Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классов

Шудра Ольга Николаевна

Шудра О.Н.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории,   

 МБОУ СОШ № 153

 г. Новосибирск

Формулы  речевого этикета в речи учащихся младших классов

В статье приводятся результаты исследования особенностей владения формулами речевого этикета учащимися младших классов. Коммуникативная направленность обучения языку помогает сформировать те специфические свойства личности, по которым общество судит о степени ее образованности и культуры. Жизнь требует, чтобы школьники умели ориентироваться в конкретных ситуациях общения, отбирать адекватные этим ситуациям языковые средства, знали правила речевого поведения и соблюдали их в ходе общения. Все это является необходимым условием для успешной социальной адаптации детей в обществе.

   В последние годы проблема культуры общения как составной части общей культуры личности и общества в целом привлекает самое пристальное внимание исследователей разных областей науки - философов, социологов, педагогов, лингвистов, психологов, логопедов. Во многих работах отмечается, что отсутствие культурной формы взаимодействия между людьми дает простор стихиям случайных настроений, чувств, взаимных излияний, что приводит к негативным последствиям нравственного и практического характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию и в конечном итоге создает проблему отчуждения.

 Под речевым этикетом понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников и поддержания общения в нужной тональности. Устойчивые формулы речевого этикета (спасибо, здравствуйте, будьте добры, разрешите и т.п.) объединяются в тематические группы – обращения и привлечения внимания, приветствия, благодарности, которые свободно переходят в более широкую сферу формул – например, «Неодобрение», «Упрек», «Отказ» и т.п. Все эти группы призваны обслуживать различные ситуации общения.

   В зависимости от обстановки общения, характера взаимоотношений коммуникатов, целей и мотивов высказывания устойчивые формулы речевого этикета могут быть «развернуты» горизонтально с помощью обращения,  (например: « Большое спасибо, мамуля»)  и мотивировки  («Мне очень помог твой совет, большое спасибо»). Умение « развернуть» формулу речевого этикета оценивается учеными как одна из важнейших сторон его усвоения.       « Именно «развертывание» менее стандартно и свидетельствует не только о знании речевых этикетных формул, но и об определенном уровне воспитанности говорящего»

  Каждая типизированная ситуация общения обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются:

-формулы наиболее общеупотребительные, стилистические нейтральные (до свидания, спасибо, здравствуйте);

-формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, доброе утро и т.п.);

-формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться, благодарю вас, пока, салют и т.п.).

  Выбор единицы речевого этикета или использование различных синонимических вариантов зависит не только от ситуации общения, но и от  социальных (возраст, образование, место жительства и т.п.) и эмоциональных параметров говорящего. Правильный, адекватный выбор обеспечивает вежливое обхождение, а ошибки в выборе Единицы речевого этикета могут разрушить вежливое обращение, да и сам контакт.

  В методике преподавания русского языка тщательно разработаны вопросы коррекции и развития устной и письменной форм речи детей.  Но вопросы формирования непосредственно коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации школьников, в научной литературе изучались мало. Важность и актуальность данной проблемы побудила  провести исследование с целью выяснения особенностей владения формулами и выражениями речевого этикета учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Учащимся были предложены коммуникативные ситуации приветствия, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, комплимента, поздравления, вручение подарка, пожелания, прощания, объединенные в рассказ, ориентирующий учащихся на использование их жизненного опыта.  Всего было опрошено 56 учеников начальных классов (1-3 классы) общеобразовательной  школы. Результаты обследования анализировались по следующим параметрам:

1.                Наличие в словаре учащихся синонимических рядов формул и выражений речевого этикета. При этом использовался коэффициент  показателя вариативности (ПВ), вычисляемый следующим образом:

ПВ= количество  названных вариантов формул

         Количество ситуаций

Например: количество ситуаций – 10. Денис К., 1 класс

приветствие – 3, обращение – 0, просьба -2, благодарность – 1, отказ – 2, комплимент – 1, поздравление -1, вручение подарка – 1, пожелание – 2, прощание – 4.

2.                Наличие умения «развернуть» формулы речевого этикета, используя обращение и мотивировку

3.                Частота употребления единиц речевого этикета.

Обследование показало, что большинство учащихся первых классов используют очень небольшое количество вариантов этикетных единиц в предложенных ситуациях. Многие дети пользуются одной и той же формулой в разных ситуациях. У учащихся 3-4 классов запас синонимических вариантов был значительно шире. Они активнее стараются разнообразить варианты ответов, все дети использовали и обращение, и мотивировку. При этом 87% использовали обращение по имени и отчеству, 80 % использовали ласковые формы обращения.

 Обследование выявило, что разные ситуации стандартного общения усвоены детьми не в одинаковой степени. Большинство опрошенных  наиболее часто используют в стандартных ситуациях общения общепринятые, стилистически нейтральные формулы речевого этикета: здравствуй(те), спасибо, до свидания, можно… и т.д. Меньше половины опрошенных детей используют формулы различной стилистической окраски (разрешите, благодарю вас, пока и т.п.)

   Немногие дети использовали формулы, сопровождающие традиционные единицы речевого этикета в ситуациях приветствия (как дела? как живешь? и т.д.), прощания (были очень рады, приходи еще, будем ждать и т.д.) Тот факт, что дети лучше всего владеют стандартными формулами в ситуациях официального общения объясняется, скорее всего, активной работой над ними в школе.

             Овладение формулами и выражениями речевого этикета представляет особую сложность  для учащихся младших классов вследствие особенностей их эмоционального развития, зачастую усугубляемых социальной и речевой средой, в которой живут дети.  Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов.

     Список литературы

1.                Старшинина И.А. Общение как деятельность // Общение и культура личности. Томск, 2010.

2.                Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.