Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Мария Геннадьевна Шеховцова

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

2014 – 2015 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Разработчики:

Естин В.И., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

При освоении дисциплины у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка;
  • составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic;
  • составлять программы с использованием символьных переменных;
  • создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе;
  • работать со слайдами в программе для создания презентаций;
  • размещать графические объекты на слайдах презентации;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели и задачи предмета «информатика»;
  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • понятие алгоритма и исполнителя;
  • назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;
  • понятие символьных переменных, действий с ними;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 93 часов;

самостоятельной работы обучающегося 3 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:

Лекции

53

практические занятия

37

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:

Итоговая аттестация в форме зачета

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________Информатика и ИКТ____________

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Предмет информатика. Цели и задачи. Правила ТБ.

Тема 1.

Алгоритмы и исполнители

Содержание учебного материала

11

2

1

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя.

2

Оформление алгоритмов. Алгоритмический язык.

3

Знакомство с ПЭВМ.

4

Команда ветвления алгоритмического языка.

5

Команда повторения алгоритмического языка.

6

Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке

Практические занятия

8

2

#1057;оставление алгоритмов с использованием команды повторения «для»

2. Составление алгоритмов с использованием команды повторения «пока»

3. Составление алгоритмов с использованием команды повторения алгоритмического языка.

4. Составление алгоритмов с использованием команд алгоритмического языка.

Тема 2.

Язык программирования QBasic, операторы

Содержание учебного материала

18

2,3

1

Язык программирования QBasic. Основные понятия.

2

Операторы ввода и вывода информации

3

Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации

4

Оператор условного и безусловного перехода.

5

Составление программ условного и безусловного перехода.

6

Оператор цикла (FOR TO STEP NEXT).

7

Составление программ с использованием операторов цикла и переходов.

8

Символьные переменные. Действия с символьными переменными.

9

Составление программ с использованием символьных переменных.

Практические занятия

16

1. Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации

2. Составление программ условного и безусловного перехода.

3. Составление программ условного и безусловного перехода.

4. Составление программ с использованием операторов цикла и переходов.

5. Составление программ с использованием символьных переменных

6. Программирование на QBasic

7. Составление программ на языке программирования QBasic

Тема 3. Создание изображений в программе Kolour Paint

Содержание учебного материала

5

2,3

1.

Графический редактор Kolour Paint. Интерфейс программы.

2.

Построение графических примитивов в редакторе Kolour Paint.

3.

Построение графического изображение в редакторе Kolour Paint.

4.

Специальные возможности графического редактора Kolour

5.

Копирование и перемещение фрагментов изображения в графическом редакторе Kolour

Практические занятия

3

2,3

#1055;остроение изображения с использованием графических примитивов в редакторе Kolour Paint

2. Копирование и перемещение фрагментов изображения

3. Специальные возможности графического редактора Kolour Paint

Тема 4. Работа в программе Open Office

Содержание учебного материала

6

2,3

1.

Программа Open Office Impress. Интерфейс программы. Создание презентации

2.

Сохранение и демонстрация презентации в Open Office Impress. Добавление слайда в презентацию.

3.

Размещение графических объектов в на слайдах презентации. Применение эффектов анимации к объектам слайда.

4.

Создание презентации с использованием шаблонов оформления.

5.

Применение эффектов анимации к слайдам презентации.

6.

Создание презентаций в программе Open Office Impress.

Практические занятия

4

2,3

1. Создание и сохранение презентации в MS Open Office Impress.

2. Размещение графических объектов в презентации.

3. Создание презентаций с использованием шаблонов оформления.

4. Применение эффектов анимации к слайдам презентации.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1. Составить презентацию «Мои увлечения»

Тема 5. Работа в программе Open Office

Содержание учебного материала

10

2,3

1.

Создание презентаций в программе Open Office Impress.

2.

Программа Open Office org Writer. Интерфейс программы.

3.

Форматирование текстового документа.

4.

Работа с фрагментом текста.

5.

Работа с графическими объектами.

6.

Таблицы Open Office org Writer.

7.

Форматирование таблиц в Open Office org Writer.

8.

Создание оглавления и указателей.

9.

Работа с редактором формул.

10.

Создание и использование функций автозамены и автотекста.

Практические занятия

6

2,3

1. Форматирование текстового документа

2. Работа с фрагментом текста

3. Работа с графическими объектами

4. Таблицы Open Office org Writer

5. Создание оглавления и указателей

6. Работа с редактором формул

Самостоятельная работа обучающихся

2

2,3

Дистанционный тест, экзамен.

Всего:

93

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор

Технические средства обучения: наушники, колонки

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

компьютеры, наушники, колонки

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Гейн А.Г. Информатика 8-9. - М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Ляхович В.Ф. Информатика 10-11. - М.: Просвещение, 2008 г.
  4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хёрнев Е.К. Информатика. - М.: ACADEMIA, 2009 г.
  5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  6. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Пракутикум по информатике и информационным технологиям 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  7. Операционная система ASPLinux Руководство пользователя.
  8. Шафрин Ю. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 г.

Дополнительные источники:

  1. #1040;кадемия АйТи Применение ПСПО. Лекции. Часть 4
  2. Гейн А. Г .Информатика М.: Просвещение, 2006.
  3. Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологий.- М.:АБФ, 2007

Программное обеспечение дисциплины

  1. Операционная система Windows XP, Linux, приложения
  2. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий.
  3. Программа Kolour Paint.
  4. Офисные программы Microsoft,
  5. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
  6. Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

цели и задачи предмета «информатика»;

Ситуационные задачи

Педагогическое наблюдение

различные подходы к определению понятия «информация»;

Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

Решение проблемных задач, домашние задания

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

Участие в практических занятиях

Работа над проектом (разработка информационной модели)

понятие алгоритма и исполнителя;

Работа над проектом (создание Интернет страницы)

назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;

Создание программ

понятие символьных переменных, действий с ними;

Обзор образовательных ресурсов сети Интернет

Создание каталога образовательных ресурсов

Знания:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Тестирование, домашнее задание

распознавать информационные процессы в различных системах

Индивидуальные (дифференцированные задания)

составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка

Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации

составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic

Работа над проектом

составлять программы с использованием символьных переменных

Тестирование

создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе

Создание изображений

работать со слайдами в программе для создания презентаций

Создание презентаций

размещать графические объекты на слайдах презентации

Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе

Создание текстовых документов

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Область применения

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы, учитывает основные задачи образования. Она рассчитана для повышения квалификации и переподготовки.

Место в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
  • использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) в профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
  • аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать:

общими компетенциями:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

профессиональными компетенциями:

- Проводить занятия с детьми школьного возраста.

- Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

- Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

- Создавать в группе предметно-развивающую среду.

- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

#1059;СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета «Информационные технологии».

Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, рабочие места по количеству обучающихся, классная доска, журналы по технике безопасности.

Технические средства обучения: персональные компьютеры, комплект сетевого оборудования, мультимедиа экран/интерактивная доска, проектор, звуковые колонки, микрофон, локальная вычислительная сеть, принтер, сканер.

Программное обеспечение рабочих мест:

  • Операционная система;
  • Браузер;
  • Антивирусное ПО;
  • Офисный пакет в составе

Специфика организации обучения

При изучении курса Информационные технологии в профессиональной деятельности применяются информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии проблемного обучения, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.

Учебные занятия проходят в виде лекций и практических работ. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Это нашло отражение в тематическом планировании (раздел 2, тема ; раздел 3, темы , ) при проведении практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.


Тема: «Конспект урока по теме: «Электронные таблицы». Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»».

Цель урока: познакомить студентов с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в программе электронные таблицы Excel.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить студентов с основными понятиями электронных таблиц, о возможностях их применения на производстве, в учебном процессе и т.д.;

Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, дисциплинированности, внимательности и усидчивости при изучении материала.

Развивающие: развитие мышления, навыков работы на персональном компьютере.

Оборудование:

доска

настольные персональные компьютеры (16 шт.)

практическая работа с заданием

опорный конспект

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация и мотивация
  3. Теоретическая часть
  4. Практическая часть
  5. Вопросы студентов
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов уроков

Ход урока

#1054;рганизационный момент.

Приветствие, проверить присутствующих, наличие тетрадей, учебников, внешний вид студентов.

2. Актуализация и мотивация.

Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц.

Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д.

На предыдущих занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности.

Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа.

#1058;еоретическая часть.

Назначение и область применение табличных процессоров.

Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ, матричные вычисления в инженерных расчетах и т.д., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам. Для проведения таких работ на компьютере были разработаны электронные таблицы.

Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. Для управления электронной таблицей созданы специальные программные продукты - табличные процессоры. Они позволят не только создавать электронные таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.

Табличные процессоры обеспечивают:

  • ввод, хранение и корректировку данных;
  • автоматическое проведение вычислений по заданным формулам;
  • построение различного рода диаграмм и графиков на основе табличных данных;
  • оформление и печать электронных таблиц;
  • создание итоговых и сводных таблиц;
  • выборку данных по запросам;
  • дружественный интерфейс.

Современные табличные процессы реализуют целый ряд дополнительных функций:

  • возможность работы в локальной сети;
  • организация обмена данными с другими программными средствами, например, с системами управления базами данных;
  • возможность работы с трехмерной графикой;
  • разработку макрокоманд, настройку среду под потребности пользователя.

Основные понятия.

Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы, а затем Microsoft Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.

Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы, макросы и т.д.

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, устанавливаем для данной программы.

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BZ до BZ и т.д.

Максимальное количество строк и столбцов определяется особенностями используемой программы и объемом памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется.

Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4).

Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес.

Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находятся ячейка, например А1.

Текущей (активной) называется ячейка электронной таблицы, в которой в данный момент находится курсор. Активная ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки выводятся в строке ввода электронной таблицы.

Ссылка – указание адреса ячейки.

В электронных таблицах можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок.

Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса. Блок ячеек может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов (или их частей).

Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ – двоеточие ( : ) или две точки подряд (..). Если блок имеет вид прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5).

#1055;рактическая часть.

Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги». (Приложение1).

5. Вопросы студентов.

6. Домашнее задание.

Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel.

#1055;одведение итогов урока.

Выставить студентам оценки за работу на занятии и выполнении практической работы на компьютере.


Приложение 1.

Практическая работа

Тема: «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»

Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей

Порядок выполнения:

#1047;агрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel

#1055;роверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом )

- Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний,

-Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование

#1057;оздайте таблицу по образцу, для этого:

- В А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter

- В А2 – на выдачу стипендии

ВЕДОМОСТЬ

на выдачу стипендии

за сентябрь 2010 г.

Учреждение Дмитровский колледж

группа № 110

№ п/п

Фамилия И.О.

Табельный номер

Сумма

Подпись

1.

Иванов И.И.

7765

50

2.

Петров П.П.

7766

……….

Итого

Ведомость составил мастер Климова Г.В.

- В А3 – за сентябрь 2010 г

- В А5 – Учреждение Дмитровский колледж

- В А6 – группа № 110

- в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы

- введите остальные данные таблицы

- В А17 – ведомость составил мастер

- В Е17 – Климова Г.В.

4. Используя режим Автозаполнения,

заполните пустые ячейки, для этого:

- выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить)

- установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)

- нажмите и протащите вниз до А15,

- выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10

-активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до

ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы)

5. Отформатируйте таблицу, для этого:

- выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в

центре

- выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6

6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой

- аналогично измените ширину остальных столбцов

- активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите

режим Переносить по словам, Ок

- вручную измените ширину столбца С установите курсор мышки в адресную полосу между С и

D, протаскиванием мышки установите нужную ширину

- выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку

- выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по

кнопке Уменьшить разрядность

- используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий),

предварительно выделив соответствующий диапазон

7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого:

- активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter

8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого:

- активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить

- в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все

9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть

10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel.