Мои публикации

Липадкина Галина Ивановна

Урок "Чистая вода" . Материал может быть использован для уроков биологии и экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по экологии

Тема: Чистая вода

Цель: углубить и расширить знания учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.

Задачи:

  1. закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
  2. способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
  3. содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;
  4. способствовать        формированию        культуры        рационального водопотребления;
  5. составить план мероприятий по охране водных ресурсов.

Форма урока: урок- соревнование «Счастливый случай», вопросы под значком С.С приносят дополнительный бал команде.

 «Человечеству не угрожает

                                                            недостаток  воды. Ему грозит    

                                                     нечто худшее –  недостаток

                                                    чистой воды». Н.Н. Горский  

Команды представляют эмблемы воды и девизы: «Вода – начало всех начал»; «Где вода, там и жизнь»; «Добро безмерно как вода», «Вода дороже золота».

 В последнее время мы все чаще  говорим о проблемах чистой воды, понимая, что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы газа и нефти, то люди им найдут замену: энергию и тепло могут давать Солнце, ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле!

Живительные свойства воды позволили заселить земной шар растительными и животными организмами. Вокруг водных источников зарождались древнейшие цивилизации, возникали легенды и сказания.

Какие же свойства воды сделали ее незаменимой? (работа с текстами)

Гейм 1   «Дальше…Дальше…Дальше»

Вставить пропущенные слова за 2 минуты. Если не знаешь ответ, не останавливаешься, а идешь дальше. Текст 1, 2, 3,4 в приложении.

 

Гейм 2.  «Кто первый….?»

 За чистотой воды следят специальные службы, проводя контрольные заборы и расчеты. Я вам предлагаю тоже провести расчет солей в воде. И кто первый справится с этим заданием, тот получит преимущество в виде дополнительного бала и возможности первым начать следующий гейм, что очень важно.

Рассчитать массовую долю хлорида натрия в речной воде и дождевой, если в 1 тонне, содержится его 5,8г и 1,1г. (0,00058 %)  (0,00011 %)

Гейм 3 «Заморочки из бочки»

 Вытаскиваете бочонок с номером вопроса и отвечаете, если не знаете, то право ответа переходит другой команде.

  1. Кто издал первый закон об охране вод? (Петр 1)
  2. Сколько ведер воды в человеке среднего веса?(4-5)
  3. Тонкая струя из гидропушки имеет огромную скорость. Что можно ею разрезать? (горную породу)
  4. Почему морская вода соленая, а речная- нет? (В ней тоже соли, но мало. Впадает в море, где вода испаряется, а соли остаются)
  5. Почему вода озера Байкал самая чистая? (рачки эпишура пропускают через себя  всю воду трижды в год)
  6. Почему пластиковая бутылка с водой при замерзании лопается? (расширяется)
  7. Что видно, когда ничего не видно? (туман)
  8. светло- синий газ, который образуется при грозовых разрядах? (озон)
  9. Можно ли высушить белье на морозе? (да)
  10. С.С.Вода, которую можно замутить своим дыханием? (известковая)
  11. Какой воздух тяжелее - сухой или влажный? (сухой)
  12. В каком органе больше всего воды? (В глазах)
  13. В каком органе меньше всего воды? (В зубах)
  14. Какая вода тяжелая? (с изотопом дейтерия)
  15. Почему  шар с водой при поджигании не лопается? (теплопроводность)
  16. Как вскипятить жидкость, если рядом нет ни чайника, ни плиты, но есть картонный стаканчик?  (картонный стаканчик с водой поместить над свечой)
  17. Можно ли пить дождевую воду? (нет, из-за опасных примесей хлороводорода, оксидов серы и азота)
  18. С.С.Какой древнегреческий ученый воду вместе с землей, воздухом и огнем относил началам всего мира. (Эмпедокл-5 век, Аристотель- 4 век)
  19. С.С.Главный утеплитель нашей планеты (водяной пар перехватывает до 60 % теплового излучения Земли, а углекислый газ до 20%)
  20. Как определить, где у реки правый берег, а где – левый: стоя лицом к источнику или спиной?  (спиной)

Гейм 4 «Темная лошадка»

Найти ошибки в произведениях или прокомментировать услышанное.

  1. Что хотел донести до современников в своей поэме  «Храм природы» Эразм Дарвин? (состав воздуха и образование воды)

              Они следят, как кислород с азотом

              Вступает, воздух образуя, в связь

                   Иль, с водородом тесно съединяясь,

                   Волнует, кипит водоворотом.

  1. Отрывок о тушении пожара из произведения «Унесенные ветром» М.Митчел. Прокомментировать действия героини.

 «…сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду…Она (Скарлетт)сунула ковер в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее». (быстрые и решительные действия, перекрыт доступ кислорода, горящая древесина залита водой, что охлаждает ее и преграждает доступ воздуха.)

  1. «Руки голы выше локтя, а глаза синей, чем лед.» А. Ахматова

И вода , и лед прозрачны и бесцветны.

  1. С.С.«Круглый год неживая вода.» А. Ахматова

Неживой воды нет. А вот тяжелая есть, содержит дейтерий и кислород.

Гейм 5 «Ты - мне, я- тебе»

1 команда Вы потерялись в пустыне, бредете изнемогая от жажды. И вдруг на пути источник с ледяной водой. Вы помните, что пить из открытого водоема нельзя. У вас 2 пластиковых стаканчика и никакой возможности вскипятить воду. Ваши действия?

  (Один стакан наполнить водой, поднять его над пустым, и, слегка встряхивать. Вскоре на внешних стенках и донышке появятся капельки воды, которые стекут в стакан. Эту воду можно будет спокойно пить.)

2 команда  В магическую жидкость мы погружаем кусок горной породы и кусок дерева. Что происходит? Дерево тонет, а порода нет. Что за жидкость в сосуде?

(В сосуде обыкновенная вода. Просто бывает горная порода легче воды (пемза), и «железное дерево», тонущее в воде. )

3 команда  Холодный кипяток. Друг пришел к другу и попросил стакан холодного сока. Друг налил сок и что-то бросил в стакан. Вода закипела, но стала холодной. Как это возможно? (сухой лед)

4 команда  Безопасный кипяток Ученый довел воду до кипения и вылил себе прямо на голову. Но не обжегся. Как такое возможно?

(вскипятил в вакууме, закипает при меньшей температуре, около 30 градусов)

Гейм 6. «Гонка за лидером» Ребята, а если случится непредсказуемое, мы все останемся без питьевой воды. Можем ли мы ее получить из чего-нибудь или как–то очистить имеющуюся, чтобы она стала пригодной для питья?

(ответы детей и дополнения на слайде)

  1. Синтез чистого водорода и кислорода дает чистую воду. (Уточняю, что в присутствии катализатора платины и что показатель чистоты воды- постоянство ее свойств. Тут можно вспомнить как в лабораторных условиях получить водород и кислород)
  2.   Морскую воду, набрав в какую-нибудь емкость, накрыть крупным листом дерева и поставить на солнце. На его внутренней поверхности будет собираться конденсат – капельки чистой воды.
  3. Коагуляция - коагулянты (алюминат натрия и сульфат алюминия) образуют легкие взвеси, легко удаляемые осаждением.
  4. Дезинфекция – хлорирование убивает микроорганизмы.
  5. Адсорбция- осаждение органических соединений с помощью активированного угля.
  6. Смягчение воды- устранение жесткости ионообменными смолами или содой (карбонат натрия).
  7. Окисление (озонирование)- переводит вредные вещества в менее опасные формы.
  8. Дистилляция - конденсация паров, не содержащая растворенных газов и солей.
  9. Стерилизация- кипячение. (пить кипяченую хлорированную воду опаснее, чем некипяченую, так как при нагревании хлор вступает в химические реакции с органическими веществами образуя концерагены.)
  10. Изменение кислотности.В Греции добавляли в воду вино, что делало кислотной среду, убивающей болезнетворные микробы.
  11. Отстаивание и фильтрация.
  12. Замораживание и размораживание.
  13. Электроактивирование.
  14. Минерализация.
  15. Омагничивание.
  16. Воздействие светом, звуком, биополем и др.

Молодцы, вы хорошо  справились с заданиями. Как вы думаете, что называли синим углем и жидкой рудой? Простую воду называли, синим углем, а морскую - жидкой рудой. А, почему? Это связано с применением воды. Вода  помимо своего основного назначения несет в дом еще свет и тепло. А из  океанской воды, люди научились извлекать натрий, хлор и даже золото. Применение воды огромно.

Гейм 7  Давайте проанализируем, как же мы расходуем воду, которую берем взаймы у природы? (карточки для проставления объемов воды, кто точнее, таблица в приложении)

В Москве в 2009 году расход воды на 1 человека в сутки составил 225 литров. Для сравнения - в Европе водопотребление на 1 человека в сутки - 120-160 литров. Значит, резервы для сбережения воды есть!

Но ученые не зря бьют тревогу. Вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, но грязная и отравленная вода – это серьезная угроза для всей цивилизации.

  К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды. А ведь уже сейчас из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду вообще. Есть и такие регионы, где дети десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. Почему так происходит?

       Давайте рассмотрим водные богатства нашей земли. 97%- это воды Мирового океана. 3% - пресные воды, но на доступную питьевую воду остается только 1 %.

     Распределение пресных вод гидросферы. (таблица в приложении)

Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. Но,   почти 17% водоемов не могут использоваться для питьевого снабжения.  Свыше 70% водопроводов и разводящих сетей находятся в ветхом состоянии. Санитарным нормам не отвечают, от 35 до 60% (в зависимости от региона) питьевой воды, а это означает, что каждый второй житель России вынужден пить воду, которая угрожает его здоровью.

Рост промышленного производства ведет к тому, что сточные воды отравляют реки и озера. Увеличивается площадь заасфальтированных поверхностей, в результате чего в воду попадают нефтесодержащие и антигололедные компоненты и реактивы.  Большое количество   пластиковых отходов, выделяет при разложении  опасные соединения - диоксины,  также как бытовой и производственный мусор. Смывы с полей минеральных и органических удобрений способствуют эвтрофикации. Все это негативным образом сказывается на здоровье взрослого и детского населения.   Невысокий уровень экологического сознания населения также не способствует решению проблемы.

Правительством Российской Федерации разработана Водная стратегия России до 2020 года. Будет проведена  модернизация предприятий, внедрение новейших водосберегающих технологий, по улучшению качества воды на территории нашей страны. От этой работы будет во многом зависеть здоровье будущих поколений.

А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы внести вклад в общее дело? (ответы детей)

- следить за чистотой берегов наших водоемов (трудовой десант);

- экономно расходовать воду;

- пропагандировать бережное отношение к воде;

-делать исследовательские работы, определяя качество воды и доводить до    

  сведения о полученных результатах  контролирующие организации.