ФГОС. Разработки и находки.

Тыквенко Наталья Вениаминовна

В данной папке предполагается разместить материал по географии и биологии по ФГОС. Это могут быть и технологические карты, дидактический материал, презентации и что-нибудь ещё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 10

Класс: 5

Тема: По следам путешественников каменного века. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемый результат:

- ученик научится: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

- ученик получит возможность научиться: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

-Личностные УУД

1. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Регулятивные УУД

 1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать  факты и явления.

Коммуникативные УУД

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Методы: Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный

Орг. формы: Словесный, наглядный.

Дидактический материал: в приложении (тесты для закрепления)

Карта   урок

Этапы урока

Характеристика основных видов деятельности

Задания

1.Организационный этап

2. Целеполагание (мотивация)

1.Учащиеся узнают, как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.

2.Кто такой Тур  Хейердал  какое он имеет отношение к другим путешественникам

Проблемный диалог:

1.О чём могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием?

3. Актуализация знаний

Беседа с учащимися

1.Как люди путешествуют?

2.Какие трудности могут стоять перед путешественниками?

4. Первичное усвоение новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Рассказ о том как людям было интересно узнать, что находится дальше своего дома.

2.Смелый план (Т.Хейердал)

3.Один на один с океаном.

5. Первичная проверка понимания

Выполнение практической работы

Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов»

6.Первичное  закрепление

Работа по тестам

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

№7

8. Рефлексия

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №11

Класс: 5

Тема: Путешественники древности 

Тип урока: урок комбинированный

Планируемый результат:

- ученик научится: Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

- ученик получит возможность научиться: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте

Личностные УУД

1. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Регулятивные УУД

 1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

 2. осознавать конечный результат, искать  средства достижения цели;

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Методы: Фронтальная работа с классом.

Орг. формы: Словесный, наглядный.

Дидактический материал: в приложении

Карта   урока

Этапы урока

Характеристика основных видов деятельности

Задания

1.Организационный этап

2. Целеполагание (мотивация)

1.Учащиеся узнают кто такие финикийцы.

2.Какое путешествие и зачем совершили финикийцы

3.Кого называют отцом географии

4.Что такое солнечный камень

5.Чегоиспугался Пифей

Проблемный вопрос:

Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?

3. Актуализация знаний

Беседа с учащимися

Вспомните:

1.Какие приспособления позволяли  людям  в древности совершать  плавания?

2.Почему люди в древности плавали вдоль берегов?

4. Первичное усвоение новых знаний

Исследовать и описывать по картам маршруты путешественников древности. Наносить на к/к маршруты путешествий.

1.Вокруг Африки

2.Первые географы

3.Плавание за солнечным камнем

(По мере объяснения материала находить на карте объекты, указанные в тексте)

5. Первичная проверка понимания

Беседа

Беседа по тексту учебника: 1)каким образом финикийские моряки пополняли запасы продовольствия?

2) каким образом приводились в движение корабли финикийцев?

3)Когда плавание проходило из ИО в АО, в каком направлении по компасу шли финикийцы?

4)Сколько раз финикийцы пересекли экватор

6.Первичное  закрепление

Картографический практикум

Проследить по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки  и записать географические объекты, через которые они прошли. Отметить географические объекты, связанные с плаванием Пифея, Геродота

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

Тесты на закрепление

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Инструкция и запись домашнего  задания

§8

9. Рефлексия

Ответы на вопросы

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №12

Класс: 5

Тема: Путешествия морских народов 

Тип урока: урок комбинированный

Планируемый результат:

- ученик научится: Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. . Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считали первооткрывателями Америки.

- ученик получит возможность научиться: Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Личностные УУД

1. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Регулятивные УУД

 1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

 2. осознавать конечный результат, искать  средства достижения цели;

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Методы: Фронтальная работа с классом.

Орг. формы: Словесный, наглядный.

Дидактический материал: в приложении

Карта   урока

Этапы урока

Характеристика основных видов деятельности

Задания

1.Организационный этап

2. Целеполагание (мотивация)

1.Учащиеся узнают кто такие викинги.

2.Какие географические открытия  совершили викинги.

3.Какие особенности природы характерны для Исландии и Гренландии.

4.Почему викингов не считают первооткрывателя- ми Америки

Проблемный вопрос:

Любознательность или необходимость заставляли викингов путешествовать по морям и океанам?

3. Актуализация знаний

Беседа с учащимися

Вспомните:

1.Почему некоторые народы называют морскими?

4. Первичное усвоение новых знаний

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий морских народов.. Наносить на к/к маршруты путешествий.

1. Найдите на карте Скандинавский полуостров. Какие народы проживали на этом п-ве?

2.Как по другому называли викингов? Как на русский язык переводятся викинги, норманны, варяги?

3. Как называли корабли викингов?

4.Почему люди боялись викингов?

5.Как можно было спастись от викингов?

6.Что явилось причинами расселения викингов?

7.Проследите по тексту учебника и по карте, куда со Скандинавского п-ва расселились викинги?

8.Кто является первооткрывателем Гренландии?

5. Первичная проверка понимания

Беседа

Рассказ учителя

Работа в парах.

1. Рассказать о жизни в Гренландии.

2.Рассказать о природе земли Винланд.

3.О Лейве, сагах,

6.Первичное  закрепление

Картографический практикум

Отметить на контурной карте объекты, указанные в тексте параграфа.

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

1.Тематический практикум

2.Тесты на закрепление

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Инструкция и запись домашнего  задания

§9

9. Рефлексия

Ответы на вопросы

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №13

Класс: 5

Тема: Первые европейцы на краю Азии 

Тип урока: урок комбинированный

Планируемый результат:

- ученик научится: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

- ученик получит возможность научиться: Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Личностные УУД

1. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Регулятивные УУД

 1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

 2. осознавать конечный результат, искать  средства достижения цели;

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Методы: Фронтальная работа с классом.

Орг. формы: Словесный, наглядный.

Дидактический материал: в приложении

Карта   урока

Этапы урока

Характеристика основных видов деятельности

Задания

1.Организационный этап

2. Целеполагание (мотивация)

Учащиеся узнают:

1.Кто такой Марко Поло?

2.Зачем европейцы искали путь в Китай?

3.О чём говорится в «Книге Марко Поло»?

Проблемный вопрос:

«Книга Марко Поло»-научный отчёт или приключенческий роман?

3. Актуализация знаний

Беседа с учащимися

Вспомните:

1.Кто являются первыми путешественниками?

4. Первичное усвоение новых знаний

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий морских народов.. Наносить на к/к маршруты путешествий.

Беседа

В предложенный текст  вставить пропущенные слова.

2.Рассказ учителя о Марко Поло. Их прибытии в Китай.

3.Почему хан Хубилай радушно принял путешественников?

4.Что позволило Марко Поло и хану Хубилаю свободно общаться?

5.Почему венецианские купцы провели длительное время в Китае?

6.Обсудить в паре, о жизни Марко Поло в Китае.

7.Путь домой. Как называется  китайский корабль?

8.Путешествие домой в Венецию. Марко Поло на войне, в тюрьме

9.Как называется книга о путешествии Марко Поло?

5. Первичная проверка понимания

Беседа

Рассказ учителя

Работа в парах.

1.Почему путешествие в Китай длилось несколько лет?

2.Чем можно объяснить длительность путешествия из Китая в Персию

3.Почему в названии книги о путешествии Марко Поло использовалось словосочетание «разнообразие мира»?

6.Первичное  закрепление

Картографический практикум

Отметить на контурной карте объекты, указанные в тексте параграфа.

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

1.Тематический практикум

Прочитать текст и ответить на вопрос: назовите предметы изобретённые в Китае?

2.Тесты на закрепление

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Инструкция и запись домашнего  задания

§10

9. Рефлексия

Ответы на вопросы

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №14

Класс: 5

Тема: Хождение за три моря 

Тип урока: урок комбинированный

Планируемый результат:

- ученик научится: Объяснить результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием А. Никитина. Объяснять причины путешествия А. Никитина в Индию.

- ученик получит возможность научиться: Умения работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,

Личностные УУД

1. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Регулятивные УУД

 1. Самостоятельно определять цель учебной деятельности,

 2. осознавать конечный результат, искать  средства достижения цели;

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Методы: Фронтальная работа с классом.

Орг. формы: Словесный, наглядный.

Дидактический материал: в приложении

Карта   урока

Этапы урока

Характеристика основных видов деятельности

Задания

1.Организационный этап

2. Целеполагание (мотивация)

Учащиеся узнают:

1.Кто такой  Афанасий Никитин;

2.Какие три моря пересёк А. Никитин во время своего путешествия.

3.Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию.

Проблемный вопрос:

Афанасий Никитин –первый учёный-географ России или предприимчивый купец

3. Актуализация знаний

Беседа с учащимися

Вспомните:

1.Что такое море?

2.Где расположена Индия?

3.Кто совершил первые географические путешествия?

4. Первичное усвоение новых знаний

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий А. Никитина «за три моря…». Готовить и делать сообщение об особенностях этих путешествий.

Рассказ с элементами беседы

Прочитать текст и вставить пропущенные слова:

-Рассказ учителя об А. Никитине.

1.В каком году началось путешествие А. Никитина в Индию?

2.По какой реке проходила первая часть путешествия А. Никитина?

3.Какое первое море нужно было пересечь  А. Никитину?

4.Территорию какого царства решил посетить А. Никитин?

-Встреча с разбойниками.

5.Куда первым делом пошёл А.Н. прибыв в Ширванское царство? Зачем?

6.Откуда были привезены эти богатства?

7.Через какие географические объекты нужно проехать А.Н., чтобы достичь Индии?

-А.Н. в Индии.

8.Сколько лет А.Н. путешествовал по Индии?

9.Через какие моря проходил путь  А.Н. домой?

5. Первичная проверка понимания

Рассказ с элементами беседы

1.Какими товарами славилась Индия?

2.Как называется современное государство ранее называемое Персией?

3.Как называется книга, написанная во время путешествия А.Н. по Индии?

4.Какие три моря прошёл А.Н. во время своего путешествия?

5.В каком городе установлен памятник А.Н.?

6.Сколько в общем длилось странствие А.Н.?

6.Первичное  закрепление

Картографический практикум

Отметить на контурной карте объекты, указанные в тексте параграфа.

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

2.Тесты на закрепление

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Инструкция и запись домашнего  задания

§11

9. Рефлексия

Ответы на вопросы

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Тыквенко Наталья Вениаминовна

Класс: 7.

УМК: программы по географии  для 5–9 классов авторов: авторов: Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География.

Предмет: география

Тема: Воздушные массы и климатические пояса.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: согласно рабочей программе урок является одним из этапов изучения темы «Атмосфера –мастерская климата»

Цель: создать условия для формирования представления о типах воздушных масс, их характеристиках, о климатических поясах и их особенностях.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- дают определение понятиям  воздушная масса, климатический пояс;

-определяют типы воздушных масс и их характеристика;

-характеризуют особенности распределения климатических поясов;

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

2.  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

1.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

2. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

1. Понимать смысл своей действительности;

2.Сохранять устойчивый интерес к учению.

Ход урока

     Название

 этапа урока

Задача, которая должна быть

Решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап.

Проверить готовность детей к уроку, положительно настроить на урок

Фронтальная

Приветствие.

- Проверим готовность.

Оценивают собственную деятельность -(готовность к уроку)

Обучающиеся готовы к деятельности на уроке, положительно эмоционально настроены;

Наблюдение.

2

Актуализация знаний

Повторить изученный материал, необходимый для  усвоения новых знаний

Фронтальная, парная

1.Что такое воздух?

2.Что такое воздушные массы?

3.Какими параметрами характеризуются воздушные массы?

4.Что такое климат?

5.Чем отличаются типы климатов?

1. Работают в паре.

Работают по вопросам.

Совместно уточняют ответы на вопросы.

Устная фиксация правильных ответов.

3.

Постановка учебной задачи

Мотивировать к пробному учебному действию,

Проблемный диалог

-Могут ли над различными участками земной поверхности формироваться одинаковые по свойствам воздушные массы?

Высказывают предполагаемые ответы,

Формулируют тему урока

Формулируют цели

Проявляют познавательный интерес к учебному материалу.

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Записи темы урока в тетради.

4

Этап усвоения новых знаний

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия 

Парная

  1.Воздушные массы. Работа по тексту учебника.

1).Откройте учебник на стр. 58, прочитайте 1 абзац, дайте определение понятию «воздушная масса»

2). Каковы  основные свойства воздушных  масс?

3). Прочитайте текст на стр. 59 и назовите, какие типы воздушных масс формируются над Землёй?

4).Работа в парах. Каждая пара даёт краткую характеристику ВМ по плану:

 а)где формируется;

б)какой пояс освещённости?

в) какой пояс увлажнения?

г) особенности климата.

5) какому закону подчиняется размещение природных зон?

2.Климатические пояса.

1. Откройте атлас на стр. 7. Как называется карта?

2.Определите по карте: какие климатические пояса выделяют на Земле? Сколько их?

3.Какое вы заметили отличие в названии климатических поясов? (основные и переходные -составить схему)

4.Работая по таблице 2  и тексту учебника на стр. 60 дайте характеристику основных климатических поясов.

5. Работая по таблице 2 стр. 60   и тексту учебника на стр. 61 дайте характеристику переходных климатических поясов.

Определяют, что такое воздушная масса, какие существуют типы воздушных масс

Дети работают в парах и формулируют отличительные  особенности.

Изучив индивидуально особенности климатических поясов, передают информацию друг другу на понимание.

Слушают и понимают речь других.

Работают по предложенному учителем плану

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Индивидуальная работа с текстом.

Наблюдения за работой детей в парах

Ответы детей.

5.

Первичная проверка понимания

Закрепить новый материал

Индивидуальная и

групповая

На доске шаблоны с названиями климатических поясов. Указать последовательность смены климатических поясов от Северного полюса до экватора.

Условные обозначения:

ЭП-экваториальный пояс

СЭ-субэкваториальный пояс

СТ-субтропический пояс

ТП- тропический пояс

СА- субарктический пояс

АП –арктический пояс

УП умеренный пояс

Сравнивают с картой атласа «Климатические пояса», делают вывод.

Делают выводы совместной работы

Результаты работы детей

6.

Первичная проверка понимания

Организовать самостоятельную учебную деятельность с использованием дидактических карточек

Самостоятельная, парная

Работа по карточкам, взаимооценка по критериям, получение результатов.

Возд. м

Темпер.

Осадки

средние

Холодн

скудные

Экватор

Дети читают задания и выполняют их, оценивают друг друга в парах

Оценивают работу друг друга по критериям  

Карточки с правильными ответами и критериями оценки

7.

Рефлексия

Создать условия для осознания учащимися своей учебной деятельности, самооценки деятельности

Индивидуальная, фронтальная

- что ожидал от урока?

- что получилось? За счет чего?

- что не получилось? Почему?

Дают словесную оценку.

Понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Лист самооценки

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ КСО НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

Учитель географии и биологии Гляденской ООШ

филиала МБОУ Холмогорской средней школы

Тыквенко Наталья Вениаминовна

1.ВЗАИМОПЕРЕДАЧА ТЕМ (ВПТ) в парах сменного состава.

Каждый ученик должен одну или несколько тем изучить самостоятельно, а часть тем получить от других учеников. . Самостоятельно изученные темы в обязательном порядке сдаются учителю,, он должен передать своим товарищам

Под темой понимается определённым образом оформленный текст, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., с объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

Прорабатывая текст, ученик в итоге получает подробнейший (поабзацный) план изучаемой темы и решения задач (вопросов) первой и второй групп этой темы. И только после этого тема сдаётся учителю. Учитель проверяет не только уровень освоения темы, но и готовит ученика к роли учителя, которую ему придётся выполнять при обучении другого.

Взаимодействие учеников организуется следующим образом. Один ученик восстанавливает другому по частям (по своему плану) содержание своей темы, после каждой части проверяет уровень понимания и задает вопросы (или предлагает решить задачи) первой группы. После этого ученик, который находится в позиции учащегося, записывает заголовок этой части. В результате совместной работы у напарника в тетради появляется подробнейший план темы. После этого ученики меняются ролями. Обучив друг друга, каждый из учеников самостоятельно приступает к выполнению упражнений второй группы. А далее они проверяют друг друга.

Таким образом, работа по методике требует особого запуска со стороны учителя. Для обеспечения работы, ему необходимо проверить, как каждый ученик самостоятельно изучил свою тему, а это, как правило, требует немало времени. Далее работа организуется командиром сводного отряда.

Раздел. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

16

Тип Плоские черви.

1

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

18

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

20

Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

1

21

Обобщение по темам: Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

1

Т. №16

Т. №17

Т. №18

Т. №19

Т.№20

Т.№21

ВЛ.

ВПТ

СР

ВПТ

ВПТ

ЛР

ИР

Табло учёта

Т. №16

Т. №17

Т. №18

Т. №19

Т.№20

Т.№21

ВПТ

СР

ВПТ

ВПТ

ЛР

ИР

Даниил

ВЛ

•+

Андрей

ВЛ

Лена Ж.

ВЛ

Анжела

ВЛ

Кирилл

ВЛ

Даша

ВЛ

Лена Х

ВЛ

•+

Дима

ВЛ

РСУ-ИЗ

СР

РСУ-ИЗ

РСУ-ИЗ

РСУ

ИР

ВЛ –вводная лекция

РСУ – работа с учителем

ВПТ –взаимопередача тем (ПСС)

СР - самостоятельная работа

ЛР –лабораторная работа

ИЗ –индивидуальное задание

ИР итоговая работа

Тема №16. «Тип Плоские черви»

2. Класс Ресничные черви.

1). Где обитают ресничные черви?

2). Сколько насчитывается видов?

3). Каких они достигают размеров?

4). Назовите представителя ресничных червей.

5). Почему белую планарию отнесли к ресничным червям?

3. Внутреннее строение ресничных червей. Опорно-двигательная система

        1). Чем представлена опорно-двигательная система ресничных червей?

        2). Каково значение ресничек?

        3).Чем заполнено  внутреннее пространство под кожно-мускульным мешком?

4. Внутреннее строение ресничных червей.  Пищеварительная система.

        1). Какую функцию выполняет пищеварительная система?

        2). Какие органы образую пищеварительную систему?

        3). Какую функцию выполняет глотка, кишечник?

        3). По способу питания, планария-?

        4). Как происходит питание у планарии?

5. Внутреннее строение ресничных червей.  Дыхание.

        1). Как происходит дыхание у планарии?

6. Внутреннее строение ресничных червей.  Нервная система.

        1). Какое строение имеет нервная система планарии?

        2). Какие органы чувств имеются у планарии? Их значение.

7. Внутреннее строение ресничных червей.  Выделительная система.

        1). Какими органами представлена выделительная система?

        2). Как происходит выделение ненужных веществ?

8. Размножение и развитие.

        1). Как происходит бесполое размножение планарии?

        2). По способу размножения, планария -?

        3). Назвать органы половой системы.

        4). Оплодотворение у них какое?

Задания 2-ой группы

1.На примере систем органов- пищеварительной, выделительной, нервной- объясните взаимосвязь строения этой системы и её функций.

Тема 18

Тема: Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1. Класс Нематоды.

1). Назовите представителя класса Нематод.

2).Сколько насчитывается видов?

3). Какой  образ жизни ведут нематоды?

2. Внутреннее строение. Пищеварительная система.

1). Какие органы образуют пищеварительную систему?

3. Внутреннее строение. Дыхание.

1). Как происходит дыхание у свободноживущих нематод?

2).Как происходит дыхание у паразитических нематод?

4. Внутреннее строение.  Нервная система.

1). Какое строение имеет нервная система?

2).Какие органы чувств имеются у нематод?

5. Внутреннее строение. Размножение.

1). По способу размножения нематоды-?

2). Какие органы образуют половую систему самки?

3). Какие органы образуют половую систему самца?

4). Оплодотворение-?

6. Паразиты человека.

1). Где живёт человеческая аскарида?

2). Каких она достигает размеров?

3). Чем они питаются?

4). Кроме аскариды какие ещё круглые черви обитают в теле человека?

5). Где они обитают?

6).Каких достигают размеров?

7). Как человек может заразиться паразитами?

8). Какой вред  человеку приносят паразиты?

Задания  2-й группы.

        1). Установите взаимосвязь строения и образ  жизни  представителей  типа Круглые черви.

Тема 19.

Тема «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви».

1. Общая характеристика и внешнее строение многощетинковых червей.

1). Сколько видов многощетинковых червей известно?

2). Где обитают многощетинковые черви?

3) Какой образ жизни ведут разные представители данного типа?

4). Каких размеров достигают черви?

5). Каково внешнее  строение многощетинковых червей?

6).Какие органы находятся по бокам тела червей?

7). Что имеется в каждой параподии?

8). Как происходит движение червя?

2. Внутреннее строение. Опорно-двигательная система.

1). Какие органы формируют кожно-мускульный мешок?

2). Какие типы мышц имеются у кольчатых червей?

3. Внутреннее строение. Пищеварительная система.

1). Какие органы образуют пищеварительную систему?

4. Внутреннее строение. Дыхание.

1).Как происходит дыхание у червей?

5. Внутреннее строение. Кровеносная система.

1). Какое строение имеет кровеносная система?

6. Внутреннее строение. Нервная система.

1). Какое строение имеет нервная система червей?

2). Какие органы чувств развиты у червей?

7. Внутреннее строение. Выделительная система

1).Чем представлена выделительная система у червей?

8. Размножение и развитие многощетинковых червей.

1). По способу размножения многощетинковые-?

2). Оплодотворение-?

3). Как происходит бесполое размножение?

Задания 2 й группы.

1. Назовите особенности строения кровеносной, нервной систем кольчатых червей.

Тема 17. «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни».

1. Распределите признаки, присущие ленточным червям и сосальщикам.

Классы Плоских червей

Характеристики

А. Ленточные черви

Б.  Сосальщики

1. Паразитический образ  жизни

2. Свободноживущие организмы

3. Всасывание через поверхность тела

4. Поступление веществ через пищеварительную систему.

5. Наличие кожно-мускульного мешка.

6. Наличие присосок.

7. Членистое строение тела

2. Ответить на вопросы

1). Какие особенности строения  позволяют ему жить в печени хозяина?

2).Почему заражение печёночным сосальщиком может произойти при питье сырой воды?

3). Какие особенности строения свиного цепня связаны с условиями жизни этого паразита  в кишечнике человека?

3.

Тема 20.

Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

2. ОБРАТНАЯ МЕТОДИКА РИВИНА

Основная идея этой методики в том, чтобы за счёт коллективной работы раскрыть содержание учебной темы. Для запуска методики учитель должен подготовить подробные планы нескольких тем.

Каждый ученик получает план. Его задача – по плану восстановить содержание темы и оформить соответствующий текст. Работа группы организуется так же, как по методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника, с которым совместно обсуждает возможное содержание и при необходимости обращаются к разным источникам, например, учебникам, книгам, энциклопедиям. Далее они обсуждают возможный вариант текста, соответствующего пункту плана, который ученик записывает в свою тетрадь. После этого он таким же образом помогает своему товарищу оформить содержание его пункта плана.

Для проработки следующего пункта плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта, далее работа организуется, как это описано выше.

Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст темы. После этого он может взяться за другую тему, прорабатывая ее аналогичным образом.

Основная оргформа – коллективная. Основным видом работы учащихся в паре является совместное обсуждение.

1. План-вопросник для подготовки связного рассказа по изученной теме (работа по методике, обратной ривинской) ОМР

Тема «Растения». Биология. 5 класс

1.Цветковые растения.

1). Почему цветковые растения называют «цветковыми»?

                       2). Из каких частей  состоит их тело?

                       3). Из каких органов состоит побег?

                       4). Какое значение имеет корень?

                       5). Каково значение стебля?

                       6). На стебле развивается ….что?

                       7). Что образуется в листьях?

       8). Какую роль играют цветковые растения в жизни человека?

2. Голосеменные растения.

1). Какие растения относятся к голосеменным растениям?

      2). Почему голосеменные растения получили такое название?

3. Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

                       1). Что представляли собой леса из папоротников много миллионов лет назад?

     2). Что представляют собой папоротники в настоящее время?

                       3). Чем размножаются мхи и папоротники?

                  4). Какие органы уже появились у некоторых мхов и  папоротников?

                       5). Каково практическое значение мхов?

                       6). Как образовался каменный уголь?

4.Водоросли.

                        1.Где они обитают?

                        2). Каких размеров бывают водоросли?

                         3). Что представляет собой тело водоросли?

4). Почему некоторые водоросли называют нитчатыми?

                        5). Что представляют собой бурые водоросли?

2.План-вопросник для подготовки связного рассказа при изучении нового материала (работа по методике, обратной ривинской)

Тема «Другие внутренние воды России».

                Озёра.

1.Что называют озером?

2.Сколько озёр на территории страны?

3.Назовите самое большое по площади.

4.  самое глубокое озеро в России.

5.Какие районы страны наиболее богаты озёрами?

6.В  каких районах страны есть солёные озёра?

7.Назовите озёра на которых добывают соль.

8. С какой целью создают водохранилища?

                Болота

1. Дайте определение понятию «болото».

2.Какова площадь болот? Сколько это составляет %?

3.Назовите наиболее заболоченные территории России.

4.Чем низинные болота отличаются от верховых?

5. Условия образования низинных болот.

6. Источники образования верховых болот.

7.Каково значение болот?

3. ВЗАИМОПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

Взаимопроверка индивидуальных заданий направлено для закрепления пройденного материала и отработки практических навыков.

Алгоритм работы

1.Ответьте самостоятельно на все вопросы карточки, записывая ответы в левой половине тетради.

2.Сядь в пару. Задай напарнику свой 1 вопрос, выслушай ответ скажи свою версию. Запиши дополнения в правую половину тетради. Ответь на 1 вопрос напарника.

3. Смени пару Задай другому напарнику следующий вопрос, который хочешь обсудить. Ответь на вопрос напарника.

4. Проверь таким образом все вопросы, каждый вопрос в новой паре.

После организации работы по данной методике проводится письменная работа или зачёт.

Решение задач на определение температуры воздуха

№ 1 (СВЕТА)

1. У подножия горы Казбек температура +240 С. Какая температура будет на вершине?

2. Во время полёта стюардесса сообщила, что температура за бортом -280 С, у поверхности Земли +150 С. На какой высоте летит самолёт?

3. На высоте 8 км термометр показал -180 С. Какая температура в это время была у поверхности Земли?

Решение задач на определение изменения давления с высотой.

№ 2 (ДАША)

1. Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. У подножия горы давление было 720 мм рт. ст. Изменится ли давление с высотой? Ответ объясните.

2. Определите, на какой высоте летит самолёт, если за бортом самолёта давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм рт. ст.

3. Атмосферное давление у подножия горы 750 мм рт. ст. Каким будет атмосферное давление на высоте 2 км?

4.  ВЗАИМОТРЕНАЖ.

Ученики получают разные карточки и выбирают себе напарника. Первый ученик диктует второму первое задание  своей карточки, второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Когда первый ученик продиктует все задания  своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик отвечает на эти вопросы. Когда все вопросы продиктованы,  ученики заканчивают работу и расходятся. Далее ищут нового напарника

1 задание. Перевод численного масштаба в именованный

Карточка № 1

Карточка № 2

Задание

1:500000

1:500

1:2000

Ответ

в 1 см 5 км

в 1 см 5 м

в 1 см 20 м

Задание

1:2500

1:75000

1:1000

Ответ

в 1 см 25 м

в 1 см 750 м

в 1 см 10 м

2. Задания для работы по методике взаимотренажа

Словарь понятий по теме «Изображение рельефа на карте» 6 класс

1.Рельеф- неровности земной поверхности

2. Относительная высота превышение одной точки земной поверхности над другой.

3. Абсолютная высота –превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

4.Горизонтали-линии, соединяющие точки с одинаковой высотой

5. Бергштрих- чёрточки, показывающие направление склона.

№1

Рельеф

Относительная высота

Абсолютная высота

Горизонтали

Бергштрих

№2

Бергштрих

        Горизонтали

Относительная высота

Абсолютная высота

Рельеф

Словарь понятий по теме «Климатообразующие факторы»

1. Солнечная радиация – излучение солнцем тепла и света.

2. Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

3. Трансформация – способность воздушных масс менять свои свойства.

4. Атмосферный фронт – полоса, разделяющая различные по своим свойствам воздушные массы.

5. Тёплый фронт – перемещение тёплых воздушных масс в сторону холодных.

6. Холодный фронт – перемещение холодных масс в сторону тёплых.

7. Циклон – атмосферные вихри с низким давлением в центре.

8. Антициклон – атмосферные вихри с высоким давлением в центре.

Карточки для взаимотренажа по теме «Климатообразующие факторы» 

1

солнечная радиация

суммарная радиация

трансформация

атмосферный фронт

2

циклон

тёплый фронт

холодный фронт

солнечная радиация

3

суммарная радиация

атмосферный фронт

тёплый фронт

антициклон

4

трансформация

циклон

антициклон

холодный фронт

Примечание. Одно и то же понятие из словаря повторяется не менее двух раз.

5. МЕТОДИКА РИВИНА

Алгоритм работы.

1.Работа с собственным абзацем.

1) Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?»

2). Перечитайте абзац, объясняя значение каждого малопонятного слова словосочетания, предложения.

3). Попробуйте привести свои примеры.

4). Озаглавьте абзац, запишите заглавие в тетрадь.

2. Помощь напарнику в проработке его абзаца.

Поменяйтесь ролями, помогите напарнику озаглавить его абзац.

3. Смените напарника. В новой паре кратко восстановите содержание предыдущих абзацев.

4. Работайте. Над новым абзацем с напарником. Помогите напарнику. Выслушайте краткое содержание предыдущих абзацев его текста.

Тема «Природные зоны России»

1. Арктическая пустыня.

Арктические пустыни занимают острова и архипелаги Северного Ледовитого океана. Царство льда и снега называют «страной белого безмолвия»

        Природная зона расположена в условиях арктического климата. Среднегодовая температура здесь отрицательная , хотя в летние дни она может подниматься немного выше нуля. Все осадки в течение года выпадают в виде снега. Снег, накапливаясь, превращается в лёд.

         На Земле Франца-Иосифа, Новой Земле , Северной  Земле и острове Врангеля широко развито покровное оледенение. Климат Новосибирских островов не менее суров, но снега выпадает меньше, что затрудняет образование ледяного покрова.

        Климатические условия здесь не очень благоприятны для развития почв и растительности. На островах растут примитивные лишайники. Воды  океана богаты рыбой. Тюлени моржи и белые медведи- самые крупные представители животного мира арктических пустынь.  Наиболее многочисленные обитатели этой природной зоны являются морские птицы. На скалистых берегах островов находятся птичьи базары, где гнездятся  кайры, белые чайки, глупыши, гаги.

2 Тундра

        Зона тундры располагается на побережье морей Северного Ледовитого океана, севернее полярного круга. Лишь на северо-востоке страны тундра располагается  южнее полярного круга, выходя к побережьям Охотского и Берингова морей.

        Для тундры характерна долгая зима, которая отличается сильными морозами и ветрами. Морозы держатся от 6до 9 месяцев. Температура воздуха в тундре, в азиатской её части достигает  -32°С. Лето короткое и прохладное. Температура июля не превышает +10°С.  На весь облик тундры оказывает влияние многолетняя мерзлота.  Летом оттаивают верхние слои грунта, а нижние нет, поэтому дождевые и талые воды не просачиваются глубоко, тепла мало, поэтому летом тундра превращается в болото.

        Условия для формирования почв неблагоприятные. Низкие температуры и сильное переувлажнение поверхности сдерживает накопление гумуса.  Для тундры характерны тундрово-глеевые почвы, отличающиеся очень низким содержанием гумуса (2-3%).

        В составе растительности преобладают влаголюбивые виды: осока, мхи и лишайники.  В тундрах лишайники образуют толстый покров.  Особенно характерным является ягель лишайник, который называют «оленьим мхом». Растут полярная ива и карликовая берёза.  Тундра –пастбище для северных оленей. Обитают мелкие грызуны: мыши и лемминги.  Из хищников встречаются полярные волки, песцы и полярные совы.  

3. Тайга.

        Тайга занимает северную часть лесной зоны. Характерно относительно тёплое лето и довольно холодная  зима.  Сохранению тепла зимой  помогает большая густота хвойных деревьев. В летний же период в густых хвойных лесах относительно прохладно.  Солнечные лучи с трудом проникают к земной поверхности. Поэтому в хвойных лесах мало травы и кустарников.  

        Существует два вида таёжных лесов: темнохвойные леса состоят из ели и пихты, распространены в полосе от западных границ страны до Енисея. К востоку от Енисея господствует светлохвойная тайга, в которой преобладает  лиственница.  Это самое морозостойкое  из хвойных деревьев. Н зиму они сбрасывают хвою.

        Осадки в тайге превышают испарение, что способствует значительному увлажнению территории, поэтому здесь велика заболоченность.  Подзолистые и мерзлотно-таёжные почвы наиболее типичные  для зоны тайги.

        Животные ведут в древесный образ жизни: соболь, колонок, белка, росомаха, куница, бурундук. Много птиц: дятлов, кедровок, поползней. Среди насекомых много кровососущих: комаров, мошек, образуя  тучи гнуса.  В тайге есть клещи, некоторые виды являются переносчиками тяжёлой болезни –энцефалита.        

4. Смешанные и широколиственные леса.

        Эти леса растут на Восточно-Европейской и на Дальнем Востоке, где климат более тёплый и влажный. Климат теплее, лиственные деревья активно поглощают солнечные лучи, они имеют раскидистые кроны, растут на большом расстоянии друг от друга. Поэтому в смешанных и широколиственных лесах  много трав, кустарничков и кустарников.

        Ежегодный обильный листовой опад, достаточное количество влаги и тепла  дат возможность развиваться достаточно плодородным почвам –бурым и серым лесным почвам.  Под смешанными лесами формируются дерново-подзолистые почвы.

        В широколиственных лесах Восточно -Европейской  равнины много наземных травоядных и хищных животных. Здесь обитают зайцы- русаки, благородные олени кабаны, лисы, волки.  Самым крупным животным этих лесов является зубр.

        Леса Дальнего Востока являются смешанными. По традиции её называют дальневосточной, уссурийской тайгой . Из животных здесь обитают: лось, бурый медведь, соболь, бурундук. Чёрный и гималайский медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, енотовидная собака.

5.Степи.

        Степи простираются на юге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.  Сплошная полоса простирается на восток только до предгорий Алтая.

        Климат степей характеризуется жарким засушливым летом и довольно холодной зимой.  В таких условиях деревья не могут расти, зато замечательно себя чувствуют травянистые растения.  Поэтому характерная  черта степной зоны –безлесье.  Степь море травы, в составе которой разнообразные ковыли, типчак, тонконог, мятлик.  В условиях степей формируются рекордные по плодородию почвы –чернозёмы.

Типичные животные степи: суслики, землеройки, полевые мыши, хомяки. Из хищников обитают: хорьки, лисицы, ласки К птицам степей относятся орлы, жаворонки, журавль-красавка.

На просторах степи прекрасные условия для развития земледелия, прежде всего плодороднейшие почвы. Почти вся площадь распахана. На месте дикой степи раскинулись поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других сельскохозяйственных культур.

6. Полупустыни.

Полупустыни распространены в районе Прикаспийской низменности.  Климат становится жарче и суше. После жаркого лета наступает неожиданно холодная зима. Снега выпадает очень мало. Весна короткая , переход от зимы  к лету проходит за 2-3 недели.

Зональными типами почв полупустыней являются каштановые и бурые , которым характерно небольшое содержание гумуса.

Растительность полупустынь скудная. Среди растений на севере зоны полупустынь преобладают злаки с примесью полыни.

В полупустынях распространены животные степей и пустынь. Наиболее типичные обитатели полупустыни –грызуны: тушканчики, суслики, песчанки, но можно встретить и зайца -русака. Встречаются антилопы. Из хищников распространены волк, лисица, барсук, хорьки. Много пресмыкающихся – ящерицы- круглоголовки, змеи, черепахи.

Фрагмент плана учебного занятия

Ваня Ч..

У. Дальний Восток

С. Байкал-жемчужина Сибири

ВПТ с Антоном Л.. Русская равнина

С. Тест

Антон Л.

СО № 2. Уральские горы. ОК

ВПТ с Илья Щ Русская равнина

П с Серёжа Ш. Дальний Восток

У. Западно-Сибирская равнина

Илья Щ.

СО № 1. Русская равнина. Презентация

ВПТ с Антоном Л. Северный Кавказ

С. Байкал-жемчужина Сибири

П с Алиной Я. Восточная Сибирь

Данила О.

СО № 1. Русская равнина. Презентация

П с Серёжей Ш Дальний Восток. Презент.

С. Байкал – жемчужина Сибири

ВПТ с Колей  С. Северный Кавказ

П –работа в паре

ВПТ -взаимопередача тем

СО -сводный отряд

С -самостоятельная работа

У-работа с учителем