Материалы для педагогов

Черная Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие "Волшебный кубик"

 Цель: обогащение игровой среды группы детского сада; обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня развития.

      Задачи:

- эта игра дает возможность обследовать геометрические фигуры и глазами и руками, что позволяет ребенку лучше выделять форму;

-закрепить знания о цвете и величине, так же о жизни животных;

- развивать сенсорное восприятие детей;

- умение соотносить счёт и числа, развитие связной речи, грамматического строя речи, мелкой моторики, фантазии и воображения.

-воспитывать желание играть.

     Описание работы: Данный игровой материал  может использовать педагог на занятиях в разных образовательных областях у дошкольников, а также родители в свободное от занятий время. Игра предназначена для детей 2-5 лет. Дидактическая игра выполнена в виде куба, на нескольких сторонах которого нашиты разноцветные предметы с геометрическими формами.  К ребру куба пришиты на тесьме объемные геометрические фигуры. Правило игры – необходимо подобрать геометрическую фигуру и приложить ее к соответствующей пришитой на кубе.

  На других сторонах куба сделаны окошки из фетра, застегивающиеся на несколько видов застежек (контактная лента, пуговицы, молния). В каждом окошечке домашние и дикие животные. Детям предлагается составить рассказы о животных по определённому окошку или связный рассказ о всех животных, по всем окошкам. 

    Актуальность.

 Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Можно с уверенность констатировать, что виды деятельности детей дошкольного возраста включают в большей степени игровую составляющую. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной школой саморазвития. В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования детской игры с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития ребёнка. Волшебный куб — это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг). А во-вторых, используя куб, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится. Куб сшит из ткани, имеет 6 граней, но количество игр с этим пособием не ограничено и зависит от фантазии педагога и ребенка.

   Эта игра охватывает сенсорное развитие и активизацию речи ребёнка, дети учатся группировать предметы по форме и цвету, и конечно ориентироваться  в четырёх основных цветах предметов.
Дидактическое пособие воспитывает в ребенке культуру логического мышления: способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения. Игра развивает математические способности детей дошкольного возраста. Развивает моторику кончиков пальцев рук, когда дети выполняют задание по застегиванию застежек.

«Волшебный кубик» можно использовать с целью обогащения словарного запаса дошкольников,  обучения составлению описательного рассказа. Использование кубика возможно как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

  Используя  этот куб, можно давать детям задания разной сложности: предложить ребенку назвать все геометрические фигуры на кубике, всех животных, спрятать в окошках только домашних животных или только диких, определить, каким по счету расположено то или иное животное, уметь составить описательный рассказ своих действий.

Преимущество данной игры состоит в том, что она является универсальным материалом на развитие у детей логического, ассоциативного мышления, а это является основой интеллектуального развития.  Результативность дидактической игры подтверждается следующими знаниями детей к концу года: знание основных цветов, знание геометрических фигур. Дети раскрепощены, свободны, не боятся мыслить, и фантазировать. Такие игры – занятия помогают деткам лучше воспринимать окружающий мир и быстро ориентироваться в нём.

  Ход игры:

Количество вариантов данной игры неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы. Ниже представлены некоторые варианты игр с кубом.

Игра№1 "Найди такую же" - развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

Игра№2 "Найдем животных" - ребенку нужно суметь расстегнуть все виды застежек, чтобы обнаружить картинки животных, спрятанных за окошками.

Игра №3 "Назови геометрическую фигуру" - учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры;

Игра №4 "Сравни и подбери" -  закрепить знания о цвете и форме геометрических фигур, учить сравнивать по величине;

Игра№5 "Назови правильно" - назвать животное в единственном и множественном числе, назвать детёныша животного, как называется самка, самец .

Игра №6 "Посмотри и запомни" - развивать умение через время вспоминать и называть животного после закрытия окошка.

Игра№7 "Опиши животное" - развивать и активизировать речь ребенка, раскрепощать при ответе на вопрос воспитателя.



Предварительный просмотр:

Квест-игра "В поисках пиратских сокровищ"

Цель:

·        организация веселого досуга детей,

·        сплочение детского коллектива,

·        снижение эмоционального напряжения.

 

Задачи:

·        Способствовать приобщению детей к спорту и физкультуре, пропагандировать здоровый образ жизни;

·        закреплять раннее изученные навыки: прыжки, бег, попадание в цель, развивать мелкую моторику;

·        способствовать дальнейшему развитию чувства равновесия, ловкости и смелости;

·        создать позитивный настрой и радость, способствовать сплоченности детского коллектива.

Реквизит: обруч, канат, кегли, банданы, детский набор "Рыбалка", ведерки, прищепки, платочки, бельевая веревка.

 

Место проведения: площадка для физических упражнений на территории ДОУ.

ХОД КВЕСТА:

 

Пират №1 - Ребята, вас приветствует капитан пиратского корабля Атлантида Черный клык. Хочу сообщить вам, что где-то у вас на площадке спрятан клад! Но искать клад разрешается только настоящим пиратам! Кто хочет стать им? Желающие должны пройти посвящение.

Ребятам предлагаются банданы на головы, каждый придумывает себе пиратское прозвище.

Пират №2 - Перед тем, как приступить к поиску сундука, мы хотим проверить насколько вы сильные и ловкие.

 

Проводится игра "Перетягивание каната".

 

Пират №1 - Для поиска карты, нам нужно раздобыть все ее части, на оборотной стороне которых написаны задания. Части карты спрятаны в бутылках по всей территории участка.

Дети бегают в поисках бутылок. Ниже представлены задания, которые спрятаны в этих бутылках и которые дети должны выполнить поэтапно. Выбирается ребенок, казначей, у которого будут храниться эти части.

Задание №1

Ветер дует, мачту рвет.

Эй команда, все вперед!

По канату мы пройдем

И совсем не упадем.

Дети проходят по толстому канату с закрытыми глазами.

 

Задание №2: 

Рыбы вдоволь налови,

Чтоб не быть голодным.

Удочки скорей бери,

Похвались уловом гордым!

Ребята на время ловят рыбу с помощью детских удочек с магнитом.

 

Задание №3:

Ты пират, крутой и цепкий,

Круче нету, ё-маё!

А теперь возьми прищепки

И развесьте все белье!

 

Дети берут по одной прищепке и платочку, бегут к веревке, которую держат воспитатели и вешают на натянутую веревку. По окончанию этого задания проводится дыхательная гимнастика "Сушим белье" (подуть, как ветер-вдох через нос, выдох-через рот. 3 раза)

 

Задание №4

Ждет вас хитрый лабиринт

Выйдут все или один

Нам покажет испытание,

Слушай ты скорей задание!

Ребята становятся по парам, воспитатели привязывают ногу к ноге пары банданой. Задача детей пройти лабиринт, выстроенный из подручного материала, не выходя за его пределы.

 

Задание№5

Ждет тебя лощина сна,

Завяжи скорей глаза.

Все препятствия преодолей

И беги к друзьям быстрей.

Для этого конкурса потребуются кегли. Кегли расставляются «змейкой» перед командой. Глаза открыты только у капитана, участники цепляются за него паровозиком, задача- с закрытыми глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли.

 

Задание№6: 

У каждого пирата

Своя рапира есть.

А ну-ка соревнуйся

За мужество и честь!

Задача детей попасть по очереди самодельными стрелами в обруч, который держит воспитатель на уровне плеч.

 

РЕФЛЕКСИЯ:

 

Пират№1 - Пираты, вот мы и справились со всеми испытаниями. Теперь осталось дело за малым - собрать все части карты воедино и достичь нашей цели - найти сокровища!

 

Ребята собирают карту, как пазлы, и по указанному маршруту вместе с воспитателями приходят к месту, где спрятан сундук с сокровищами. В качестве сокровищ могут быть сладкие угощения либо мыльные пузыри. Завершить квест можно шоу мыльных пузырей.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо - исследовательский.

Участники проекта:

Дети  старшей логопедической группы, педагог.

 

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Проблема:  недостаточное количество знаний у воспитанников о таком явлении, как радуга.



Предварительный просмотр:

Мастер класс "Мобиль для дыхательной гимнастики"

  Фетр - очень интересный материал с помощью которого мы, воспитатели, можем воплотить многие задумки для реализации педагогических и образовательных задач. Фетр очень удобен в работе, по своим свойствам его можно сравнить с бумагой. Его можно резать и он не будет осыпаться, его можно склеивать и сшивать, его можно сгибать, по тактильным ощущениям он теплый, мягкий, ворсистый.

скрыть

C:\Users\Виталик\Desktop\07-55.jpg

   Игрушки и поделки из фетра пользуются большой популярностью среди мам и их малышей. Из фетра можно шить различные украшения (брошки и подвески, необычные сумки, чехлы для ноутбуков и мобильных телефонов, театральные декорации, елочные игрушки, украшения, развивающие игрушки для детей, использование их на фланелеграфе и многое другое. Из него изготавливают легкие пальто, шапочки, шляпки, штаны и кофточки, различные поделки для дома и не только, а также, детские развивающие книги и панно пеналы, сумки, подушки в виде букв или животных, цветы и т. д.

    Работая в логопедической группе, я задалась целью создать тренажер для проведения дыхательной гимнастики. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

       Для формирования правильного речевого дыхания мною был создан мобиль для дыхательной гимнастики, детали которого были изготовлены из фетра.

C:\Users\Виталик\Desktop\IMG_20190829_144550.jpg

Цель: Сенсорное, эмоциональное, речевое развитие детей.

 

Задачи:

- научить правильно дышать в доступной игровой форме;

- способствовать коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- способствовать оздоровлению и профилактике заболеваний дыхательных путей;

- создать благоприятную атмосферу для детей посредством выполнения гимнастики.

 

Материал:

- фетр различных цветов;

- синтепон

- обруч;

- ножницы, нитки с иглой;

- декоративные элементы (глазки, бусинки).

 Описание:

    К обручу привязываем нитки толстой пряжи  симметрично для подвешивания. На нитки потоньше разной длины крепим сшитые элементы из фетра. Варианты и эскизы элементов для мобиля можно найти и скачать на просторах интернета. Для объема набиваем синтепоном. Для набивки объемных игрушек очень удобно пользоваться шпажками или палочками для суши.

D:\Фото\работа\IMG_20190829_144722.jpgD:\Фото\работа\IMG_20190829_144705.jpg

 

 Дыхательные упражнения с использованием этого мобиля способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Неоспорима и  повышение сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др.), а также стимуляция работы сердца, головного мозга, нервной системы.

   Даже простое наблюдение детьми за слегка покачивающимися цветными элементами является хорошим способом психологической разгрузки.

   Важно мобиль для дыхательных гимнастик повесить в удобном, доступном для поддувания детьми месте группового помещения.

   При оформлении данного мобиля были соблюдены все условия, соответствующие требованиям ФГОС ДО6

- имеет привлекательный вид;

- способствует снятию утомляемости;

- выступает в роли естественного фона в жизни ребенка;

- дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься деятельностью;

- помогает ребенку индивидуально познавать мир.



Предварительный просмотр:

ПРОЭКТ "Откуда берется радуга?"

Актуальность:

                                                                               Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

                                                                               приобретают способность сами задавать вопросы и

                                                                               получать на них фантастические ответы, оказываясь

                                                                               на более высоком и нравственном уровне в 

                                                                               сравнении с тем, кто такой школы не прошел.

                                                                                                                                                                                          К.Е. Тимирязев

          С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное  и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.

          На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

         Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать- значит сделать шаг в  неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.

        Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

        Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к природе средствами эксперимента.

 

Задачи проекта:

  • Выявить механизм образования радуги. Выяснить какие бывают радуги.
  • Формировать у детей основы естественно- научных и экологических понятий.
  • Развивать поисково- познавательную деятельность детей.
  • Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
  • Научить воссоздавать увиденное явление на бумаге с помощью красок, пластилина.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

 

Ожидаемый результат:

  • Приобретение новых знаний и умений, ориентированных на развитие познавательных способностей.
  • Развитие умения  наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Повышение желания принимать участие в совместной поисково  - познавательной деятельности.
  • Умение наглядно оформить результаты своего исследования.

Этапы работы по проекту:

I этап -  подготовительный:

- Ознакомить с целями и задачами проекта.

- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

- Создание видео-экскурсии "Откуда берется радуга?".

- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

- Просмотр мультфильма "Радуга".

II этап - практический:

Планирование работы: 

C:\Users\Виталик\Desktop\радуга.png

Детское экспериментирование:

1.Эксперимент в групповой комнате с зеркалом. Неглубокую ёмкость на половину заполнить водой. Погрузить зеркало в водутак, чтобы на него падал луч солнца и отражался на экран (стену). Регулировать угол наклона зеркала и поворот до тех пор, пока на стене не появиться кусочек радуги.

2.Эксперимент с мыльными пузырями. Взять трубочку для выдувания мыльных пузырей и пускать их по группе. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.

3.Эксперимент с компакт диском на прогулке. Направить компакт диск под углом 25 градусов в сторону солнца. Как только диск «поймал» луч света, то в результате преломления луча на экране (белый лист) возникает радуга.

 

Чтение, заучивание наизусть:

Закличка «Радуга»

Радуга – дуга, унеси меня в луга,

На зелены берега, на речку бирюзовую,

На травушку шелковую.

Я в речке искупаюсь, на травке наваляюсь,

В песочке наиграюсь.

                                       Н. Комовская

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка, Колоколнышка!

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, Колоколнышко!

 

Считалка.

Вспыхнет радуга-дуга -

Семь слоев у пирога!

Красный - сладкий, из малинки,

А оранжевый - с кислинкой.

Желтый - спелая морошка,

А зеленый - киви крошка,

Голубой - из голубики,

Синий - слива и черника.

Фиолетовый кусок -

Ежевики сладкий сок.

Семь цветов нам не забыть,

А четвертому водить!

                                 Н. Брагина

Загадки.

Что за чудо – красота!

Расписные ворота.

Показались на пути!

В них ни въехать, ни пройти.

                                               (радуга)

Поднялись врата

Всему миру красота

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

                                   (радуга)

 

Деятельность детей.

-  Рисование пластилином «Волшебная радуга».

-  Аппликация «Объемная радуга».

- Создание поделки "Радуга в бутылке"

- Составление рассказов о проведённых экспериментах « Мы провели опыт».

- Конструирование из бумаги "Радужные бабочки"

- Конкурс загадок, поговорок, потешек, сказочных легенд «Радуга ».

 - рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куинджи): выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.

 

III этап - итоговый:

- выставка совместных работ "Вдоль по радуге-дуге";

- составление рассказов о проведенных экспериментах "Мы - исследователи";

- совместное сочинение сказочной истории "Путешествие капельки и солнечного лучика".



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие "Радуга"

  Известно, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Любая игра способствует развитию психических процессов — познавательных, эмоциональных, коммуникативных. Дидактические игры и игровые моменты с использованием дидактических пособий делают процесс обучения интересным и занимательным. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной школой саморазвития.

   Я хочу представить дидактическое пособие "Радуга". Это необычная форма подачи материала . Используя пособие, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится.

   Цель: использование многофункционального дидактического пособия "Радуга", как средства разностороннего развития ребенка.

  Задачи:

- обогатить предметно-пространственную среду старшей группы детского сада;

- разработать игры и упражнения с данным пособием по основным направлениям развития ребёнка;

- обеспечить использование игрового пособия детьми разного уровня развития.

   Дидактическое пособие может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

  Основные достоинства пособия:

- многофункциональность, простота в изготовлении;

- развивает память, фантазию;

- способствует развитию физической активности;

- вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление ранее полученных знаний;

- может быть использовано для совершенствования навыков счета, в качестве счетного материала.

   Пособие ориентировано на дошкольников 3-6 лет. Может использоваться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

  Описание пособия:

   Дидактическое пособие "Радуга" сшито из мягкого материла, наполненного синтепоном. На дуги радуги пришиты липучки, к которым крепятся мягкие облака.

Варианты использования представленного игрового материала.

1. Дидактическая игра "Назови по порядку".

Задача: способствовать закреплению последовательности расположения цветов в радуге, закреплению цвета.

   "Радуга" сшита из яркой ткани, благодаря чему внимание ребенка будет сконцентрировано на этом пособии, что позволит быстрее и с интересом запомнить последовательность цветных дуг.

2. Дидактическая игра "Назови предмет такого же цвета".

Задача: закрепить знание цвета, уметь быстро реагировать на заданный вопрос.

   Воспитатель со словами "Раз, два, три предмет такого цвета назови" крепить облачко на задуманный цвет. Дети должны назвать предметы загаданного цвета.

D:\Фото\Кружок, поделки\SAVE_20190925_215621.jpg

3. Игровое упражнение "Тучки".

Задача: способствовать развитию физической активности, уметь не наталкиваться друг на друга.

   Воспитатель держит в руках радугу, у детей в руках облака. Под музыку дети танцуют с ними. По команде "1,2,3 быстрей тучку к радуге приклей" дети бегут прикреплять облака к липучкам.

 4. Игровое упражнение "Назови правильно".

Задача: уметь отвечать на заданные воспитателем вопросы .

   Дети держат по одному облаку в руках. Воспитателем задаются любые вопросы по теме занятия, на повторение. Например: "Опишите, какая сегодня погода?". Дети по одному крепят облако, отвечая на вопрос: "Пасмурная", "ветреная", "дождливая", "теплая".

5. Дидактическое пособие "Радуга" может использоваться на занятиях по математике в качестве счетного материала, для совершенствования навыков сложения и вычитания.

6. Игровое упражнение "Расскажем сказку".

Задача: развивать фантазию, воображение.

   Нужно придумать сказку про каждый цвет на радуге.

7. Данное пособие может использоваться для игры "Цветная неделя".

Задача: формировать понятие день, неделя.

   Игровое действие:

- какой день недели у нас красного, синего, оранжевого цвета?

-перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника;

-назови и покажи рабочие и выходные дни;

-назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.;

-какого цвета 1-й, 4-й, 6-й день недели?

Рекомендации по использованию дидактического пособия "Радуга":

- поощрять творческую инициативу ребенка;

- не спешить подсказывать, стараться, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с помощью, но все же самостоятельно;

- игры должны вызывать положительные эмоции;

- ни в коем случае не ругать за ошибки, не насмехаться даже «над самыми нелепыми попытками решения»;

- избегать принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности.

D:\Фото\Кружок, поделки\SAVE_20190925_215552.jpg



Предварительный просмотр:

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.

Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой

Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.

2. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.