугало, раз он прибежал к людям. Горожане на всякий случай решили запереть крепостные ворота. Вскоре к Нижнему Новгороду подошло войско монголо-татар. Но в город ворваться неприятель не смог, т.к. ворота были закрыты. Постояв под стенами города монголо-татары ушли ни с чем.

Так олень спас Нижний Новгород. С тех пор жители стали почитать оленя и изображать его на гербе города. В геральдике олень считается символом чистоты, благородства, мудрости.)

  1. В 1767г. Нижний посетила Екатерина ||, здесь она познакомилась с механиком-самоучкой и после делилась восторгом о его чуде-часах и электронной машине. Позже она вручила ему золотую медаль.

Много легенд ходит об этом механике. Однажды в Россию были привезены часы английского механика Д.Кокса. Часы были привезены в разобранном виде и никто не мог их собрать, т.к. самые мелкие части были утеряны. Наш механик-самоучка собрал их и заново повторил изобретение Кокса.  Кто этот механик?

                                                                         (Иван Кулибин)

  1. Давным-давно шли через эти места басурмане, взяли в плен одного русского воина. Русский не выдал врагам, где находится его рать. Тогда басурмане разожгли костёр на высоком берегу и бросили в него несчастного. Тут появились дятлы, пожалели беднягу и решили помочь. Всей огромной стаей метнулись к Волге-реке, коснулись крыльями воды и вылили капля за каплей на пламя. Костёр погас. А басурмане в страхе бежали.   О каком месте идёт речь?    

                                                                                        (Дятловыми горами)

  1. Недалеко от Керженца расположен и самый загадочный водоем России. Находится он близ села Владимирское Воскресенского района. Чистейшая вода озера, которая может храниться несколько лет и не портиться, таит в себе много загадок и легенд. С высоты птичьего полета это озеро  выглядит как огромное блюдо среди девственных лесов. Хранит свято озеро свои тайны. Самая, пожалуй, притягательная из них – это тайна его происхождения. Говорят, под водами этого озера скрылся город Китеж, не пожелав сдаться врагу. И теперь в самые тихие дни и ночи свято верующие люди могут услышать перезвон колоколов китежских церквей, а на дне озера можно увидеть кресты колоколен города. Что это за озеро?

                                                                                             (Озеро Светлояр)

  1. Большое Болдино - маленькое чудо Нижегородской земли. Это одно из немногих мест, где замирает сердце от ощущения остановившегося времени, а в душе воцаряется глубокое спокойствие от магической тишины и лирической красоты. Болдино – это место, где живут сказки и исполняются желания. С именем какой знаменитой личности связано это место?

                                                                           (С именем А.С.Пушкина)

  1.   28 мая 1722 года во время Персидского похода в Нижний Новгород прибыл Петр Первый. 30 мая он отпраздновал здесь свой день рождения. Сколько лет исполнилось Петру Первому?

                                                                                                  (Пятьдесят)

  1. Как в настоящее время называется Благовещенская площадь?

                                                                                                     (пл. Минина)

  1. Дважды, в 1238 и 1239 года, Нижний Новгород был сожжён. Кем был сожжён город?

                                                                                             (Полчищами Батыя)

  1. В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины; грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в др. города; в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Военным руководителем был приглашен князь Д. М. Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья; вместе с русским народом в нём участвовали марийцы, чуваши, коми и др. народности Поволжья и Севера. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства. От каких интервентов надо было освобождать Родину?

                                                                (От польско-литовских интервентов)

  1. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в город, куда подошли отряды из др. городов и уездов. Здесь был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. О каком городе идёт речь?

                                                                                                   (Ярославль)

  1. В Нижнем Новгороде начали каменщики строить кремль. На следующий день утром пришли и увидели, что все сделанное ими развалилось. Удивились каменщики, покачали головами, но продолжили работу. А на другой день увидели снова все развалившимся. Решили каменщики обратиться к старикам за советом. И старики сказали: чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Взяла она ведра и коромысло, спустилась к речке, набрала полные ведра и стала подниматься с ними на крутую гору, И увидела Алена, что около места постройки кремля стоят люди и чего-то ждут. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом.

Плакали строители, замуровывая женщину, но ничего не поделаешь…Зато стоял Нижегородский кремль крепко – на страх врагам. Больше никогда его не брали ни приступом, ни долгой осадой. С какой башней кремля связана легенда?

                                                                          (Коромыслова башня)

  1. Какая другая легенда связана с этой башней?

                                     (Осадила Нижний Новгород несметная вражья сила. День за днем отбивали нижегородцы тяжелые приступы врага, и начали таять их силы. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - не хватало воды. Начали думать защитники о том, что придется сдаваться на милость победителя. Среди осажденных нашлась одна храбрая девушка. Она вызвалась принести воду из речки Почайны. Рано утром под покровом тумана спустили ее со стены. Осторожно миновала она татарские патрули, спустилась к Почайне, напилась сама, набрала полные ведра воды и стала подниматься с ними в крутую гору. И были уже близко дружеские руки, готовые подхватить ее, как появился татарский патруль. Враг поднял тревогу. Между татарами и девушкой завязалась ожесточенная схватка, в которой она оборонялась своим коромыслом. Девушка убила им несколько татар, но и сама была убита. Храбрость девушки смутила врагов. Они рассуждали: "Если в этой крепости такие храбрые женщины, что одна из них без оружия убила несколько наших воинов, то каковы же должны быть мужчины?" Осада была снята. Убитую девушку с почестями похоронили под башней, положив с ней и ведра с коромыслом.)

  1. В 1943 году была заложена мемориальная Чкаловская лестница. Строили её немецкие военнопленные в 1949 году. Лестница связывает верхнюю часть города с Нижнее Волжской набережной. В 1985 году у подножия Чкаловской лестницы  установили катер “Герой”, входивший в состав Волжской военной флотилии и в годы Великой Отечественной войны участвовавший в Сталинградской битве. Так что уже третье десятилетие лестница тянется от одного “Героя” до другого — Героя Советского Союза Валерия Чкалова. В честь какого события была заложении эта лестница?

                                                                 (В честь победоносного завершения Сталинградской битвы)

  1. Сколько ступенек насчитывает Чкаловская лестница?

                                                               (560 ступенек)

  1. 30 ноября 2007 года в Нижнем Новгороде появился самый необычный памятник. Он находится на главной площади Сормовского района. Он представляет собой круг диаметром 1,2 метра, выполненный из чугуна и окрашенный специальным составом под бронзу.

(Памятник Пятаку. В основу памятника была взята монета достоинством в пять копеек времен Николая Второго (1916 год) без обозначения монетного двора.)  

  1. Назовите настоящее имя М.Горького.

                                                        (Алексей Пешков)

  1. Знаменитый советский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1963), вратарь сборной СССР и горьковского «Торпедо» (1956—1972), двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Хоккейное прозвище — «русский медведь». Родился в Горьком.

                                                                (Ви́ктор Серге́евич Конова́ленко)

  1. Русский советский композитор. Родился в Нижнем Новгороде.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1948) за песни «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Песня о родной земле» и «Хороши весной в саду цветочки» . Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962 год)

                                                                       (Борис Андреевич Мокроусов)

  1. Родился в селе Владимирском Нижегородской области, что совсем рядом с овеянным легендами озером Светлояр. Наверное, поэтому он и начал собирать сказки, которые в нашем краю бабушки издавна рассказывали своим внукам. Его книги: «Сказы и сказки нижегородской земли», «У голубого Светлояра», «Сказки лесного Заволжья». О каком писателе речь?

                                                                 (Сергей Афоньшин)

  1. Пожалуй, этого писателя нельзя напрямую назвать нашим земляком – он родился в городе Луганске. Но с 1849 года автор знаменитого толкового словаря жил в Нижнем и даже управлял здесь удельной конторой – это учреждение ведало удельными крестьянами, землями и имуществом, так что примеров «живого великорусского» писатель и ученый слышал достаточно. Неслучайно именно в нашем городе он завершил свою многолетнюю работу «Сборник пословиц», а обработку словаря довел до буквы "П". О ком речь?

                                                                                    (Владимир Даль)                                                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Край мой - земля Нижегородская

Слайд 2

1. Назовите год основания Нижнего Новгорода.

Слайд 3

1221 год

Слайд 4

2. Назовите число башен Нижегородского Кремля.

Слайд 5

(Ответ. 13)

Слайд 6

3. Какая башня Нижегородского Кремля была построена первой?

Слайд 7

(Ответ. Дмитриевская)

Слайд 8

4. Как связана история Нижнего Новгорода с освобождением Москвы от польских захватчиков?

Слайд 9

Примерный ответ. В Нижнем Новгороде возникло народное движение, направленное на освобождение русской земли от интервентов. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность как «выборный от всея земли человек». Не раз выступая перед нижегородцами на площади перед съезжей избой в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Призывы Минина были услышаны и получили поддержку.

Слайд 10

5. Какое животное является символом Нижегородского края? Почему?

Слайд 11

Примерный ответ. В «Сказе о яростном олене», записанном С. В. Афоньшиным , говорится, что во времена Ивана Грозного в нижегородских лесах в большом количестве водились олени сохатые (лоси) и олени рогатые. Их мясо обладало свойством воодушевлять русское воинство на битву. Молодой охотник Холодай-Голодай научил охоте на них не только царскую свиту, но и самого Грозного царя. Добыв мясо красивого и храброго лося, царь Иван быстро завоевал Казань и пожелал, чтобы на гербе Нижнего был изображен буйный сохатый. Однако чиновные люди изобразили вместо него оленя рогатого, бьющего в землю копытом.

Слайд 12

6. Как назвали нижегородский герб бурлаки?

Слайд 13

Примерный ответ. « Ве-е-сёлой козой» ». Он казался им символом долгожданного отдыха (ведь до этого были долгие дни изнурительной работы, когда надо было тянуть баржи до самого Нижнего). Уже в наше время название «Веселая коза» получил Российский фестиваль театральных капустников.

Слайд 14

7. Какие цвета присутствуют в нижегородском гербе и каково их символическое название?

Слайд 15

Серебряный цвет - символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира; червлёный цвет - символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности; чёрный цвет - символ благоразумия, мудрости, честности, скромности, смирения и вечности бытия.

Слайд 16

8. В старину говорили «Москва - … России, Петербург - её …, а … - Нижний Новгород». Вместо многоточия поставьте недостающие слова.

Слайд 17

«Москва – сердце России, Петербург – ее голова, а кошелек – Нижний Новгород»

Слайд 18

10. Оригинальная техника окраски деревянных изделий, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота.

Слайд 19

Это - хохломская роспись.

Слайд 20

11. Назовите населённый пункт Нижегородской области, связанный с именем русского поэта и писателя А.С Пушкина.

Слайд 21

Большое Болдино – сказочное место А.С. Пушкина. На протяжении четырех столетий Болдино принадлежало одному из дворянских родов России – роду Пушкиных. В Болдино Пушкиным было создано более пятидесяти произведений. Сейчас в селе Большое Болдино существует Пушкинский музей-заповедник, который может посетить каждый. Основан этот музей ко 150-летию со дня рождения великого поэта.

Слайд 22

12. Самый загадочный водоём России, расположенный в Нижегородской области? Что в нём особенного?

Слайд 23

Озеро Светлояр . Его чистейшая вода может много лет храниться в сосуде, не теряя исключительной чистоты, прозрачности, вкусовых качеств и целебных свойств. Это принесло ей славу святой воды. Вторая особенность – необычный рельеф озера и редчайшие виды растительности, встречающиеся здесь. С высоты птичьего полета Светлояр выглядит совершенно круглым. Дно озера от центра во все стороны расходится практически равномерно и заканчивается словно циркулем начерченным кругом, напоминая гигантский бриллиант-кабошон.

Слайд 24

13. Какое место в Нижегородской области называют Нижегородской Карелией? Почему?

Слайд 25

Старая Пустынь, или, как ее еще называют, нижегородская Карелия, - удивительный уголок природы в Арзамасском районе. Ни одно из пустынских озер, образованных на месте древних карстовых провалов, не похоже на другое. Овальную чашу Круглого озера не спутаешь с вытянутыми берегами Долгого, а чистоту и свет Свято-озера , берега которого по ночам действительно светятся от облюбовавших их светлячков, нельзя сравнивать с редко рассеивающейся туманной дымкой Парового озера. Протоки и заливы озер буквально усеяны цветами кубышек и кувшинок. По берегам можно встретить желтые ирисы - охраняемый вид растений. Вообще флора и фауна Пустынского заказника - сплошной охраняемый вид. На его территории произрастает более 700 видов растений из 1200, встречающихся в Нижегородской области. Из них 7 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации и 28 - в Красную книгу Нижегородской области. То же самое с птицами, насекомыми. млекопитающими, рептилиями. В некоторых озерах, например, живет вид выхухоли, занесенный не только в российскую, но и международную Красную книгу.

Слайд 26

Кто изображён на фотографиях? Как их имена связаны с историей Нижегородского края?

Слайд 28

Академический театр в Нижнем Новгороде открылся 16 мая 1896 г. оперой Глинки «Иван Сусанин», которая давалась труппой С.И. Мамонтова. Партию Сусанина исполнял двадцатитрехлетний Федор Шаляпин

Слайд 30

Николай Александрович Добролюбов - русский писатель. Родился 5 февраля 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде.

Слайд 32

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) – русский писатель. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде

Слайд 34

Никола́й Ива́нович Лобаче́вский Родился в 1792 в Нижнем Новгороде — русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.

Слайд 36

Чкалов Валерий Павлович –комбриг, герой Советского Союза Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Слайд 38

Кулибин Иван Петрович –нижегородский гениальный механик-изобретатель самоучка.