КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

« Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду».

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмическую деятельность, движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов- народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Народные духовые делятся на несколько разновидностей. Одна из них- свистулька, свирель, эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт.

К народным ударным инструментам относятся: барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты.

Среди народных струнных музыкальных инструментов можно назвать: гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину.

Основываясь на программу « Камертон», мы попытались открыть детям всё разнообразие русских народных музыкальных инструментов.

Можно ли воспитать культуру слушания русской народной музыки без музыкальных инструментов, без представлений о внешнем виде, без звукоизвлечения? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, нет.

Вот почему ознакомлению с народными инструментами, с историей уделяется большая и важная роль. Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда возрастает интерес к русскому народному искусству. Знакомство с народными инструментами даёт детям возможность соприкоснуться с русским наследием. В программе « Камертон» Э.П. Костина предлагает вводить новый вид занятий музыкой: фольклорные занятия. Проводились и в нашем садике музыкальные занятия, объединённые одной темой: « Русские народные инструменты», « Балалайка - три струны», «Играй гармонь». Дети любят веселье, смех, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить. Интерес их поистине неиссякаем. Даже совсем маленькие дети способны играть на русских народных инструментах. Взрослый играет на инструментах контрастных по тембру ( например: дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления нужно стремиться давать детям в занимательной, игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (1 младшая группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения. А также малыши не устают дудеть в дудочку, бить по барабану, играть на погремушках.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаься в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.

1. Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: 

Каким оно должно быть и как его организовать?

Роль воспитателя в процессе

музыкального воспитания и развития детей.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.

Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.

Роль музыкального руководителя

в процессе музыкального воспитания и развития детей.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями:

Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы - индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.

Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.

Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:

Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.

Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей детей., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

ХОРОВОДЫ и ИГРЫ  В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ  ДЕТСКОГО САДА.

Старший возраст

          Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облегченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Музыкально – подвижная  игра «Бабка –Ежка».

Дети, взявшись. За руки, идут по кругу вправо, Бабка Ежка с метлой внутри круга идет влево.

Дети: (поют): Бабка- Ежка, костяная ножка,

                        С печки упала, ножку сломала.

                        Вышла на улицу, раздавила курицу,

                        Вышла на лужайку, испугала зайку.

Ра, два, три, лови. После этих слов Бабка Ежка, догоняет детей, прыгая на одной ноге.

Игра «Колечко».

Дети стоят в кругу, складывают ладошки. В середине  ребенок - ведущий, у него колечко. Дети поют, а ведущий  незаметно кому-нибудь опускает колечко.

«В колечко мы играем и весело поем,

Колечко потерялось, но мы его найдем,

Колечко, колечко, чудесной красоты,

Колечко колечко ответь нам где же ты»

На  окончании песни, ведущий произносит:

«Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

У кого колечко тот выбегает за круг, а ведущий его догоняет.

         Игра «Царь горох».

Для этой игры понадобится высокий стул, который будет играть роль трона. Царь-горох садится на трон, для пущей важности можно надеть ему на голову корону. В первый раз царские обязанности пусть возьмет на себя взрослый. Остальные участники игры отходят в сторону и договариваются, какое действие они будут ему показывать. Люди едет в автобусе, или играю в футбол, или пасут коров. Договорившись, дети подходят к Царю- гороху и пою песню:

                         Царь –горох, царь –горох, ахи – ох, ахи –ох.

                         Рассказать тебе пора, что мы делали вчера.

Затем все вместе показывают то, о чем договорились, а Царь-горох отгадывает. Если отгадал – все разбегаются, а Царь – горох ловит. Пойманный малыш занимает место на троне.  

Игра «Сиди Яша».

    Выбирается Яша. Он встает в центре круга. Ему завязывают глаза. Он стоит или сидит. Все идут по кругу и поют:

                     «Сиди, сиди. Яша, под ореховым кустом,

                     Грызи, грызи. Яша, орешки каленые,

                     Ядра золоченные».

Далее говорят, хлопая в ладоши:

                    «Яша, где твоя невеста, в чем она одета?

                    Как ее зовут, и откуда привезут?»

Яша в это время крутится на месте и по окончании идет наугад, выбирая кого-нибудь, выводит на середину, узнает его, ощупывая, называет имя.

У Маланьи

Эта игра основана на  традиционной народной забаве – хороводе, потому в ней должны участвовать несколько детей.  Игра подойдет и для улицы и для детского праздника. По считалке малыши выбирают водящего – Маланью, который встает в центре  круга. Затем все остальные водят вокруг Маланьи хоровод и поют песенку:

                 У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке

                 Семь сыновей, все без бровей.

                 С такими глазами, с такими ушами,

                  С такими носами, с такими усами,

                  С такой головой, с такой бородой,

                  Ничего не ели, на нее глядели,

                  Делали вот так!

Разумеется, на словах «с такими»… все останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают «огромные брови», «большие круглые глаза», «длинный нос». А после слов «делали вот так» Маланья показывает какое-нибудь движение: подпрыгивает, хлопает в ладоши, приседает на корточки, делает «рожки». Остальные дети должны повторять за ней

«Горошина».

Выбирается ведущий  «Петушок». Дети стоят по кругу, «Петушок в кругу.

По дороге Петя шел.  («Петушок» проходит по кругу).

И  горошину нашел. (Останавливается возле ребенка, этот ребенок становится «Горошиной»)

А горошина упала  («горошина» бежит за кругом, тем временем «петушок» кружится на месте).

Покатилась и пропала. («горошина» присаживается за любым ребенком на корточки).

Ох-ох-ох-ох, где то вырастит горох. (Все дети присаживаются на корточки, а «горошина « «вырастает» и убегает от «петушка»).

«Сапожник»

- Дети ,дети, вы куда идете. (идут вперед).

-Ой сапожник, мы идем на площадь.

- Дети, дети, башмаки порвете, (идут вперед).

-Ой. Сапожник, ты их залатаешь.

-Дети, дети. Кто же мне заплатит? (идут вперед).

_Ой, сапожник, тот кого поймаешь!

Дети стоят в шеренге, напротив «сапожник». Дети разбегаются, сапожник ловит.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности»

консультация для воспитателей

Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: » Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.

Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.

Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству — увлеченностью или безразличием — окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентацией детей. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.

Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский.

В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течении всей жизни имеет общение с музыкой, в первую очередь классической, а также «пропевание» музыки в движении и голосом.

Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования, является проблема развития мышления. Изучение личности (ребёнка, подростка, юноши), как субъекта воспитательной и учебной деятельности, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.

Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, а на средней и высшей ступени обучения происходит их дальнейшее развитие.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Это физиологическая особенность детского возраста, в этом выражается его активность, здесь идет усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров. Чем меньше ребенок, тем больше нуждается он в движении, а потому систематизированное и музыкальное движение необходимо вводить как постоянную дисциплину и чем раньше, тем лучше. Эти движения должны научить ребенка свободно управлять отдельными органами своего тела, развить координацию движений, овладению собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров и слуха, вырабатывается координация движений, сберегаются силы.

Наряду с этим нельзя упускать из виду, что процесс непосредственно музыкального восприятия неоднозначен и он тоже оказывает влияние на развитие и становление творческой личности.

На восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. И, как уже отмечалось, особую роль играют в этом процессе слух, способность вслушаться в окружающее, почувствовать, понять, оценить красоту красок и форм, гармонию звуков и наслаждаться ею. Ведь подлинное эстетическое восприятие всегда связанно с душевным волнением, переживанием эстетического удовольствия, переживанием красоты предмета.

Процесс формирования восприятия возникает установкой педагога-психолога и воспитателя на эстетическое восприятие, что предвосхищает впечатления и переживания. После чего можно беспрепятственно обратиться к его созерцанию, погрузиться в чувственную стихию. Именно «погружение в стихию звуков, красок, форм, в стихию слов стихотворения или пластику движения характерно для процесса художественного восприятия»… Это стремление воспринять чувственное богатство, ощутить его — существенная особенность художественного восприятия.

Следующий этап — попытка проникнуть в то, что эти звуки, краски, формы передают, выявляют, выражают . Эта новая ступень познания и будет являться восприятием художественного образа.

В ходе дальнейшего углубления восприятия, начинает восприниматься и осмысливаться не только художественный образ, запечатленный в произведении, но и само произведение искусства как некое значимое явление. Произведение становится воплощением и символом значительных сторон жизни, творчества, познания человека. Это самая высокая ступень познания, так как в процесс движения восприятия включается вся человеческая личность с её мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни.

Требованиям к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные учёные, педагоги и выделяли следующие общие черты и требования к репертуару для детей:

* отбор из трёх источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

* отбор произведений, воспитывающих доброту, проникнутых  гуманизмом;

* проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность, доступность;

* яркость, запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки разных народов;

* отражение разных музыкальных форм (в том числе и более крупных), различных жанров;

* отражение современных исканий в области совершенствования, модернизации музыкального языка, при сохранении художественного уровня, отвечавшего требованиям большого искусства.

Однако, в практике работы детских садов, «детский репертуар» на деле вытесняет классическую музыку. Она используется скорее как исключение, эпизодически и в основном в старшем возрасте. Ранний же возраст не используется для накопления ценных музыкальных впечатлений, не обходимых для формирования «тезауруса», опыта восприятия высокохудожественных образцов музыкальной классики. Таким образом, лишая детей в раннем возрасте возможности слушать классическую музыку, мы теряем благоприятный, «сенситивный» возрастной период для развития способности к восприятию музыки, упустив который, мы создаём дополнительные трудности в деле музыкального развития,  может быть, и бесповоротно теряем его.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.

Педагогическими условиями успешного развития музыкального восприятия в раннем детстве являются:

* художественное совершенство, яркость и эмоциональная доступность музыкальных произведений;

* повторность впечатлений (многократность звучания);

* создание соответствующего характеру музыки эмоционального настроя;

* создание положительного эмоционального фона общения ребёнка и взрослого, поощрение успехов малыша.

* побуждение детей к двигательной активности, вокализациям.

Исследовав основные позиции воздействия музыки на развитие индивидуальности, можно подвести некоторый итог всего вышесказанного.

Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности.

Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, в этом и состоит, по нашему мнению главная воспитательная функция искусства и музыки в частности.

Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

консультация для воспитателей

Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества и не всегда реализующихся во всей своей полноте онтологически позитивной созидательности. Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса, проявляющегося в торжестве утилитаризма, возведении материальных потребностей в ранг высших потребностей человека, материальных ресурсов – в мерило значимости индивидов, а материальных интересов – в критерий оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило равновесие: материальная сторона жизни общества развилась намного сильнее, чем духовная. В результате, говоря словами А. Швейцера, цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе.

Поиск путей и средств выхода из столь противоречивой ситуации усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении» (М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно». А все это напрямую связано с системой образования и воспитания народа, формированием у него высокой духовности, представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного, истинного и праведно-созидательного. Поэтому очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.

Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы,  «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь»

Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Являясь по своей сущностной природе явлением идеальным, а в онтологической данности отражением подлинности чувств и сокровенности бытия, она обладает потенциями огромной силы педагогического влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа». По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.

С другой стороны, музыка, как то, что несет красоту в земной мир, есть своеобразное соприкосновение идеального и реального, а это позволяет глубже осознавать пути утверждения духовности и пробуждать обеспокоенность нравственными проблемами.  По утверждению Г. В. Ф. Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в душе. В процессе общения с искусством И. Кант видел важный момент – превышение человеком собственных возможностей. Он обращал внимание на стимулирование произведением искусства духовного роста личности, возникающего в результате полноценного восприятия музыкального произведения и проникновения в его суть. Необходимо заметить, что музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно связанная с разумом – «законодателем нравственности» (И. Кант),  помогает возвысить человека и раскрыть его духовную сущность. Смысл, порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и притом по возможности разносторонним образом.

Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и самими творцами музыкального искусства. Так, итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж. Царлино утверждал мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. В своем трактате «Гармонические установления» в главе, «Для какой цели нужно учиться музыке?» он писал: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов …». Г. Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому созвучна и мечта Л. Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».

О духовно-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания  – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею [7].

Взгляд на музыку с нравственных позиций был характерен и для многих педагогов прошлых столетий. Я. А. Коменский рассматривал музыкальное воспитание как действенное средство формирования духовности растущей личности, указывал на необходимость приобщения к национальной музыке уже в «Материнской школе» и предлагал обязательное включение музыки в программу всех четырех ступеней обучения. Ш. Л. Монтескье отмечал способность музыки пробуждать все чувства и смягчать нравы, благодаря способности вызывать ощущения кротости, сострадания, нежности и др. Д. Юм подчеркивал важную роль искусства и особенно музыки в воспитании нравственных воззрений и чувств.

Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Обращение к ней  предоставляет исключительные возможности для «расширения» сознания, «обогащения смысла общения»; она создает предпосылки для осознания процесса рефлексии над собственными душевными и духовными потенциями. Можно сказать, что личность, чувствующая музыку, глубоко и тонко ощущает мир, умеет видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать мир во всем его многообразии.  В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Его слова о том, что «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен», конкретизируют тезис о музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо концепции Д. Б. Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания музыкальной культуры дошкольников как части их духовной культуры.

Музыка в системе общего образования – основа процесса воспитания духовности. Приобретаемые на занятиях музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной  данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.

Музыка как учебный предмет в системе общего образования может и должна более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду сопровождает детей в течение всего дня.

Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние  наслаждения,  восхищения.  У  них  формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной  деятельности.  Насыщение  детской  жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог.

Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и направлено на решение задач:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2.  Развитие  воображения  в  процессе  творческой  деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью  активизации  интеллектуальной  деятельности,  повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы,  способствующей  проявлению  эмоциональных  откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия.

Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.

Утро. Встреча детей.

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Используемые музыкальные произведения:

1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3. И. Штраус «Полька Трик – трак»

4. М. И. Глинка «Детская полька»

5. А. Вивальди «Зима»

6. П. И. Чайковский «Апрель»

7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»

8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»

9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»

10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

12. Й. Гайдн «Детская симфония»

13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»

14. И. Штраус «Сказки венского леса»

Подготовка ко сну. Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная».

Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление,  стимулируется  дыхание,  происходит  эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Используемые музыкальные произведения:

Колыбельные:

- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»

- «Приход весны»

- «Засыпающий малыш»

- «Крепко спи»

- «Сколько звездочек на небе»

- «Спи, малыш мой, засыпай»

2. П. И. Чайковский «Октябрь»

3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»

4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»

5. К. В. Глюк «Мелодия»

6. Л. В. Бетховен «Сурок»

Пробуждение

Используемые музыкальные произведения:

1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»

3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»

4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»

5. И. Штраус «Полька – пиццикато»

6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»

7. Р. Щедрин «Полет шмеля»

8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

-  музыка  оказывает  сильное  успокаивающее  воздействие  на гиперактивных детей;

- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

- улучшается речевая функция;

- улучшается сенсомоторная функция;

- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;

Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Используемая литература:

1. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал

«Дошкольное воспитание» №6, 2007год

2. Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми //

Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.

муз. рук-ль МАДОУ детский сад «Рябинушка»

Матвеева Наталья Анатольевна