Для родителей

Пырина Татьяна Николаевна

здесь вы можете увидеть актуальную информацию для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 5» г. Поворино

Консультация для родителей

«Детская журналистика

и развитие речи дошкольников»

Подготовила

Воспитатель: Пырина Т.Н.

Цель:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалогическую речь и монологическую речь посредством детской журналистики.

Задачи:

-создать систему работы по развитию диалогической речи и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;

- формировать начальные знания детей в области журналистики, как неотъемлемой части современной жизни, диалогической, монологической речи и развитие творческой личности через игровую деятельность;

- развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями;

-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, добиваться результатов.;  

- подключать родителей в реализацию программы, как фактора позитивного развития детей.

  В работу включены различные виды деятельности:

- познавательно-речевая: беседы на темы, возникающие в написании статей, творческие командировки, викторины, дидактические игры;

- игровая: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;

- продуктивная: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликации, создание коллажей.

  Основными критериями являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для воспитанников работа в объединении предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используют такие методы:

-беседа с воспитателями, родителями;

-выполнение им различных видов деятельности.

  На первом занятии перед детьми ставится проблемная ситуация: «Мы хотим, чтоб о событиях детского сада знали все. Как быть?». Дети предлагают разные варианты обмена информацией, с которыми сталкиваются ежедневно: устраивать телепередачи, собирать родителей и рассказывать им, издавать и распространять газету. Обсуждая каждый вариант методом мозгового штурма, мы находим положительное и отрицательное, удобное и неудобное в каждом варианте. И постепенно дети приходят к необходимости издания в группе журнала.

  Затем дети изучают газеты и журналы, их внешний облик, внутреннее содержание. Также предлагается просмотреть журналы прошлых лет. Они читают рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», и многие другие, предлагают свои варианты. Целью таких занятий является расширение представлений детей.

  На последующих занятиях возникает потребность узнать, кто издает газеты. Педагог подробно знакомит с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель деятельности юного журналиста:

-дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;

-берут интервью, сочиняют свои статьи;

-печатают вместе с редактором обработанную информацию;

  После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем к самой игре: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованы как в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), так и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

  До начала интервью проводится предварительная работа, состоящая из обучения вести интервью. В этом детям помогают опорные карточки – схемы, картинки – символы. Они демонстрируют схему ведения диалога в виде опорного рисунка. Каждый рисунок заключает в себе тему речевого высказывания и варианты речевых обращений. Например, рисунок «Солнышко»-это приветствие, вход в диалог, речевые приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день!». Структура диалога: приветствие, цель, рассказ интервьюированного, отношение к этому, прощание, выражение благодарности за интервью. Если дети берут интервью у взрослого, они спрашивают об инструментах, которые помогают в работе, об обучении и об отношении к данной профессии. После того как дети составили статьи, редактор (руководитель кружка) оформляем их должным образом. Следующий этап – монтаж и дизайн журнала: изготовление иллюстраций, печать фотографий. Большое значение мы придаем развитию эмоционально-волевой сферы детей. Полноценный диалог немыслим без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений. Такие отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками, что невозможно без освоения средств невербальной коммуникации, а также умения чувствовать партнера, его состояние.  Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей воспитанников, которые посещают группу, показало, что они хотят принимать участие в издании новостей детского сада.