Главные вкладки
Селезнева Наталья Юрьевна
Методические рекомендации
«Развиваем мелкую моторику у малышей»
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет.
1.«Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.
2.«Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
3.«Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой
4.«Сильные пальчики»
Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону
5.«Домик»
Это домик
(обе ладони приставьте друг к другу)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы)
А труба ещё повыше
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их)
6.«Прятки»
В прятки пальчики играются,
Открываются,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы)
Закрываются,
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак)
7.«Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять
(Пересчитайте заек)
Будем лапками стучать
(Стучите всеми пальцами по столу вместе и вразнобой)
Постучали, постучали
И устали
Сели отдыхать
(Согните пальцы в кулак)
8.«Ладушки»
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони)
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку
Что пили?
Бражку
(Хлопайте в ладоши)
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу – полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову)
Автор-составитель:
Наталья Юрьевна Селезнева
Воспитатель
МБДОУ №146
«Детский сад комбинированного вида»
г.Кемерово