УРОК ПО ОПК (УМК С.Т.ПОГОРЕЛОВА)

Абраменкова Наталья Михайловна

 

 

 

УРОК ПО ОПК (УМК С.Т.ПОГОРЕЛОВА)

 

 

УРОК: Колокольный звон

Класс: 2 (УМК «Школа России») ФГОС

Автор: Абраменкова Наталья Михайловна учитель начальных классов МКОУ « Основная общеобразовательная школа» с.Климов – Завод Юхновского района Калужской области, первая категория.

 

 

 

 

Урок: «Колокольный звон»

 Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: показать значение колоколов и колокольного звона в истории и культуре русского народа.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные значения о колоколах и истории их возникновения на Руси;
  • Показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона;
  • Познакомить с видами колокольного звона;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Формировать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать бережное отношение к традициям православного народа, любовь к Родине.

  

  • Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование;
  • Презентация
  • Иллюстрации (см. Приложение);
  • Аудиозапись «Колокольные звоны»;
  • Карточки;

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

  1. Организационный момент.

Звучит запись колокольного звона.

Учитель (на фоне звучащего перезвона читает отрывок из стихотворения ):

Давно известно: на Руси
Звук колокола свят и светел.
Он всей земле благовестит,
Летя по небу, словно ветер.

Звени же, "Колокол", звени!
Ты вестник счастья наших судеб!
И зажигай в сердцах огни,
Неся тепло и радость людям!

Учитель:

Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что очень дорого каждому русскому человеку.  Давайте вместе попробуем определить тему нашего урока (ответы детей).

- Молодцы. Вы абсолютно правы. Речь сегодня пойдёт о колоколах и колокольном звоне (слайд 1).

 - На Руси с особой любовью, почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто явление колокольного звона: в нём просто отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники.

 - Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас звон колокола?

 (мысли о храме, церкви, России) (слайд 2)

-  Верно, давным-давно, колокольные звоны  стали  олицетворением России. Наша страна в прошлом – это бескрайние просторы, наполненные колокольными переливами. Мы знаем, что на Руси было множество церквей,  каждая имела свой неповторимый облик и колокол. В старинных русских городах колокола всех храмов составляли один благозвучный (красиво звучащий) хор.  Колокольня доминирует над постройками, вокруг нее группируются все здания, принадлежащие церкви. (слайд 3).

- Сейчас я  предлагаю  вам стать исследователями. Попробуйте в предложенном материале найти ответы, работая в группах  на следующие вопросы:

 

Вопрос №1. Какова история возникновения колокольного звона? (1гр.)

                  

Вопрос №2.  Почему звонит колокол? (2 гр.)

(Дети отвечают на поставленные учителем вопросы, для иллюстрирования используются изображения колоколов, звонниц)

 

 

 

 

Материал для первой группы.

  Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.  Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во время Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. Русские мастера с успехом  освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. Русь восприняла колокола, они стали неотъемлемой часть любого православного храма. Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Особое место среди всех в мире колоколов занимает “Царь колокол” (приложение 1)

 

Материал для второй группы.

    Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокола почитали как атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. Если случалась беда били в набатный колокол. (Набат – звон в большой  колокол, возвещающий о беде). Часто набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было  предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым, подчеркивая значения этого колокольного звона для русского человека. Колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии. Каждые утро и вечер люди, живущие рядом с собором,  или случайно оказавшиеся в этом месте, слышат удивительной красоты звон, несущийся с колокольни собора. Иногда, даже далекие от религии, они останавливаются, чтобы послушать колокола собора. А постоянные прихожане по звону легко определят, какой сегодня день – будничный, постный или праздничный (приложение 2).

- Ребята, а какие бывают колокольные звоны? (ответы детей)

- В православной Церкви  колокольный звон разделяется на два вида: благовест, и звон, а звон разделяется на  трезвон, двузвон, перезвон и перебор (слушаем каждый звон) (слайд 3).

Благовест – одиночные удары в большой колокол.

Его называют так, потому, что он возвещает добрую, благую весть о начале богослужения.

Трезвон – звон во все колокола трижды с маленьким перерывом, выражает христианскую радость, торжество.

 Двузвон – это звон во все колокола

Перезвон – это звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и, кончая самым маленьким, по одному или несколько ударов. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

Перебор - медленный звон поочерёдно в каждый  колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого.

- Звонарь…… Попробуйте произнести это слово. Что вы почувствовали? (ответы детей)

- Я с вами согласна  оно звонкое, радостное, прекрасное и торжественное. И дело,  которое делает звонарь, - такое же. Без звонаря  не звонили бы колокола на храмах. Колокола доверяют чутким рукам любящего звонаря. А хороший звонарь прекрасно может рассказать о голосе и характере любого из них. (слайд 4)

- Давайте рассмотрим, как устроен колокол. На каждой парте по одной карточке. Прочтите название частей колокола. Посовещайтесь в парах и подумайте, какаю, часть колокола не подписали. Если сможете, подпишите. (Приложение 3).

– Проверим, как вы выполнили задание.

 - Какую часть не обозначили? (ответы детей)

- Правильно - это язык.

- Для чего нужен язык? (его раскачивают, он ударяется о края колокола, а звон  колокола уподобили живому голосу)

- Перед вами поговорки о колоколе (слайд 6)

- Как вы понимаете поговорки о колоколе? (ответы детей)

- А теперь  подведем итог урока. У каждого есть карточка (Приложение 4) и  выполните задание.

-Сегодня на уроке вы, наверняка, почувствовали душу России, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона! Этот голос-голос Родины, России!

Домашнее задание:

Рабочая тетрадь стр. 13- 15; посмотреть на диске фильмы «Музыка колоколов», «Колокольные звоны»

И напоследок  я прочитаю строки из стихотворения, которые тронули моё сердце…

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят,  звонят её колокола».

 (И. Чернухин «Колокола России»)

 

Урок окончен, желаю успехов.

 

Выход из класса под звон колоколов (Трезвон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Приложение 1.

 

 

image                                                     image

 

 

 

image

 

ЦАРЬ – КОЛОКОЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

image

 

Храм и звонница

 

image

 

КОЛОКОЛЬНЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Карточка

Соедини начало предложение с его продолжением.

  1. Особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол –

Набат

  1. Сигнальный, тревожный звон в один колокол –

Благозвучный хор

  1. Ударная часть колокола -  

Царь-колокол

  1. Этот колокол никогда не звонил –

Благовест

  1. В городах колокола всех храмов составляли -

Язык

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk.doc1 МБ

Предварительный просмотр: