Конспект НОД для детей старшей группы на тему « ЗОЖ :Чтоб кусался зубок! Или как уберечь зубы от кариеса.»
Тема занятия: «Чтоб кусался зубок! Или как уберечь зубы от кариеса.»
Цель занятия: формировать привычку к здоровому образу жизни и бережному отношению к зубам.
Задачи:
1. Расширять представление детей о зубах, особенностях их строения.
2. Формировать у детей культуру ухода за полостью рта, правильном питании и заботы о своём здоровье.
3. Расширить представление детей о продуктах, которые как поддерживают, так и вредят здоровью зубов.
4. Научить ребят использовать свои знания в повседневной жизни.
5. Развивать стремление иметь красивые и здоровые зубы.
6. Развивать практические навыки, позволяющие выполнять правила ухода за зубами и полостью рта
Ожидаемые результаты:
1. Ребёнок знает, какие продукты полезны, а какие негативно влияют на здоровье зубов.
2. Ребёнок знает и понимает, что ухаживать за зубами нужно ежедневно.
3. Ребёнок знает, почему у людей болят зубы, от чего появляется кариес.
4. Знает и может рассказать алгоритм чистки зубов самостоятельно или используя схему-игру.
5. Знает традиционные и современные средства гигиены полости рта
Методы, использованные на занятии:
Макет полости рта, зубная щётка (для макета), ирригатор, зубная нить, картина строения зуба, гребенки, вата, нитки, картинки со способами ухода за зубами, карточки с изображением продуктов для игры «Полезно - вредно», небольшие картинки грустных и весёлых зубов,чашка со сколом эмали, мультфильм « Добрый доктор Стоматолог»
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем разговаривать о наших главных помощниках. А что это за помощники вы узнаете,отгадав мою загадку:
Белых братцев нанимали
Люди зря чтоб не болтали.
Чисти братцев каждый день.
Будет им тогда не лень,
Отстоять и накормить.
Чтоб ты долго смог прожить.
Прикрывают братцев губы,
Их зовут ребята (ответ детей - зубы).
Воспитатель: Правильно! Зубы!Сегодня, ребята,мы побеседуем о наших зубках и о том, как правильно за ними ухаживать.
2. Беседа «Зачем людям зубы?»
Воспитатель:
Ответьте, пожалуйста:
–Для чего зубы нужны людям?(ответ детей)
–Где находятся зубы? (ответ детей)
- Если у людей не будет зубов, то что произойдёт? (ответ детей)
Воспитатель: Молодцы! Зубы у нас находятся во рту, они нужны для пережёвывания пищи, а если у людей не будет зубов, то они не смогут есть, а просто будут давиться не прожеванной пищей. Тогда желудок не справится с большими кусками и от этого появятся боли в животе. А если человек не может правильно питаться, то у него начнутся проблемы со всем организмом! Наши зубы выполняют важную роль в нашем организме. Они помогают ему быть здоровым и накопить жизненную энергию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на изображение нашего зуба в разрезе.
Сверху зубы покрыты белым твёрдым веществом, которое называется эмаль. Она хоть и твёрдая, но все же может треснуть. Видите, как отбилась эмаль у этой кружки? Кружку уронили. А на зубах отчего могут появиться трещины? (ответ детей) (если грызть зубами орехи, леденцы и другие твёрдые предметы). Также большой вред зубам наносит очень холодная и очень горячая пища. Когда эмаль разрушается, идёт разрушение зуба и на месте трещин появляются дырочки . Тогда наш зуб начинает болеть. Эта болезнь называется кариес. А от чего ещё зубы могут болеть? (ответ детей) (из-за микробов). Микробы питаются остатками еды. Как же это происходит? (рассуждения детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Во время приёма пищи. Когда мы пережёвываем её и проглатываем, во рту остаются небольшие частицы пищи, которые скапливаются между зубов. Если от них сразу не избавиться, то на зубках появляются много микробов и со временем эти микробы разрушают наши зубы.
– Как удалить крупицы пищи? (рассуждения детей). Верно, мы должны сполоснуть рот водой или почистить зубы.
Физкультминутка:
Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.
Воспитатель: А кто из вас знает, какие продукты полезны для наших зубов? (ответы детей)
А какие вредны? (ответы детей)
Итак, мы выяснили, какие продукты полезны для здоровья зубов - это молочные продукты (содержат большое количество кальция),морепродукты (предотвращают образование налёта и разрушение зубной эмали), овощи (массаж дёсен и механическая очистка поверхности зуба), фрукты и ягоды (содержат целый комплекс микроэлементов).
И очень вредят зубам газировка, сладости, чай и кофе, горячая и холодная пища.
А сейчас,ребята, давайте поиграем !
3.ПРАКТИКА:
Игра «Полезно - вредно» (на скорость).
Играет музыка, дети из множества картинок с продуктами выбирают по 1 картинке с изображением полезных продуктов и крепят их на макет здорового зуба, а картинки с изображением вредных продуктов крепят на макет больного зуба.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! А теперь ,когда мы закрепили знания о полезных и вредных продуктах для наших зубов, проведём практическую работу!
Игра-практика «Как чистить зубы правильно». Детям предлагается гребешок, в котором запутаны частички ватки и зубные щётки. Представьте, что расчёска – это наши зубы, когда мы едим пища застревает и частички еды остаются. Как нам правильно почистить наши зубы? Придётся потрудиться!. Попробуйте зубной щёткой вычистить все между зубчиками. Ваш гребень будет рядом зубов, а вата между зубцами — это «остатки пищи», которая застревает в зубах. Теперь давайте почистите эти «зубы» справа налево. Что происходит на гребне?(ответ детей) (вата не убирается). А теперь проведите щёткой вверх-вниз. Что произошло? Ответ детей (кусочки ваты начали выпадать). Теперь повторите движение вверх-вниз с одной и с другой стороны расчёски. Что произошло?(ответ детей). Все «остатки пищи» выпрыгнули. Итак, как правильно чистить зубы? (Дети сами приходят к выводу.)
Воспитатель: Верно: чистить верхние зубы надо сверху вниз от корней зубов к их кончикам, нижние
– снизу вверх. Каждый зуб должен быть прочищен не менее 10-15 раз с одной стороны и столько же раз с другой стороны.
– А теперь представьте, что это ваши верхние передние зубы их мы будем чистить движениями сверху вниз, дальние зубы будем чистить движениями вперед-назад, изнутри все зубы чистим выметающими движениями, аналогично с нижней челюстью.
Наши зубки мы должны чистить два раза в день: с утра и перед сном. Прежде чем начать чистить зубки, надо руки и щётку вымыть с мылом, и только потом давить зубную пасту на всю длину вашей щётки.После чистки зубов хорошо прополосните рот водичкой и вымойте щётку с мылом, а после поставьте щётку в специальную подставку для щёток.
Воспитатель: А вы знаете, как раньше, давно, когда не было зубных щёток, чистили зубы? Люди брали обыкновенную веточку от дерева или куста, кончик веточки разбивали твёрдым предметом, камнем. Такая веточка напоминала веник, посмотрите, как она выглядела. (Показывает веточку с размочаленным концом).
А Илья сейчас нам расскажет стихотворение:
Снуёт зубная щётка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идёт,
Вверх и вниз, туда - обратно.
Счистим мы налёт и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели.
Воспитатель: А ещё из остатков пищи образуется налёт. Налет - это тонкая плёнка, в которой живут бактерии, с каждым днём их становится все больше и больше. Эти бактерии разрушают наши зубы и на зубах появляется кариес. И Эмилия подготовила стих:
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щёткой вверх и вниз —
Ну, микробы, берегись!
Воспитатель: Есть ещё один прибор, который помогает чистить зубы. Вы знаете, как он называется? (Ответы детей)
Этот прибор называется ирригатор. Посмотрите, как он работает. У него есть насадка, которая под большим напором распыляет воду, и даже самые маленькие частички пищи, которые спрятались между зубов. Кто хочет попробовать смыть частички пищи с зубов? (Дети пробуют)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. А теперь мы с вами посмотрим мультфильм « Добрый доктор Стоматолог» . В котором ещё раз доктор Стоматолог расскажет вам и покажет, как правильно чистить зубы и пользоваться зубной нитью и ирригатором.(просмотр мультфильма)
Воспитатель: Расскажите, вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей).
А что вам больше всего понравилось сегодня? (Ответы детей). Что нового вы узнали? (ответы детей). Сможете ли вы дома применять те правила чистки зубов, которые сегодня узнали? (ответы детей).
4. Заключение:
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с нашим зубками. Узнали об их строении,как о них заботиться , какие правила следует соблюдать, чтобы сохранить зубы здоровыми. И самое главное! Правильно ухаживайте за своими зубами, и даже если они у вас не болят, всё равно нужно 2 раза в год ходить к стоматологу.Кроме того нужно правильно питаться. А теперь давайте прощаться!
День прошёл — пора в кроватку,
Чтоб заснуть в кроватке сладко.
Но сначала вместе с мамой,
Мы почистим зубки в ванной.
Зубки чистим аккуратно
Пастой детской сладкой-сладкой.
Ротик мы потом полощем,
Чтобы зубки спали ночью.
