Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ | |
| 15.63 КБ | |
| 16.57 КБ | |
| 19.66 КБ | |
| 11.3 КБ | |
| 11.28 КБ | |
| 11.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в обучении детей»
Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром.
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
В своей работе я использую дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т.д.
В детском саду большое внимание уделяется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Для выработки практического навыка деления слов на слоги я провожу с детьми дидактические игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?». Я произношу первый слог, а дети — второй (ШИ-НА, МИ-НА, ШУТ-КА, ПЕ-НА, СУМ-КА).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-БУДКА, дети — БУДКА, БУДКА; БАЛА-ЛАЙКА, дети — ЛАЙКА, ЛАЙКА и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ — МЕХ, ЭКРАН — КРАН, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, КЛЕЩ— ЛЕЩ, КОСА — ОСА).
При установлении изучаемого звука в словах использую игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагаю им пофантазировать: на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например ж(жук) получается из к, ф из р, т — г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на магнитной доске.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления состава числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».
Большой популярностью у детей пользуются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навыки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности, заставляет детей быть более четкими, собранными, быстрыми. Например, даю детям самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, то дети чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе.
При ознакомлении детей со временем провожу дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации придерживаюсь следующих требований:
— простота и точная формулировка правил игры;
— простота изготовления и использования дидактического материала;
— участие всех детей в игре;
— справедливое и четкое подведение ее результатов.
В младшем дошкольном возрасте активно использую пальчиковые игры.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Работу над тонкими движениями рук провожу во всех возрастных группах, с постепенным усложнением заданий. Упражнения провожу в течение 1—3 мин. на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Начинаю занятия пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот, кто затрудняется самостоятельно выполнить движения, выполняет движения пальцами вместе со мной. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в моей помощи.
При затруднениях помогаю принять необходимую позу, позволяю поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом постоянно одобряю и подбадриваю действия детей.
На занятиях и в повседневной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте использую игры сотрудничества.
Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.
Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
При помощи игр сотрудничества обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других.
Я всегда помню, что дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности.
В своей работе использую игры сотрудничества для детей от 3 до 7 лет: музыкальные объятия, музыкальные обручи сотрудничества, баланс с надувными мячами.
В старшем дошкольном возрасте применяю игры с квадратом.
На каждого ребенка заготавливаю комплект квадратных сеток. Работу с детьми начинаю с выполнения заданий в квадратной сетке из четырех клеток. Отрабатываем понятия: верх-низ, лево-право, вверх-вниз, слева-справа.
Постепенно задания усложняются и используются квадратные сетки с большим количеством клеток.
В подготовительной к школе группе заполняем клетки буквами, составляем слова по вертикали и горизонтали. Дети с огромным интересом выполняют задания в «квадрате».
По моим наблюдениям, к концу обучения дошкольники хорошо ориентируются на листе бумаги, усваивают пространственные понятия. Кроме того, у детей расширился объем зрительной памяти и внимания, развился зрительный анализ и синтез, что в дальнейшем окажет им несомненную помощь при овладении школьными навыками чтения и письма.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребенка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Игровое занятие «Построй домик»
Игровое занятие «Бабочки»
Игровое занятие «Хлопки»
Игровое занятие «Сравни и запомни»
Вывод: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Задача воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Предварительный просмотр:
Использование наглядных методов в детском саду
Наглядные методы обучения играют важную роль в дошкольном образовании, так как дети в этом возрасте лучше воспринимают информацию через зрительные образы, практические действия и эмоциональное вовлечение. Эти методы способствуют развитию познавательной активности, памяти, внимания и речи дошкольников.
1. Понятие и виды наглядных методов
Наглядные методы – это способы обучения, при которых дети получают информацию через зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Их можно разделить на:
- Демонстрационные (показ иллюстраций, картинок, плакатов, муляжей, предметов).
- Иллюстративные (использование книг, альбомов, фотографий).
- Технические средства (видео, презентации, интерактивные доски).
- Натуральные объекты (растения, животные, природные материалы).
- Дидактические игры и пособия (кубики, пазлы, конструкторы).
2. Роль наглядности в развитии дошкольников
Наглядные методы помогают:
- Формировать представления об окружающем мире.
- Развивать наблюдательность и логическое мышление.
- Обогащать словарный запас.
- Стимулировать интерес к обучению.
- Улучшать запоминание информации.
3. Примеры использования наглядных методов
- В математике: счётные палочки, геометрические фигуры, графические схемы.
- В развитии речи: сюжетные картинки, мнемотаблицы, кукольный театр.
- В ознакомлении с природой: гербарии, календари погоды, опыты с водой и песком.
- В творчестве: образцы поделок, репродукции картин, демонстрация техник рисования.
4. Рекомендации по применению наглядности
- Сочетать наглядность с объяснением воспитателя.
- Использовать яркие, понятные и доступные материалы.
- Постепенно усложнять задания.
- Вовлекать детей в активную работу с пособиями.
Наглядные методы в детском саду – это эффективный способ сделать обучение интересным и доступным для дошкольников. Правильное их применение способствует гармоничному развитию ребёнка и формированию ключевых навыков.
Литература:
- Веракса Н. Е. "Дошкольная педагогика и психология".
- Поддьяков Н. Н. "Умственное воспитание детей дошкольного возраста".
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Предварительный просмотр:
Отчет по использованию практических методов в детском саду
Введение
Практические методы обучения в детском саду играют ключевую роль в развитии детей, так как они основаны на активном взаимодействии с окружающим миром. Эти методы способствуют развитию познавательной, эмоциональной, социальной и физической сфер ребенка. В данном отчете рассмотрены основные практические методы, их применение и примеры использования в дошкольном образовании.
1. Игровые методы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Через игру дети осваивают социальные роли, развивают воображение и учатся взаимодействовать.
Примеры:
- Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Семья») – помогают понять социальные отношения.
- Дидактические игры (лото, пазлы, сортеры) – развивают логику, внимание, мелкую моторику.
- Подвижные игры («Кошки-мышки», «Море волнуется») – улучшают координацию и физическую активность.
2. Экспериментирование и исследовательская деятельность
Дети учатся через непосредственное взаимодействие с предметами и природными явлениями.
Примеры:
- Опыты с водой (растворение соли, плавание предметов) – знакомство со свойствами веществ.
- Наблюдение за растениями (проращивание семян, уход за цветами) – развитие экологического сознания.
- Игры с магнитами – изучение основ физики в доступной форме.
3. Проектная деятельность
Совместная работа над проектами развивает самостоятельность, креативность и умение работать в команде.
Примеры:
- «Огород на подоконнике» – дети сажают лук, горох, наблюдают за ростом растений.
- «Моя семья» – создание альбома с фотографиями и рассказами о родных.
- «Космос» – изготовление макета солнечной системы, рисование планет.
4. Трудовая деятельность
Приучение к простым трудовым действиям воспитывает ответственность и самостоятельность.
Примеры:
- Дежурство по столовой (раздача салфеток, уборка посуды).
- Уход за игрушками (мытье кукольной посуды, раскладывание конструктора).
- Работа в природном уголке (полив цветов, кормление рыбок).
5. Практические упражнения и тренинги
Методы, направленные на отработку конкретных навыков.
Примеры:
- Пальчиковая гимнастика – развитие мелкой моторики.
- Дыхательные упражнения (задувание свечи, надувание шариков) – укрепление речевого аппарата.
- Графические задания (обведение по точкам, штриховка) – подготовка руки к письму.
6. Моделирование и конструирование
Развитие пространственного мышления и творческих способностей.
Примеры:
- Строительство из кубиков (домики, мосты).
- Аппликации и поделки (из бумаги, природных материалов).
- Использование схем (сборка конструктора по образцу).
Заключение
Практические методы в детском саду позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным и эффективным. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, формируют важные навыки и готовят его к дальнейшему обучению в школе. Регулярное применение этих методов в игровой форме помогает детям легче усваивать новые знания и развивать самостоятельность.
Рекомендации:
- Сочетать разные методы для разнообразия занятий.
- Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Поощрять инициативу и творческий подход.
Предварительный просмотр:
Игра – занятие для детей подготовительной группы «Приключения Незнайки»
Цели и задачи:
- развивать чувство единства и сплоченности;
- развивать кругозор – закрепить знания о диких животных;
- развивать мелкую моторику и готовить руку к письму;
- активизировать тактильное восприятие, развивать произвольность поведения;
- развивать воображение, внимание, восприятие, наблюдательность;
- учить владеть своим телом: расслаблять мышцы живота, учить вдыхать и выдыхать;
- учить видеть сохранение длины после измерения её формы.
Раздаточный материал: листы бумаги в клетку с изображением воздушных шаров в облаках, простые и цветные карандаши, листы с изображением животных (лось, лиса, медведь, волк, кабан).
Демонстрационный материал: картина «Зоопарк» с пустыми клетками, два рисунка зеленого города (для нахождения различий), волшебный мешочек, воздушный шарик, свеча, колокольчик или будильник со звонком, обруч, платок.
Предварительная работа.
- Чтение сказки (просмотр мультфильма) Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
- Повторить и пополнить знания детей о жизни диких животных.
Ход занятия:
Педагог: – Ребята, я вчера была в библиотеке и нашла очень интересную книгу, которая называется «Приключения Незнайки», но это совсем не та книга, которую вы читали. Её написал сам Незнайка.
Прочитав эту книгу, я узнала, что когда Николай Носов писал книгу «Приключения Незнайки и его друзей», Незнайка попросил писателя кое – что не писать, так как ему было стыдно за свои проделки и поступки. Но когда Незнайка понял, что надо учиться - он окончил школу, он сам решил написать книгу о своих приключениях, чтобы дети смогли прочитать её и не повторяли ошибок, которые совершил Незнайка, будучи уверенным, что учиться не обязательно.
- Ребята, вам хотелось бы узнать, о чем написано в этой книге?
- Очень хорошо. Но сначала посмотрите, что я вам принесла. Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди, не заглядывая внутрь, на ощупь определите, что там лежит. Кто пощупал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.
Цель: активизация тактильного восприятия, развитие произвольности.
- Кто пощупал и догадался, что лежит в мешочке? Да, это воздушный шарик. Посмотрите, как я его буду надувать. А теперь представим, что он находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Почувствуйте рукой, как он сейчас растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз Вдох – выдох! Давайте повторим еще раз: вдох – выдох; и давайте повторим еще один раз: вдох – выдох. Молодцы!
Цель: расслабление мышц живота, учить вдыхать и выдыхать.
- Я предлагаю вам сесть за столы.
Любят сказки малыши – книжка, сказку расскажи!
Итак, ребята, начинаем, мы обложку открываем, сказка в книге оживает.
- Как вы уже знаете, после того, как малыши наслушались рассказов Знайки о дальних странах и разных путешествиях, они стали мечтать о том, как бы самим отправиться в путешествие. Тогда Знайка предложил сделать воздушный шар и полететь на нем.
Малыши долго трудились. К вечеру седьмого дня воздушный шар был готов. Оставалось только изготовить парашюты из пушинок одуванчика. Воздушный шар на ночь привязали к ореховому кусту. Художник Тюбик решил рисовать всё, что увидит во время путешествия. Он взял свои краски и кисточку и заблаговременно положил их в корзину воздушного шара.
- Полет состоится завтра, в 8 часов утра, сказал Знайка.
Все малыши отправились по домам, только Незнайка остался. Он тихонько забрался в корзину и решил лечь спать в ней, чтобы утром занять самое удобное место. Незнайка лежал на спине и смотрел на звезды, мечтая о предстоящем путешествии. Глаза его тихонько закрылись и он уснул.
Ночью поднялся сильный ветер и веревка, которой был привязан шар, к ореховому кусту развязалась, и шар начал плавно подниматься вверх. Он поднимался все выше и выше.
Задание: Возьмите простой карандаш и заштрихуйте облака так, как я скажу: первое облако должно быть светлым и шар через него очень хорошо виден, как если бы облака совсем не было видно (штриховка слева направо); второе облако темнее, шар чуть-чуть виден (слева направо и сверху вниз); третье облако должно быть совсем темным и шар сквозь него совсем невиден (слева на право, сверху вниз, косые линии). Старайтесь проводить линии аккуратно, не выходя за пределы облаков.
Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
- Воздушный шар летел всю ночь. Теплый воздух, которым был заполнен шар, постепенно остывал и шар медленно снижался вниз. Корзина плавно опустилась на землю.
- Встаньте со своих стульчиков, лягте на ковер, закройте глаза, представьте себя Незнайкой.
Незнайка проспал до самого рассвета. Взошло солнце. Незнайка открыл глаза. – Откройте свои глазки. Солнечный зайчик заглянул к нему в глаза. Незнайка их зажмурил. – Закройте свои глазки. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу; - нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, грудь, животик, руки, ноги. Он любит и ласкает вас, поэтому подружитесь с ним.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
- Откройте глаза и тихонько займите свои места.
Незнайка открыл глаза и понял, что очутился совсем в незнакомом месте. Вдалеке виднелся город, который утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зеленым городом. Незнайка взял из корзины кисти и краски и решил нарисовать этот Зеленый город. И я хочу предложить вам нарисовать Зеленый город так, как вы его себе представляете. Когда зазвенит колокольчик, вы должны будете закончить работу.
Цель: развитие воображения.
- Теперь посмотрим, какой город нарисовал Незнайка и как выглядит город на самом деле. Найдите отличия.
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
После того, как Незнайка нарисовал город, он стал с любопытством поглядывать по сторонам и увидел, что к Зеленому городу вели две дорожки. Одна прямая, другая - извилистая. Незнайка долго думал, по какой дорожке ему пойти, чтобы быстрее добраться до города.
Представьте, что эти дорожки (показать две проволочки одинаковой длины, но разного цвета) Какая дорожка длиннее, какая короче? Одну дорожку я оставлю прямой, другую изогну. Теперь представьте, если два малыша по этим двум дорожкам прямой и извилистой – пойдут в город, чья дорожка будет длиннее?
Цель: учить детей видеть сохранение длины после изменения её формы.
Незнайка, отправившись в город, решил всем, кого не встретит на своем пути, при знакомстве называть себя Знайкой, не зная о том, какие неприятности в связи с этим его ждут. Он весело зашагал по дороге, напивая песенку: «Самый лучший мальчик я, всех умней на свете. Знайкой все зовут меня – взрослые и дети. На любой вопрос шутя, я могу ответить, Знайкой все зовут меня – взрослые и дети»
Незнайка вошел в город и первое, что ему встретилось на пути, был зоопарк. Жители Цветочного города пока не успели еще сделать у себя зоопарк, поэтому Незнайка никогда в зоопарке не был и не знал, как опасны дикие животные. Попав туда, он во все глаза глядел на животных. Сердце у Незнайки было очень доброе.
«Ах вы бедненькие! Зачем же вас в клетки заперли? Вам наверно погулять хочется». Незнайка открыл клетки, и все животные разбежались по парку.
Возьмите листочки, внимательно рассмотрите и скажите, каких животных Незнайка выпустил из клеток?
Цель: развитие восприятия.
Только тогда, когда все клетки опустели и в зоопарке поднялся страшный шум, он понял, что совершил большую глупость и решил вернуть всех животных на свои места, но забыл, какое животное в какой клетке находилось. И мы ему поможем в этом
- В это клетке живет животное, похожее на домашнего поросенка (кабан) Почему кабану не страшны колючки, какая окраска у кабана? Что такое купальня? Как и зачем кабан в ней моется?
- В этой клетке живет животное, которое называется рыжей плутовкой (лиса) Почему её так называют? На кого охотится лиса? Как и когда лиса мышкует? Почему охотники охотятся на лису? Как хвост помогает ей убежать от охотников?
- Этого животного называют лесным великаном (лось). Почему его так называют? Как и чем лось сражается с врагами? На что похожи рога у лося? Как отличить самца от самки? Сколько у самки рождается малышей? Почему лось не проваливается в топях? Как лось пробирается через лесное болото?
- В этой клетке живет животное, которое называют люди косолапым (медведь). Почему его так называют? Говорят, что медведь неуклюжий и нерасторопный. Правильно ли это? Как заботится медведица о малышах? Кто такой пестун? Кто такой шатун? Что медведь делает зимой? Говорят, что медведь зимой сосет лапу. А вы как думаете?
- В этой клетке живет животное, о котором говорится в загадке: «Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк) На кого похож волк? Можно ли по следу сказать, сколько пробежало волков? Почему? Когда волки строят себе логово? Когда появляются волчата? Как волки предупреждают друг друга об опасности?
Цель: закрепление знаний о диких животных, их повадках.
Игра «Несуществующее животное»
Одна клетка в зоопарке осталась пустой. Я предлагаю каждому из вас придумать какое-либо животное, которого на самом деле не существует. А теперь изобразите это животное, пройдите, как это животное (изображение идет без слов, под музыку). Остальные участники игры угадывают, какое это животное: веселое или грустное, злое или доброе и т.д.
Цель: учить детей владеть своим телом, развивать воображение.
Вот так Незнайка побывал в зоопарке. Наши приключения заканчиваются. Скажите, что вам понравилось больше, почему? Я вас всех благодарю за старание. А сейчас я зажгу свечку и все мы, передавая её друг другу, будем говорить «спасибо» за совместную работу.
