Кружок "Краеведение"

Борзёнкова Наталья Анатольевна

Кружок "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_puteshestvie_po_maloy_rodine.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 5- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Цель:

  • развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
  • получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре;
  • патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на, основе формирования сознания.

Задачи:

- Изучить историю создания посёлка Воропаевского, его современное состояние;

           - Углубление и систематизация знаний о районе в контексте  истории

            России».

- Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к                       изучению его традиций;

-Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

- Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности  к судьбам Отечества;

- Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и методами работы является: беседы, встречи с жителями д. Медвежка, формирование выставок и экскурсий проведение  экскурсий составление летописи школы, села, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Всего часов - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Название темы

Кол-во

часов

Экскурсии в музеи Тульской области

теория

практика

1

Культура и быт Тульского края

7

2

1

2

История военной жизни нашего посёлка

4

1

1

3

История нашей школы

3

2

1

4

Поэты и поэзия Чернского края

2

1

5

Великая Отечественная война

6

2

Всего часов

23

5

6

Программа кружковой деятельности

  1. Культура и быт Тульского края (10 часов).

1)Этнография        как историческая наука, изучающая культуру и быт народов.(2 часа)

       2)История возникновения посёлка Чернь.

 3)Материальная        культура-одежда, жилища, пища, утварь, орудия труда (2 часа)

 4)Духовная культура - обычаи, привычки, обряды, народный календарь.(2 часа)

 5)Встреча с жителями сёл Медвежка, п. Воропаевский, д. Филатьево, с целью сбора этнографического материала.

Выставка:   «Мой край-моё богатство» (2 часа)

    2 .История военной жизни нашего посёлка (7 часов).

1)25 декабря - День освобождения Черни. (2 часа)

    Выставка газет на тему: «25 декабря - День освобождения Черни

  1. Жизнь посёлка Воропаевского в годы войны. (2 часа)
  2. Встреча с ветеранами тружениками тыла. (1 час)
  3. Герои ВОВ. (выставка) (2 часа)

3.История нашей школы (б часов).

  1. «Наша школа» - сбор информации. (2 часа).
  2. «Наша школа» - составление летописи школы.
  3. Подготовка выставки и её проведение «Как это было».(2 часа) :
  4. Наша школа глазами учеников - викторина.

  1. Поэты и поэзия Чернского района (3 часа).

  1. Поэты - земляки, прославившие наш край.
  2. Поэзия в годы ВОВ.
  3. Современные поэты Чернского района.

5.Великая отечественная война (8часов)

      1) Великая Отечественная война, оккупация района, населённого пункта.

  1. На оккупированной территории, фашистский режим, основные события, произошедшие в годы войны на территории поселка; (2 часа)
  2. Партизанское движение; дети войны (война глазами детей; дети - узники концлагерей; судьбы детей в послевоенные года; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны);
  3. Освобождение населенного пункта; земляки - участники войны, экскурсия к монументу, памятнику;
  4. Восстановление населенного пункта, разрушенных предприятий, возрождение хозяйство;
  5. Обобщающее занятие (Моя семья в годы войны; экскурсия в музей). (2 часа)

Основные требования к знаниям и умениям

В  результате изучения краеведения ученик должен:

Знать/понимать:

  • Историю становления и развития района в контексте основных исторических событий;
  • Производство и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, состояние промышленности и сельского хозяйства;
  • Основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;
  • Поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района;
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и наследию, сохранению исторической памяти.

Уметь:

  • Описывать основные этапы развития района;
  • Анализировать основные этапы развития района, соотносить ,его с основными историческими событиями;
  • Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей,
  • Проводить исследовательские экскурсии, беседы, викторины

Ожидаемые результаты обучения:

  • Возрастет интерес к истории, краеведению;
  • Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;

Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине