Борисова Галина Павловна

Экологический журнал «Природа и мы» В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности: • Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых. • Практическая деятельность по созданию или содержанию условий для живых объектов в зеленой зоне ДС. • Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе. • Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных). • Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный с учетом. • Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, обмен впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова). • Наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе. • Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка. Секреты природы Природа хранит от нас много тайн, которые иногда даже взрослый не сумеет разгадать. Необходимо у детей воспитывать бережное и заботливое отношение к природе; формировать познавательный интерес. Этому всему могут способствовать беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и многое другое. Приведем пример, как дети высказываются про «Чудо – яблоко». - «Яблоки – фрукты. Они растут на яблонях, в саду. Вкус яблока зависит от того, созрело оно или нет. Незрелые яблоки есть нельзя. Они невкусные». Воспитатель: «Человек должен заботиться о яблонях. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?». - «Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и тяжести плодов. Для того, чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами». Воспитатель: Как вы думаете, почему яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?» «Яблоки бывают кислые, сладкие. Они приятно пахнут. Они очень полезны, так как в них много витаминов. Из яблок варят варенье, повидло, компот, пекут пироги». Много интересных и правильных высказываний можно услышать от ребенка, если постоянно расширять его знания. А Ваш ребенок знает про это? Разучите с ним: Яблоки румяные, В них медовый сок. Испекли все вместе мы Яблочный пирог. Вкусный и душистый Вышел пирожок, С коркой золотистой. Съешь его, дружок! Не забудьте и про животных – загадайте загадки: Особа всем известная – Она крикунья местная. Увидит тучку темную Взлетит на ель огромную И смотрит словно с трона. Кто она? (Ворона) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) Это и многое другое воспитывает заботливое и бережное отношение ко всему окружающему. Не выдуманные рассказы Мусор Четырехлетняя Машенька набрала на прогулке полные карманы мелких камешков. Решила, что дома будет играть в них. Мама заметила оттопыренные карманы. - Что это? Зачем ты в дом несешь разный мусор? Да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой! - Это камешки красивые. Я в них играть буду. - Выбрасывай сейчас же! – и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет: жалко расставаться со своими находками. Ей хочется владеть такими же богатствами, как ее подружка Марина. - Посмотри, что у меня есть, - Марина с восторгом показывает Машеньке очередную находку. В Маринкиных карманах и ракушки, и прутики, и камешки. В ее уголке для игр игрушки-самоделки: человечки из шишек и желудей, куклы из соломы, засушенные цветки и листья. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее хозяйство интересными вещами. Вот сучек, похожий на грача, - его нашел папа. А вот и целый сервиз из яичной скорлупы и пластилина сделала для Марины старшая сестра. Но Машенькина мама в камешках, прутиках и желудях и шишках не видит ничего, кроме мусора. Она и не подозревает, почему так трудно девочке расстаться со своим сокровищем. Ребенок, играя, непременно, творит, фантазирует. Каждый незамысловатый предмет превращает он в самое необходимое для игры: стулья – это поезд, камешки – сахар… какой насыщенной становится детская игра, когда у малыша есть все под рукой! Понятие «живое» как основа экологического образования Психологическая особенность восприятия дошкольников такова: если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее. Нередко дети не относят к живым существам растения, так как они не движутся; отсюда – равнодушное отношение детей к растениям. В разработанной нами системе экологического образования содержание сообщаемых детям знаний посвящено живой природе во всех ее проявлениях; неживая природа в основном показана через наблюдения и опыты. Отдельный разговор ведется о человеке как биологическом объекте. Валеологическое образование начинается со старшего дошкольного возраста. Мы знакомим детей с органами чувств, потому что благодаря этим органам человек познает окружающий мир. Занятия в основном построены в виде рассказа воспитателя. Занятие «Чудесное яблоко, или Зеркало нашей души» знакомит детей с особенностями зрения. Рассказ воспитателя «Самая быстрая улитка в мире», беседа «Для чего человеку нос» дают представления о соответствующих органах. В конце года проводится итоговое занятие. Дети с огромным интересом относятся к этим занятиям, что и понятно: ведь все, что им рассказывают, касается непосредственно самого ребенка. В подготовительной группе мы знакомим детей с основными системами организма человека – дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой. Разумеется все это сообщается детям на доступном для них уровне, без лишних подробностей. Помним, что основная цель – не биологические знания, а бережное отношение детей друг к другу и к себе, своему организму. Что делать родителям для формирования у детей экологической культуры? Поиграть в игры! «Летает, плавает, бегает» Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Усложнение. Называются природные и рукотворные объекты. Ребенок должен сказать, к какому миру они имеют отношения: щука – природный мир, плавает; самолет – рукотворный мир, летает. «Хорошо – плохо» Взрослый называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают вредными. Например: мороз – это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз – это плохо, потому что мерзнут руки, нельзя долго гулять и т. д. «Эмпатия» Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации. Пример: «Ты – цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи». «Мальчик увидел гнездо. Его действия?» «Какой овощ (фрукт) ты съел» Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение. Определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый). Эти и многие другие игры помогут Вашему ребенку осознать то, что в природе все взаимосвязано, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Добавить запись

Защита от спам-роботов