"Рекомендации родителям"
«Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Как воспитать чувство ответственности у дошкольников 5-6 лет»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.61 КБ | |
| 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Как воспитать чувство ответственности у дошкольников 5-6 лет»
Цель: формирование у родителей представления об ответственности и отличии её от самостоятельности, умение сформировать это качество у своего ребёнка.
Участники: родители, воспитатель, психолог.
1. Раскрытие темы
Добрый день, уважаемые родители!
Все мы: родители и педагоги, занимаясь воспитанием детей дошкольного возраста, заинтересованы в том, что бы они стали, как можно быстрее самостоятельными и ответственными, понимали, где и как себя вести, были успешными и счастливыми. Не случайно список желаемых характеристик, я начала с личностных черт: самостоятельность и ответственность.
Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:
- стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей: умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение поставить цель деятельности: сознательность действий умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- осуществить элементарное планирование: умение понять цель работы, предвидеть ее результат;
- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели: умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- использовать свою способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач: умение переносить известные способы действия в новые условия.
Каким образом можно начать формирование у ребенка дошкольного возраста?
Посильная помощь – первый шаг к самостоятельности Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т.д. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора.
Немаловажную роль в процессе формирования самостоятельности играет развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным. Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними. Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону.
Важно, чтобы игровая деятельность дошкольника также приучала его к самостоятельности, инициативности и т.д. Для этого ему нужно организовать специальное место для хранения игрушек; сделать так, чтобы они все время были доступны ему.
Родители часто путают ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность – это нечто другое. Для этого, я позвала на наше собрание психолога, поскольку ответственность более глубокий процесс, нежели самостоятельность. Поэтому прошу выслушать Имя Отчество.
Выполнение теста «Незаконченное предложение» от психолога.
Родители делятся на две группы.
Воспитатель. Перед вами на партах лежат листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит ...». Каждый из вас по очереди будет писать ответ, сворачивая листок и передавая друг другу.
Родители выполняют задание.
Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу выбрать по одному представителю от каждой группы для чтения ответов (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».
Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем малышу его неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.
Выделяют следующие грани воспитания ответственности.
1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.
2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача – убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.
3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы -“напоминалки”. Например, звонок будильника или картинка (в тему).
6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.
7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.
7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
– Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, – это убивает чувство ответственности буквально на корню.
– Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
– Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
– Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что “он такое насоветует!”.
Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.
Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.
VI. Рефлексия
Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему.
«Рекомендации родителям»
♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.
♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.
♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.
♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.
VIII. Решение собрания
Воспитатель выносит на обсуждение решение собрания.
1. Воспитывать детей наличном примере, стараться иметь в семье авторитет.
2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.
3. Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
4. Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям.
Литература
Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.
Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-klass-otvetstvennost-roditeley-za-vospitanie-i-obrazovanie-svoih-detey-648557.html
https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/scenari-roditelskih-sobranii/roditelskoe-sobranie-v-3-klase-vospitanie-otvetstvenosti.html
https://easyen.ru/load/nachalnykh/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_kak_vospitat_otvetstvennost_u_rebjonka/429-1-0-72831
1. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание [Текст]. - 2009. - №9 - с. 52-
2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я [Текст]. - 2008. - №1 - с. 124-132.
3. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание [Текст]. - 2007. - №12 - с. 28-33.
Интернет ресурс:
1. https://gazeta-pedagogov.ru/10-pravil-vospitaniya-samostoyatelnosti-u-doshkolnika/ © gazeta-pedagogov.ru
2.https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/razvitie-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov.html
3.https://kidspower.ru/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost-i-samostoyatelnost-razvitie-kachestv-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-2/
Предварительный просмотр:
«Рекомендации родителям»
♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.
♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.
♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.
♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.

