1. Проект "Школа мяча"

  

Проект "Школа мяча"

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах, втроём, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. 

Цель: обогащение двигательного опыта детей 4-7 лет жизни, освоение детьми техники владения мячом.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной групп ДОУ, родители, воспитатели групп.

Длительность проекта: долгосрочный

Задачи:

Дети среднего возраста:

  1. Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом. Познакомить детей с историей мяча.
  2. Научить детей простейшей техники владения мячом: навыки ловли, ловить мяч после отскока от пола, бросков мяча в корзину, прокатывание мяча в ворота, умение применять их в игровой ситуации.
  3. Познакомить детей с народными подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.
  4. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива.
  5. Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
  6. Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

 Дети старшего возраста:

  1. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: отбивание мяча на месте (двумя и одной рукой по – переменно), ведение мяча, передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
  2. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
  3. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  4. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
  5. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Воспитатели:

  1. Пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным мячами разных видов спорта.  
  2. Повысить свой теоретический и практический опыт об организации игр и упражнений с мячом в разных возрастных группах детского сада и включение их в организованную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны научиться действовать по сигналу воспитателя по физической культуре, быстро реагировать на сигнал;
  • Играть с мячом, не мешая другим, согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод);
  • Повысится технический навык владения мячом детьми, согласно своему возрасту;
  • Бросать и ловить мяч: двумя руками снизу вверх; двумя руками снизу вверх с хлопком впереди; передача в парах двумя руками снизу; передача в парах двумя руками из-за головы; передача в парах двумя руками от груди;
  • Передача мяча друг другу;
  • Правильное выполнение нейроупражнений с мячом;
  • Ведение мяча ногой вперед;
  • Метание мяча: с расстояния в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу; в вертикальную цель; в баскетбольный щит с места; с расстояния в цель (ворота);
  • Повысится индекс развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости.

Воспитатели:

  • Повысят свой теоретический и практический опыт об организации игр и упражнений с мячом в разных возрастных группах детского сада.
  • Создадут картотеку игр и упражнений с мячом.
  • Будут активно пропагандировать здоровый образ жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча.

Система форм и методов реализации проекта.

  • Исследовательская, трудовая деятельность детей;
  • Решение проблемных задач;
  • Дидактические игры;
  • Наблюдения, беседы;
  • Продукты проекта;
  • Наглядная информация.

Школой мяча называются упражнения в бросании, отбивании и ловле мяча, систематизированные в  порядке возрастающей трудности.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном расположении детей. Воспитатель показывает, что с мячом  можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение общаться с мячом: держать его в руках или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство покоя». Дома взрослые должны  чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом. Хорошо подвесить большой надувной мяч на высоте поднятых вверх рук ребенка и предложить отталкивать мяч одновременно обеими руками.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров от маленьких (резиновых и теннисных)  до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Катание-полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой».

Бросание и ловля – более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценивать направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходиться наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности,    поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде. Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем  или сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч.

Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок  продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

Картотека проекта

Фотогалерея проекта