Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан реализующих образовательные программы дошкольного образования



Предварительный просмотр:
Приложение N 3
к Положению о грантах
Главы Республики Башкортостан
молодым педагогам, работающим
в образовательных организациях
Республики Башкортостан,
реализующих образовательные
программы дошкольного образования
Название образовательной организации | Срок окончания | N диплома | Квалификация | Специальность |
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белебеевский педагогический колледж» Республики Башкортостан Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» г.Уфа ООО «Московский институт профессиональной Переподготовки и повышения квалификации педагога» | 27 июня 2012 год 30 декабря 2016 года 27ноября 2024 | 02 СПО 0002676 130205 0317768 58815 | Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания Бакалавр Переподготовка | Дошкольное Образование 40.03.01 Юриспруденция Педагог-психолог |
13. Дополнительное образование:
Название образовательной организации | Срок окончания | Наименование документа | Наименование программы |
Детская школа искусств №4 | 26 мая 2006 | Свидетельство | Окончила полный курс названной школы народного отделения по специальности домра |
14. Опыт работы:
Период | Название организации | Должность | Адрес организации |
С 03.09.2012 по 17.08.2023 | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1«Айгуль» г.Белебея муниципального района Белебеевский район РБ | Воспитатель | Республика Башкортостан, город Белебей, улица Войкова 105/1 |
С 18.08.2023 по 3.12.2024
| Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26 «Буратино» г.Белебея муниципального района Белебеевский район РБ | Воспитатель | Республика Башкортостан, город Белебей, улица Интернациональная, 128 |
С 4.12.2024 по настоящие время | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26 «Буратино» г.Белебея муниципального района Белебеевский район РБ | Педагог – психолог | Республика Башкортостан, город Белебей, улица Интернациональная, 128 |
15. Общий трудовой стаж, в том числе педагогический: 12 лет.
16. Педагогическая нагрузка на текущий год:1 ставка, 36 часов в неделю.
17. Квалификационная категория, год присвоения:первая,15.11.2024г.
18. Наличие ученой степени: не имею.
19. Наличие государственных и ведомственных наград: не имею.
20. Список научно-методических работ, опубликованных по настоящее
время: Взаимодействие с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста.
21. Достижения воспитанников за последний год:
Название мероприятия | Дата проведения | Уровень участия (районный, республиканский, федеральный) | Присужденное место |
МАДОУ ДС №26 «Буратино» Конкурс костюмов с использованием бросового материала к Дню Эколят | 2024 | Районный | 1 место |
Образовательный центр «IТ-Перемена» Конкурс елочных игрушек «Чудо на веточке» | Декабрь 2024 | Всероссийский | 1 место |
Конкурс рисунков «Осенний пейзаж» | Сентябрь 2024 | Районный | 1 место |
22. Достижения в профессиональных конкурсах за последние 3 года:
Название мероприятия | Год | Уровень участия (районный, республиканский, федеральный) | Присужденное место |
Республиканский педагогический центр «Башконкурс» Номинация презентация «Покорители космоса» | Апрель 2024 | Республиканский | 2 место |
Редакция Белебеевские Известия Фотоконкурс-косплее «Читаю- значит, мечтаю!» Смотр-конкурс «Лучший центр речевого развития» | Март 2024 2024 | Районный
Районный | Победитель 1 место
1 место |
23. Наименование образовательного проекта: «Развитие сенсорных эталонов детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием нейроигр»
23.1. Тема образовательного проекта: «Развитие сенсорных эталонов детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием нейроигр»
23.2. Краткое описание образовательного проекта: Проект направлен на развитие сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредствам различных видов деятельности с применением нейроигр. Сенсорные эталоны – это представления о цвете, форме, величине. Запахе, вкусе и других свойствах предметов, формирующиеся у ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром. В рамках проекта используются современные игровые методики, стимулирующие активное восприятие информации через органы чувств. Нейроигры помогают развивать внимание, память, мышление и моторику, а также способствуют формированию базовых понятий об окружающим мире. Проект включает разнообразные активности, такие как игры с цветами, формами, звуками, тактильные упражнения и многое другое, что позволяет детям эффективно осваивать новые знания и навыки в игровой форме.
24. Ссылка на информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: https://nsportal.ru/nasibullina-nadezhda-alekseevna.
https://disk.yandex.ru/d/4PqMP4XLKTmVZw
25. Дополнительные сведения:
Год | Повышение квалификации по профилю педагогической деятельности |
18 сентября по 29 декабря 2023 | «Федеральная образовательная программа дошкольного образования –новый вектор развития профессиональных компетенций педагога в едином пространстве дошкольного образования» |
21.07.2023 | «Профессиональное выгорание педагога. Особенности стресс-менеджмента в педагогической деятельности» |
2023 | Мероприятие «Образовательное событие для взрослых» в рамках конкурса-игры «Школа Рыбаков Фонда имени Льва Выготского» |
"13" февраля 2025г. Насибуллина
(подпись) (расшифровка подписи)












Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Комбинированного вида № 26 «Буратино»
г.Белебея муниципального района Белебеевский район РБ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 26 «Буратино» г. Белебей ________ Е.М.Калиниченко |
Проект
Тема:
«Развитие сенсорных эталонов детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием нейроигр»
Белебей, 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть ………………………………………………………….....7
- Теоритическая часть…………………………………………………7
- Практическая часть…………………………………………………10
- Тематическое планирование по реализации проекта……………15
- Рекомендации по использованию образовательного проекта в практике дошкольного образования………………………………18
Заключительная часть………………………………………………….20
Методические источники……………………………………………...21
Введение
Сенсорное развитие ребенка – это процесс формирования его восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, таких как форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запах, вкус и другие ощущения. Это основа для дальнейшего когнитивного развития, включая память, мышление и познавательные потребности. Сенсорные способности обеспечивают функциональную основу для ощущений и восприятия, играя важную роль в общем развитии ребенка.Они начинают развиваться еще в утробе матери и продолжают совершенствовать в течение первых лет жизни. В процессе сенсорного развития дети учатся различать предметы и явления окружающего мира, что становится основой для их познания. Сенсорное развитие также способствует овладению эстетическими ценностями в природе и обществе. Сенсорика играет важную роль в развитии детей раннего возраста, так как она помогает им познавать окружающий мир через органы чувств. Развитие сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста является важной задачей для их гармоничного роста и формирования восприятия окружающего мира. Использование различных видов деятельности и нейроигр может значительно повысить эффективность этого процесса.
Нейроигры - это игры, которые включают в себя различные аспекты нейронауки и технологий для создания уникального игрового опыта. Нейроиргы представляют собой интерактивные задания, направленные на развитие когнитивных функций мозга, включая внимание, память, мышление и восприятие. Они могут быть использованы для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Паспорт проекта
Тема проекта: | «Развитие сенсорных эталонов детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием нейроигр» |
Адрес проекта: | МАДОУ детский сад №26 Буратино |
Составитель: | Насибуллина Надежда Алексеевна, педагог-психолог |
Участники проекта: | Дети 1,5-3 лет, воспитатели и родители. |
Срок реализации проекта: | 01.09.2023г. - 20.05.2024г. |
Вид проекта: | долгосрочный |
Тип проекта: | Информационно-игровой (педагог собирает информацию из разных источников) по развитию сенсорных эталонов у детей с использованием нейроигр. |
Цель проекта:
| Цель проекта: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста через внедрение нейроигр и упражнений направленные на развитие когнитивных и эмоциональных навыков. |
Ожидаемый результат | Улучшение сенсорных способностей у детей. Повышение уровня активности и заинтересованности в обучении. Развитие мелкой моторики и координации движений. Укрепление эмоциональной связи между детьми и воспитателями.Укрепление социальных навыков и умение работать в коллективе. Развитие когнитивных функций мозга, включая внимание, память, мышление и восприятие. |
Актуальность
Сенсорное восприятие играет ключевую роль в раннем развитии ребенка. Оно помогает формировать базовые представления о мире, развивает моторику, координацию движений способствует общему интеллектуальному росту. Современные образовательные стандарты подчеркивают важность раннего обучения и развития сенсорных способностей у детей. Проект, направленный на развитие сенсорных эталонов с использованием нейроигр, поможет детям лучше адаптироваться к дошкольному учреждению, а в дальнейшем к школьному обучению. Развитие сенсорной системы положительно влияет на психическое здоровье детей, снижает уровень стресса и тревожности, улучшает концентрацию внимания и память. Использование современных технологий в образовательном процессе позволяет сделать занятия более интересным и эффективным. Участие в совместных проектах помогает детям развивать социальные навыки, учиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что важно для успешной социализации.
Цель проекта: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста через внедрение нейроигр и упражнений направленных на развитие когнитивных и эмоциональных навыков.
Задачи проекта:
- Формирование представлений о цвете, форме, размере.
Дети учатся различать предметы по цвету, форме и размеру, используя специальные дидактические материалы.
- Развитие мелкой моторики. Занятия с мелкими предметами, такими как бусины, крупы, песок помогают развивать мелкую моторику рук.
- Стимуляция тактильных ощущений.
Использование различных материалов с разными текстурами позволяет детям развивать тактильные ощущения.
- Знакомство со звуками и запахами.
Игры с музыкальными инструментами, ароматическими веществами и природными материалами способствуют развитию слуховых и обонятельных рецепторов.
- Активизация познавательного интереса.
Через игровые ситуации дети учатся наблюдать за окружающим миром, делать выводы и устанавливать причино-следственые связи.
- Социальная адаптация.
Совместные игры и занятия развивают навыки общения и взаимодействия между детьми.
- Разработка комплекса нейроигр и упражнений.
Подбор и адаптация нейроигр для детей раннего дошкольного возраста.
- Внедрение нейроигр в ежедневную работу с детьми.
- Повышение интереса к обучению за счет использование игровых методик и современных технологий.
Объектом проектной деятельности является развитие сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет проектной деятельности: комплекс упражнений и нейроигр
Гипотеза: предполагаем, что включение нейроигр в повседневную жизнь детей раннего дошкольного возраста приведет к повышению уровня сенсорного развития.
Практическая значимость образовательного проекта заключается в том, что предложенный материал может быть использован педагогами групп раннего возраста, и направлен на решениеактуальныхзадач в развитии сенсорного обучения малышей.
Основная часть
- Теоретическая часть
Нейроигры — это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного возраста. Главная цель нейроигр — развивать высшие психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Согласно исследованиям, дети, регулярно занимающиеся нейроиграми, показывают на 30% лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками. Это происходит благодаря тому, что нейроигры стимулируют работу обоих полушарий мозга одновременно, что крайне важно для гармоничного развития ребенка.
Нейропсихологические упражнения и игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Они позволяют эффективно развивать не только когнитивные функции, но и эмоциональную сферу ребенка.
Использование нейроигр в работе с детьми является мощным инструментом для развития дошкольников. Эти игры активизируют зоны мозга, отвечающие за речь, внимание, память и другие познавательные процессы.Нейроигры можно легко интегрировать в повседневную жизнь. Например, во время прогулки можно играть в «Правая-левая», называя предметы справа и слева. В путешествии можно играть в «Найди отличия» или «Что изменилось?», используя окружающую обстановку.
Важно помнить, что нейроигры — это не только специальные упражнения, но и любая деятельность, которая стимулирует работу мозга. Например, разгадывание загадок, поиск новых слов на определенную букву или звук, игры на автоматизацию звуков — все это также способствует развитию нейронных связей.
Нейроигры — это прекрасный способ развивать сенсорную интеграцию детей, улучшать их навыки и укреплять эмоциональное здоровье. При правильном подходе мы можем создать увлекательную и полезную игровую среду для наших детей.
Данный проект осуществляется в четыре этапа:
1 этап – подготовительный
Изучение литературы и опыта работы по использованию нейроигр в развитие сенсорных эталонов детей раннего дошкольного возраста.
2 этап – диагностический
Наблюдение.
Диагностика, направленная на оценку уровня развития сенсорики.
Использование нейроигр: применение специализированных игровых приложений, которые позволяют оценить уровень восприятия ребенком сенсорной информации.
3 этап - основной
Создание картотеки упражнений, использование статических и динамических игр и упражнений, нейроигр на занятиях, во всех видах деятельности.
4 этап – итоговый
Диагностика,определение уровня развития каждого ребенка. Выявление сильных и слабых сторон в восприятии сенсорной информации. Формулирование целей и задач для дальнейшего обучения и развития.
Продукты проектной деятельности:
- Картотека
- Брошюры
- Мастер-класс
- Консультации
- Методические разработки для родителей и воспитателей
- Результаты диагностики
- Фотоотчеты
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Информационные ресурсы (методическая литература по данной тематике)
2. Материально – технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические игры и упражнения, стихотворения, музыкальное сопровождение)
3. Кадровое (педагоги ДОУ)
Сроки и этапы реализации проекта:
1. Выявление проблемы: (мониторинг с 01.09.23 – 15.09.23)
2. Подготовительный этап: (с 18.09.23 – 30.10.23)
3. Практический этап: (с 02.11.23 – 30.04.24)
4. Подведение результатов: (с 05.04.24 – 20.05.24)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Повышение уровня профессиональной компетентности.Изучение теоритических основ развития сенсорных эталонов у детей. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.Анкетирование родителей.
Обогащение ППС. Подбор материалов и оборудования для занятий. (Игрушки, природный материал, музыкальные инструменты).Создание и оформление сенсорного центра в группе. Определение объема материала, который будет адресован детям.
Планирование системы развивающих игр и занятий на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Разработка плана работы с детьми, включающего различные виды деятельности и использование нейроигр.
Диагностика сенсорного развития детей в группе;
Анализ полученных результатов, выводы;
Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
Реализация:
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков:
«Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Подбор заданий и проведение диагностики;
По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
- Практическая часть
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.
Оборудование:
1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три синих;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две части.
Основные задания для детей 2 -3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 2 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:
Таблица 1. На начало учебного года
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | Андреев Артем | - | - | + | + | - |
2 | Васильева Полина | - | - | + | + | - |
3 | Егорова Валерия | + | + | + | - | - |
4 | Евдокимова Велена | + | - | - | + | - |
5 | Иванов Арсений | - | + | + | - | - |
6 | Каюмова Ева | + | - | - | + | - |
7 | Марков Евгений | - | + | - | - | + |
8 | Смирнова Мария | + | - | - | - | - |
9 | Чанборисов Альберт | - | - | - | + | - |
10 | Шайхутдинов Артур | - | + | - | + | + |
11 | Шакирова Елизавета | - | - | + | - | + |
12 | Шкомякова Ева | - | - | + | - | - |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- сформировано – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (0ребёнка);
- на стадии формировании – 3 выполненных задания (2детей).
- не сформировано – 2 выполненных задания (10 детей)
На конец учебного года
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | Андреев Артем | + | + | + | + | - |
2 | Васильева Полина | - | + | + | + | - |
3 | Егорова Валерия | + | + | + | - | + |
4 | Евдокимова Велена | + | - | + | + | - |
5 | Иванов Арсений | + | + | + | - | - |
6 | Каюмова Ева | + | + | - | + | - |
7 | Марков Евгений | - | + | + | + | + |
8 | Смирнова Мария | + | - | - | + | + |
9 | Чанборисов Альберт | + | + | - | + | - |
10 | Шайхутдинов Артур | - | + | + | + | + |
11 | Шакирова Елизавета | + | - | + | - | + |
12 | Шкомякова Ева | - | + | + | - | + |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- сформировано – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (4 ребёнка);
- на стадии формировании – 3 выполненных задания (8 детей).
-не сформировано – 2 выполненных задания (0 детей)
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
Тематическое планирование по реализации проекта
Организованная образовательная деятельность | Различные виды деятельности | Работа с родителями | Развлечения |
Сентябрь | |||
1.Занятие «Большие и маленькие» цель: научить ребенка чередовать предметы по величине. 2.Занятие «Знакомство с формой предметов» цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. 3.Занятие «Разноцветные матрешки» цель: познакомить детей с основными цветами | Игра «Собери бусы» Игра с дидактическим кубом Игра «Разноцветное домино | Анкетирование «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста» | |
Октябрь | |||
1.Занятие «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы 2.Занятие «Нанизывание колец на стержень» цель: учить действиям с предметами – собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук. 3.Занятие «Складывание двухместной матрешки» цель: учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький». 4. Занятие «Машинки по местам» цель: формировать умение действовать с предметами, ориентируясь на их цвет. | Подвижные игры с мячом Игры за дидактическим столом Игра «Что делают матрешки» Рисование разноцветных дорожек | Мастер-класс «Игрушки для детей раннего возраста» | «Что нам осень принесла?» |
Ноябрь | |||
1.Занятие «Подбери по цвету» цель: учить чередовать предметы по цвету. 2.Занятие «Что звучит» цель: развивать слуховое восприятие. 3.Занятие «Один -много» цель: знакомить детей с понятиями «один и много». 4.Занятие «Кубик, шарик» цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму | Рассматривание иллюстраций по теме Игра «Волшебный мешочек» Игры с дидактическим панно | Семинар-практикум «Что такое сенсорика. И почему необходимо ее развивать?» | «День матери» |
Декабрь | |||
1.Занятие «Цветные квадраты» цель: продолжать учить детей различать форму и цвет предметов. 2.Занятие «Вышивание» (развитие мелкой моторики рук – шнуровки). 3.Занятие «Маша обедает» цель: продолжать учить соотносить предметы по величине. 4.Занятие «Угадай, кто идет» цель: развивать слуховое восприятие | Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Лепка «Колобок» Игра «Выложи по образцу» Игра «Выложи дом из палочек» | Консультация «Как знакомить детей с величиной предметов» | «Здравствуй дедушка мороз, ты нам елочку принес» |
Январь | |||
1.Занятие «Что делают матрешки» цель: формировать умение экспериментировать с | Игра «Что нам Мишутка привез» | Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» | |
предметами, ориентируясь на их величину. 2. Занятие «Курочка и цыплята» цель: обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. 3.Занятие «Круг, квадрат» цель: продолжать учить детей чередовать предметы по форме. | Игры с дидактическим панно Игра «Найди такое же колечко» | ||
Февраль | |||
1. Занятие «Поручение» цель : обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. 2.Занятие «Елочки и грибочки» цель продолжать учить детей чередовать предметы по цвету. 3.Занятие «Гуси с гусятами» цель: учить чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных. 4. Занятие «Найди палочку» цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре | Подвижная игра «Разноцветные ленточки» Игра «Волшебный столик» Игра «Разберем – соберем» Рисование «Большой – маленький» | Родительское собрание «Нейроигры в развитии детей раннего дошкольного возраста» | «Мы солдаты» (спортивное развлечение) |
Март | |||
1 Занятие «Помоги матрешке найти свои игрушки» Цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету. 2. Занятие «Домики и флажки» цель: Повторить с детьми принцип чередования по форме. 3.Занятие «Шарики и пирамидки» цель: закреплять умение обозначать количество предметов «один – много». 4.Занятие «Колпачки играют в прятки» цель: познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. | Игры с дидактическим столом Игра «Пришей пуговицу» Экспериментирование «Окраска воды» Подвижная игра «Найди свой домик» | «8 марта» «Масленица» | |
Апрель | |||
1.Занятие «Треугольник, квадрат, круг» цель продолжать знакомить детей с формой предметов. 2.Занятие «Что выбрал Петрушка» цель: продолжать учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных. 3.Занятие-экспериментирование «На лесной полянке» цель: предложить детям выбрать колючки для ежика из разных материалов: спички, зубочистки ,сосновые иголки и т.п. 4.Занятие «Плывет, плывет кораблик» цель: познакомить детей со свойствами разных предметов (тонет – не тонет) | Игра «Встречайте гостей» Игра «Угадай, что это» Игра «Узнай птичку по голосу» Рассматривание картинки «Весной в лесу» | Рекомендации для родителей «Раннее сенсорное воспитание» | «Праздник смеха» |
Май | |||
Диагностика детей в группе | Подвижная игра «Разноцветные ленточки» Игра «Волшебный столик» Игра «Разберем – соберем» | Родительское собрание «Итоги уходящего года: мы выросли» | «1 мая» (спортивное развлечение) |
2.4. Рекомендации по использованию образовательного проекта в практике дошкольного образования
Для успешного внедрения образовательного проекта по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности и использование нейроигр в дошкольном образовательном учреждении, важно учитывать следующие рекомендации:
1. Подготовка педагогического коллектива
- Повышение квалификации: Проведение семинаров и тренингов для педагогов по теме сенсорного воспитания и использования нейроигр.
- Методическое обеспечение: Разработка методических пособий и рекомендаций для педагогов, включающих описание методик, игр и упражнений.
- Консультации специалистов: Привлечение психологов и дефектологов для консультаций по работе с детьми с особыми потребностями.
2. Создание условий для реализации проекта
- Оборудование помещений: Обеспечение помещений необходимым оборудованием и материалами для проведения занятий (сенсорные панели, игровые модули, музыкальное оборудование, компьютеры или планшеты для нейроигр).
- Безопасность: Убедиться в безопасности используемых материалов и оборудования, соответствие санитарным нормам.
- Доступность: Обеспечить доступность всех необходимых ресурсов для педагогов и детей.
3. Планирование образовательной деятельности.
- Индивидуальный подход: Разработать индивидуальные планы развития для каждого ребенка на основе результатов диагностики.
- Интеграция в учебный процесс: Включить занятия по развитию сенсорных эталонов в ежедневную программу детского сада, чередовать их с другими видами деятельности.
- Последовательность и систематичность: Организовать занятия таким образом, чтобы они проводились регулярно и последовательно, обеспечивая постепенное усложнение задач.
4. Внедрение нейроигр
- Выбор игр: Отбор нейроигр, соответствующих возрасту и уровню развития детей, а также целям проекта.
- Инструктаж: Провести инструктаж для педагогов и детей по правилам использования нейроигр.
- Контроль и мониторинг: Регулярно отслеживать результаты использования нейроигр, фиксировать успехи и трудности детей.
5. Взаимодействие с родителями
- Информационная поддержка: Проводить родительские собрания и консультации, информировать родителей о целях и задачах проекта, объяснять важность развития сенсорных эталонов.
- Совместные мероприятия: Организовывать совместные мероприятия для детей и родителей, направленные на закрепление полученных знаний и умений.
- Домашние задания: Рекомендовать родителям домашние задания, которые помогут закрепить навыки, полученные в детском саду.
6. Оценка эффективности проекта
- Диагностика: Периодически проводить диагностику уровня развития сенсорных эталонов у детей для оценки эффективности проекта.
- Анализ результатов: Анализировать результаты диагностики, вносить необходимые коррективы в программу занятий.
- Отчетность: Подготовить отчеты о ходе и результатах проекта, представить их руководству дошкольного образовательного учреждения и заинтересованным сторонам.
7. Распространение опыта
- Обмен опытом: Организовывать обмен опытом между педагогами внутри учреждения и с коллегами из других учреждений.
- Публикации: Публиковать статьи и материалы о проекте в профессиональных изданиях, участвовать в конференциях и семинарах.
- Социальные сети: Использовать социальные сети для распространения информации о проекте и привлечения внимания общественности.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете успешно внедрить образовательный проект по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности и использование нейроигр в вашем дошкольном образовательном учреждении.
Заключительная часть
На протяжении 9 месяцев с сентября 2023 года по май 2024 год с воспитанниками группы раннего возраста постоянно применялось большое количество игр и игровых упражнений на развитие сенсорных эталонов с элементами нейроигр. На начальном этапе выполнения упражнений были выявили трудности усвоения. Не всем детям удавалось скоординировать движения кистей рук и мелкой моторики, переключение было медленным, затрудненным. Систематическая работа в данном направлении дала положительный результат. Концу проектной деятельности у детей группы раннего возраста уровень сенсорного развития повысился. Дети научились различать предметы по цвету, форме, размеру. В достаточной мере развита мелкая моторика, дети с удовольствием играют с мелкими предметами, что в свою очередь стимулирует тактильные ощущения. Сенсорное развитие играет важную роль в формировании таких высших психических функций как память, речь, воображение, восприятие.
Очень важно уделять особое внимание раннему сенсорному воспитанию, чтобы обеспечить полноценное развитие всех аспектов личности ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие.
Методические источники
1.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: «Просвещение», 1983. – 94 с.2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада.- М.: «Просвещение», 1983.
3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2017. — 264 с.
4. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
5. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
6.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
9. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
10.Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
11. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
12.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
13.Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
14.. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
15. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.


