Литература для чтения

Чаусова Наталья Валентиновна

 

                                               Чтение художественной литературы детям 3-4 лет

  • Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку.

  • Продолжительность чтения составляет примерно 15 – 20 минут.

  • Чтение должно проходить в непринужденной обстановке.

  • Читая книгу, взрослый создает благоприятные условия для восприятия текста: проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание.

  • Взрослый сам подбирает подходящие для ребенка художественные тексты, сам определяет последовательность их прочтения.

  • Повторяйте наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

  • Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

 

Примерный список литературы для чтения 

                      Русский фольклор   

      Песенки, потешки, заклички. 

  • «Наши уточки с утра...»;
  •  «Радуга-дуга...»
  •  «Божья коровка..,»
  •  «Дождик, дождик,пуще...»
  •  «Курочка-рябушечка...»
  •  «Тень, тень, потетень..»
  • «На улице три курицы...»
  •  «Травка-муравка.,.»
  •  «Заря-заряница...»
  •  «Кисонька-мурысенъка...»
  •  «Чики-чики-чикалочки...»
  •  «Жили у бабуси...»
  •  «Ай, качи-качи-качи »...»
  •  «Сидит белка на тележке...»
  •  «Как у нашего кота...»
  •  «Тили-бом! Тили-бом!...»
  •  «Еду-еду к бабе, к деду...»
  •  «Сорока, сорока...?
  •  «Ночь пришла..."
  • «Заинька, попляши...»
  •  «Пальчик-мальчик...» 
  • «Пошел котик на Торжок...»;
  • «Заяц Егорка...»;
  • «Наша Маша маленька...»;
  • «Чики, чики, кички...»,
  • «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
  • «Из-за леса, из-за гор...»;
  • «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;
  • «Огуречик, огуречик...»;
  • «Солнышко, ведрышко...».

    Сказки.

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  •  «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Снегурочка и лиса»;
  • «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и заяц», обр. В. Даля;
  • «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина.

 

    Фольклор народов мира 

             Песенки.

  • «Кораблик»,
  • «Храбрецы»,
  • «Маленькие феи»,
  • «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;
  • «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака;
  • «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой;
  • «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод»,
  • «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

                  Сказки.

  • «Рукавичка»,
  • «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;
  •  «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;
  • «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;
  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
  • «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;
  • «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

                    Произведения поэтов и писателей России 

           Поэзия.

  • К. Бальмонт. «Осень»;
  •  А. Блок. «Зайчик»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
  •  А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.);
  • А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
  • А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»);
  • С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»;
  • С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», « Верблюд»,«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»);«Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;
  •   К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», « Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»;
  • С. Гродецкий, «Кто это?»;
  • В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»;
  • Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», « Что ни страница — то слон, то львица»;
  • К. Бальмонт, «Комарики-макарики»;
  • П. Косяков. «Все она»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • Э. Мошковская. «Жадина»;
  • И. Токмакова. «Медведь».

         Проза.

  •  Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской;
  • Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
  • Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько;
  • Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;
  • А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова;
  • Б. Поттер. « Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
  • Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;
  • О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!»,пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой. 

                     Примерный список для заучивания наизусть

  • «Пальчик-мальчик...»,
  • «Как у нашего кота...»,
  • «Огуречик, огуречик...»,
  • «Мыши водят хоровод.,.» — рус. нар. песенки;
  • А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»;
  • В. Берестов. «Петушки»;
  • К. Чуковский. «Елка» (в сокр.);
  • Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.);
  • А. Плещеев. «Сельская песня»;
  • Н. Саконская. «Где мой пальчик?».