Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.

Юферова Анастасия Анатольевна

 

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла  необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Концепция модернизации российского образования предполагает непрерывность воспитательных и образовательных процессов между дошкольной и школьной ступенью обучения. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возврата имеет важное социальное значение для всего общества.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при этом педагогический процесс опирается на понятия и идеи экологии. Выдающиеся теоретики и практики дошкольного образования (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, Н. Н. Поддъяков, В. Г. Фокин, Л. Г. Нисканен, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Казакова, М. М. Марковская и др.) указывали на то, что полноценное экологическое развитие является одной из основных сторон развития дошкольника.

 Цель экологического воспитания - формирование у ребенка начал экологического отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Для достижения поставленной цели необходимым является решение следующих задач:

·         Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений о животных;

·         формирование у детей элементов экологического мышления, т.е. способности видеть многочисленные связи, существующие в природе, и на их основе прогнозировать последствия тех или иных поступков и мероприятий;

·         развитие у дошкольников  практических навыков и умений через разнообразную деятельность в природе;

·         воспитание гуманного отношения к ней.

Важнейшим  условием экологического воспитания дошкольников является соблюдение педагогических принципов:

1.             Целенаправленность, системность, систематичность.

2.             Принцип доступности (знания, доступные освоению дошкольниками и возможностями детской познавательной деятельности).

3.             Принцип научности.

4.             Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний (содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей).

5.             Опора на личный социальный опыт воспитанника.

6.             Принцип целостности воздействия на эмоции, чувства, сознание детей.

Формирование экологических представлений старших дошкольников о многообразии животных средней полосы необходимо осуществлять с помощью комплекса средств:

1.             Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, диафильмы, наглядные пособия, познавательная литература, энциклопедии, справочники, театр.

2.             Природа: наличие в группе зеленого  и  живого уголков; экологическая тропа.

3.             Игры и игрушки: настольно-печатные, логические, словесно-дидактические игры;  игрушки, изображающие животных.

4.             Положительная эмоциональная среда.

Средства экологического воспитания становятся наиболее эффективными в оптимальном сочетании методов и приемов.

Существуют различные методы, приемы формирования экологических представлений в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными. Исследователями предлагаются следующие группы методов: наглядные, словесные, практические, игровые.

1. Наглядные методы формирования экологических представлений:

  • Наблюдения.
  • Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.

2. Практические методы:

  • Опыты и эксперименты.
  • Моделирование, метод проектов.

3. Игровые методы:

  • Дидактические, подвижные, творческие и др. игры.

4. Словесные методы:

  • Рассказ педагога.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.

В связи с тем, что экологические представления дошкольников опираются на непосредственный чувственный опыт, то наглядные, практические и игровые методы ознакомления детей с животными на наш взгляд являются приоритетными.

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Показатели

1

2

3

1

Высокий

Ребенок самостоятельно называет животных. Рассказывает о многообразии внешнего строения, основных жизненных функциях. Без помощи воспитателя называет условия, необходимые для жизни, роста и развития животных, рассказывает  о взаимосвязи среды обитания с особенностями

внешнего вида и строения живого организма, об сезонных изменениях живых организмов. Составляет подробные рассказы о биоценозах (составе, существующих связях и взаимозависимостях). Ответы ребенка полные, содержательные, эмоционально окрашенные.

2

Средний

Ребенок называет животных, основные жизненные функции. С помощью воспитателя рассказывает о необходимых условиях для полноценного существования животного, сезонных изменениях в облике и жизнедеятельности. С помощью наводящих вопросов рассказывает о составе биоценоза, но затрудняется в определении связей и взаимозависимостей внутри биоценоза.

Ответы ребенка не полные, эмоциональные.

3

 

 

Низкий

 

 

 

Ребенок затрудняется назвать животных, их основные жизненные функции, необходимые условиях, сезонные изменения в жизнедеятельности. Не может рассказать о составе биоценоза, не замечает связей и взаимозависимости внутри биоценоза. Ребенку постоянно требуется помощь педагога. Ответы скудные, не точные.

 

 

 

 

Тематический перспективный план формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных

 

Ме-сяц

Неде-ли

Методы работы

Цель работы

Задачи работы

Сен-тябрь

1 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Муравьи». Художественное слово.

 

Чтение произведения

 В. В. Бианки «Как Муравьишко домой спешил».

Сформировать представления о муравьях.

 

 

 

 

 

Воспитывать умение запоминать вид персонажа, его поступки и сопереживание к персонажу.

Конкретизировать представления о внешнем виде муравья, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами основные признаки.

Сен-тябрь

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Мухи и комары». Художественное слово.

 

Чтение сказки     Д. Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий  хвост».

Сформировать представления о мухах и комарах.

 

 

 

 

 

 

Воспитывать у детей умение чувствовать и понимать характеры персонажей; учить детей передавать своё отношение к персонажам.

Конкретизировать представления о внешнем виде мухи, комара, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме).

Сен-тябрь

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Паук», «Бабочка». Художественное слово.

 

 

 

 

 

Сформировать представление о пауке.

Конкретизировать представления о внешнем виде паука, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме).

Дидактическая игра «Где мой дом?»

Закрепить представления детей о месте обитания насекомых (муравья, пчелы, комара, бабочки)

Сен-тябрь

4 неделя

Чтение познавательной литературы И. Гурина. Как появляется бабочка. – М.: ООО «Фламинго», 2009. – 16с.

Сформировать представления о появлении и развитии насекомого.

Уточнить представления о способах размножения насекомых, развитии, питании, способах защиты от естественных врагов.

Дидактическая игра «Цепочки развития»

Закрепить представления о последовательности развития насекомого

Ок-тябрь

1 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Ерш». Художественное слово.

Чтение русской народной сказки «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

Сформировать представления о рыбах

Конкретизировать представления о внешнем виде рыб пресноводных водоемов, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни рыб (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами основные признаки.

Ок-тябрь

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Плотва». Художественное слово.

Сформировать представления о рыбах

Ок-тябрь

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Окунь». Художественное слово.

Сформировать представления о рыбах

Ок-тябрь

3 неделя

Беседа об отлете птиц.

Сформировать представления о перелетных птицах.

Уточнить представления детей о том, что многие птицы осенью улетают (ласточки, скворцы, грачи и др.); учить распозна­вать их на картинках, устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц; формировать понятие «перелетные птицы»; учить детей выражать в слове отличительные признаки птиц; под­держивать интерес к наблюдению за птицами.

Дидактическая игра «Кто как выглядит?»

Сформировать представления о внешнем виде птиц, закрепить в речи названия частей тела.

Ок-тябрь

4 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Щука». Художественное слово.

 

Чтение русской народной сказки «О щуке зубастой».

Сформировать представления о рыбах

 

 

 

 

Уточнить представления детей об образе  жизни щуки.

Закрепить представления детей о рыбах (внешнем виде, месте обитания, способах питания, особенностях жизни)

Ок-тябрь

4 неделя

Дидактические игры «Рыбы», «Рыболов».

 

Чтение русской народной сказки «Золотая рыбка».

Сформировать представления о рыбах

 

Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).

Но-ябрь

1 неделя

Рассказ педагога о животном. Демонстрация  картины «Ежи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Как ежи готовятся к зиме».

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки Братья  Гримм «Заяц и ёж».

Сформировать у воспитанников представления о животных: их внешнем строении, основных жизненных функциях (питание, движение, рост и развитие, размножение).

 

 

 

 

 

Развитие речевой и познавательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

Конкретизировать представления о внешнем виде ежа; дать детям представления об образе жизни зверей в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами выделенные признаки.

 

Закреплять знания детей о том, что некоторые животные впадают в спячку, дать первоначальное представление о том, как готовит норку и зимует еж.

 

Закрепить представления детей о способах придвижения зайца и ежа.

Но-ябрь

2 неделя

Демонстрация картин и рассказ педагога о зайцах и белках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «О ком я говорю?».

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение русской народной сказки «Заячьи слезы».

Сформировать у воспитанников представления о зайцах и белках: их внешнем строении, основных жизненных функциях (питание, движение, рост и развитие, размножение).

 

 

 

 

 

 

Уточнять и активизировать словарный запас. Учить детей определять форму предложного падежа имен существительных в единственном падеже с предлогом «о».

Воспитывать умение запоминать  внешний вид персонажей, их внешний вид, поступки и переживания.

Конкретизировать представления о внешнем виде белки, зайца; дать детям представления об образе жизни зверей в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами выделенные признаки.

Но-ябрь

3 неделя

Демонстрация видео слайдов и рассказ педагога о бурых медведях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки

Л. Н. Толстого «Три  медведя».

 

 

 

 

 

 

Дидактическая

игра «Кто спит зимой?».

Сформировать у воспитанников представления о бурых медведях: их внешнем строении, основных жизненных функциях (питание, движение, рост и развитие, размножение).

 

 

 

 

Вызвать у детей радость от общения со сказкой. Продолжать учить детей осмысливать содержание, характер персонажей.

 

Развитие речевой и познавательной активности.

Конкретизировать представления о внешнем виде бурых медведей; дать детям представления об образе жизни зверей в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами выделенные признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать первоначальное представление о самих животных, о том, как зимуют некоторые животные, и где они живут, о том, что у животных есть маленькие детеныши.

Но-ябрь

4 неделя

Демонстрация видео слайдов и рассказ педагога о волках, лисах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Прятки».

 

 

 

 

 

 

 

Чтение произведения

Е. И. Чарушина «Волчишко», «Лисята».

Сформировать у воспитанников представления о волках, лисах: их внешнем строении, основных жизненных функциях (питание, движение, рост и развитие, размножение).

 

 

Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

 

Учить детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

 

 

 

 

Конкретизировать представления о внешнем виде волков, лис, дать детям представления об образе жизни зверей в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами выделенные признаки.

Но-ябрь

4 неделя

Чтение  сказки   Г. А. Скребицкого «Всяк—по-своему».

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности животных; об особенностях поведения и внешнего вида животных в соответствии с условиями жизни.

Формировать у детей представления о том, как звери готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; еж готовится к длительной спячке; заяц меня­ет окраску шерсти); воспитывать интерес к жизни диких зверей.

Дидактическая игра «Зоологическое домино».

Закрепить представления о диких животных средней полосы, воспитывать сообразительность, развивать внимание.

Де-кабрь

1 неделя

Беседа и демонстрация картин о диких птицах «Голубь».  Художественное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности птиц; об особенностях поведения и внешнего вида.

Конкретизировать представления о внешнем виде голубей; дать детям представления об образе жизни в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами основные признаки.

Де-кабрь

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о диких птицах «Ворона», «Сорока».  Художественное слово.

 

 

 

 

 

Чтение сказки   К. Д. Ушинского «Ворон и сорока»

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности птиц; об особенностях поведения и внешнего вида.

 

Учить детей узнавать птиц по повадкам, внешнему виду.

Конкретизировать представления о внешнем виде вороны, сороки; дать детям представления об образе жизни в природе (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить различать птиц по внешнему виду.

Де-кабрь

2 неделя

Беседа по картине «Птицы у кормушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Угадай птицу».

 

 

 

 

Чтение сказки   А. М. Горького «Воробьишко».

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности птиц; об особенностях поведения и внешнего вида птиц в холодное время года.

 

Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах, узнавать знакомых птиц по описанию.

 

Воспитывать детей запоминать внешний вид воробья его поведение и сопереживание к нему.

Закрепить представления детей о зимующих птицах, способах их питания, особенностях жизнедеятельности в холодное время года.

 

 

 

 

 

Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, остроты ума и быстроты реакции. Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Де-кабрь

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о диких птицах «Синица».  Художественное слово.

Сформировать представления о зимующих птицах.

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности птиц зимой.

Де-кабрь

4 неделя

Дидактическая игра «Птицы».

Дидактическая игра «Что за птица»

 

 

 

 

 

 

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности перелетных птиц зимой.

 

 

 

 

 

Закреплять умение детей классифици­ровать и называть птиц.

Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

 

Ян-варь

1 неделя

Дидактическая игра «Чем питаются птицы?».

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности птиц.

Закрепить представления детей о способах питания разных птиц в холодное время года.

Ян-варь

2 неделя

Рассказ педагога и демонстрация картины «Пресноводный водоем».

Сформировать представления дошкольников о составе биоценоза «Пресный водоем».

Сформировать представления старших дошкольников о взаимосвязи и взаимодействии животных в сообществах, о составе сообщества водоема.

Ян-варь

3 неделя

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

 

Закрепить представление о «биоценозе», «цепи питания», уточнить представления об основных отличительных признаках животных (насекомых, зверей, птиц), связанных с местом обитания.

Сформировать представления старших дошкольников о взаимосвязи и взаимодействии животных в сообществах, о составе сообществ – водоема, леса, луга.

Ян-варь

4 неделя

Дидактическая игра «Кто как защищается от врагов?».

Сформировать представления о способах защиты животных от естественных врагов.

Закрепить представления детей о способах приспособления животных (насекомых, рыб, зверей, птиц) к среде обитания, способах защиты от врагов.

Ян-варь

4 неделя

Демонстрация видеофильма «Кто как в лесу живет?» из цикла детских познавательных фильмов «Природоведения для самых маленьких».

Сформировать представления о жизни животных и птиц в лесу.

Закрепить представления детей о способах приспособления животных (насекомых, рыб, зверей, птиц) к среде обитания, особенностях жизни в природе.

Фев-раль

1 неделя

Демонстрация видеофильма «Тайны старого пруда» из цикла детских познавательных фильмов «Природоведения для самых маленьких».

Сформировать представления старших дошкольников о взаимосвязи и взаимодействии животных в сообществах, о составе сообществ  водоема.

Актуализировать представления детей о составе сообщества «пруд».

Фев-раль

2 неделя

Дидактическая игра «Охотник», «Рыболов».

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности животных; об особенностях поведения и внешнего вида животных (зверей, птиц, рыб) в соответствии с условиями жизни.

Актуализировать представления детей о разнообразных зверей, рыб.

Фев-раль

3 неделя

Дидактическая игра «Чем питаются птицы?»

 

 

 

 

Чтение произведение из книги «Легенды горы Зеленой» составителя Г.П. Калишевой

«От чего у глухаря глаза красные».

Расширить представления старших дошкольников о питании птиц в соответствии с условиями жизни.

 

Сформировать знания о способе питания и выживания в тайге.

Закрепить представления детей о способах питания разных птиц.

 

 

 

Закрепить знания о том как глухари добывают себе корм и спасаются от зимней стужи.

Фев-раль

4 неделя

Дидактическая игра «Чем питаются животные?».

Расширить представления старших дошкольников о питании животных в соответствии с условиями жизни.

Закрепить представления детей о различных способах питания животных.

Март

1 неделя

Беседа о перелетных птицах.

Сформировать представления о перелетных птицах.

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности перелетных птиц весной.

Март

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о диких птицах «Грачи». Художественное слово.

Сформировать представления о перелетных птицах.

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности перелетных птиц весной.

Март

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о диких птицах «Скворцы». Художественное слово.

Сформировать представления о перелетных птицах.

Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности перелетных птиц весной.

Март

4 неделя

Чтение познавательной литературы И. Гурина. Как появляется птица? – М.: ООО «Фламинго», 2009. – 16с.

Дидактическая игра «Птенчики»

Сформировать представления об особенностях развития птиц.

Закрепить представления о развитии птицы (весной птицы вьют гнезда, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы).

Закрепить в речи детей названия птиц и птенцов.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Ащиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ащиков  //Дошкольное воспитание. - 1998. - №2. - С.34-39.

  2. Иванова,А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» / - Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 72 с. С.12

  3. Башкирова, Е. Лесные загадки [Текст] / Е. Башкирова // Дошкольное воспитание. - 1998.- №11.- С.32 – 35.

  4. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. Бобылева, О. Дупленко   //Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С.36-42.

  5. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования  [Текст] / А. А. Вербицкий // Педагогика.- 1997. - №6. - С.31-36.

  1. Дерябо, С. Д. Экологическая   педагогика   и    психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 452 с.

  1. Зверев, И. Д. Экологические игры [Текст] / И. Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1998.- 122 с.

  2. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева  //Дошкольное воспитание.-1998. - №7. - С.45-49.

  3. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е. И. Золотова. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

  4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - Новокузнецк, 1999. – 190 с.

  5. Йозова, О. Мы друг другу все нужны [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание. – 2006.- №7. – С.22-29.

  6. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет.сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

  7.  Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.спец. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

  8. Колпачникова, О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / О. В. Колпачникова //Воспитатель ДОУ, 2009. - №3. – С.37-40.

  9. Королева, А. Программа экологического воспитания детей старшей группы [Текст] / А. Королева //Дошкольное воспитание. - 1998.- №10. -С.48-54.

  10. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество [Текст] / Р.  Левина //Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С.49-53.

  11. Левчук,  Л. В. Проектное обучение и Российская школа [Текст] / Л. В. Левчук //Экологическое образование, 2002. - №3. – С.16-19.

  12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П. Г. Саморуковой [Текст] / П. Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1992.- 265 с.

  1. Николаева, С. Н. Роль педагогической технологии  в формировании экологической культуры детей и взрослых [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. - С.19-29.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева.  – М.: Академия, 2002. – 336 с.

  1. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – С-Пб.: Питер,1998. – 420 с.

  2. Рыжова, Н. «Наш дом – природа»: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. Рыжова //Дошкольное воспитание. - 1998. - №7,10; 1999. - №7.

  1. Теория и методика экологического образования / под ред. С.Н. Николаевой [Текст] / С. Н.Николаева. – М.: Академия, 2002. – 280 с.

  2. Удовенко, А. Экологическая сказка [Текст] / А. Удовенко // Дошкольное воспитание. – 1993.-  №7. - С.32-33.

  3. Чечель, И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И. Чечель //Директор школы, 1998. - №3. – С.37-39.

  1. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] /под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003. – 380 с.

  2. Янакиева, Е. Дошкольный возраст: этнокультура и экологическое воспитание [Текст] / Е. Янакиева //Дошкольное воспитание.- 1998. - №7. - С.125-12.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: