Методы, формы организации деятельности учащихся
Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, одним из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. И современное общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Учителю важно научиться владеть современными методами, формами, средствами организации математической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Янковская Ольга Александровна,
учитель математики ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»
город Эрдэнэт, Монголия
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
на уроках математики
Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, одним из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. И современное общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Учителю важно научиться владеть современными методами, формами, средствами организации математической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:
- Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а) методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в) методы практического контроля и самоконтроля
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
К практическим методам относятся:
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
• исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.
Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Успешно применяются такие формы организации математической деятельности как фронтальная, групповая, парная и индивидуальная, но необходимо включать в каждую из этих форм элементы, позволяющие заинтересовать современных школьников.
На разных этапах урока можно применять различные приёмы. В начале урока, при актуализации опорных знаний, игровые
Первый пример:
а) Найти разность чисел 5, 7 и 2, 3. Должен встать ученик, у которого на карточке написано число 3,4 (5 класс);
б) Решить уравнение -15 + m = -23. ученик, у которого на карточке записано число
-8 (6 класс).
Второй пример: Путаница. На листочках бумаги или на интерактивной доске в разброс даны слова. Расположить их в таком порядке, чтобы получилась формулировка теоремы, правила и т.п. (Свойства параллелограмма), (Признаки параллельности прямых и свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей).
Третий пример: «Третий лишний» (игра индивидуальная)
Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)
Приём – «Синквейн».
Правила написания:
- 1 строка-тема называется одним словом (обычно существительным).
- 2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
- 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
- 5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Пример:
1.Неравенство
2.Числовое, алгебраическое (верное, неверное, линейное, квадратное…)
3.Сравнивать, преобразовывать, решать
4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше
5. Сравнение
Прием «Верные и неверные утверждения».
Например: Верно ли утверждение:
- 5,849. Округли до сотых 5,84 (для 5 класса)
- НОД (15 и 17) = 1 (для 6 класса)
- 300,600,900 треугольник остороугольный, равнобедренный (7 класс)
Задание № 19 ОГЭ.Укажите номера верных утверждений.
- 1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
- 2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
- 3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу. Ответ: 13.
Найди ошибку.
Нравится ребятам задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, в формулах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются мною в любых классах и по самым разнообразным темам. Таким образом можно проверить знание и теории, и практики.
Групповую и парную работу можно организовать таким образом, чтобы обучение осуществлялось путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого или в небольших, по составу, группах, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
- Отмечают успехи друг друга;
- Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
- Обсуждают изучаемый материал совместно;
- Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
- Стимулируются положительным опытом совместной работы;
- Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
НАПРИМЕР:
Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика, два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения).
Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля ученик обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Наиболее эффективны следующие три метода организации проблемного обучения:
1. Проблемное изложение;
2. Частично-поисковый метод;
3. Исследовательский метод.
1) Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. При проблемном изложении учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся – активные и заинтересованные слушатели.
2) Частично–поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формулирует учитель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту и т.д.
3) Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Они самостоятельно формулируют проблему и сами ее решают.
Самостоятельно проходят все этапы исследования:
Видение проблемы - формулировка проблемы – принятие ее к решению как проблемной задачи – анализ условий - выдвижение гипотезы – разработка вариантов решения проблемы – выполнение плана решения – проверка полученного результата и оценка действий
3. Проблемная ситуация
Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями, представляющими собой прошлый опыт, и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности
Виды проблемной ситуации:
Познавательные.
- Решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия.
Оценочные.
- Требуют критической оценки предметов и результатов труда.
Организаторско-производственные.
- Решение организаторско-производственных проблем способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.
Рассмотрим подробнее некоторые проблемные ситуации.
Создание проблемных ситуаций, через выполнение практических заданий
Тема “Сумма углов треугольника” (7 класс):
1)Построить треугольник по трем заданным углам:
2) Два угла треугольника равны 121o и 53o. Найти величину третьего угла.
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
Тема “Линейные уравнения с одной переменной” (6 класс)
Решаю быстро уравнение:
При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.
Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

