Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 333.16 КБ | |
| 21.5 КБ | |
| 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Развитие чувства темпа и ритма у детей дошкольного возраста».
Учитель – логопед
Сухинина Е.В.
«Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Э. Жак Далькроз
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон. Дети, находящиеся в массовом детском саду, не всегда имеют норму речевого развития. Поэтому данная программа помогает реализовать речевой потенциал детей, имеющих отклонения в речи. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, над фонопедией, фонематическим слухом, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Каждое занятие по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. За время работы укрепляются взаимодействия педагогов — специалистов: музыкального руководителя и логопеда.
Основные виды логоритмических упражнений
Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
- Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
- Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
- Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.
Используются различные виды упражнений:
- «Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
- «Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции
Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.
Используются следующие упражнения:
- «Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».
- «Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
- «Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.
Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:
Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.
Основные правила проведения упражнений
При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.
Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:
- Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
- Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
- Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
- Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.
Предварительный просмотр:
ГОДОВОЙ ПЛАН
на 2024 – 2025 учебный год
Задача:
1. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области интеграции современных технологий формирования слоговой структуры слова у дошкольников:
1) интеграция современных технологий формирования слоговой структуры слова в разные образовательные области, сферы деятельности воспитанников;
2) выстраивание эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Итоговый документ | Выполнение |
Организационно – педагогическая деятельность | ||||
1. | Комплектование подгрупп детей, в соответствии со структурой дефекта (логопункт), и детей группы компенсирующей направленности для проведения занятий в соответствии с заключениями ППк, ТПМПК и данными диагностики. | Сентябрь | Списки подгрупп | |
2. | Составление циклограммы рабочего времени, сетки занятий, графиков индивидуальной работы, журналов учета хода и содержания образовательного процесса. | до 15.09 | Циклограмма рабочего времени, сетки занятий, графики инд. работы, журналы учета хода и содержания образовательного процесса. | |
3. | Систематизация имеющейся документации и сбор недостающей документации. | 01.09 - 15.09 | Пакет документов. | |
4. | Подготовка и оформление необходимой документации для проведения ППк, ТПМПК. | согласно графику проведения ППк, ТПМПК | Пакет документов к ППк, ТПМПК. | |
5. | Участие в заседаниях психолого-педагогического консилиума ДОУ, территориальной психолого–медико–педагогической комиссии. | согласно графику проведения ППк, ТПМПК | Протоколы, заключения ППк, ТПМПК. | |
6. | Участие в педагогических советах и производственных совещаниях. | согласно графику | Протоколы. | |
7. | Участие в работе городского Форсайт-центра. | согласно графику | ||
8. | Участие в работе творческой группы «Речевое развитие». | согласно графику | Протоколы. | |
Проектная деятельность | ||||
1. | Изучение, пополнение и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учителя-логопеда в ДОУ. | постоянно | Папка нормативных документов | |
2. | Ознакомление с ФОАП ДО и современными программами и проектами по развитию речи у детей. | до 15.09 | Папка нормативных документов | |
3. | Составление общего плана работы учителей-логопедов на учебный год. | до 15.09 | План работы на учебный год | |
4. | Корректировка «Рабочей программы коррекционного обучения по реализации образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи». | до 15.09 | Рабочая учебная программа коррекционного обучения. | |
5. | Составление планов коррекционно-развивающей работы с детьми: - перспективный план логопедических фронтальных занятий на текущий период; - календарный план логопедических фронтальных занятий на каждый день; - индивидуальные коррекционные программы/маршруты для каждого ребенка. | до 30.09 ежедневно до 30.09 | Планы работы, конспекты занятий, индивидуальные программы /маршруты/ коррекционного обучения. | |
6. | Составление перспективного интегративного плана по взаимодействию профильных специалистов ДОУ, дневника взаимодействия с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. | 01.09 – 30.09 | Интегративный план взаимодействия воспитателей и профильных специалистов, дневники взаимодействия. | |
7. | Проектирование работы по повышению компетентности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. | до 01.10 | Годовой план творческой группы, консультации, буклеты | |
8. | Проектирование работы по повышению компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. | до 01.10 | Консультации, буклеты, анкеты, конспекты открытых занятий для родителей. | |
Диагностико – аналитическая деятельность | ||||
1. | Изучение амнестических данных детей с проблемами в развитии. | До 15.09 | Анамнез (речевая карта) | |
2. | Всестороннее диагностическое обследование (стартовая диагностика) воспитанников групп компенсирующей направленности с целью выявления степени нарушения и структуры дефекта. Заполнение индивидуальных протоколов обследования (речевых карт). | 01.09 – 30.09 | Индивидуальные протоколы обследования (речевые карты) с логопедическим заключением по результатам диагностики. | |
3. | Обследование уровня речевого, психомоторного развития детей 5-7-ого года жизни к ТПМПК. | Сентябрь – май | Журнал обследования устной речи детей, логопедическое представление на ППк, ТПМПК. | |
4. | Промежуточное отслеживание динамики психоречевого развития детей и выявление «проблемного поля» для оптимизации учебной деятельности. | 15.01 – 31.01 | Речевые карты, индивидуальные программы речевого развития детей | |
5. | Итоговая диагностика уровня речевого развития детей групп компенсирующей направленности, определение результативности работы и выявление проблем. | До 10.05 | Речевые карты, медицинские карты (заключение). Аналитический отчет по коррекционной работе. | |
6. | Анализ качества образования детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на конец учебного года с целью выявления результативности работы. | До 15.05 | Аналитическая справка. | |
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами | ||||
1. | Проведение фронтальных занятий согласно циклограмме рабочего времени. | Сентябрь – май | Журналы учета хода и содержания образовательной деятельности (фронтальная форма работы). | |
2. | Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени. | Сентябрь – май | Журналы учета индивидуальной работы. | |
Консультативно-методическая работа с педагогами | ||||
1. | Доведение до сведения педагогов в допустимом объеме содержания логопедических заключений и результатов логопедического обследования с целью их ориентации в проблемах речевого развития воспитанников. | 15.09 – 01.10 | Приложение к дневнику взаимодействия с воспитателями | |
2. | Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ в рабочем порядке. | по мере необходимости, запросу педагогов | Текстовый материал консультаций. | |
3. | Оказание консультативно-методической и практической помощи по развитию речевых процессов дошкольников воспитателям групп общеразвивающей направленности, наставничество. | в течение года | Методические материалы, памятки, буклеты, консультации для педагогов | |
4. | Разработка методических рекомендаций по комплектованию речевых центров (раздел слоговая структура слова) для всех возрастных групп. | ноябрь | Методические рекомендации. | |
5. | Консультации для педагогов: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» | Сентябрь | Журнал учета консультаций. Текстовый материал консультаций. | |
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» | Октябрь | |||
«Фонематический слух - основа правильной речи» | Ноябрь | |||
Формирование пространственных представлений, оптико- пространственной и временно-пространственной ориентировки. | Декабрь | |||
«Развитие чувства темпа и ритма у детей дошкольного возраста». | Январь | |||
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста» | Февраль | |||
Работа над гласными и с разными типами слогов. | Март | |||
«Формы работы педагога по развитию и совершенствованию грамматической структуры речи детей дошкольного возраста» | Апрель | |||
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного» | Май | |||
6. | Просмотры режимных моментов, интегрированных занятий с включением игр для развития речи, итоговых коррекционно-развивающих занятий. | январь | Конспекты занятий | |
7. | Проведение открытых мероприятий совместно с профильными специалистами. | по плану ДОУ | Конспекты утренников, развлечений | |
Консультативно-практическая деятельность с родителями (законными представителями) | ||||
1. | Знакомство и индивидуальные беседы с родителями детей, установление доверительных отношений между семьей и педагогами, создание условий для эмоционально-психического здоровья детей. | сентябрь, октябрь и по мере необходимости | Журнал учета консультаций | |
2. | Индивидуальное ознакомление родителей (законных представителей) с заключениями ТПМПК и результатами обследования психоречевого развития детей с целью ориентации родителей в проблемах речевого развития ребенка, повышения их педагогической компетентности и совместного нахождения способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку. | сентябрь-октябрь | Журнал учета консультаций | |
3. | Родительские пятиминутки. Консультативная работа, проведение с родителями (законными представителями) по актуальным вопросам развития и коррекции речи. Сообщения родителям о содержании и значимости работы по развитию у детей основных компонентов речи. | еженедельно и по запросу родителей в соответствии с циклограммой | Журнал учета консультаций | |
4. | Посещение общих и групповых родительских собраний, подготовка сообщений по темам: «Давайте познакомимся» (знакомство с родителями детей, посещающих логопедический пункт, особенности и основные направления работы по исправлению нарушений психоречевого развития). | октябрь | Протоколы собраний, текстовый материал выступлений | |
«Итоги I периода обучения. Наши успехи и перспективы». | февраль | |||
«Это мы знаем и умеем», «Что удалось» (итоговые родительские собрания, результаты коррекционной работы за учебный год). | апрель | |||
5. | Индивидуальные и подгрупповые консультации, практикумы для родителей: - «Оформление индивидуальной тетради. Методические рекомендации для родителей по закреплению пройденного в домашних тетрадях с детьми». - «Особенности речи детей 5-6 лет». | еженедельно и по запросу родителей сентябрь | Журнал учета консультаций, текстовый материал | |
«Речь родителей – образец для ребёнка». | октябрь | |||
«Выполняем артикуляционную гимнастику дома». | ноябрь | |||
«Фонематический слух – основа правильной речи». | декабрь | |||
январь | ||||
«Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения». | февраль | |||
«Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях». | март | |||
«Формирование связной речи при составлении рассказов». | апрель | |||
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». | май | |||
6. | «Домашняя игротека». Индивидуальные практикумы для родителей: по развитию речевых процессов (словарный запас, грамматические категории, связная речь, фонематический слух и т. д.), мелкой моторики. | в течение года по запросу родителей | Журнал учета консультаций, текстовый материал | |
7. | Месячные информационные бюллетени (сообщения и полезные советы). Обновление консультационного материала на стенде. | 1 раз в месяц 1 раз в квартал | Материалы уголков для родителей | |
9 | Ознакомление родителей с ходом и содержанием образовательного процесса. | ежедневно по запросу | Журнал учета хода и содержания образовательного процесса, усвоения программного материала | |
10. | Оформление памяток, буклетов, стендовая информация для родителей -«Родителям на заметку (звуко-буквенный анализ слов)» (памятка-буклет для родителей) «Организация занятий дома по заданию логопеда» (Памятка) -«Как правильно разучивать стихи с детьми». Памятка для мам и пап». -«Веселые чистоговорки для автоматизации звуков» (буклет) -«Игры с буквами» (запоминание графического образа буквы)» (буклет). «Наша речь на кончиках пальцев - развиваем мелкую моторику» (буклет) -«Игры по дороге домой» (буклет) - «Логоритмика дома» (Памятка) -«Как развивать речь ребенка в период летнего отдыха» (памятки и буклеты с рекомендациями для родителей в летний период). | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Буклеты, памятки | |
11. | Консультативная помощь родителям в присутствии детей, индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей. | 1 раз в неделю и по запросу родителей | Журнал консультаций для родителей | |
12. | Организация работы на сайте МАДОУ и на персональном сайте учителя-логопеда. | в течение года | Материалы публикаций | |
Оснащение педагогического процесса | ||||
1. | Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году, создание предметно-развивающей среды для коррекции речи детей (пополнение систематизация дидактического материала, эстетическое оформление пособий). | 02.09 - 15.09 | Паспорт кабинета | |
2. | Подготовка дидактического наглядного материала для комплексного обследования дошкольников. | До 30.09. | Практический материал для диагностики | |
3. | Подбор дидактического наглядного материала и оформление пособий: Игровой материал на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Назови одним словом» (серии картинок на классификацию и закрепление обобщающих слов), «Угадай предмет по его части» (закрепление слов-названий частей предмета), «Дедушкин чай» (словарь относительных прилагательных). Игровой материал для автоматизации правильного звукопроизношения: «Звуковые дорожки», «Футбольный мяч», «Логопедический поезд», «Гараж»,», «Продукты», «Волшебный холодильник», «Рабочие тетради по подготовке руки к письму». Пополнение и обновление ассортимента тренажеров для развития речевого дыхания: «Парусники», «Цапля на болоте», «Аэробол», «Носовые флейты», «Логопедические зондозаменители». и т. д. | октябрь - апрель | Пособия, игры, тематические папки, комплекс тренажеров. | |
Работа с детьми, не охваченными дошкольным образованием | ||||
1. | Диагностика психоречевого развития детей. | в течение учебного года по запросу родителей | Диагностические бланки | |
2. | Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых патологий. | Журнал консультаций, текстовый материал | ||
3. | Ознакомление с методической литературой и дидактическим наглядным материалом. | Практические пособия | ||
