Комната РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Буцук Татьяна Валерьевна

На страничке будут размещены дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия, на познавательное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буцук Татьяна Валерьевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ «Д/с «Журавлик»

Дидактическая игра «Фонарик»

Актуальность:

Цветоощущение, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.

Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие ─ к зеленым, третьи ─ к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение.

Восприятие глазом того или иного цвета зависит от длины излучения. На основании этого признака можно выделить три группы цветов:

1) длинноволновые ─ красный и оранжевый;

2) средневолновые ─ желтый, зеленый;

 3) коротковолновые ─ голубой, синий, фиолетовый.

Поэтому в предложенной игре используются данные цвета.

Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры обозреваемого тела. Так красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые ─ с холодом. Кроме передачи ощущений тепла и холода, цвет активно влияет на настроение. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой ─ успокаивает [1].

Цветотерапия широко используется как физиотерапевтический метод и для лечения глазных заболеваний, в частности амблиопии у детей. Цветоимпульсная стимуляция глаз заключается в воздействии световыми импульсами различного цвета на колбочки-рецепторы в сетчатке, на роговицу, хрусталик и радужную оболочку. Наиболее часто используются красный, оранжевый, зеленый и синий цвета в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Различение цветов становится все более совершенным по мере образования новых условных связей, приобретаемых в процессе игры [3].

Аннотация к игре:

Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями от 3 – 7 лет. Игра построена по принципу: от простого к сложному, что позволяет использовать игру в течение нескольких лет. Игра  так же будет полезна детям посещающим группы общеобразовательной направленности.

PIC_0144PIC_0145

PIC_0143

Цель игры: 

Развитие зрительной функции – цветоощущения  у дошкольников, имеющих нарушения зрения.

Задачи:

  • Учить узнавать и называть точным словом основные цвета.
  • Учить соотносить заданный цвет с цветом грани фонарика.
  • Учить стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщающее понятие «… цвет».
  • Учить зрительным способом узнавать и называть тона основных цветов (светлый, темный).
  • Учить локализовать определенный цвет из множества, выполнять задание по образцу. [2].

Материал: 

Картонная коробка, самоклеющаяся пленка разных цветов (матовая), клей «Момент», горлышки от пластиковых бутылок, крышки от пластиковых бутылок.

Описание:

Фонарик имеет пять граней с цветным фоном. На боковых гранях приклеено по 12 горлышек, на верхнем – девять.

Содержание игры:

Соответствует материалу раздела «Развитие зрительного восприятия» в Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной.

Методические приемы:

1. Во время игры применяю художественное слово:

У меня фонарик есть.

Столько огоньков! Не счесть!

Поверни его бочком,

Светит желтым огоньком.

Поверни другим бочком,

Светит, синим огоньком.

Давай вместе поиграем,

Огоньки позажигаем.

2. Использую  образцы: Приложение 1.

Применение игры:

- на специальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога;

- на индивидуальных занятиях учителя-дефектолога;

- во время предаппаратной подготовки детей к лечебно - восстановительным мероприятиям;

- в свободной деятельности детей.

 

Отличие игры от имеющихся игр:

  1. Пособие объемное, что позволяет ненавязчиво формировать представления о трехмерности пространства.
  2. При вкручивании крышки взгляд задерживается на несколько секунд дольше, что позволяет развивать умение фиксировать взор на предмете.
  3. Игра позволяет чаще применять метод интеграции, то есть адаптировать содержание игры к возможностям конкретного ребенка, как к зрительным, так и психофизическим.

Список литературы:

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А.

       Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. ─ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ─ 240 с.

  1. Малева З.П.

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению / З.П. Малева. — М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. - 127 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

  1. Ремезова Л.А.

       Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  

Примерные образцы к игре.образцы к фонарику