Главные вкладки
Байгужина Ляля Шарифьяновна
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь
Л.Г. Петерсон
Байгужина Ляля Шарифьяновна - учитель башкирского языка и литературы МОБУ Школа « Взлетай » с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Окончила Сибайское педучилище, Стерлитамакскую государственную педагогическую академию имени З.Биишевой.
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Согласно стандартам второго поколения, учитель должен развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную. Современное общество поставило перед образованием ряд проблем.
«Активизация познавательной деятельности учащихся» - одна из них. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников. Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является формирование познавательных интересов и познавательной активности.
- Условия формирования опыта
На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС НОО;
- изучение методической литературы;
- изучение опыта коллег;
- курсы повышения квалификации;
- участие в работе районных и школьных методических объединений.
Данные последних лет работы показывают, что у значительной части учащихся, сегодня, наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. В связи с этим в своей работе я уделяю особое внимание именно на развитие познавательного интереса у своих учеников. Могу сказать, что количество учащихся, проявляющих интерес к познавательной и учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления. Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие снижение грамотности и культуры учащихся, снижение мотивации учебной деятельности, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. Телевидение, радио, интернет, различные гаджеты привлекают детей в большей степени, чем учебники и поэтому она использует современные информационные технологии в своей педагогической практике.
Все эти сложности, выявляемые у детей, наталкивают её на поиск новых путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса и учебного интереса младших школьников.
Встает вопрос, что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности школьников.
Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех.
Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены.
Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Данные теоретические положения стали основой педагогического опыта.
Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя - не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные - наглядные - практические - репродуктивные - поисковые - индуктивные - дедуктивные - самостоятельная работа.
Изучив ряд источников, педагог определила следующие цели и задачи.
Цель опыта: решение проблемы по активизации познавательных интересов школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
1.Формировать положительную мотивацию учения;
2. Обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;
3. Развивать личностный потенциал учащихся;
4. Формировать умение самостоятельно добывать знания;
5. Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Педагогики - классики утверждают: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество, креативность, современные технологии, повышая этим интерес школьников к учебному процессу.
Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.
Анализирует то, что даёт положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся.
1. Анкетирование, наблюдение.
Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я провожу анкетирование детей и родителей на первом этапе обучения. Кроме анкет для исследования интересов использует метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более всего интересует школьников - сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала; какие виды учебной
деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов; при каких условиях учащиеся
проявляют наибольшую активность на уроке. Это помогает наметить образовательный маршрут для своего подопечного. Ведь самая главная задача учителя:
- быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2. Игровая деятельность.
Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках. Это даёт положительный результат. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
3. Интеграция.
Важным методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
На своих уроках активно использую межпредметные связи. Так на уроках интегрирую свой предмет с изобразительным искусством, музыкой, историей, русским языком, окружающим миром. Всё это развивает познавательную активность, снижает утомление и напряжение на уроке.
4. Создание нестандартных ситуаций.
Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. В своей практике часто использую такие приёмы, как урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра.
Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
5. Парно-групповая работа.
Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают групповые формы работы. Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.
6. Проблемное обучение.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера. Задача учителя-учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. На каждом уроке создаёт какую-то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока.
7. Проблемно-модульная технология
Эта технология подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником.
Успех применения модульного обучения зависит от качественного содержания в них учебных элементов, так как ученик работает в первую очередь с ним. Реализация обучения осуществляется через дифференциацию содержания и организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Отмечаются четкие действия каждого ученика, активность и самостоятельность действий, поиск проблем и выработка путей их решения.
8. Использование ИКТ.
Развитие познавательной активности учеников зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
В своей практике использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. ИКТ использует для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.
Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету, развивает восприятие, память, внимание, мышление, воображение, даёт возможность учителю подготовить богатейший материал к уроку.
9. Исследовательская и проектная деятельность.
Ученикам свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
Основа данного метода - решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Такая деятельность формирует жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет обеспечивать рост личности ребенка. Школа проектов - это школа будущего.
10. Внеурочная деятельность
Познавательная активность развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочная деятельность, кружковая работа, познавательные экскурсии, театрализованные представления, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, олимпиады, что способствует развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой. Мои ученики занимают призовые места в конкурсах :
1.Гадельшина Светлана, 3 место в муниципальном этапе конкурса « Һаумы, һаумы, әкиәт!» ( 2023г)
2.Байгужина Янгузель, 1 место в муниципальном этапе конкурса « Һаумы, һаумы, әкиәт!»(2024г.)
3.Азнабаев Нияз, 2 место в межрегиональной заочной олимпиаде по башкирскому языку(2024г.)
Анализ результативности опыта.
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.
Усвоение программного материала составляет 100%. Качество знаний – 85%
Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане.
Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого- педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я» и это формируется на уроках.
Познавательная активность - это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с
самовыражением развивающейся личности
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно- воспитательного процесса;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.
В заключение хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками, научить детей добывать эти знания и умения. Быть активными, дружелюбными, инициативными и успешно сотрудничать с окружающими и развивать в себе всё, то лучшее, что делает человека человеком.