Методическая копилка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «РОМАШКА»
ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ _____________________________________________________________________________
399851, Липецкая область г.Данков, ул.Мичурина,11/1 тел./факс 8(47465) 6-40-61
Практикум с элементами тренинга
для педагогов МБДОУ
«Правила хорошей декламации»
Подготовила:
Кузнецова Марина Владимировна,
учитель-логопед
2023г.
Цель: Расширение знаний педагогов по вопросу выразительного чтения.
Задачи: Актуализировать знания педагогов по вопросам техники речи, средствам логической и эмоционально-образной выразительности, закреплению навыка составления речевой партитуры текста.
Время проведения: 1час.
Оборудование: зеркала, пособия на развитие воздушной струи, видео «Артикуляционная гимнастика», карточки с упражнениями «Песенки гласных», карточки с текстами художественных произведении и карточки с речевой партитурой текста, смайлики разных эмоций, наглядный демонстрационный материал к дидактической игре «Кукушка и сова».
Ход:
1. Приветствие участников семинара – практикума. Актуальность темы.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам принять участие в практикуме под названием «Правила хорошей декламации».
Обучение декламации - длительный и трудоемкий процесс. Наибольшей результативности можно достичь только в том случае, когда искорка горит в душе педагога, которая разожжет интерес у ребенка.
Работа педагога подчас сталкивается с некоторыми трудностями в вопросах декламации.
На семинаре – практикуме я бы хотела показать приемы, навыки, технику речи, средства логической и эмоциональной выразительности.
Результат тренинга:
1. Приобретение знаний педагогов по вопросу выразительного чтения.
2. Умения следовать правилам хорошей декламации,
3. Подбирать тексты произведений для декламации в соответствии с возрастом и потребностью детей.
3. Конструировать речевую палитру текста.
2 часть с практическими заданиями
«Если …. хотите, чтобы дитя усвоило
что-нибудь прочно, то заставьте
участвовать в этом усвоении как можно
большее число нервов, заставьте участвовать
зрение, показывая карту или картинку…
Призовите к участию осязание, обоняние, вкус.
При таком дружном содействии всех органов
вы победите самую ленивую память».
(К. Д. Ушинский)
Что значит декламировать?
В различных источниках слово трактуется по-разному. Но общий смысл заключается в том, что декламировать - это читать, произносить выразительно прозу или стихи. Подобное толкование понятия содержится в словарях Ефремовой, Ожегова, Ушакова, Даля.
Декламация - это совокупность языковых и внеязыковых средств выразительности.
Внеязыковые средства выразительности – это мимика и движения.
Движения можно разделить ещё на два понятия:
- жесты – движение рук;
- движения тела (перемещение по сцене, изменение позы).
Языковые средства выразительности – это голос.
С чего начинать?
Научиться правильно декламировать - это, прежде всего, следовать определенным советам и правилам. Без их соблюдения достичь желаемого результата будет очень трудно.
Для начала необходимо обратить внимание на степень развития речевого аппарата ребенка. Он должен работать безукоризненно. С этой целью на этапе подготовки к выразительному чтению включаются специальные упражнения
Составление комплекса артикуляционной гимнастики
Делаем вместе с педагогами
Упражнения для уточнения артикуляции гласных звуков (звуковые символы) = а, о, у, ы, и, э и т.д.
Упражнения для губ = дом, улыбка, заборчик, хоботок, бублик, их чередование
Упражнения для щек = хомяк, рыбка, футбол
Упражнения для языка = обезьяна, бульдог, часики, змейка и др.
Мимика.
Мимика – это работа мышц лица. Движение мышц отражает психологическое состояние человека, его настроение. Мимика отражает те чувства, которые он хочет выразить. Выражение лица – именно так в обиходе мы называем работу мышц под кожей. Выражение лица помогает собеседникам понять настроение друг друга даже без слов. Именно мимика показывает окружающим, насколько собеседник эмоционально отзывчив.
В декламации важен показ педагогом интересного, яркого прочтения текста.
У этого этапа есть очень важная цель. Дети должны понять: нельзя читать просто так. Нужно прочитать стихотворение, чтобы слушатели не отрывали от педагога глаз. Начав с простых сюжетов, прочитанных на высоком эмоционально - окрашенном уровне, вызвав у детей смех или сопереживание, мы вызываем у них желание прочитать стихотворение так же интересно, смешно или трагично. Так проявляется первый интерес к декламации.
Начинать надо с простого стихотворения, но эмоционально насыщенного. Это стихотворение А.Барто «Зайка». Можно взять любое сюжетное, которое можно инсценировать, не прибегая к атрибутам.
Методический приём «Сам себе смайлик». Помогает закрепить у детей понятие «мимика».
1. Беседа. Впечатления детей об услышанном:
- Я думаю, вам легко было представить бедного зайчика. Я старалась, чтобы чтение такого простого стихотворения было интересным. Так всегда получается, когда лицо изменяется во время чтения. Это мне помогали мышцы лица. Прижмите пальчики к лицу, где у нас переносица. Теперь нахмурьтесь. Чувствуете, как работают мышцы? Они находятся под кожей и делают ваши лица выразительными. Вот так должно двигаться ваше лицо, когда вы читаете стихотворение. Тогда ваше чтение будет выразительным, интересным! (Можно ещё пощупать мышцы около носа, предложив детям улыбнуться. Они должны почувствовать движения мышц. Понять, как они работают, отзываются на то или иное наше настроение).
Почти для всех детей это является настоящим открытием. Ребята с удовольствием трогают лицевые мышцы, пытаясь понять их работу, анализируют движения кожи лица.
Эти знания являются поистине эвристическими! Важно подхватить этот порыв и попробовать ещё несколько исполнить несколько простых эмоций, которые доступных даже самому скромному в эмоциональном плане человеку. Здесь можно употреблять слово «эмоция» как можно чаще. Пусть оно запомниться детям.
Упражнения для закрепления детьми понятия «мимика».
Пальчики рук должны находиться в области лица на том месте, где происходят мимические движения. Дети должны понять, что в зависимости от эмоций и движение мышц разные.
Игра с педагогами . Смайлики (с зеркалами)
- улыбнуться (работают мышку в уголках губ)
- нахмуриться (мышцы на переносице)
- разозлиться (мышцы нижней части лица, переносице, лба, напряжённость в области шеи)
- расслабиться (поискать, где изменилось напряжение мышц… такого нет, все мышцы расслаблены)
- представить, что вы зовёте друга, который находится очень далеко от вас (работают все мышцы лица и шеи)
В последующей работе можно использовать игру «Отгадай смайлик». Соседи по столу могут загадывать мимические загадки друг другу. Так же один ребенок выходит к доске и загадывает смайлик всей группе.
Коллективная деятельность. Методический приём «Попробуй как я – сделай лучше!»
В тоже время хочется особо отметить, что яркая работы над мимикой не должна перерасти в кривляние, гримасничество.
Постановка дыхания также важна при обучении декламированию художественных текстов. Существует немало упражнений, которые научат ребенка в игровой, занимательной форме правильно дышать во время чтения.
От дыхания зависят красота, сила и легкость голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность речи. Правильное дыхание способствует физическому развитию голосового аппарата, снимает общее и голосовое утомление, обогащает речевой голос, благотворно воздействует на здоровье занимающегося; предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания.
Звуковую дыхательную гимнастику целесообразно чередовать с дыхательной гимнастикой при мысленном чтении. Дыхательная гимнастика с мысленным чтением на фазе выдоха является одной из наиболее эффективных форм тренировочной работы по освоению правильного дыхания.
Также я рекомендую освоить упражнения на выработку носового дыхания.
Делаем вместе с педагогами упражнения:
- Прижать правую ноздрю пальцем, вдохнуть левой ноздрёй; зажав левую ноздрю, выдохнуть через правую. Затем наоборот. Повторить поочередно 4-6 раз.
- Поглаживая нос (боковые части хребта носа) от кончика к переносице средними или указательными пальцами обеих рук, делать вдох. На выдохе постукать указательными и средними пальцами обеих рук по ноздрям. Повторить 4-6 раз.
- Поглаживать нос на вдохе тем же движением. Затем концы указательных пальцев на вдохе упереть в крылья носа и по мере прохождения воздушной струи через нос делать вращательные движения, как бы ввинчивая пальцы. Повторить 4-6 раз
- На выдохе коротким, быстрым движением провести указательным пальцем но нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его кверху. Во время выдоха то прикрывать на короткое время ноздри большим и указательным пальцами правой руки, прерывая вдох, то открывать проход для воздушной струи. Повторить 4-6 раз.
- Вдох – поглаживать нос, как в упражнении 2. На выдохе круговыми движениями похлопывать кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, лоб, щеки. Повторить 4-6 раз.
- Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. Повторять 10-12раз.
- Расширять ноздри - вдох. На выдохе ноздри принимают положение покоя. Повторить 4-6 раз.
Также я рекомендую дыхательную гимнастику с движениями А.Н.Стрельниковой и С. Томилиной.
Движение.
Жестикуляция – наиболее доступное средство выразительности для детей дошкольного возраста. Жестами можно сказать столько же, сколько и словами. Они обладают большой эмоциональной силой. Дети пользуются жестами в повседневной жизни при общении друг с другом и легко понимают значение их использования при чтении стихов.
Методический приём «Меньше дела, больше слов».
Первый этап. Раскрепощение рук. Как правило, дети с большим трудом понимают, как руки могут помочь в декламации. Поэтому надо им помочь.
Педагог объясняет, что использование жестов при чтении стихотворения - это важная часть декламации. Можно показать наглядно, как нелепо выглядит чтец, когда при эмоциональном прочтении текста руки крепко прижаты к телу. Обратить внимание детей, что в жизни мы постоянно сопровождаем нашу речь жестами. Мы жестикулируем в повседневной жизни. Жесты помогают нам понять собеседника даже без слов. Жест тесно связан с мимикой. Это два компоненты выразительного чтения, которые надо задействовать.
Предлагается отгадать мимические загадки с сопровождением жестов. Педагог показывает, дети отгадывают
Игра. Мимические отгадки с сопровождением жестов.
Педагоги отгадывают или показывают с помощью жестов
- руки подносятся к лицу, рот приоткрыт (испуг);
- махи кистями рук в области лица (показывает, что ему жарко);
- прикрывает голову руками, взгляд испуган (ожидание удара, страх);
- «ми-ми-мишка» - (увидел что- то очень милое);
- кулачки нервно стучат друг об дружку, лицо тревожное (нервное ожидание чего то - важного) и др.
Дети очень любят такие загадки и с удовольствием их отгадывают, здесь и закрепляется значение слова жест.
Далее переходим к более значимым движениям рук, которые используются при чтении стихотворений. Просим показать образы, явления, действия. Постоянно акцентируем внимание детей на том, что жесты и мимика не существуют по отдельности. Они работают вместе
Игра с педагогами. « Покажи…
- даль (руки плавно отводятся от туловища, взгляд следит за кончиками пальцев);
- трагический жест (работаю кулачки, губы сжаты, взгляд твёрдый);
- так себе (кисти ладоней производят вертикальные вращательные движения (фонарики), лицо выражает неопределённость);
- отлично (большой пальчик поднят вверх, показывает «класс!», кивок головой и утвердительное, весёлое выражение лица)
Этим упражнением у ребят закрепляются навыки подключения работы рук к работе мимики. Им становится понятно, почему руки не могут двигаться самостоятельно, вне текста и эмоций.
Такую игру сопровождаем фразами:
- ваша мимика и жесты подружились;
- какие красивые и правильные жесты вы подобрали к той или иной мимике;
- ваши киты очень дружные;
- теперь зрителям будет интересно слушать, как вы рассказываете стихи;
- теперь вы понимаете значение слова «выразительно»
Голос.
Это способность человека издавать звуки при разговоре. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос. Воздух, проходя по трахее и бронхам, вибрирует и создает звуковые колебания. К голосовым возможностям относится:
- сила голоса;(громко,тихо,шепотом…)
- высота звучания;(низкая частота-низкие ноты, высокая частота- высокие ноты)
- тембр;
- интонация;
- темп (радостно,огорченно, удивленно, грустно…)
и др.
Большим недостатком в процессе чтения детьми литературного текста я считаю отсутствие пауз.
Звучание голоса сродни звучанию музыкальных инструментов. Он может и должен быть разным. Не только в разговорной речи, но и при чтении стихов и прозы. Но каждому человеку это умение дано в разной степени. Умению управлять своим голосом способствует наличие у человека музыкального слуха. Музыкальный слух – качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать.
С трёхлетнего возраста в дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях с детьми проводится работа по умению различать высоту звука. Используются дидактические игры: музыкальные лесенки, игра «Три медведя» и др., У многих детей звуковысотный слух развивается слабо, некоторым людям так не удаётся научиться этому. Про таких людей в народе говорят: «Медведь на ухо наступил». И это нужно принять, как данное.
С возрастом слуховые данные могут улучшиться
В интересном прочтении текста можно услышать тембровые, темповые, динамические изменения голоса. У педагога-чтеца, который не освоил на практике умение пользоваться этим средством выразительности, чтение звучит монотонно. Оно лишено всяческой интонационной окраски. Дети зачастую вовсе не понимают, что от них хотят взрослые.
Методический приём «В гости к филину» поможет детям понять разницу в звукоизвлечении при разной нагрузке на горло. Это упражнение поможет им научиться изменять высоту своего голоса. Проводятся игры на развитие звуковысотного, тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Дети знают, что у каждого человека разный голос. Разный тембр, разная высота. Поэтому мы можем определить по слуху: кто разговаривает, даже если не видим этого.
Эту игру я предлагаю показать музыкальному руководителю Шохиной Л.Ф
Можно провести следующую игру. На доске нарисовано дерево. Внизу рисунка находится сова, а на верхушке филин (их можно просто обозначить векторным изображение «галочка», а можно расположить маленькие иллюстрации птиц). Далее звучит рассказ про то, как эти птицы познакомились.
- Сидит на пеньке сова, ухает…. (Издаём низкий звук, на доске, внизу, рисуем линию) А вот так кричит на верхушке дерева филин (издаём звонкий звук, рисуем линию наверху доски). Слышите, какие разные у них голоса? У одной - низкий, у другого - высокий. Повторяйте вместе со мной (активизируем голосовые возможности детей). И вот решила однажды сова посмотреть, кто это так звонко разговаривает там, наверху? Решила подняться на верхушку дерева. (соединяем линии диагонально, изменяем высоту голоса в соответствии с положением линии на доске на слог «ух»). Поднялась, познакомилась с филином, и спустилась обратно, вниз (демонстрируем движение вниз голосом). Таким разным голос может быть у всех вас. И низким, и средним, и высоким. МЫ будем использовать разную высоту голоса, когда начнём учить и читать наизусть стихи.
Понятие «голос» очень обширное. И хотя пауза – это тишина, молчание, отсутствие звукового звучания, я отнесла это понятие к киту «голос».
Пауза.
Пауза – остановка голоса. Пауза – это не просто молчание. Это полноценный элемент речи и одно из средств выразительности. Она разделяет речевой поток на части. Вот две её основные функции в декламации:
- привлечь внимание зрителей;
- помочь погрузиться в смысл произведения не только зрителю, но и самому чтецу, почувствовать глубину мысли.
Дети не понимают значения пауз, не видят смысла в остановках между строчками, четверостишиями, словами. В лучшем случае останавливают движение голоса, что бы взять дыхание. Чтение текста напоминает речитатив.
Паузы. Паузы должны быть выразительными. Если педагог не научит детей делать паузы и изменять интонацию голоса, они никогда не прочитают красиво стихотворение.
Паузы чувственно обогащают чтение. Нужно объяснить детям, что они могут быть не только между строчками стихотворения. Делать их можно тогда, когда представляешь различные явления природы, когда хочется выразить чувства особенно ярко. Так не странно, но это можно изобразить с помощью через молчание, тишину.
Подготовка к выразительному чтению воспитателя
Читать выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Напомним, что одна из закономерностей усвоения речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительности речи: интонационную выразительность он усваивает почти инстинктивно.
Следовательно, выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств.
Определенный уровень развития эмоциональной сферы психики детей той или иной возрастной ступени, достигнутый средствами интонации, позволит воспитателю помочь им усвоить выразительные средства лексики и грамматики (морфологии и синтаксиса) на следующей возрастной ступени.
Подготовка к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей (определенного возраста), и ищет средства, как облегчить им восприятие текста2.
Орфоэпия чтеца. Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры речи3. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д.— [сваиво], [иво], [сиводн'], [булъшнъ!], [скушнъ], [што], [щаст'], [катащъ], [смиюцъ], а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, ќ́о́клюш и т. д.
Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. Настольной книгой-справочником для каждого воспитателя должен стать словарь «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Ава-несова и С. И.Ожегова.
Сила голоса чтеца. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит прежде всего от содержания произведения. Как правило, читать надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает.
Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием. Так, сначала ровным негромким голосом произносим:
И однажды утром рано Мы услышим в тишине...
Дальше голос крепнет и звучит как рапорт: «Космонавт Егор Степанов С Марса шлет привет Луне!»
(С. Михалков.)
Точности и выразительности речи способствует
правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Темп речи.
Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Так,
стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» читается очень неторопливо:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего.
Но совеем в другом темпе, быстро и задорно, читается его же «Песенка друзей»:
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, чижика, собаку, петьку-забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая!
Часто в одном и том же произведении мы разные части читаем по-разному. Так, в стихотворении С. Михалкова «Бараны» темп речи меняется следующим образом:
По крутой тропинке горной (Неторопливое, размеренное
шел домой барашек черный повествование.)
и на мостике горбатом
повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: здесь двоим нельзя пройти— ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Мэ-э,— ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами, уперся другой ногами... Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти.
(Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит быстро.)
(Такой же быстрый темп: черный баран раздражается, говорит еще быстрее брата.)
(Очень быстрый темп: передается «бои» баранов.)
Сверху солнышко печет, (Медленно, повествовательно.) а внизу река течет. В этой речке утром рано утонули два барана.
Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные — иногда почти скороговоркой.
Паузирование.
С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Вот как надо расставить паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»:
Она смотрит на стол /и наконец/ замечает рюмку с подснежником./
— Подснежник,— /радостно/ говорит она.— /Откуда?/ Где вы его взяли?/
— Я нашел его /сегодня в лесу,— /с гордостью сообщает Сережа.— /Это тебе / подарок./
Мама берет рюмку с цветком./
— Спасибо,— /говорит она.— /Это первый/ весенний цветок./ Он под снегом растет. /Значит,/ весна / уже наступила.
В первом предложении паузы помогают создать картину происходящего: взгляд женщины рассеянно скользит по столу и неожиданно останавливается на цветке. Во втором предложении паузы оттеняют смену настроения героини: ею овладевает радостное удивление. В третьем и в последнем паузы также передают настроение: радость сына (смог порадовать мать) и задумчивую нежность матери.
Чаще всего мы пользуемся паузами и при передаче эмоциональной напряженности в отдельных местах рассказа или стихотворения: паузами мы подчеркиваем эту напряженность. части стихотворных строк, что читающий и слушающий воспринимают Постановке пауз учат стихи В. В. Маяковского: поэт так располагал значимость каждого его слова:
Кенгуру.//
Смешная очень:/ Руки /вдвое короче.// Но за это у ней/ Ноги /вдвое длинней.
(В. Маяковский.)
Расстановка логического ударения. Эмоциональная окраска голоса чтеца. Велико значение эмоциональной окраски голоса (его тембра): в зависимости от того, с каким выражением произносят одни и те же слова, может совершенно меняться их смысл. Воспитатель, перед тем как читать или рассказывать детям художественное произведение, должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное рассказывание и чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу.
Тембровая окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого. Даже заразительно смешные рассказы Н. Носова, прочитанные без должного настроения, с унылым лицом, не вызовут радости и веселого смеха детей.
Очень важен жест при чтении и рассказывании: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо обдуманно пользоваться жестом, не злоупотреблять им.
При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действия героев и их мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.
Например, воспитатель читает или пересказывает сказку
В. Катаева «Цветик-семицветик» про добрую девочку Женю. Женя еще маленькая и потому сначала не знает, не умеет поступить правильно в тех ситуациях, в которые попадает. Она часто ошибается и, как только замечает свою ошибку, сейчас же старается ее исправить, учится поступать хорошо. Взрослый тембром своего голоса должен показать, как он сочувствует героине во всех ее злоключениях, как огорчается вместе с ней при каждой неудаче, как радуется, когда девочка совершает наконец добрый, благородный поступок. В голосе воспитателя слышится любопытство и некоторое недоверие, когда Женя в первый раз хочет испробовать волшебное свойство цветика-семицветика: приятное удивление от того, что желание в самом деле исполнилось; тревога за девочку, по недоразумению своему очутившуюся на Северном полюсе в летнем платьице; неодобрение, когда Женей вдруг с досады овладела бессмысленная жадность и она завалила себя игрушками; наконец, радость, удовлетворение от того, что девочка совершила свой первый добрый, по-настоящему человечный поступок: отказавшись от мелких удовольствий, сладостей, она оторвала последний лепесток цветика-семицветика, чтобы выздоровел больной мальчик, и свое волшебное заклинание она «запела тонким голоском, дрожащим от счастья» (подчеркнуто мной.— Л. Ф.).
Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. И наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко ими воспринимается.
Воспитатель должен заранее уяснить построение рассказа, сказки: в повествовании может быть один эпизод, а может быть несколько, причем иногда они по настроению противоположны (например, в сказке «Три поросенка»), а иногда (например, в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах») эмоциональное напряжение усиливается от эпизода к эпизоду.
Метод поисковой ситуации. «Творческая мастерская
Творчество в декламации заключается в том, что каждый человек читает вслух по-разному. У каждого свой тембр, эмоциональные данные. И умение гармонично задействовать все правила.
Как же можно активизировать этот навык?
Методический приём «Цепочка». После прочтения одним ребёнком стихотворения, всем остальным предлагается прочитать любую строчку из него по-своему. Можно просто предложить любую строчку из любого стихотворения. Игра проводится по цепочке, прерывать которую нельзя. Каждый ребенок читает строчку по- своему.
Работа по цепочке активизирует творческие способности детей. Они на практике познают разнообразие интонационной выразительности, учатся находить свои способы их выражения. В такой игре присутствует соревновательный дух. Дети знают, что цепочка дойдёт до них, придумывают разные эмоции, способы их использования.
Практическая часть для составления воспитателями графической партитуры текста.
Задание 1. Подготовьтесь к чтению художественных произведений для детей. Для этого прочитайте тексты на листочках, выбранные для чтения, отметьте в них графическими знаками (т. е. сделайте графическую разметку), а также запишите на полях:
а) пауза (вертикальная черта);
б) логическое ударение (подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение);
в) повышение, понижение тона (//);
г) замечания о тембре голоса на полях: «радостно», «укоризненно», «печально», «с достоинством» и т. д.;
д) замечания о жестах, сопровождающих речь на полях: «всплеснуть руками», «покачать головой», «расширить или прищурить глаза» и т. д.
Задание 2. Прослушайте своих коллег, подготовивших чтение. Оцените их чтение (правильно ли выбран темп, на месте ли паузы, логическое ударение, выразителен ли эмоциональный тембр голоса и т. д.). Особенно следите за соблюдением правил орфоэпии.
Вывод: Таким образом, и дошкольникам и педагогам важно освоить технику речи и следовать правилам хорошей декламации. Это умение поможет не только самому чтецу наслаждаться красотой языка, понимать глубокий смысл, чувствовать настроение, заложенное в тексте, но и передавать все это слушателям.
Обучение выразительному чтению дает возможность получить психологическую разрядку, наслаждение от восприятия художественного произведения. Все это положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребенка.
