Уроки, мероприятия, выступления...

Туликова Оксана Николаевна

Создаем и созидаем! Учим и обучаемся!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Туликова Оксана Николаевна МБОУ «ЦО № 24» г.Тула

Предмет: История, 8 класс.

Тема урока: «Реформы Петра Первого».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока — урок с элементами учебно-исследовательской работы.

Планируемые результаты и формируемые компетенции:

  • предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией;
  • совершенствование умения искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
  • личностные: российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России), готовность к самообразованию, самоорганизации.

Цели урока:

Содержательная цель: проверка знаний и умений учащихся по теме.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление причин)

Задачи:

Развивающие:

- развивать умение слушать;

- развивать логическое мышление, инициативу, находчивость, активность

при выполнении заданий.

Предметные:

- формировать систему знаний по теме.

Воспитательные:

- воспитывать умение признавать и исправлять свои ошибки;

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать интерес к учебной деятельности.

Технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология развивающего обучения.

Форма работы:

- фронтальная работа;

- работа в парах;

- индивидуальная работа.

Оборудование:

- лист учета и самооценки знаний, карточки-задания для самостоятельной работы,

критерии оценки;

- компьютер, проектор, экран;

- материалы и иллюстрации презентации;

- сообщения учащихся, посвященные Петру I и его эпохе;

- дополнительная литература;

- тестовые задания.

Дополнительная подготовка к уроку:

  • Познакомиться с дополнительной литературой и компьютерными презентациями, посвященными деятельности Петра Первого.
  • Прочитать работы отечественных и зарубежных историков, отзывы современников о Петре Алексеевиче.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Организация внимания учащихся к уроку и обеспечение благоприятного настроя:

Историю нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед, поэтому будем сегодня не наблюдать, а работать.

Ваша задача – показать свои знания и умения. Определить, где вы испытываете затруднения и как ликвидировать пробелы.

"Нестандартный вход в урок" - создание внешней мотивации изучения темы урока, привлечение интереса учащихся к изучению новой темы. Главный вопрос урока: "Петр Первый - гений-реформатор или злодей?"

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрирует свою готовность к уроку, включаются в ритм урока.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Фронтальная работа с тестом: «Верно- неверно». (презентация).

Примеры вопросов:

-Толчком для реформирования России послужила поездка в Европу...

-Северная война подтолкнула Петра к преобразованиям...

- В Северной войне Россия потерпела поражение... и т.д.

Отвечают на вопросы с последующей проверкой, формулируют определения исторических терминов и понятий: "Великое посольство", реформы, "Северная война", дипломаты, меркантилизм, подушная подать и т.д.

Осознанное построение речевого высказывания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3. Изучение нового материала, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

Минутка релаксации.

Лист учета знаний (Приложение 1).

Напротив каждого этапа учащиеся будут ставить либо сами себе, либо соседу по парте полученную отметку. Итоговая отметка есть результат сложения отметок, поделенный на 3.

1. Беседа с учащимися.

“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников: замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения.

Походу беседы учащиеся записывают информацию о реформах в тетради.

РЕФОРМЫ Петра Первого

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода : 1) 1695—1715 и 2) 17151725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни. В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль. (СЛАЙДЫ)

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Работа с учебником - реформы Петра (информация, терминология)

Работа учащихся с документами, изучение разных точек зрения на деятельность Петра Первого (Воспоминания ганноверской курфюрстины, свидетельства иностранных дипломатов, исследования российских и советских историков). Выводы детей.

2. «Тихий опрос» (работа в парах)

Каждый учащийся выступит в роли отвечающего и проверяющего. Перед ними 5 вопросов, на которые они должны ответить.

"Тихий опрос":

- Государственное устройство какой европейской страны Петр избрал образцом для реформы государственного управления?

-Что такое Сенат?

- Как называется документ, определивший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе?

- Дайте определение понятию "Главный магистрат".

- Что такое коллегии? Назовите не менее пяти коллегий.

Через 5 минут учитель вместе с классом выслушивают ответы одного из учеников, и если отметка учителя совпадает с отметкой этого ученика, то отметки за «тихий опрос» всему классу подтверждаются, в противном случае – нет.

* Медленным движением руки продемонстрируйте морскую волну.

* Закройте глаза и сделайте медленные вращения головой влево, вправо.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Перед учащимися задания по уровням.

(Приложение 3).

4. Региональный компонент.

Давайте заглянем в прошлое земли тульской. Как Петровские преобразования в экономике повлияли на жизнь наших земляков в 18 веке? (работа с текстом).

5. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Учащиеся заполняют лист учета знаний.

Учащиеся слушают задания, смотрят на экран и выбирают номер правильного ответа.

Учащиеся выполняют предложенные задания, проводят взаимопроверку работ в парах по эталону.

Согласно критериям ставят отметку.

Отвечающий дает ответ на каждый вопрос тихим голосом проверяющему, а проверяющий уточняет ответы с помощью тетради и выставляет отметку за «тихий опрос» в лист учета знаний, пользуясь критериями оценки.

Выполняют рекомендации учителя

Каждый выбирает себе уровень. Через 15 минут учащиеся выполняют самопроверку по эталону на слайде и, пользуясь критериями, сами выставляют себе отметку.

Умение извлекать информацию, обобщать, анализировать, сравнивать.

Умение работать в паре, оценивать работу партнера.

Умение работать в коллективе.

Построение логической цепочки рассуждений. Оценка результата собственной деятельности.

4. Подведение итогов.

Рефлексия.

Учитель просит учащихся вычислить итоговую отметку и внести её в лист учета знаний.

Учитель просит заполнить анкету урока

(Приложение 2).

Нарисуйте график своего настроения.

Выполняют требования учителя.

Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности. Оценивают результат собственной деятельности.

5. Домашнее задание

Задание на сайте учи.ру

Приложение 1.

ЛИСТ УЧЕТА ЗНАНИЙ

Фамилия ___________________________________ Имя ___________________________

ЭТАПЫ

ОЦЕНКА

ПРИМЕЧАНИЕ

"ВЕРНО - НЕВЕРНО"

"ТИХИЙ ОПРОС"

" ФИШБОУН"

Итог урока (Общая оценка)

Приложение 2.

АНКЕТА УРОКА

Фамилия ________________________________ Имя ____________________

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким / трудным

Интересным / неинтересным

Приложение 3 (разноуровневые задания в формате ВПР, ГИА).

Задание 1.

Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.

1. Создание Государственного Совета
2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. “Жалованная грамота дворянству”
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
#1059;ничтожение Синода

Задание 2

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.

1. Празднование Нового года 1 января
2. Летоисчисление с сотворения мира
3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
4. Короткий кафтан
5. Проведение ассамблей
6. Хорошие манеры при поведении в обществе
7. Празднование Нового года 1 сентября
8. Длинные рукава у одежды
9. Обязательность бороды
10. Недопущение женщин в мужское общество

_________________________________________________________________________

Задание 3.

Экономическая политика Петра I.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из приведённых ниже в скобках:

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство .....................................по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание...................................было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались................... .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий.............................., они назывались.................................................................

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория................................

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо .....................подати ввести ...........….. Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов - повторные................

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система............... и ............. государства, регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию,..............................характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.

(Посессионные крестьяне, контроль и монополия государства, суконные мануфактуры, подневольный (крепостнический) труд, меркантилизм, металлургические заводы, подворная подать, ревизии, приписные крестьяне, судостроительные заводы (верфи), подушная подать, казённые заводы, протекционистские меры.)

___________________________________________________________________________

Тестовые задания:

1. Годы Северной войны:

а) 1699–1721

б) 1700-1721

в) 1708-1721

г) 1700-1709

2. Какая страна НЕ являлась союзницей России в Северной войне?

а) Англия

б) Дания

в) Речь Посполитая

г) Саксония

3. Причиной победы в северной войне НЕ было:

а) создание регулярной армии и флота

б) народная молва, что Петр 1 – антихрист

в) открытие военно – учебных заведений

г) строительство военных заводов на Урале

4. Полтавская битва была:

а) 28 сентября 1708 г.

б) 30 августа 1721 г.

в) 27 июня 1709 г.

г) 27 июля 1714 г.

5. Командующим русской армией в битве при Эресфере был:

а) Б. Шереметьев

б) А. Меньшиков

в) Карл XII

г) Петр Первый

Дополнение к уроку

(информация на отдельных листах для обучающихся,

выполнивших задания раньше других):

Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В 1719 году Петр основал первый в стране музей - Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской Академии наук.