Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра - ведущая форма жизни детей. Все виды дидактических игр: с принятием учащимися определённых ролевых функций, с использованием сказочного сюжета, фантазирования; деловых игр – обеспечивают более высокую по сравнению с обычными формами урока результативность (иначе нет смысла проводить такие уроки, ведь подготовка к ним требует от учителя значительно больших затрат и энергии). В зависимости от поставленных задач и целей проблемная обучающая игра может быть фрагментом урока или уроком – игрой.

Особое место в использовании на уроках дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игра можно проводить на разных этапах урока.

В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке (на этом этапе иногда использую загадки, пословицы и поговорки, кроссворды, ребусы).

Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна играть задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать его в получении новых знаний. Здесь он может играть поисковый характер.

При закреплении учебного материала роль игры заключается выяснении усвоения и осмысления учебного материала.

Примеры дидактических игр, которые применяю на уроках

Игра «Отгадай пословицы». На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.

а л г и (игла).

шинама (машина).

ртукфа (фартук).

еяшв (швея).

ткниа (нитка).

дожхуник (художник)

кройзащик (закройщик).

рвапо (провар).

лярма (маляр).

нологтех (технолог).

Задание. Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет).

Без туда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда.

Без охоты - ……………………. нет работы.

Без ремесла – ………………… как без рук.

Без дела жить -………………. только небо коптить.

Без топора не плотник -………….. без иглы не портной.

Люби дело -………………….. мастером будешь.

Дело мастера -……………… боится.

Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь.

Была бы охота -………………….. заладится всякая работа.

Конкурс-эстафета (ролевая игра)

Участвуют все игроки команды. На столе против каждой команды лежат инструменты и материалы; шаблон, линейка, ножницы, мел, игла, нитки, наперсток, швейная машина, утюг. Задание. Выполнить командой стачной шов взаутюжку. (Капитанам распределить обязанности между членами команды последующей схеме).

1. Чертежница. (Чертит на ткани с помощью шаблона будущую деталь для выполнения машинного шва).

2. Закройщица. (Раскраивает детали по намеченным линиям).

3. Оператор ручных работ. (Сметывает детали).

4. Оператор машинных работ. (Стачивает детали).

5. Утюжильщица.

6. Контролер ОТК.

Работа в группах или сочетание групповой работы с индивидуальной и самостоятельной стимулирует активизацию обучения. Для этого подбираю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

Например, при работе в малых группах предлагаю следующие задания:

  • творческие задания - придумать свой рецепт салата, фасон фартука и т.д.
  • соревнования - оформление блюда; качество пошива фартука и его оформление и т.д.

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности создает прекрасные условия для самоопределения, самовыражения учащихся. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно- ориентированных технологий. Развивает все ключевые компетенции. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Проекты позволяют развивать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность организует взаимодействие учителя и учеников на протяжение значительного отрывка времени: серия уроков, тема четверти, полугодия. Результаты коллективных или индивидуальных проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.

Мы с ребятами в основном выполняем проекты краткосрочные, рассчитанные на 1-2 урока. Некоторые проекты могут быть выполнены за 2-6 уроков. Примеры таких проектов: «Моделирование юбки», «Диванные подушки», «Салфетка в лоскутной технике», «Платье», «Лоскутный мячик» и др. Все сделанные своими руками вещи легко находят свое место в быту.

Технология разноуровневого (дифференцированного) подхода помогает мне выбрать наиболее подходящую форму деятельности для учащихся, разных по уровню подготовки, природных задатков, также мотивированности. Для реализации принципа разноуровневого подхода на всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания, задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе, я предлагаю выполнение задания (или проекта) с меньшим объемом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Ученицам из малообеспеченных семей предлагаются темы, связанные с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

Использую разноуровневые задания для проверки усвоения основных ЗУН на всех этапах урока, соответствующие требованиям уровней обучения. Первый уровень – это ученический уровень, он представляет «обязательный минимум», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика, и он обеспечивает только такое качество знаний, как правильность (на первом уровне это – правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил). Второй уровень – алгоритмический, обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задание по теме с применением полученных знаний и умений. Третий уровень -эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, систематичность и прочность.

Примеры разноуровневых заданий, которые применяю на уроках в 5 классе

Тема: Посуда и инвентарь. Правила ТБ.

1 уровень

Карточка № 1

  • Перечислите кухонные инструменты и инвентарь.
  • Что означает слово «Кулинария»?

Карточка № 2

  • Как и в какой последовательности надо мыть посуду?
  • Какие моющие средства применяют для мытья посуды?

Карточка № 3

  • Перечислите требования к рабочему месту при кулинарных работах.
  • Что необходимо знать при работе с горячими жидкостями?

2 уровень

Карточка № 1

Отметьте буквой:

С – санитарно-гигиенические требования

Т – Технику безопасности труда

П - правила внутреннего распорядка

1. Не допускать мух в помещение.

2. Бережно относиться к оборудованию и инструментам.

3. Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя.

4. Пользоваться правильными приемами ножом.

5. До тепловой обработки продукты тщательно моют, очищают и нарезают.

6. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимать ее от себя.

Карточка № 2

Обозначить:

П – посуда Пр. – приспособления

И – инструменты

Кастрюля, ложка, терка, сковорода, миска, овощерезка, нож, тарелка, разливательная ложка, разделочная доска, мясорубка.

Карточка № 3

Отметьте буквой:

С – санитарно-гигиенические требования,

Т – технику безопасности.

• Руки мыть с мылом.

• Перед включением электрического прибора проверить исправность электрического шнура.

• Включать и выключать электроприборы сухими руками.

• Надеть фартук и косынку.

• Закатать рукава одежды.

• Не оставлять включенные электроприборы без присмотра.

3 уровень

Карточка № 1

Найдите лишнее:

  • Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.
  • На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.
  • Засыпать в горячую жидкость крупу и другие продукты осторожно.
  • Передавать нож и вилку ручкой вперед.
  • Не пользоваться посудой с прогнувшимся дном и сломанными ручками.
  • Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края.
  • Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки, то с помощью сковородника.

Благодаря внедрению информационных технологий (ИКТ) у меня появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях), дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Организацию поисково-исследовательской работы учащихся сегодня сложно представить без ИКТ. Например, часто перед учеником ставлю задачу написать сообщение на заданную тему и создать презентацию к нему. Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, в том числе интернет-ресурсы, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Для подготовки презентации ученик должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет радость, создаёт ситуацию успеха.

Внедрение в учебный процесс ИКТ позволяет мне эффективно организовать свою работу, самостоятельную творческую, учебно-исследовательскую работу учащихся и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Таким образом, формы и методы активного обучения позволяют организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Одной из основных составляющих Национальной образовательной стратегии является здоровье школьников, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

• дозировка учебной нагрузки;

• построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

• знание правил техники безопасности;

• профилактика травматизма.

При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» знакомлю, учащихся с технологией приготовления кулинарных блюд, сообщаю основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни по следующим направлениям:

• связь между питанием и здоровьем;

• важность сбалансированного рациона;

• необходимость разнообразия пищи;

• как правильно питаться, если занимаешься спортом;

• чем нужно питаться в разное время года;

• о вреде переедания;

• важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания.

При изучении темы «Интерьер жилого дома» обращаю внимание на то, что при обустройстве жилища следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье. Например, электроприборы являются источником электромагнитных излучений и при оборудовании помещения нужно правильно размещать бытовую технику.

Рассматриваем влияние комнатных растений в интерьере на работоспособность человека. Растения очищают воздух, что особенно важно на кухне, и способствуют повышению влажности воздуха. Занятия комнатным цветоводством удовлетворяют потребность человека в общении с природой.

При изучении раздела «Технология обработки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, что правильно подобранная одежда защищает от неприятных факторов внешней среды, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, от чего в немалой степени зависит его здоровье и самочувствие.

Обучая детей работе на швейной машине, уделяю внимание правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям о том, что невыполнение этих правил приводит к преждевременной усталости, а неправильное положение корпуса способствует появлению сутулости, развитию близорукости.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, разноуровневые классные и домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу с учащимися гимнастику для глаз.

Под контролем находится длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Обращаю внимание на правильность позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

В результате моей работы у воспитанников формируется привычка заботиться о своем здоровье, сознательное и активное отношение к нему, ребята осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни, что способствует развитию общекультурной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Какие технологии использую в работе с одаренными детьми? Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, вовлекаю их в различную творческую деятельность: конкурсы, проекты, олимпиады, выставки, исследовательскую деятельность

Реализуя свои склонности, интересы и способности мои ученики демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах разного уровня, научно-практических конференциях, конкурсах, выставках, проектной деятельности. Так, обучающиеся являются постоянными участниками:

• предметных олимпиад школьного, городского, республиканского уровней;

• НПК школьников «Шаг в будущее».