Родителям на заметку!

Сайт    воспитателя  дошкольного образовательного учреждения Ульяны Васильевны

Предварительный просмотр:

НЕВОЗМОЖНО сделать хлопок одной рукой.

 

Учитель (воспитатель) - это только одна ладошка. 

И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, 

без второй ладошки 

(а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель (воспитатель) бессилен. 

Поэтому любая Ваша помощь - это добрый знак, 

что ВСЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ, дорогие мои родители. 

Давайте воспитывать НАШИХ детей ВМЕСТЕ! 



Предварительный просмотр:

postheadericonОпять домашняя работа… 

Эту фразу мы часто слышим у наших детей.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники домашние задания оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, – уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо.

Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, – это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.         

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать. Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж.

К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему-то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, – значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать? Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась. За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+2=7, а “мороз ”- это словарное слово и всегда пишется через “о”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться.

Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения. Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной? Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса.

Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.

Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным. Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

Чтобы облегчить вашу миссию следуйте основным правилам организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред:

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

2. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

3. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.

4. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

5. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.

6. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.

7. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

8. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.

9. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

10. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

11. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

12. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодец, ты меня радуешь” – эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому, чаще хвалите, чем осуждайте, подбадривайте, а не подчеркивайте неудачи, вселяйте надежду, а не твердите, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям от детей

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.

4. Не давайте обещаний, которые не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

 5. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой».

 6. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне всё спокойно с глазу на глаз.

8. Не заставляйте, меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

10. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и одобрения.

C:\Users\Ульяна Васильевна\Pictures\открытки\273511574.jpg



Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям, чтобы не упустить "годы чудес"


     Родители – самые первые и самые важные учителя у ребёнка. Первая его школа – это родительский дом, она окажет огромное влияние на то, что будущий взрослый человек будет считать важным в своей жизни. То, что даётся ребёнку родителями – это главнее всех учителей и воспитателей. То, чему его научат родители (слушать, слышать, говорить, думать) и поможет ему в обучении, станет базой для учёбы. «Годы чудес» - это первые шесть-семь лет в жизни ребёнка, закладываемые в это время навыки и знания, останутся на всю жизнь и помогут дальнейшему интеллектуальному развитию малыша.

Что важно знать родителям, чтобы не упустить это время?

Запишите ребенка в детскую библиотеку и посещайте ее регулярно вместе с ребенком. Выбирайте книгу с большими цветными иллюстрациями и маленькими текстами. Вначале родитель ОБЯЗАТЕЛЬНО читает ребёнку книжки перед сном. Беседуйте после прочтения книги. Очень важно, чтобы родители в семье были «читающими», тогда и дети будут любить читать. Запомните, что каждая прочитанная мамой книжка даёт ребёнку в несколько раз больше развития, чем просмотренный фильм, где образы уже созданы режиссёром за нас, и нам не надо ни представлять, ни думать. После таких вечерних чтений важно подвести ребёнка к самостоятельному общению с книгой, но сделать это надо невзначай, ненавязчиво: «Сегодня мне некогда, посмотри книжку сам». Если ребенок уже умеет читать, начните читать ребёнку вслух и на самом интересном месте остановитесь: «А дальше ты узнаешь сам».

По возможности, посещайте выставки, музеи, театры, после которых тоже беседуйте, интересуясь личным мнением ребёнка об увиденном и никогда не навязывайте ему своё. Обязательно слушайте вашего ребёнка, или хотя бы делайте вид, что вам не безразлично, что он говорит.

Кроме художественных книг обратите внимание на детские энциклопедии. Чем больше ваш ребёнок узнает познавательного, тем больше останется у него в голове, так как до 6 – 7 лет память ребёнка ещё не загружена лишними, иногда не нужными знаниями, она свободно впитывает и сохраняет навсегда поступающую информацию и лучше, если эта информация будет полезной. Обязательно разбирайте с ребёнком загадки: «Почему ты думаешь, что это заяц (лиса, стол и т.д.)?). Это очень хорошо развивает логику.

Приучайте ребёнка к определённым рамкам режима. Многие дети уже в первые дни пребывания в школе теряют интерес к учёбе только по той причине, что привыкли поздно ложиться спать и поздно пробуждаться утром. В таких случаях ребёнка настойчиво будят, зачастую в нервозной обстановке, и он, невыспавшийся, с плохим настроением идёт в школу. Разве может пойти в радость дело, а тем более такое новое, нелёгкое и ответственное, как учёба.

Никогда не отказывайте ребёнку в ответах на его вопросы, не отмахивайтесь от них. Если вы не знаете, как правильно ответить, выскажите своё предположение и обязательно пообещайте узнать ответ на его вопрос, возвратиться к нему. К сожалению, история дошкольного воспитания знает немало примеров, когда ребёнок, в случае постоянных «отмахиваний» взрослых, утрачивает одно из удивительных качеств «почемучек», теряет интерес к узнаванию нового, приобретению знаний.

Доставляйте вашему ребёнку радость от общения со сверстниками. Не жалейте времени, устраивайте хотя бы изредка праздничные дни для ребёнка – Рождество, День рождения. Приложите немного усилий, творчества и фантазии; сделайте элементы костюмов, пригласите других детей, организуйте концерт, разыграйте сценки по сказкам, придумайте своему ребёнку роль, с которой он справляется с интересом. Увидите, ваши старания окупятся сторицей.

Играйте с детьми! Не будьте пленниками расхожего мнения: «Наш ничем серьёзным заниматься не хочет, ему бы всё играть!». Практикой доказано, что с помощью игры у малыша проще воспитать ряд ценнейших качеств личности. Важно, чтобы в играх участвовали не только мамы, но и папы. Часто в игре требуется что-то смастерить, вылепить, склеить, нарисовать, поэтому краски, карандаши, пластилин, бумага и ножницы обязательно должны быть в распоряжении ребёнка…Особого разговора заслуживают конструкторы в игровом царстве ребёнка, которые не только формируют пространственное мышление ребёнка, но и развивает мелкую моторику, так необходимую для будущего освоения техники письма.

Хочется затронуть ещё одну «больную» тему: «Ребёнок и компьютер». Не будем спорить о том нужно или не нужно обучение ребёнка «компьютерному делу». Советуем вам установить жёсткий беспрекословный режим длительности «работы» ребёнка с этой техникой (не более 20 минут).

Радуйтесь общению с детьми, дарите им опыт учения и желание успеха, которое они пронесут через всю жизнь. Дети ещё не знают жизнь, они ориентируются в своих реакциях и оценках ситуации на вас, берут с вас пример.


А.С.Макаренко:

«Лучшие дети – у счастливых родителей».

                                                     

                                                                              Будьте счастливы!



Предварительный просмотр:

Как родители мешают школьной адаптации ребенка?

После первых дней в школе, когда ощущение праздника уже осталось позади, вы могли заметить, что ваш ребенок начинает собираться в школу без особого желания. При расспросах, как дела в школе, проявляет мало положительных эмоций. Не стоит пугаться таких неожиданных перемен, у ребенка наступил процесс адаптации.

Процесс адаптации может длиться до трех месяцев, иногда до полугода. При этом жизненный уклад полностью меняется. Основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в школу:

1. Изменение режима дня и сна.

2. Увеличение времени, которое ребенок проводит без двигательной активности, сидя за партой. Кроме этого, школьнику приходиться больше времени проводить в помещении.

3. Изменение стиля общения со взрослыми. Педагоги в подавляющем большинстве не ориентированы на установление индивидуальных контактов с учащимися, на опеку и заботу, поэтому в первые дни в школе ребенок может ощущать себя беспомощным и одиноким.

4. Необходимость самообслуживания в школьной столовой, в туалете, в гардеробе.

5. Требование к ребенку самому организовать свое рабочее место, доставать учебные принадлежности из портфеля, аккуратно складывать их обратно, при этом следить, чтобы ничего не забыть и не потерять.

6. Требование вовремя и правильно реагировать на такие условные сигналы, как звонок на перемену или урок, и подчиняться общим правилам поведения на уроке.

7. Неизбежное увеличение объема умственной нагрузки. Процессы, описанные выше, в целом достаточно сложны для семилетнего ребенка. И только родители могут стать помощниками в этом нелегком деле, а могут, к сожалению, наоборот, помешать успешному протеканию адаптации в школе.

Основные ошибки, которые совершают родители, и тем самым тормозят процесс адаптации к школе.

Самой частой ошибкой взрослых являются изменения требований, которые предъявляются ребенку с началом обучения: «Ты уже взрослый – теперь у тебя есть домашние обязанности!», «Ты теперь большой – ты уже можешь оставаться один дома»… В результате ребенок сразу же оказывается в центре социальных перемен; неожиданно то, к чему он привык, меняется. Конечно, это не означает, что у ребенка, учащегося в школе,  не должно быть определенных обязанностей. Но важно не совмещать начало учебного года и появление обязанностей дома, а также изменять жизненный уклад семьи. Все эти перемены должны происходить в различное время.

Еще одной ошибкой родителей являются мысли о том, что ребенок с началом обучения уже обретает алгоритм того, как ему учиться. К сожалению, вчерашний детсадовец еще не умеет организовывать и настраивать себя на обучение. И это вполне нормальная ситуация. Домашние задания – это не столь значимое и интересное для ребенка, и подтолкнуть его на первый шаг может быть не просто. Ребенку хочется поиграть машинкой еще минутку, а зачастую минутка превращается в целый час, отведенный на выполнение домашних заданий…

В этой ситуации наказания и ругань не помощники. Вам необходимо научить ребенка распределять свои силы и время. Помогите ребенку с выполнением домашних заданий, чтобы он понял основные этапы и порядок выполнения работ.

Ребенку важно чувствовать интерес и положительные эмоции среди одноклассников, ему необходима оценка сверстников, их отношение, ведь все дети стремятся заполучить уважение и доверие среди ребят. Старайтесь поддержать ребенка в его стремлении общаться с одноклассниками: разрешайте ходить в гости, позволяйте приглашать гостей к себе домой, принимайте участие в школьных мероприятиях. Не отзывайтесь негативно об одноклассниках ребенка.

В процессе обучения в начальных классах статус учителя достаточно высок для всех детей. Конечно, ведь это необходимое условие для развития доверия к педагогу, укрепляется желание учиться. Поэтому со стороны родителей недопустимы отрицательные отзывы в адрес учителя. При отсутствии авторитета у педагога ребенок может утратить интерес к обучению, начинаются проблемы с дисциплиной.

Следует учитывать, что во время адаптации к школе легкая возбудимость, двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления допустимые и простительные.

От терпения, сдержанности, внимания родителей зависит успешность адаптации ребенка к школе.




Предварительный просмотр:

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. 

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. 

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.

http://images.myshared.ru/4/158666/slide_18.jpg



Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Особенности произвольной активности и воли

младших школьников и ее воспитание».

Развитие произвольности является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее волевой сферы. Чем больше развита воля у младшего школьника, тем большего успеха он сможет достичь в учебной деятельности.

Следует отметить, что именно с поступлением в школу начинается новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Так под влиянием предъявляемых к нему требований, начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. У младших школьников  заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.

В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых процессов, капризы, упрямство наблюдаются еще часто. В этот период растет умение проявлять волевые усилия. Они обнаруживаются и в умственной деятельности, и в поведении. Начинают формироваться произвольные умственные действия, такие как намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении различных задач. Существенные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс. Непосредственному осуществлению желаний часто препятствуют правила, запреты, ограничения, которые выражают общественные требования и которым необходимо подчиняться. Постоянное следование правилам, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Оно проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности и поведении, а также ряд их особенностей (например, требование словесного отчета, оценка своих действий и поступков) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Ситуация же социального развития ставит детей в условия, при которых они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний, действий и поступков. На этой основе формируется у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия являются основными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Поскольку в младшем школьном возрасте сфера саморегуляции практически не развита, дети не умеют пользоваться своей свободой, понимая ее как вседозволенность: отсюда капризы, ненужное упрямство детей. Однако при всём этом можно  отметить и то, что уже есть задатки развития: дети в этом возрасте достаточно адаптированы - психически здоровы (есть гармония с самим собой и окружающим миром). Детям уже несвойственны крайности (излишняя активность или пассивность), чрезмерная неуверенность в себе, неуравновешенность. Главной особенностью этого возраста, накладывающей отпечаток на все стороны жизни ребенка, является изменение социальной позиции: он стал школьником, членом классного и школьного коллектива, где требуется выполнение определенных норм и правил поведения, когда нужно подчиняться определенному режиму, выполнять задания и делать не то, что хочется, как до школы, а что требуется. Данная позиция порождает ряд противоречий развития сферы саморегуляции, а именно:

а) между полной свободой времяпрепровождения и необходимостью соблюдать школьный режим;

б) от свободных, нерегламентированных отношений нужно привыкать к другим, более официальным, нормативным отношениям;

в) между игровой и учебной деятельностью.

Разрешение всех противоречий способствует развитию саморегуляции ребенка. В целом же ребенок пока не проявляет способности управлять своим поведением и деятельностью. У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней.

Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания нередко толкает школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы, школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости, протест, нежелание подчиняться требованиям учителя.

Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявить смелость одному. Известно, что дети, находясь среди своих сверстников, гораздо легче преодолевают боязливость независимо от их типологических особенностей.

У младших школьников возрастает выдержка, умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей.

Игнатьев Е.И., Селиванов В.И. отмечают, что девочки более сдержаны, чем мальчики, импульсивность которых на порядок сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют большие ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных заданий,  следовательно,  к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Развитие воли младшего школьника выражается следующими признаками:

- изменение и расширение объема целей (формирование целеустремленности);

- преодоление возрастающих внешних и внутренних трудностей (формирование силы воли);

- достижение длительности волевого усилия (формирование выносливости);

- произвольное торможение своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);

- постановка далеких целей и направление усилий на их достижение;

- цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Условия, при которых воля формируется наиболее успешно:

1. Воздействие внешнего мира, который выступает в качестве внешних стимуляторов активности школьников.

2. Потребности школьников, выражающиеся в мотивах их деятельности.

3. Сознательная самостимуляция активности для достижения поставленной цели.

Важным является то, что проявление школьниками младших классов волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько учителю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности учащихся, сделать его значимым для них. При этом следует отметить, слишком легкие задания расхолаживают учащихся,  слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания. Вместе с этим учитель должен рассказать учащимся, как и в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

Очень важно и то, что учитель должен так организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий. При этом одним из самых распространенных методов воспитания воли является метод убеждения и метод стимуляции волевых усилий. Эти методы используют как при индивидуальном воздействии на ученика, так и при воздействии на коллектив учащихся.

Следует отметить, что система воспитательных воздействий направлена на то, чтобы создать у человека стойкие убеждения и привычки, которые обеспечивали бы нужное поведение человека и такой обстановке, где воспитатель отсутствует и где человеку надо действовать самостоятельно, руководствуясь результатами предыдущего воспитания. 

Таким образом, волевая регуляция у младших школьников связана с общим интеллектуальным развитием с появлением мотивационной и личностной рефлексией. Существуют индивидуальные особенности в уровнях развития волевых качеств младших школьников, что может оказать как позитивное, так и негативное влияние на успешность учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ как методы семейного воспитания

Слайд 2

Нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что и как можно хвалить ребёнка?

Слайд 3

Опасности, таящиеся при наказании: 1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас. 2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали. 3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Слайд 4

Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Наказание должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА НАКАЗАНИЯ: Наказание должно быть справедливым. Наказание должно сочетаться с убеждением. Наказание не должно совершаться поспешно. Наказание должно совершаться, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов. Наказание должно быть строго индивидуализированным. Наказание должно быть последовательным. Наказанием нельзя злоупотреблять.

Слайд 6

Правила наказания детей: При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Слайд 7

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение.

Слайд 8

« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! » Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. психиатр и психотерапевт В.Леви

Слайд 9

А. Фромм предложил ряд правил «за что не следует хвалить ребёнка» . Вот некоторые из них: Не следует хвалить: - за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой; - больше двух раз за одно и то же; - из жалости; - из-за желания понравиться.

Слайд 10

Несколько советов о поощрениях: Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»… Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны обсудить с ним, каким образом он ими распорядится. Учите ребёнка ценить и понимать ваши поощрения.

Слайд 11

К сожалению, бывает так: Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Слайд 12

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

Слайд 13

А в какой атмосфере живёт ваш ребёнок, решать вам…

Слайд 14

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними , воспитывать с минимальными психологическими травмами.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать. 

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность 

он учится драться. 

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким. 

Если ребёнка часто позорят 

он учится чувствовать себя виноватым. 

Однако!!!

Если к ребёнку бывают снисходительными –

он учится быть терпеливым. 

Если ребёнка подбадривают он учится уверенности в себе. 

Если ребёнка заслуженно  хвалят он учится оценивать. 

Если с ребёнком честны - он учится справедливости. 

Если ребёнок живёт с чувством безопасности 

он учится верить. 

Если ребёнок живёт в атмосфере любви и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь. 


Пожелания родителям учащихся 1-х классов


Дорогие родители! Ваш ребенок впервые пошел в школу, стал посещать ГПД. Как сделать его учебу и пребывание в ГПД интересными, увлекательными, обеспечивающими постоянное умножение знаний и практических навыков? Педагогический опыт показывает, что учится успешно только тот ребенок, который умеет управлять собой, обладает способностью слушать учителя, воспитателя, выполняет все правила организации учебной жизни и режим ГПД.

Если ваш ребенок имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда вы даете ему конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, общается с друзьями с определенной пользой для себя, то его пребывание в школе будет приносить и ему, и вам только радость.

Поэтому предлагаю вам:

Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательно включающий в себя 20-30 минут чтения вместе с вами художественной литературы; просмотра телепередач, но не более 1-1,5 часов, желательно с пересказом интересного, что ребенок узнал из них. Постарайтесь ограничить просмотр фильмов, где демонстрируется насилие, жестокость, запугивания, так как они способствуют проявлению у детей склонности к агрессии по отношению к животным и людям. 

Если ребенок посещает ГПД, он должен соблюдать режим дня, включающий те физические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, прогулки и игры на свежем воздухе.

Старайтесь чаще задавать ребенку вопрос, зачем он совершил тот или иной поступок, или, например, смотрел телевизор, играл с друзьями в игры на компьютере... Тем самым вы будете стимулировать ребенка постоянно думать о том, что он делает, а не механически подчиняться природным побуждениям, склонностям, желаниям.

Старайтесь предъявлять к ребенку только те требования, которые можно рационально обосновать. В спокойной обстановке объясняйте ему причины, побуждающие человека вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различную домашнюю работу, ограничивать себялюбие и эгоизм. Не сразу ребенок будет реагировать на выработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время он отвергает.

Прислушивайтесь к советам учителя, воспитателя. Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать, прежде всего, его успехи, связанные с преодолением его лени, вспыльчивости, безволия. Только после этого указывайте на недостатки, с которыми необходимо еще работать ему самому.

При возникновении каких-либо проблем, связанных с воспитанием, обращайтесь к учителю, воспитателю ГПД, психологу, и вам всегда будет оказана разнообразная помощь в решении конкретных проблем развития ребенка, способного постоянно радовать вас успехами в учебе и домашних делах.



Предварительный просмотр:

Объемное, трехмерное, образное мышление,
пространственное воображение

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.

Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта, «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с трёх лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

1. Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трёх соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

2. Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

3. Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

4. Получает хорошие оценки по рисованию и труду. Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

5. Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, другие игры — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

6. Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

7. Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

8. Сконцентрирован, внимателен, хорошо запоминает информацию. Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх.

Простые игры
на развитие пространственного мышления

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.